| | Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Кирушева Н. Ю. соискатель кафедры банковского дела Сыктывкарского государственного университета
| |
| | В статье представлены результаты изучения барьеров входа на товарные рынки продукции лесопромышленного комплекса Республики Коми. Определены факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на этом рынке. Выявлены особенности влияния конкуренции на уровень инновационного развития лесопромышленного комплекса Республики | Ключевые слова: Республика Коми, лесопромышленный комплекс, барьеры входа на рынок, инновации, инновационное развитие, влияние конкуренции на инновационное развитие | УДК 332.1; ББК 65.30 Стр: 303 - 306 | За последние десятилетия отмечено усиление конкуренции фактически во всем мире. Ее движущей силой являются инновации. Конкуренция не только заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности, но и повышать качество продукции, совершенствовать технику и технологии.
В настоящее время конкурентная среда на товарных рынках продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) Республики Коми характеризуется, как умеренно концентрированная. Товарный рынок офисной и упаковочной бумаги в республике представлен в основном продукцией ОАО «Монди СЛПК», ведущего мирового производителя данного вида продукции. Рынок балансовой древесины республики имеет практически одного покупателя, поэтому он относится к монопсоническому.
Рынок плитной продукции (шпона, фанеры, плит, панелей) Республики Коми представлен на 1 января 2013 г. семью организациями. Значительные объемы фанеры реализуются на экспорт (60% в объеме производства фанеры в 2012 г.) [1], древесностружечные и древесноволокнистые плиты менее востребованы на международном рынке (1,2% и 2,3% в объеме производства соответственно) [2] и поэтому реализуются на территории России и Республики Коми. Несмотря на отнесение рынка пиломатериалов Республики к рынкам с развитой конкуренцией, структура лесопромышленного комплекса в целом характеризуется существенными диспропорциями в размещении производства и концентрацией в Центральной зоне (г. Сыктывкар, Усть-Вымский район). В общереспубликанском объёме производства пиломатериалов доля г. Сыктывкар составляет более 60% [3].
С целью изучения барьеров входа на товарные рынки продукции ЛПК Республики Коми (а именно рынок заготовки балансового сырья для лесной промышленности/рынок лесопильных и деревообрабатывающих производств/рынок производства древесных плит/рынок деревянного домостроения), а также развития малого предпринимательства в отрасли, в августе 2013 г. было проведено исследование. Исследование проводилось методом телефонного опроса респондентов на основе заранее разработанной анкеты.
Анкета разработана с использованием формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организаций» [4]. Были изучены существующие на данный момент методики оценки инновационного развития региона, отрасли промышленности, предприятия [5, 6, 7, 8] и факторы, оказывающие влияние на уровень инновационного развития указанных экономических субъектов.
В ходе исследования было опрошено 67 предприятий ЛПК Республики Коми, из них юридических лиц — 35 единиц, индивидуальных предпринимателей — 32 единицы. Большинство опрошенных (48% или 32 предприятия) занимаются двумя и более видами деятельности, среди которых одно — лесозаготовка, второе/третье — лесопиление, домостроение, производство топливных гранул. 31% респондентов представлен предприятиями, осуществляющими только лесозаготовку, 7% — только лесопилением. Четыре (6%) из опрошенных предприятий занимаются домостроением, и одно (2%) производство относится к плитным. Срок ведения бизнеса большинства респондентов (67%) — более 5 лет, 30% респондентов ведут деятельность один-пять лет, и 3% опрошенных — менее 1 года.
65% респондентов считают, что начать новый бизнес на рынках лесной промышленности в Республике Коми сейчас достаточно сложно: 15,1% респондентов оценили сложность начала бизнеса на 4 балла (по шкале от 1 до 5, где 1 — очень легко, 5 — очень сложно), 49,9% респондентов — на 5 баллов. Лишь 10,5% респондентов посчитали начало нового бизнеса на данных рынках легким, и 24,2% респондентов — выбрали среднее значение показателя.
Большинство предприятий-респондентов относят к барьерам входа на товарные рынки лесопромышленного комплекса республики «значительные первоначальные капитальные вложения при длительных сроках окупаемости» (65,7%) и «отсутствие у компаний необходимых кадровых ресурсов» (55,2%). Лесопромышленное производство республики испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Согласно ответам опрошенных, предприятиям лесного комплекса требуются вальщики леса, лесорубы, трактористы по подготовке лесосек, трелёвке и вывозке древесины, машинисты трелёвочных машин, операторы сучкорезной установки и машин «Харвестер» и «Форвадер», заточники деревообрабатывающих машин.
«Транспортные ограничения» считают препятствием для выхода на товарные рынки ЛПК Республики Коми 34,3% опрошенных респондентов. Такие ограничения производители связывают:
— с особенностями организации железнодорожных грузоперевозок: ростом тарифов на грузовые перевозки, заключением договоров на короткие сроки (со слов респондентов, до полугода), неразвитостью контейнерных перевозок;
— с плохой транспортной доступностью некоторых районов республики. На транспортную доступность влияют два основных фактора: удаленность сырьевой базы до потенциального потребителя древесины (до центра муниципального образования) и плотность дорог в самой базе. Самыми недоступными в виду обширных территорий с крайне слабой сетью лесовозных дорог и больших расстояний вывозки древесины до центров потребления считаются базы на крайней периферии Удорского, Троицко-Печорского, Вуктыльского районов, в Усть-Цилемском районе, частично в Княжпогостском и других районах [9];
— отсутствием своего транспорта;
— необходимостью приобретения специального разрешения на транспортировку по автомобильным дорогам тяжеловесных и/или крупногабаритных лесных грузов.
32,8% опрошенных (или 22 предприятия) к барьерам входа на рынок относят «наличие на рынке крупных компаний». Необходимо отметить, что все опрошенные занимаются лесозаготовками. На сегодняшний день фактически право пользования лесными ресурсами в Республике Коми монополизировано. На холдинг ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» напрямую или через дочерние предприятия приходится 5,1 млн м3 расчётной лесосеки, переданных в аренду лесных ресурсов или 40,8% от всей аренды по республике. Компания также является основным потребителем низкосортной древесины (балансы лиственных и хвойных пород). Ситуация монопсонии в лесном секторе республики влияет на работу всего комплекса. Снижение объемов производства на доминирующем предприятии по потреблению древесного сырья ОАО «Монди СЛПК», как правило, снижает и так невысокую цену на сырье у лесозаготовителей и увеличивает производственные затраты до критического уровня, растет доля убыточных предприятий.
«Трудности в получении земельных участков» являются барьером входа на рынок балансовой древесины/дров для отопления/продукции лесопиления для 22,4% респондентов. Со слов респондентов, трудности связаны с выделением земель промышленного назначения и в рамках аукционов земель лесного фонда.
Для определения влияния уровня инновационного развития отрасли республики и развитости конкуренции соответствующих рынков определены типы инноваций, реализуемые на предприятиях ЛПК в 2011 г. — I полугодии 2013 года. Среди них — продуктовые инноваций, наиболее характерные для сегмента глубокой переработки древесины, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические, социально-экологические (табл.1).
В 2011–2013 гг. наибольшее число инноваций в лесопромышленном комплексе связано с внедрением более совершенных технологий, машин и оборудования:
в лесозаготовительной промышленности — приобретение современных лесозаготовительных машин (харвестеров и форвардеров), лесовозов с манипуляторами (гидроманипулятороами), замена топоров на бензопилы, использование современных систем управления лесозаготовкой, в т.ч. систем телекоммуникации и навигации GPS;
в деревообрабатывающей промышленности — приобретение современных лесопильных и сушильных комплексов, строительство котельных на отходах деревообрабатывающего производства; реконструкция/строительство новых лесопильных цехов; производство новых видов продукции — топливных брикетов, арболитовых блоков, эфирных масел из хвои сосны.
Среди опрошенных — доля предприятий внедривших продуктовые, технико-технологические и/или производственные инновации составила 70,15% (или 47 предприятий).
Доля предприятий, занимающихся внедрением организационно-управленческих инноваций, составила 19,4% (или 13 предприятий). Среди инноваций таких предприятий — использование различных форм мотивации работников, организация профессионального обучения работников предприятия.
37,32% опрошенных предприятий за период с 2011 г. по 2013 г. не осуществляли никакую инновационную деятельность.
Основные проблемы, которые были выделены в ходе исследования:
1. Среди основных барьеров входа на товарные рынки лесопромышленного комплекса — «значительные первоначальные капитальные вложения при длительных сроках окупаемости» (65,7% от общего числа респондентов), «отсутствие у компаний необходимых кадровых ресурсов» (55,2%), «транспортные ограничения» (34,3%), «наличие на рынке крупных компаний» (32,8%). Развитию конкуренции на товарном рынке препятствует ситуация монопсонии в лесном секторе республики.
2. Наличие таких барьеров входа как «значительные первоначальные капитальные вложения...» и «транспортные ограничения» в первую очередь тормозят развитие глубокой переработки на территории Республики.
3. Треть опрошенных предприятий не внедряла инноваций за последние три года, что подтверждает недоразвитость конкуренции в деревообрабатывающей промышленности как результат диспропорций в размещении производства на территории Республики.
Проведенный анализ определил основные моменты, способствующие позитивному развитию лесопромышленного комплекса Республики Коми:
— возможность значительного увеличения объемов производства на действующих предприятиях различного профиля за счет их модернизации, технического перевооружения, реконструкции, а также создания новых производств;
— развитие сети индустриальных парков в лесопромышленном комплексе Республики Коми с созданием соответствующей нормативно-правовой базой, стимулирующей приток новых предпринимателей и инновационных идей в соответствующие отрасли промышленности. | |  | Рис. 1. Распределение предприятий-респондентов по ответам в выборе существующих барьеров входа на товарные рынки ЛПК Республики Коми | Таблица 1
Инновации в лесопромышленном комплексеТипы инноваций | Описание инноваций по предмету и сфере применения |
---|
Продуктовые | Новые виды продукции первичной и глубокой деревопереработки. Новые направления использования продукции деревообработки (новые виды изделий из дерева). Новые (не используемые ранее) связующие вещества в производстве фанеры, плит, панелей. | Технико-технологические и производственные | Использование новой техники. Новые системы управления процессом лесозаготовки. Новые методы защиты древесины от деформаций, растрескивания, гниения, возгорания и поражения древогрызущими насекомыми. Новые ресурсно-сберегающие технологии использования низкосортной древесины и отходов деревообрабатывающего производства. Новые энергосберегающие технологии переработки древесины и производства изделий из дерева. Новые способы оптимизации производственного процесса, обеспечивающего повышение качества продукции, повышение производительности труда, уменьшение ручного труда, снижение энергетических, материальных и трудовых затрат. Новые системы контроля качества производимой продукции. Экологическая модернизация (экологизация) производственного процесса, обеспечивающая сокращение выбросов, загрязняющих окружающую среду. | Организационно-управленческие и экономические | Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в лесной отрасли. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами предприятий лесной отрасли. Новые формы организации и мотивации труда. Новые формы организации и управления на предприятиях лесной отрасли. Маркетинг инноваций. Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Новые концепции и методы выработки решений. | Социально-экологические | Формирование системы кадров научно-технического обеспечения на предприятии лесной отрасли. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры работников предприятий лесной отрасли. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения. |
|
| |
|
|