Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Макарова С. Н.
доцент кафедры менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
кандидат экономических наук


Подготовленность студенток-менеджеров к реальной практической деятельности в сфере бизнеса и управления
Статья подготовлена по результатам мониторинга профессиональной подготовки студенток управленческих и экономических специальностей пензенских вузов. Содержит анализ статистических данных, причин и мотивов профессионального выбора, уровня активности и возможности трудоустройства в период обучения в вузе, наличия и проявления лидерских качеств студенток-менеджеров, а также проблем и перспектив трудоустройства выпускниц управленческих и экономических специальностей вузов
Ключевые слова: профессиональная подготовка, женская часть студенчества, гендерные особенности, женщина-руководитель
УДК 378.147; ББК 74.5   Стр: 377 - 382

XXI век характеризуется нарушением привычного гендерного порядка — социальные роли и обязанности, которые традиционно предписывались мужчинам и женщинам, претерпевают изменения. Дом и семья сегодня не единственное, что определяет жизненный путь современных женщин.
В настоящее время на экономических и управленческих специальностях вузов обучаются в большинстве своем девушки. Тенденция преобладания женской части студенчества на данных специальностях сохранится и в будущем. Во многом она объясняется, во-первых, социально-демографической обстановкой, усердием девушек в период школьного обучения и получением высоких баллов по ЕГЭ, которые открывают возможности поступления в престижные вузы и на престижные специальности. Во-вторых, трансформацией общественных отношений, влекущей за собой формирование новой социальной когорты деловых женщин, и их конкурирование на равных условиях с «сильным полом» на рынке управленческого труда. Производственные предприятия сохраняют осторожное отношение к женскому менеджменту, предпочитая сильное мужское руководство. В этой связи, девушки уже заведомо оказываются поставлены в неравные условия. Более того, обладая на порядок выше мужчин профессиональной подготовкой и практическим опытом работы, женщинам приходится постоянно доказывать свою высокую профкомпетентность.
Дискуссионность данной проблематики обусловила проведение кафедрой менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства комплексное исследование в рамках реализации проекта «Педагогика подготовки женской части студенчества к активному продвижению женщин в бизнесе и структурах управленческой деятельности» (№ 01201162936), выполненного в 2011–2012 гг. при финансовой поддержке РГНФ.
В исследовании приняли участие:
— 200 студенток старших курсов (4 курс — 42,5%, 5 курс — 57,5%) пензенских вузов (Пензенского государственного университета (ПГУ), Пензенского государственного университета архитектуры и строительства (ПГУАС), Пензенского государ­ственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (ПГПУ), обучающихся по специальностям: «Менеджмент организации» (65,5%), «Экономика и управление на предприятии» (34,5%). Семейное положение студенток: не замужем — 93,5%, замужем — 6,5%. Место жительства студенток до поступления в вуз: г. Пенза — 48%, Пензенская область — 47,3%, Саратовская область — 4,5%;
– 50 преподавателей выпускающих кафедр, осуществляющих учебно-воспитательную и научно-исследовательскую работу со студентками управленческих и экономических специальностей в пензенских вузах;
– потенциальные работодатели — руководители и специалисты 13-ти предприятий и организаций г. Пензы: ОАО «Пензтяжпромарматура», ООО «Пензенский хлебокомбинат», ОАО «Пензенский хлебозавод № 2», ОАО «Пензхиммаш», ОАО «Исток», ОАО «Визит», ОАО «Биосинтез», ЗАО «Компания «Старый Пивовар», ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика», ООО МПК «Терминал», ООО НПП «Техноком», ООО «Новотех», Филиал ООО «Росгосстрах» в Пензенской области.
Одной из главных целей этого исследования стало выявление уровня подготовленности женской части студенчества к активной практической деятельности в сфере управления и бизнеса. При этом подготовленность рассматривается нами как наличие у выпускниц личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ними задачи и выполнять функциональные обязанности, обусловленные выбранной специальностью. Однако подготовленность к деятельности в целом еще не означает, что молодые выпускницы готовы в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимую работу и добиться требуемых результатов.
В России значительная роль женщин в экономике обусловливается, прежде всего, демографическими факторами. Уже на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения в структуре российского общества. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, женщин в России 76,8 млн человек, их доля составляет 54% населения страны [13], и она будет, по-видимому, увеличиваться в дальнейшем по ряду причин (в частности, продолжительность жизни женщин почти на 10 лет больше продолжительности жизни мужчин). Это самая крупная социальная общность, отличающаяся своими психическими и демографическими особенностями, многоролевыми функциями и определенным социальным статусом.
Набирающая темпы эмансипация, создает предпосылки увеличения количества женщин в управленческой и бизнес среде, однако по-прежнему в составе руководителей высшего звена с большим отрывом доминируют представители сильного пола. Так, по данным государственной статистики, среди представителей органов власти и управления всех уровней, включая руководителей организаций и их структурных подразделений (служб), 60,4% мужчин и только 39,6% женщин [12, с. 101].
В структурах государственной власти РФ женщины представлены также весьма слабо, например:
— из 29 человек в составе Правительства России, только 2 женщины (7%) [14].
— из 164 членов Совета Федерации, женщин всего 11 человек (6,7%) [157].
— из 450 членов Государственной Думы, женщин — 61 человек (13,5%) [16].
Следует отметить, что такой уровень наблюдался в среднем по миру десять лет назад.
По числу политически активных женщин выделяются страны Северной Европы, где равноправие полов считается делом государственной важности. Страны Скандинавии занимают лидирующие позиции в рейтингах качества жизни и развития человеческого потенциала, но никому там не приходит в голову высказаться в духе «место женщины — на кухне».[2] Например, в Финляндии, из 19 Министров — 12 женщин (63,2%), в Швеции из 20 Министров — 9 женщин (45%), в Германии из 18 Министров — 6 женщин (33,3%), во Франции из 19 Министров — 5 женщин (26,3%).
Российские женщины представлены несколько лучше в сфере управления и бизнеса. Так, по данным опроса проведенного международной консалтинговой организации Grant Thornton International в 100 российских компаниях, в 2012 году 46% топ-менеджеров российских фирм составляли женщины, что выше на 10% показателя 2011 года [19, с. 21]. Для сравнения в США в 2011 году количество женщин, занимающих руководящие должности в крупных компаниях, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 15% [17]. Можно отметить, что при всей своей положительной динамике этот показатель продолжает оставаться на незначительном уровне.
Вместе с тем, в составе студентов высших учебных заведений преобладают девушки: в 2010–2011 учебном году их доля в общей численности студентов составляла 57,2% [7, с. 28].
Более того, среди выпускников управленческих и экономических специальностей вузов на начало 2009–2010 учебного года — 69% девушек (рис. 1).
Рис. 1. Распределение по полу студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования по группам специальностей и направлениям подготовки на начало 2009/2010 учебного года,% [3, с. 90–91]
Подобная ситуация характерна и для ряда других направлений профессиональной подготовки: образование и педагогика (девушек среди студентов 74%), здравоохранение (74%), культура и искусство (73%) и др. Но эти сферы деятельности традиционно считаются и остаются женскими, чего нельзя сказать о сфере управления. Обозначается своеобразный парадокс: вузы готовят управленцев — девушек, а реальные управленческие места занимают мужчины.
Анализ причин профессионального выбора свидетельствует о том, что только 23,3% студенток сделали свой профессиональный выбор, руководствуясь своими способностями и возможностями — личностным интересом и устремлениями. 35% студенток при выборе специальности руководствовались советами близких людей: родителей, родственников; 28,3% — престижностью профессии и ее прибыльностью в будущем.
50% студенток в вуз привело желание получить высшее образование, причем ни о какой внутренней тяге или личном стремлении к менеджерской работе речь не идет. Данный фактор значительно снижает эффективность вузовской подготовки специалистов, так как без мотивации самых студенток даже самые лучшие образовательные программы окажутся малоэффективными.
Здесь хотелось бы заметить, что профессия менеджера предполагает определенный набор требований к способностям и возможностям человека, т.е. обучение профессии имеет смысл только в случае, если у индивида есть показания к профессиональной пригодности — тогда и только тогда он может считаться профессионалом. Освоение избранной профессии предполагает оценку собственных потенций к выполнению того дела, на которое человек себя ориентирует. В связи с этим необходимо предпринимать ряд мер, направленных на выявление профессиональной ориентации абитуриенток.
Что касается популярности профессии «менеджер» в молодежной среде, то практически все опрошенные дали утвердительный ответ на этот вопрос. Однако при этом подчеркнули, что имеют в виду работу менеджера — руководителя, к примеру, директора предприятия, заместителя главного управляющего, начальника отдела или службы, руководителя подразделения и т.п. А распространенные на сегодняшний день должности менеджера по продажам, менеджера по работе с клиентами и т.д. в разряд престижных не попали, т.к. по мнению 54,5% респондентов, такие должности не требуют детальных знаний по управлению и представляют собой работу «девочки на побегушках».
Обучаясь в вузе, студентки рассчитывают получить основы для профессионального развития и совершенствования профессионализма (на это указали 58,5% опрошенных). Умение творчески и нестандартно мыслить рассчитывают приобрести в результате получения высшего образования 31,0% респондентов. По всей видимости, этот показатель мог бы быть и выше, поскольку эффективность работы менеджера во многом определяется нестандартным, новаторским подходом к решению возникающих проблем.
Студентки в большинстве своем честолюбивы: 44,6% надеются в будущем реализовать себя в качестве руководителей и специалистов, 16,9% — в качестве преуспевающей бизнес-леди.
Здесь же надо отметить, что 31,9% студенток, прежде всего, хотят видеть себя «счастливой женой и мамой, имеющей стабильный заработок», т.е. семья и карьера являются основными в числе приоритетов жизненных ценностей студенток.
Получение первого диплома для многих студенток вовсе не означает точку в процессе обучения. 81% респондентов имеют планы на получение второго высшего образования, причем 68% из них отметили, что это будет юридическое образование.
Конкуренция на рынке труда делает наличие второго высшего образования зачастую просто необходимым. Второе высшее образование значительно повышает шансы на успешную карьеру.
Что же конкретно делают студентки, чтобы обеспечить в будущем карьерный рост? На первом месте по значимости стоит учеба и овладение новыми материалами по дисциплинам специальности. Такой ответ дали 39,5% опрошенных. Также среди альтернативных вариантов значились: «пытаюсь найти работу» — 18,7%, «активно участвую в жизни вуза/факультета» — 13,8%, «получаю дополнительное образование» — 7,4%, ну и, наконец, «наличие работы в настоящее время» (6,3%).
В этой связи хотелось бы привести слова Г. Минцберга, канадского специалиста по менеджменту, который справедливо отметил, что «управлению, как и плаванию, нельзя научиться по книгам». Невозможно научиться принимать грамотные решения в жизни и бизнесе без практики, изучая книги других людей и не предпринимая каких-либо самостоятельных действий.
Помимо учебной деятельности, которая является основной для 37% студенток, 29,6% студенток занимаются научной работой в рамках студенческих научных кружков под руководством ведущих преподавателей. 25,9% студенток принимают участие в культурной жизни вуза/факультета: состоят в различных творческих коллективах, помогают организовывать культурные мероприятия, обеспечивают их техническую и информационную поддержку.
Подготовка молодых людей к условиям рыночной экономики предполагает приобщение к основам предпринимательской деятельности. К сожалению, только 1,9% студенток реализуют себя в этом направлении, хотя в настоящее время в Пензенской области в рамках направления «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность» реализуется проект, направленный на повышение интереса молодых людей к предпринимательской деятельности, предпринимательской грамотности, навыков бизнес-планирования; поддержки и сопровождения молодежных бизнес-проектов. В рамках реализации проекта в 2011 году на конкурсной основе грантовую поддержку из бюджета Пензенской области на общую сумму 12 млн рублей могли получить не менее 50 молодых предпринимателей в возрасте до 30 лет [8].
В настоящее время многие работодатели в качестве необходимого требования к кандидатам обозначают наличие опыта работы, т.е. им в буквальном смысле «требуются менеджеры не старше 35 лет с сорокалетним опытом работы».
Стоит отметить, что более третьей части студенток имеют опыт работы и собственные источники заработка, что подтверждает высокую степень устремленности этих студенток, проявления лидерских качеств и осознанности значимости практических навыков для дальнейшей карьеры.
Среди должностей, которые занимают студентки, преобладают должности, в основном связанные с продажей товаров и услуг: менеджер по работе с клиентами (26%), менеджер по продажам (17,8%), продавец-консультант (21,9%), промоутер (21,9%). Надо отметить, что в процессе работы на этих должностях студенты приобретают одно из важных качеств менеджера — умение общаться с людьми.
На первое место среди целей трудовой деятельности за время учебы в вузе студентки ставят получение личных денежных средств (41,2%). Получение практических навыков и стажа работы по специальности является преимущественным для 32,3% студенток. Для 26,5% студенток цель трудовой деятельности заключается в реализации и развитии своих способностей.
Успехи на стартовом этапе карьеры тех девушек, которые смогли за время учебы в вузе приобрести и практические навыки работы в конкретных организациях, наблюдаются с одновременным сохранением лидерских позиций в успеваемости. 90% студенток данного сегмента учатся на оценки «отлично» и «хорошо» и активно проявляют себя в научной и культурной жизни вуза. Данный факт опровергает мнение о «неспособности» эффективного совмещения трудовой и учебной деятельности. Работа по специальности, даже на самых низовых ее должностях, является весьма продуктивным решением проблемы несоответствия теории и практики дисциплин, преподаваемых в вузе. Видя реальное применение знаний специальности на предприятии, студентки осознают высокую значимость теоретических основ для дальнейшей их профессиональной деятельности.
Для того чтобы добиться успеха, к женщине-руководителю предъявляется много требований, в том числе и в разрезе тех качеств, которыми она должна обладать. Среди таких качеств можно назвать: умение налаживать контакты с людьми, добросовестность и ответственность, умение доводить начатое до конца, стремление все понять самой и всему научиться, интуиция, удачливость, хитрость [1, с. 110].
Из качеств, необходимых женщинам-руководителям, у студенток отмечено наличие таких, как: исполнительность, нравственность, коммуникабельность, внешняя привлекательность. В то же время им явно недостает таких качеств, как: профессионально-управленческая компетентность, предприимчивость, организаторские качества, расчетливость, способность идти на риск.
Хороший менеджер должен быть лидером. Лидерство относится к возможности и способности человека вести и направлять других. Не все люди, которые руководят, имеют те же качества и черты. Некоторые руководители сильные и способные оказывают большое влияние, контролируют и управляют людьми эффективно. Руководители с недостаточными навыками и возможностями не становятся хорошими начальниками [4].
Руководитель/лидер должен владеть методами и тактическими приемами, с помощью которых может вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение, вовлекать всех членов команды в работу и побуждать к действиям для достижения поставленных целей.
Преимущественными лидерскими качествами студенток являются решительность, энергичность и страсть к работе, которая позволяет поддерживать интерес к деятельности, увеличивая ее эффективность и результативность. В то же время, им явно не хватает харизматичности и умения «зажигать» людей.
Лидерские качества необходимо развивать в процессе обучения в вузе. Делать это можно разными способами. К примеру, участвовать в университетских делах: стать старостой группы, организовывать неформальный отдых своих сокурсников, стать руководителем группы в исследовательском проекте и т.д. Можно участвовать в вузовских студенческих организациях: профком, студенческий союз. Стать членом некоммерческой студенческой организации, или организации, решающей социальные вопросы. Самостоятельно ставить цели, реализовывать проекты, отвечать за результаты совместной деятельности — всё это под силу студенткам в стенах вуза.
Сегодняшний день диктует потребность общества в инициативной, энергичной, целеустремленной молодежи. Современным компаниям нужны молодые специалисты, обладающие, с одной стороны, системностью подхода и быстротой реакции на внешние изменения и, с другой стороны, сплавом следующих качеств:
– мыслительные качества — это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации;
– коммуникативные навыки — умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, наличие долговременных связей;
– организаторские навыки — умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания, проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию; личностные качества — работоспособность, культура и интересы, семейное благополучие, умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению, стремление к развитию и успеху и т.д.
Сравнивая оценки качеств работодателями и студентками, которые необходимо развивать студенткам для их дальнейшей реализации в карьере, отметим относительное сходство их распределения по рейтингу в ответах студенток и работодателей (рис. 2).
Рис. 2. Наиболее значимые качества менеджера-женщины (точки зрения студенток и работодателей), %
Студентки и работодатели обращают своё основное внимание на такие качества женщины-руководителя, как профессионально-управленческая компетентность и предприимчивость. В этом их мнения схожи. Однако работодатели высоко ценят и такие качества, как коммуникабельность и организаторские способности. А студентки отмечают внешнюю привлекательность и способность идти на риск.
Для того чтобы быть успешными, молодые специалисты должны обладать не только профессиональными знаниями. Они должны уметь применять их на практике, быстро и грамотно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации, находить правильное решение возникающих проблем. К сожалению, система профессионального образования не всегда способна готовить молодых специалистов, обладающих практико-ориентированными знаниями — такова точка зрения опрошенных работодателей.
Кроме неготовности решать конкретные практические задачи (25%) и неготовности к самостоятельной работе (25%), работодатели отмечают, что у молодых специалисток бывают завышенные требования к зарплате и условиям труда, не соответствующие их компетентности (15%), а также нереалистичные ожидания в начале карьерного пути (12,5%); 31,3% работодателей не устраивает возможность только частичной занятости студенток.
Однако в последние годы стремительно развивается сфера промоутерских, курьерских услуг, опросов общественного мнения, предполагающих привлечение интервьюеров, работа в сети Интернет, предполагающая занятость на дому. Поэтому можно прогнозировать рост востребованности видов деятельности, предполагающих частичную занятость.
Отказ в получении вакансии при отсутствии опыта работы у студенток имеет более выраженную тенденцию. Он наблюдается в 35,8% случаев. При этом гендерный признак не играет решающей роли при найме на управленческие должности в целом, хотя ярко проявляется в отдельных производственных отраслях и конкретных должностях. Во многом проблемы дальнейшего трудоустройства студенток обоснованы расхождением их мнения относительно доминантных факторов в построении карьеры с действительностью. На рис. 3 и 4 представлены оценки мнений студенток и работодателей по вопросам основополагающих факторов построения успешной карьеры в сфере управления и бизнеса.
Как работодатели, так и студентки осознают важность таких факторов как наличие опыта работы и высокой уверенности в себе. Взаимозависимость данных факторов очевидна. Зачастую работодатели желают принять на вакантную должность, уверенную в себе, коммуникабельную девушку, умеющую общаться в бизнес-среде. Однако данные качества в редких случаях передаются по наследству и являются, как правило, приобретаемыми в процессе получения опыта работы. Работодатель ждет от кандидата, имеющего стаж работы, не только навыков и умений, но и знание психологии поведения в бизнесе.
Если говорить о расхождениях мнений студенток и работодателей, стоить отметить занижение студентками уровня полезности теоретических основ специальности и завышение значимости независящих от конкретной личности факторов (помощь влиятельного папы, наличие крупных денежных средств). Как уже отмечалось выше, студентки, изучая те или иные дисциплины, подчас не осознают ситуации их практического применения и, как следствие, считают их изучение бесполезным. Трудовая деятельность в студенчестве заставляет девушек осознать значимость информации, получаемой в вузе и спроектировать ситуации использования данных знаний.
Стереотип 90-х годов прошлого столетия о высоком влиянии на трудоустройство девушки ее высокопоставленных родственников до сих пор популярен в массовом сознании студенток. Однако на практике в последнее время работодатели все чаще отказываются от принятия решения о найме работника на основе рекомендаций высокопоставленных лиц. Бизнесу сегодня как никогда нужны высококвалифицированные кадры, устремленные в будущее, самостоятельные в принятии решений и осуществлении трудовой деятельности, а не чьи-то протеже. Неверная интерпретация студентками процесса принятия решения о найме их на управленческую должность во многом снижает их мотивацию к самосовершенствованию и самореализации.
В качестве рекомендаций может быть предложена к использованию, успешно реализуемая в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, система непрерывной внутривузовской практической подготовки выпускников ВУЗов с учетом их гендерных особенностей на основе научных подходов, обеспечивающих ускорение адаптации выпускниц к условиям социально-экономической среды; социальную защищенность молодых специалистов на рынке труда, а также стимулирование и поддержание их усилий, направленных на максимальное использование личностных возможностей. Подсистемами, предложенной непрерывной внутривузовской системы практической подготовки выпускников ВУЗов выступают [5, с. 79–84]:
1) Довузовская экономическая подготовка школьниц — будущих студенток в рамках «Школы юных менеджеров и предпринимателей», целью которой является адаптация школьниц к современным условиям жизнедеятельности и интенсивная подготовка будущих студенческих лидеров, влияющих на развитие и становление основной студенческой массы.
2) Практическая подготовка студенток во время обучения в вузе, целью, которой является подготовка и адаптация студенток к будущей профессиональной деятельности посредством приобретения практических навыков во время аудиторных и внеаудиторных занятий. Одним из механизмов реализации внеаудиторной внутривузовской работы со студентками является Институт студенческих лидеров, основной целью которого является подготовка руководителей различных органов студенческого самоуправления, а основными задачами:
– создание самоуправляемой системы формирования, подготовки и самореализации студенческих лидеров;
– формирование и постоянное поддерживание в студенческой среде благоприятного психологического климата, укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентками разных курсов, групп и в самих группах, между студентками и преподавателями;
– организация студенческих фирм по интересам, удовлетворяющих те или иные потребности общества;
– развертывание реальных «бизнес-полигонов», позволяющих студенткам совершенствовать навыки работы «в команде» и будущей практической деятельности в целом, для последующего перехода в реальный бизнес.
3) Социальная поддержка студенчества, целью которой является создание условий и возможностей для успешной социализации, осуществляемой выпускающей кафедрой на основе специальных образовательных проектов: «Управление личной конкурентоспособностью» [10], «Формирование современной организационной культуры в студенческой среде» [18], «Управление собственной жизнедеятельностью» [11], «Управление семейной экономикой и домашним хозяйством» [9], «Использование гендерных особенностей для самопродвижения женщин в менеджменте и бизнесе» [1].
Для эффективного решения задач, связанных с процессом адаптации и становления молодых специалисток в производственных условиях, вузам необходимо развивать работу по следующим направлениям:
– оптимизировать деятельность по организации программ стажировок и практик с целью получения студентками практических навыков и умений;
– знакомить студенток с особенностями и содержанием будущей профессии, информировать о перспективах карьерного роста;
– корректировать самооценку выпускниц через возможность получить оценки своих качеств от работодателя и в сравнении с выпускниками других вузов;
– организовывать и активизировать взаимодействие между работодателями и представителями вузов с целью обеспечения решения данной проблемы.
Во многом карьерный рост зависит от усилий самих студенток. Они ни в коем случае не должны быть пассивными участницами образовательного процесса. Иметь «блестящий» диплом — это, во-многом, необходимое, но далеко не достаточное условие востребованности выпускниц на рынке труда. Необходимы развитые лидерские способности. Для этого за время учебы в вузе студентки, помимо получения профессиональных знаний, должны осуществлять конкретные действия, способствующие активному вхождению выпускниц в структуры управленческой деятельности и бизнес-структуры. Такими действиями могут являться [6, с. 419–420]:
– реальные стажировки в действующих фирмах и организациях,
– совмещение учебы в вузе с производственной деятельностью,
– участие в научно-исследовательской работе, творческой деятельности,
– активная позиция в различных видах клубной работы,
– постоянная самоподготовка,
– параллельное освоение дополнительных курсов: бухгалтерских, иностранных языков, компьютерных и др.,
– использование любых возможностей организаторской деятельности за период учебы в различных сферах,
– приобретение навыков публичных выступлений и совершенствование ораторского мастерства.
В заключение хотелось бы привести высказывание Шарлотты Уиттон (канадской феминистки, первой женщины среди мэров крупных городов Канады), которая справедливо заметила, что «любое дело женщине приходится делать вдвое лучше мужчины, чтобы заслужить хотя бы половинное уважение. К счастью, это нетрудно». Значит и подготовленность женской части студенчества к реальной практической деятельности в сфере бизнеса и управления должна быть на порядок выше, чтобы девушки могли на равных конкурировать с юношами на рынке управленческого труда и противостоять патриархальным воззрениям на должность руководителя, как на сугубо мужскую. И хочется надеяться, что на основе взаимодействия усилий вуза, предприятий-работодателей и, конечно же, самих студенток, последним это будет под силу.
Рис. 3. Важность факторов при построении успешной карьеры в сфере управления и бизнеса
(точка зрения студенток), %
Рис. 4. Важность факторов при построении успешной карьеры в сфере управления и бизнеса
(точка зрения работодателей), %


Литература
1. Гендерный менеджмент: женщины в управлении: Учебное пособие / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 416 с.
2. Женщины в политике: 2010 год. URL: www.ipu.org/pdf/publications/wmnmap10_ru.pdf (дата обращения 13.05.2013).
3. Женщины и мужчины России. 2010: Стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 283 с.
4. Лидерские качества руководителя, роли и цели. URL: http://mereland.ru/rukov.html (дата обращения 13.05.2013).
5. Макарова С.Н., Резник С.Д. Профессиональная подготовка женской части студенчества к активному продвижению в бизнесе и структурах управленческой деятельности: Монография. — Пенза: ПГУАС, 2012. — 147 с.
6. Макарова С.Н. Формирование и развитие лидерских качеств студенток-менеджеров для их активного продвижения в бизнесе и структурах управленческой деятельности: тактика поведения студенток в период обучения в вузе // Известия ПГПУ им. В.Г. Белин­ского. — 2012. — № 28. — С. 415–421.
7. Наука России в цифрах: 2011. Стат. сб. — М.: ЦИСН, 2011.
8. О развитии молодежной политики в Пензенской области. URL: http://minobr.pnzreg.ru/youth_policy_minobr/general_inform_minobr (дата обращения 20.12.2012).
9. Резник С.Д., Бобров В.А., Егорова Н.Ю. Менеджмент в домашнем хозяйстве: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 461 с.
10. Резник С.Д., Сочилова А.А. Основы личной конкурентоспособности: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 251 с.
11. Резник С.Д. и др. Персональный менеджмент: Учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 558 с.
12. Россия в цифрах. 2012: Крат. стат. сб. / Росстат. — M., 2012. — 573 с.
13. Росстат. Демография. Распределение населения Российской Федерации по полу и возрастным группам (на 1 января 2011 г.). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population/demography/ (дата обращения 30.04.2013).
14. Состав Правительства России / Интернет-портал Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/gov/ (дата обращения 05.05.2013).
15. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Состав и структура Совета Федерации. URL: http://council.gov.ru/structure/ (дата обращения 05.05.2013).
16. Состав Государственной Думы шестого созыва. URL: http://www.duma.gov.ru/structure/deputies/ (дата обращения 05.05.2013).
17. «Стеклянный потолок»: РФ ставит антирекорды по числу женщин в политике и бизнесе. URL: http://top.rbc.ru/economics/07/03/2012/640794.shtml (дата обращения 10.05.2013).
18. Черниковская М.В. Развитие организационной культуры в студенческой среде высшего учебного заведения: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. — Пенза, 2011. — 217 с.
19. Ярская-Смирнова Е. Всё решает старт // Огонек. — 4 марта 2013. — № 8.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия