Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Слепнева Ю. В.
ассистент кафедры налогов и налогообложения
Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г. Улан-Удэ)


Исследование механизма регулирования интеллектуального обеспечения региональных инновационных систем
Статья посвящена изучению процессов интеллектуального обеспечения развития региональных инновационных систем. Описаны основные мировые способы регулирования интеллектуального обеспечения. Приведены результаты анализа статистических данных интеллектуального обеспечения региональной инновационной системы Республики Бурятия. Предложены некоторые мероприятия по формированию механизма регулирования интеллектуального обеспечения системы в РБ
Ключевые слова: региональная инновационная система, интеллектуальное обеспечение, механизм регулирования процессов интеллектуального обеспечения
УДК 330.101.542; ББК 65.04   Стр: 266 - 268

Современное экономическое развитие отличается уверенной ориентацией на инновационный тип, основанный на использовании знаний в качестве основных ресурсов. Опыт развитых стран показывает, что именно такой сценарий развития способен достигнуть успеха. Качество экономического роста обеспечивается инвестициями в научные исследования и разработки, повышением инновационной активности организаций, в сферу образования. Следует подчеркнуть, что эффективного экономического роста не достигается одними лишь финансовыми вливаниями в различные социально-экономические сферы.
Успех инновационного развития экономики во многом определяется организационно-экономическими связями, протекающими между участниками, которые находятся в тесной взаимосвязи по созданию, обмену, преобразованию и реализации новых знаний. Эта сложная система взаимосвязей находит свое отражение в понятии инновационной системы.
Изучение сущности инновационных систем является объектом пристального внимания многих зарубежных и отечественных исследователей, среди которых М.К. Бандман, П.Я. Бакланов, Н.Н. Баранский, А.Г. Гранберг, В.А. Гневко, В.И. Ишаев, В.В. Кистанов, Н.Н. Колосовский, Ф.Н. Кловцог, С.В. Кузнецов, Б.Г. Салтыков, А.И. Анчишкина.
Как правило, инновационные системы принято делить на три уровня: мировой, национальный, региональный. В настоящее время усилилось внимание к региональным инновационным системам (РИС). Это связано с возможностью последних учитывать все специфические черты территории, отвечая ее потребностям и укрепляя тем самым ее позиции на региональном и даже мировом рынках.
Необходимость формирования действенного механизма регулирования интеллектуального обеспечения региональных инновационных систем объясняется ростом приоритетов процессов генерации и распространения знаний в инновационной политике региона. Прогрессивное вовлечение таких процессов в функционирование экономики становится благоприятным условием для становления их как предопределяющих факторов инновационного развития. Наиболее полно подобные взаимосвязи раскрываются в рамках становления, развития и существования региональных инновационных систем. В условиях постоянного движения инновационных «операций», а именно так выглядит сущность РИС, правильно сформированное и отрегулированное сопровождение таких «операций» элементами интеллектуального характера обеспечивает достижение высочайших результативных показателей.
Под интеллектуальным обеспечением региональных инновационных систем следует понимать процесс сопровождения деятельности системы, интеллектуальными операциями, включая создание, преобразование и использование информационно-знаниевых потоков, с целью развития внутренних возможностей и собственных конкурентных преимуществ системы.
Одним из основных направлений в области регулирования процессов интеллектуального обеспечения любой инновационной деятельности в США является поддержка и стимулирование сферы высшего образования, как сильнейших образовательных и научно-исследовательских комплексов. Университеты США представляют собой самостоятельных участников инновационной экономики, а на базе самых крупных даже создаются мощные технопарки. Основоположником технопаркового движения в США является научный парк Стэндфордского университета (штат Калифорния). На сегодняшний день США является обладателем более 30% доли всех технопарков мира.
Создавая эффективно функционирующие технопарки вокруг университетов, Соединенные Штаты сформировали действенную модель регулирования интеллектуального обеспечения инновационных систем через призму отношений науки, бизнеса и образования. Четко отлаженная система интегрирования позволяет формировать необходимый баланс между компонентами данных сфер, сопровождая каждый этап инновационной деятельности квалифицированными специалистами, информацией, новыми идеями, финансовыми и реализационными возможностями и т.д.
Успешный опыт создания действенных технопарков США не остался не замеченным и многие страны использовали его при развитии своей инновационной экономики. Так, подобные системы интеграции деятельности науки, бизнеса и образования существуют и во Франции. Однако отличительной особенностью французской инновационной политики в данном направлении является ее ориентация на создание структуры, которая называется «кластеры конкурентоспособности». Она построена на базе научных исследований, образования и промышленной составляющей [1]. Кроме того действующим рычагом управления механизмом интеллектуального обеспечения, является система отношений производство-образование: в регионах создаются научно-производственные центры, с которыми сотрудничают университеты и высшие школы, а производство финансирует обучение специалистов, студентов, аспирантов и докторов наук [2].
Кроме того, интеллектуальное обеспечение инновационной деятельности во Франции регулируется мероприятиями со стороны министерства образования. Они направлены главным образом на увеличение предпринимательской активности студентов и заключаются в создании множества экспериментальных структур для студентов, дополнительных квалификаций в университетах, а также в организации различного рода курсов помогающих студентам и аспирантам вливаться в инновационные проекты, реализуемые на предприятиях.
Все это способствует развитию системы сопровождения деятельности инновационных систем элементами интеллектуального содержания, среди которых в первую очередь, сами источники интеллектуальных ресурсов — специалисты, а также информация, идеи, знания, опыт и прочие профессиональные и творческие способности людей, что является составными частями интеллектуального обеспечения.
Эффективное взаимодействие бизнес структур с научно-образовательной средой, которое является неоспоримым достоинством ряда стран-лидеров, к сожалению, для России на данный момент имеет статус сложного, не до конца отрегулированного механизма, препятствующего активизации инновационной деятельности.
Интеллектуально-инновационный цикл, лежащий в основе интеграции деятельности бизнеса, науки и образования путанный и несвязный. Если во Франции предприятия сотрудничают с университетами и научными центрами, осуществляя двусторонний контакт (обеспечивают студентов работой, а сами пользуются результатами интеллектуального труда — научными исследованиями, идеями и разработками), то в России предприятия отдают предпочтения разработкам и технологиям зарубежного происхождения.
Отсутствие скоординированности действий бизнес-структур и научно-образовательных сфер привело к тому, что не задействован огромный интеллектуальный потенциал страны. Большие затраты на дорогостоящие импортные разработки и технологии, нереализованность отечественных инновационных товаров и исследований, отсутствие согласованности действий между участниками инновационных процессов в совокупности образуют неблагоприятные условия для осуществления инновационного развития экономики. Очевидно, что в таких условиях качественное и сбалансированное интеллектуальное обеспечение формирования и развития инновационных систем практически невозможно.
В связи с данными обстоятельствами, одним из приоритетных направлений в стратегии экономического развития России является именно инновационное развитие экономики, в рамках которого особое внимание уделяется формированию единства науки, бизнеса и образования.
На уровне регионов инновационное развитие экономики происходит с наиболее разными степенями интенсивности. Учитывать специфические черты того или иного региона, при выстраивании вектора инновационного развития, позволяют региональные инновационные системы, целью создания которых, как было сказано в работе [3], следует считать организацию условий для устойчивого развития экономики региона, с учетом эффективного использования интеллектуального потенциала, создания и трансфера новых знаний.
Это еще раз подчеркивает значимость интеллектуального обеспечения развития региональных инновационных систем и, как следствие, актуальность формирования активного и результативного механизма регулирования такого обеспечения.
В современных условиях, интеллектуальное обеспечение становиться форсирующим фактором для развития региональных инновационных систем. От имеющегося в регионе интеллектуального потенциала зависит состояние и специфика РИС. И, наоборот, от степени развитости РИС и ее потребностей зависят количественные и качественные характеристики интеллектуального потенциала территории. Таким образом, формируется интеллектуальное обеспечение РИС, адекватное имеющимся требованиям и отвечающее поставленным задачам.
О том, что в структуре региональной инновационной системы Республики Бурятия сохраняется интеллектуальный потенциал, свидетельствует показатель численности исследователей с учеными степенями, который в 2011 году имеет значение 488тысяч человек. В динамике лет, с 2000 года этот показатель имел тенденцию к росту и самое большое значение он достиг в 2009 году, затем снизился на 23,7%, но в 2011 году снова вырос.
Не смотря на нестабильную динамику исследуемого показателя, формированию и развитию интеллектуального потенциала Республики способствует работа организаций, ведущих подготовку аспирантов и докторантов. С 2000 года число организаций, занимающихся подготовкой аспирантов, со значения 5 выросло до показателя 9 в 2011 году. Численность аспирантов за этот же период увеличилась на 309 человек. Подготовкой докторов наук в 2009 году в Бурятии занималась 1 организация, а в 2011 году таких организаций насчитывается 5, численность докторантов за анализируемый временной промежуток увеличилась на 23 человека.
Развитию ресурсной базы интеллектуального обеспечения региональных инновационных систем Республики Бурятия так же способствуют мероприятия в сфере законодательства. в числе последних таких мероприятий можно назвать разработку государственной программы «Развитие образования, науки и молодёжной политики на 2013-2017 годы и на период до 2020 года», основной целью которой является повышение доступности образовательных услуг с учетом потребностей граждан.
Для того чтобы обеспечить региональную инновационную систему интеллектуальными составляющими не достаточно просто предоставить специалистов и дать возможность доступа к информационным ресурсам. Необходимо создавать и постоянно поддерживать резерв интеллектуальных ресурсов, запас источников интеллектуального обеспечения.
Удельный вес студентов ВУЗов в общей численности занятых в экономике, как показатель инновационного потенциала в структуре РИС, в Республике Бурятия имеет следующие показатели: в 2007 году — 12%, в 2008 году — 11,5%, в 2009 году — 12%, в 2010 году — 11%, в 2011 году — 11%.
Выбор показателя удельного веса студентов высших учебных заведений в общей численности занятых в экономике для анализа инновационного потенциала объясняется тем, что население, составляющее студенчество является определенным резервом работников интеллектуального труда. И возрастание значений такого показателя, дает право говорить о повышении потенциальных возможностей пополнения рынка труда сотрудниками с высоким уровнем интеллектуального потенциала.
Анализ статистических данных позволяет делать выводы о том, что исследуемый регион обладает определенным количеством интеллектуального потенциала, который выражается: в работе образовательных учреждений, а так же в результативной составляющей такой работы; в стабильной динамике численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками; в положительной динамике поступающих в университеты и т.д. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Республика Бурятия располагает ресурсами, необходимыми для интеллектуального обеспечения региональной инновационной системы, эффективная координация которых способна дать региону возможности для успешного инновационного развития экономики региона.
Мировая практика показывает, что сегодня инновационные системы любого уровня рассматриваются как системы трансформации знаний. И это главным образом системы открытого типа, внутри которых уже известные информация и знания, служащие объектом деятельности систем. В свою очередь, функционирование региональных инновационных систем предполагает под собой реализацию целого ряда функций, среди которых можно назвать приобретение и производство знаний, их распространение, упорядочение и стандартизацию, применение знаний и управление ими. Все эти функции осуществляются различными участниками РИС: университеты, исследовательские институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские отделы компаний, центры трансфера технологий, институты стандартизации, патентные агентства и правительственные учреждения, включенные в инновационную политику.
Исследуя инновационную деятельность Республики Бурятия, к участникам РИС можно отнести главным образом, Правительство Республики Бурятия, Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, университеты Бурятии, бизнес-центры, крупные промышленные предприятия региона, такие как Улан-Удэнский авиационный завод и Тимлюйский цементный завод и другие. Одним из перспективных направлений инновационного развития Республики Бурятия является формирование мощного туристического кластера посредством развития туристско-рекреационной зоны на Байкале.
Как уже было выяснено, решающим фактором в развитии региональной инновационной системы, а так же в формировании механизма регулирования интеллектуального обеспечения РИС, становятся связи и операции обмена знаниями. То есть, процессы интеллектуального обеспечения должны проникать не только во все этапы инновационной деятельности каждого из участников РИС, но и сопровождать происходящие между ними связи обмена идеями, информацией, разработками, знаниями и т.д. Таким образом, процессы регулирования интеллектуальным обеспечением региональной инновационной системы должны учитывать не только ресурсы и потребности ее участников, но и способности каждого из них к взаимодействию, отвечая требованиям необходимым для такого взаимодействия.
По результатам проведенной оценки интеллектуального обеспечения региональных инновационных систем Республики Бурятия, становиться ясно, что уровень интеллектуального обеспечения развития региональных инновационных систем Бурятии находиться в стадии формирования и продвижения. Исследование показало, что самыми переломными вопросами инновационного развития региона являются стабильное, но не достаточное количество персонала занятого научными исследованиями и разработками, а также количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки. В 2011 году данный показатель имеет значение 15, для сравнения в соседнем регионе Иркутской области этот же показатель равен 46 [5]. На протяжении многих лет Республика Бурятия характеризуется низкими затратами на обучение сотрудников, связанных с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что отражает вложения в развитие интеллектуального потенциала, как необходимой составляющей при осуществлении инновационной деятельности на любом уровне.
Рис. 1. Динамика удельного веса затрат на обучение сотрудников, связанных с использованием ИКТ, в общей сумме затрат на ИКТ в РБ (%) [5].
Опираясь на успешный опыт развитых стран и регионов, учитывая специфику Республики Бурятия, принимая во внимание существующие проблемы инновационного развития территории, становиться возможным, сформировать ряд направлений, способных скорректировать механизм управления процессами интеллектуального обеспечения РИС в сторону успешного развития.
Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации, а это значит, что все особенности инновационного развития страны характерны и для республики. Это в первую очередь, слабо налаженная система интеграции деятельности науки, бизнеса и образования, влекущая за собой сбои в системе сопровождения инновационной деятельности элементами интеллектуального содержания.
Поэтому, первоочередным шагом на пути формирования действенного механизма координации интеллектуального обеспечения для Республики Бурятия должно стать регулирование согласованности действий участников РИС. Региональная политика должна создавать условия для того, чтобы интересы университетов и промышленности не расходились, чтобы исследования, проводимые в университетах, находили свое применение на предприятиях и в организациях.
Далее, необходимо фокусироваться на специализированных областях знаний. Университеты должны производить знания главным образом в тех областях, в которых они твердо занимают ведущие позиции. Это позволит улучшить качество интеллектуального обеспечения, так как уверенная специализация в определенных областях дает возможности для повышения качества выпускаемых специалистов и проводимых исследований.
Немаловажное значение для развития системы интеллектуального обеспечения имеет финансовая сторона вопроса: низкие затраты на развитие сотрудников, связанные с использованием информационно-комуникационных технологий, низкие инвестиционные вложения в местные исследования и разработки, слабое финансирование научно-образовательной сферы. Частичное решение данного вопроса возможно благодаря реализации двух вышеописанных мероприятий, которые способны повысить инвестиционную привлекательность региона.


Литература
1. Вуйменков С.А.Концепция адаптации образовательной системы к современным потребностям регионального развития // Экономические науки. — 2009. — № 5.
2. Зубарев А.С., Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Создание региональной инновационной системы -показатель устойчивого развития экономики региона // Инновации. — 2007. — № 7. — С.59–63.
3. Миносян А.А. Роль интеллектуальных ресурсов в обеспечении инновационного развития предприятия //Вектор науки ТГУ. Сер. «Экономика и управление». — 2012. — № 1 (8). — С. 67–70.
4. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия