Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ветитнев А. М.
заведующий кафедрой менеджмента Сочинского государственного университета,
доктор экономических наук

Торгашева А. А.
аспирант Сочинского государственного университета

Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона
В статье представлена методика оценки влияния туризма на экономику региона на основе целей поездки и расходов туристов. Рассчитан вклад лечебно-оздоровительного туризма в ВРП Краснодарского края за 2007–2012 годы. Отмечено прогрессирующее снижение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона
Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, экономический эффект туризма
УДК 338.486.3; ББК (У)65.433   Стр: 352 - 355

Хотя туризм считается по уровню влияния на экономику одним из лидирующих секторов [1], в России его возможности используются еще явно недостаточно. В сравнительном отчете Мирового экономического форума [2] за 2013 год Россия занимает по уровню развития туризма только 63 место, причем по состоянию государственного регулирования и туристской политике — 123. Прямой эффект от туризма составляет всего 1,5% от ВВП страны [3]. Это указывает на необходимость принятия мер по регулированию и стимулированию туризма на научной основе, с учетом его влияния на экономические процессы, как на федеральном, так и региональном уровне.
Целью настоящей работы была разработка методики оценки вклада определенного вида туризма в экономику региона и апробация этой методики для оценки эффекта лечебно-оздоровительного туризма на валовой региональный продукт (ВРП) Краснодарского края.
Объектом данного исследования являлись туристы из различных регионов страны, посетившие федеральные курорты Краснодарского края (Сочи, Анапу, Геленджик). Предметом исследования были расходы туристов лечебного профиля. Выборочный опрос туристов проводился летом 2012 г. Было опрошено 1100 человек, из них 400 — в г. Сочи, 350 — в г. Анапе, 350 — в г. Геленджике. Исследование проводилось методом интервью с использованием специально составленной анкеты на автовокзалах, железнодорожных вокзалах и в аэропортах городов-курортов, что позволило собрать данные о полных туристских расходах и общем представлении о качестве проведенного отдыха. Основные результаты исследования представлены нами ранее [4]. В данной статье использованы для расчетов некоторые показатели, характеризующие расходы туристов лечебно-оздоровительного профиля. Расчет численности туристов с разной целью поездки и уровень их расходов в 2007–2011 гг. вычислялся на основании предоставленных авторам результатов многолетних исследований научной группы Г.М. Романовой [5; 6], за что авторы выражают им глубокую благодарность.
В работе были использованы также данные Росстата и Краснодарского территориального управления государственной статистики.
Для оценки экономического эффекта туризма на региональную экономику обычно исходят из следующих положений.
Основными критериями оценки эффекта от туризма на экономику региона /страны принято считать изменение (прирост) валового внутреннего продукта, генерирование рабочих мест, рост налоговых поступлений в бюджет [7]. Этот эффект возникает в связи с расходами туристов в месте пребывания. Туристские расходы, поступая в экономику региона через предприятия, предоставляющие услуги и товары туристам, оказывают прямой и косвенный эффекты [7; 8].
Прямой эффект связан с доходами отраслей, непосредственно участвующих в формировании туристского продукта (турфирмы, средства размещения, предприятия общественного питания, транспорта, сферы культуры и спорта и т.д.). Косвенный эффект возникает от генерирования экономической активности различных секторов экономики от средств, поступивших в результате прямого туристского потребления. Суммирование прямого и косвенного эффекта позволяет вычислить совокупный эффект воздействия туризма на экономику.
В основе определения косвенного эффекта лежит теория мультипликатора, под которым понимают численный коэффициент, показывающий, во сколько раз изменятся показатели экономики при росте инвестиций (расходов) в анализируемой сфере деятельности [9]. Теория предполагает, что увеличение одного из компонентов автономных расходов приводит к увеличению доходов в экономике территории, причем на большую, чем первоначальные затраты, величину. Разработку теории мультипликации связывают с трудами известного экономиста Д.М. Кейнса [10], который предложил следующую формулу коэффициента мультипликации:

Статья в pdf-формате.


Литература
1. World Tourism Organization (2009) UNWTO World Tourism Barometer, 7(1). World Tourism Organization, Madrid.
2. Reducing Barriers to Economic Growth and Job Creation. The Travel & Tourism Competitiveness Report. The World Economic Forum. (2013). URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TT_Competitiveness_Report_2013.pdf (дата обращения: 05.03.2013).
3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы). Федеральная целевая программа. Утв. Постановлением Правительства РФ №644 от 02.08.2011 // Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.rg.ru/pril/60/73/76/644_fcp.pdf (дата обращения: 14.09.2013).
4. Vetitnev A., Romanova G., Matushenko N., Kvetenadze E. Factors Affecting Domestic Tourists’ Destination Satisfaction: The Case of Russia Resorts //World Applied Sciences Journal. — 2013. — 22 (8). — pp. 1162–1173.
5. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Опыт проведения статистических исследований туристской деятельности в курортной зоне Краснодарского края // Вестник СГУТиКД. — 2009. — № 1 (7). — С. 23–35.
6. Романова Г.М., Матющенко Н.С., Каплюченко И.В. Информационное обеспечение системы регионального управления сферы туризма и рекреации на основе социологических исследований // Вестник СГУТиКД. — 2011. — № 3 (17). С. 86–94.
7. Гончаров В.В. Туристский мультипликатор как инструмент регионального управления // Вестник ИНЖЕКОНа. — 2009. — Вып. 1(28). С. 277–280.
8. Помелова Е.В. Применение теории мультипликатора для расчета косвенного влияния туризма на экономику региона // Вестник ИНЖЕКОНа. — 2012. — Вып. 5(56). — С. 51–55.
9. Глинский В.В., Серга Л.К., Щербак И.В. Оценка мультипликативного эффекта туристической индустрии на региональном уровне // Вопросы статистики. — 2012. — № 1. — С. 48–52.
10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 с.
11. Якубовская Н.А. Проблемы учета косвенного влияния туризма на российскую экономику // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 61. — С.325-329.
12. Марков Д.Н. Экономическая оценка туристской деятельности на региональном уровне (на примере Хабаровского края): автореф. канд. экон. наук. — Владивосток: ДФУ, 2013. — 24 с.
13. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework 2008 // United Nations Publication. Sales No. E.08.XVII.27: Luxembourg, Madrid, New York, Paris, 2008.
14. Money Generation Mode. Version 2 // Michigan State University. URL: http://web4.canr.msu.edu/mgm2/default.htm (дата обращения: 05.05.2009).
15. Мозговая О. Туристский мультипликатор в оценке экономического вклада экологического туризма в развитие региона // Журнал международного права и международных отношений. — 2009. — № 2. — С. 85–90.
16. Экономика и стратегия развития туризма в регионе: аналитическая база, современные требования и подходы / Под общ. ред. Ю.В.Савельева, Е.Г. Немковича. — Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2002. — 143 с.
17. Управление развитием туризма в регионе / Под ред. Ю.В.Савельева, О.В. Толстогузова. — Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2008. — 141 с.
18. Научно-методическое обеспечение и проведение исследований в сфере рекреации и туризма // Отчет по НИР № 43-1-12/11. — Сочи: СГУ, 2011. — 105 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия