Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Ахунов А. М.
доцент кафедры регионоведения и исламоведения Института международных отношений
Казанского (Приволжского) федерального университета,
кандидат филологических наук


Попытки возрождения системы вакфов в постсоветском Татарстане
В статье говорится о попытках создания системы вакфа в Республике Татарстан в период 1990-2000-х гг., направленные на решение вопросов финансирования деятельности религиозных организаций. Подчеркивается невозможность реального действия института вакфов в рамках действующей в Российской Федерации законодательной базы
Ключевые слова: Вакфы, Духовное управление мусульман Татарстана, Республика Татарстан, самофинансирование религиозных организаций
УДК 348:297; ББК 67.4+Х2(0)416   Стр: 431 - 432

Как известно, вакф (араб. «удержание») — это неотчуждаемое и необлагаемое налогом имущество, изъятое из оборота и завещанное на религиозные и благотворительные нужды, оказание материальной помощи, а также в интересах поддержки ислама. На протяжении веков вакф был единственным регулярным источником финансирования высшего образования в мусульманском мире. Средства от вакфа получали не только сами учебные заведения, преподаватели и студенты, но и обслуживающий персонал: повара, цирюльники, сторожа и др. [1, с.105]. Что касается татар, то по сведениям историка А.Ю. Хабутдинова, большая часть вакфов в Поволжье была конфискована сразу после уничтожения Казанского ханства, и окончательно этот процесс был завершен в период Анны Иоанновны (1730-е гг.) [2, с.128–129]. Рост числа вакфов в регионе вновь начался во второй половине XIX в. и прекратился после революции 1917 г.
Демократические перемены, произошедшие в советском обществе в середине 1980-х гг., привели в т.ч. и к послаблениям в области религиозной жизни. Мусульмане по всей стране стали создавать свои Духовные управления (ДУМы), в Татарстане самостоятельный ДУМ РТ был образован осенью 1992 г. Позже в республике возникли альтернативные Духовные управления, что привело к расколу в мусульманском сообществе.
При поддержке официальных властей в феврале 1998 г. был проведен первый Объединительный съезд мусульман Татарстана, по решению которого в республике остался лишь единственный муфтият — Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Все эти шаги привели к стабилизации ситуации, появилась возможность вести спокойную и плодотворную работу в религиозной сфере. Была выстроена система управления мусульманскими приходами, сформировались структуры самого ДУМ РТ, создана широкая образовательная сеть различного уровня обучения. Количество самих приходов, объединенных вокруг мечети, возросло до тысячи, к 2002 г. в Татарстане действовал Российский исламский университет, 2 высших медресе, 6 средне-специальных медресе и 1 мусульманская средняя школа [3, с.37–38]. Ко Второму съезду мусульман, который был созван в феврале 2002 г., стало ясно, что для поддержания всей этой системы в работоспособном состоянии требуются огромные финансовые вливания. Мусульмане Татарстана могли рассчитывать лишь на пожертвования прихожан, отдельных спонсоров и меценатов, эпизодические транши со стороны местных бюджетов, что, конечно же, не решало проблемы.
Эта озабоченность прозвучала в выступлении главы ДУМ РТ муфтия Гусмана-хазрата на Втором съезде мусульман. Например, только для покрытия коммунальных расходов по содержанию мечетей требовалось 10 млн руб. в год. Решение проблемы руководитель Духовного управления видел в практической реализации 18 статьи, принятого в 1999 г. Закона Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях», в которую был включен пункт о вакуфном имуществе и его неотчуждаемости [3, с.41, 44].
Также на съезде выступил с речью первый заместитель муфтия, председатель вакуфов Валиулла-хазрат Якупов, который подробно разъяснил возможность использования данного закона в пользу мусульман. Выяснилось, что, несмотря на то, что вакуфная собственность уже де-факто существовала — в центре Казани в пользование мусульман был передан ряд зданий и помещений, ее правовой статус находился в неопределенном состоянии, поскольку противоречил федеральному законодательству [3, с.68–69]. Особенно выпукло это выглядело на фоне активно начавшегося процесса по приведению региональных законов в соответствие с федеральными.
Лидерам мусульман Татарстана не оставалось ничего иного, как выступить с предложением к Государственной Думе о важности узаконения вакуфной собственности в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». В принципе и действующий на то время закон позволял религиозным организациям обладать различными видами движимого и недвижимого имущества, охранял его от взысканий кредиторов, но речь шла строго об имуществе богослужебного назначения. Вакуфное имущество в основной своей массе не являлось таковым (например, здания, сдающиеся в аренду под офисы и т.д.), т.е. нарушался основной принцип вакфа — его неотчуждаемость.
Также было предложено использовать вступающую в силу 582 статью Гражданского кодекса РФ («Пожертвования»), которая, по мнению первого заместителя муфтия, «практически легализует вакуфы в форме пожертвований, т.е. дает жертвователю определенные полномочия в сфере дальнейшей судьбы пожертвованного имущества, следить за его использованием по назначению и т.д. и даже в случае неправомерного использования требовать возвращения имущества» [3, с.69–70].
Вопрос о вакфах вновь был поднят на VII Всероссийской научно-практической конференции руководителей духовных управлений мусульман, открывшейся 14 июня 2004 г. в Казани. Председатель комитета по делам религий при Кабинете министров Республики Татарстан Ринат Набиев акцентировал внимание участников на том, что союзником религиозных организаций в учреждении и развитии вакуфного имущества должно стать государство. Именно благодаря такому партнерству и наличию местного Закона «О свободе совести и религиозных объединений» с соответствующим положением о вакфах, до 90 процентов вакуфной собственности было возвращено мусульманским общинам [4]. Другое дело, что многие здания простаивали без дела, никак не использовались, а, значит, не приносили дохода.
Кроме того, а это было отмечено специалистами по результатам выступлений и дискуссий, мусульманские духовные лидеры до сих пор ясно не понимали назначение вакфа, забывая, прежде всего, о том, что вакуфное имущество не передается в собственность религиозных организаций. В их интересах может быть использован только доход от него [5].
В дальнейшем для решения проблемы вакфов местные власти стали апеллировать к федеральным чиновникам, объясняя это беспокойством за местный, «традиционный» ислам. Например, во время состоявшейся в ноябре 2006 г. встречи с полномочным представителем президента России в Приволжском федеральном округе Александром Коноваловым советник президента Татарстана Рафаиль Хакимов предложил законодательно ввести в России институт вакуфа, что «обеспечило бы самофинансирование мусульманской общины и снизило ее зависимость от зарубежных спонсоров». На этой же встрече председатель совета по делам религий при Кабинете министров Татарстана Ринат Набиев сообщил, что правительство республики рассматривает вопрос о выделении на институт вакуфа кредита в размере 10 млн рублей, что говорило о прямом вмешательстве в религиозные дела государства [6].
В республике все еще использовался, несоответствующий федеральному, местный закон о религиозных организациях, но рассчитывать только на него было бы нецелесообразным, особенно в условиях усиления вертикали власти.
В феврале 2008 г. прокурор Республики Татарстан Кафиль Амиров опротестовал местное положение о вакфах, как отсутствующее в федеральном законодательстве. Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву пришлось вносить в закон изменения. Положение о вакуфном имуществе было сохранено, но с оговоркой, что данная сфера регулируется федеральным законодательством. Таким образом, было принято решение, которое де-факто прекратило действие республиканского положения о вакфах [7].
Тем не менее, местные власти искали возможности выхода из сложившейся ситуации. 18 июня того же года глава комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам татарстанского парламента Разиль Валеев заявил, что Госсовет Татарстана намерен предложить ввести в федеральное российское законодательство понятие «вакуфное имущество». По его словам, «во всем исламском мире, например в Саудовской Аравии или Турции, вакуфное имущество — это естественно. Разных подходов к исламу в разных странах быть не может». Валеев также утверждал, что прибыль от вакфа (вакуфа) «может направляться только на религиозные нужды, то есть налогами такое имущество облагаться не должно» [7].
Все эти попытки не принесли каких-либо ощутимых результатов. В январе 2009 г. при ДУМ РТ был создан фонд «Вакф». Основная деятельность — поиск инвесторов для строительства проектов, приносящих пользу мусульманским организациям Татарстана. А также для юридического закрепления передающихся по вакфу земельных участков и зданий. В состав правления организации вошло десять человек (в т.ч. и с богословским образованием), принимающих решение по любым вопросам деятельности вакфа, в т.ч. об использовании и распределении средств, полученных от деятельности коммерческих вакфов [8]. В год создания «Вакфа» в ведении организации государством было передано два земельных участка и одно здание от частного лица. В Курбан-байрам 2010 г. руководитель организации Мурат Галеев презентовал комплекс по забою животных «Курбан-байрам», расположенный в Казани по ул. Бр.Петряевых (участок передан в безвозмездное пользование исполкомом г. Казани). Аналогичные комплексы «Вакф» планировал открыть и в других районах республики.
На IV съезде ДУМ РТ в феврале 2010 г. в выступлении президента Татарстана М. Шаймиева прозвучала критика в адрес руководства муфтията, создавшего фонд «Вакф», где учредителями являются только частные лица. По мнению президента, это является недопустимым, фонд должен быть подконтролен ДУМ РТ и работать на всю мусульманскую умму. Было заявлено, что «каждый мусульманин должен знать, что его доля используется по назначению, а не оседает у кого-то в карманах». Также в речи президента было сказано о неэффективном использовании переданных в ведение ДУМ РТ зданий (из 42 — 19 не используются, в частности, переданное государством в 2006 г. историческое здание бывшего детского мусульманского приюта) [9].
С прекращением полномочий председателя ДУМ РТ Гусмана-хазрата Исхакова в январе 2011 г. лишился поддержки и фонд «Вакф». Попытки его руководителя зарегистрировать организацию в качестве Централизованной религиозной организации «Вакф Республики Татарстан» не увенчались успехом [10]. Новой командой при Духовном управлении в январе 2012 г. был создан Фонд «Вакф Республики Татарстан» во главе с Гамиром Гибадуллиным [11], который действует и поныне.
Таким образом, мы видим, что на протяжении 1990–2000- х гг. лидеры мусульман Татарстана, совместно с государственными структурами пытались выстроить институт вакфа в республике. Мусульманским организациям были выделены в пользование в качестве вакфа земельные участки, недвижимость, оказана материальная помощь в виде кредитов. Несоответствие местных законов федеральным поставило под вопрос легитимность всех этих действий. Все инициативы по внесению поправок в соответствующий федеральный закон были отвергнуты. Остается закрытой информация по переданным в пользование мусульман зданиям, землям, полученному доходу от их эксплуатации. Отсутствует четкий реестр самих вакуфных зданий, непонятен их имущественно-правовой статус, что приводит к утрате недвижимости. Все эти вопросы требуют самого безотлагательного решения и говорят о том, что в рамках светского государства институализация вакуфной системы практически невозможна.


Литература
1. Беккин Р.И. Институт вакфа в социально экономической и политической жизни мусульманских стран // Вестн. С.Петерб.ун-та. Сер. 5. — 2008. — Вып. 3. — С.105–114;
2. Хабутдинов А.Ю. Институты российского мусульманского сообщества в Волго-Уральском регионе. — М.: Изд. дом Марджани, 2013. — 344 с.
3. Материалы Второго очередного съезда мусульман Татарстана. — К.: Иман, 2002. — 200 с.
4. Сайганова С. Мусульмане учатся управлять тем, что имеют // Время и деньги. 16.06.2004.
5. Беккин Р. Тысяча сомнительных динаров // НГ-религии. 18.08.2004.
6.Кириллович Г. Мусульмане просят поддержки // Коммерсант-Волга-Урал.3.11.2006.
7. Минин С. Вакф в законе // НГ-религии. 2.07.2008.
8. Мурат Галеев: Вакф — достояние всего мусульманского общества // Islam-news. 11.08.2009.
9. В движении — успех // Республика Татарстан. 5.03.2010.
10. Антонов К. ДУМ готовят альтернативу. В республике создают второй муфтият // Коммерсантъ (Казань). 10.04.2012.
11. Учрежден Фонд «Вакф РТ». 11.01.2012. (http://dumrt.ru/node/2238.)
12. Исполком Казани vs ДУМ РТ: кто ответит за «призраки старины»? // Бизнес-онлайн. 17.05.2013.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия