Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Алиева Н. А.
аспирант Казанского (Приволжского) федерального университета

Справедливая цена в исламской экономической мысли
Статья посвящена анализу экономической мысли средневековых мусульманских ученых. Автор обращает внимание на их взгляды относительно «справедливой» цены, и рассматривает, в каких случаях применялся контроль цен в государстве
Ключевые слова: экономическая мысль средних веков, справедливая цена, справедливая прибыль, исламская экономика, контроль цен
УДК 330.811.2; ББК 65.02   Стр: 433 - 435

Религиозные ценности и предписания в различной степени влияют на экономическую деятельность людей и общества, определяют их этические ориентиры в предпринимательской сфере и в частной жизни.
В последние годы все чаще можно услышать такое понятие, как исламская экономика. Саудовский экономист Мухаммад Умар Чапра в своей книге «Что такое исламская экономика?» пишет, что исламская экономика представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать благополучия посредством распределения редких ресурсов в соответствии с исламским вероучением, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса [1, с. 33].
В исламском праве действует разделение по двум категориям: нормы, регулирующие взаимоотношения между человеком и Богом (‘ибадат) и нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми (му‘амалат). Совокупность последних и составляет правовую базу исламского бизнеса.
Основными источниками исламского права являются Коран и Сунна. В современных условиях с учетом разногласий во мнениях мусульманских ученых относительно тех или иных исламских финансовых инструментов возникает необходимость рассмотреть их мусульманско-правовую составляющую. Но так как Священное писание не дает ответы на все вопросы, современные экономисты и правоведы для поиска ответов на свои вопросы обращаются к трудам ученых богословов последующих веков, которые были написаны на основе Корана и Сунны.
Что касается понятия «справедливая» цена, то за всю историю ислама чуть ли не единственными авторами, писавшими на эту тему были Ибн Таймийа, Ибн Каййим ал-Джаузийа, также Ибн Халдун. Ибн Таймийа в своей книге «Ал-Хисба фи-л-ислам» пишет про справедливую цену и контроль цен. Принцип свободы был до такой степени возвышен мусульманскими юристами, что напугал всю систему, лишив правительство права вмешиваться в случае монополии. Собственно, это и вынудило Ибн Таймийу написать его книгу «Ал-Хисба фи-л-ислам» с целью показать, в каких случаях индивидуальная экономическая свобода должна быть ограничена, даже если эти ограничения иногда касаются цен на товары и услуги.
Термин «справедливая цена» в арабском языке обозначается с помощью нескольких выражений: si’ral-mithl, thamanal-mithle, qimahal-mithl и althamanal-‘adil. Но при дословном переводе каждый имеет свои незначительные отличия:
1) si’ralmithlиthamanalmithle — буквально переводятся как средняя цена, это то что устанавливается продавцами;
2) qimahalmithl — средняя стоимость, реальная стоимость товара, а не то, что хочет продавец за этот товар;
3) althamanal ‘adil — цена где нет спекулятивной излишней наценки.
Профессор исламского права Международного исламского университета в Куала-Лумпуре(Малайзия) Мухаммад Хашим Камали пишет: «Идея эквивалентности в этих фразах относится к основному соотношению стоимости между объектом для продажи и его ценой, а также готовностью других платить эту цену». Таким образом, в своей работе «Контроль цен в Исламе» (Tas’ir (Price Control) inIslamic Law), Камали дает следующее определение: Справедливая цена — это такая цена, которая не слишком высокая и не слишком низкая, она отражает норму прибыли после оплаты расходов по производству и других существенных расходов (например, транспортировка)» [2].
История вопроса связана с ситуацией в Аравии времен Мухаммада. Во избежание ценовых манипуляций посредниками и приезжими торговцами, Сунна стремилась к установлению справедливых цен. В Медине были купцы привозившие товар, которые по прибытии на рынок начинали продавать свой товар. Мухаммад запретил горожанам выступать в качестве агентов и продавать товар за приезжих. Он считал, что в этом случае они могут поднять цены и нанести вред покупателям. Сами агентские отношения в целом не были запрещены, но такие агентские отношения были запрещены из-за опасности инфляции. Так же было запрещено перехватывать импорт, прежде чем тот вошел на рынок. Это было связано с тем, что в этом случае импортер мог не знать о рыночных ценах, и его могли уговорить за слишком низкую (и несправедливую) цену. Продавцу-импортеру разрешалось действовать только по факту въезда импорта на рынок (См.: Ибн Таймийа, 1982).
Также считается что, купцы не могут продавать товар за более высокую цену тем, кто не владеет ценами или не торгуется и за более низкую тем, кто торгуется. Из хадиса мы узнаем, что обман незнающих, является ростовщичеством. Если следовать хадису, то продавец обязан информировать покупателя обо всех недостатках или дефектах товара. Это основано на заявлении Мухаммада, что «кто обманывает, тот не из нас» [3].
Камали в своей работе отмечает что, по мнению маликитского правоведа ал-Баджи, установление цен, которые не дают прибыли, ведет к нарушению цен, дефициту предложения и финансовым потерям людей [4]. Подход маликитских правоведов в вопросе справедливой цены будет освещен чуть позже.
Ибн Каййим ал-Джаузийа, следуя Ибн Таймийе более обстоятельно разрабатывал идею справедливой цены.
Он считал что, справедливая цена являлась нормальной ценой, установленной свободным соотношением рыночных сил, спроса и предложения. Если таковой цены нет, то он высказывался в пользу установления справедливой цены. В этом случае, он принимал во внимание субъективное значение объекта, как для продавца, так и для покупателя. Также Ибн Каййим ал-Джаузийа сформулировал для государства более развернутую политику контроля цен. Он также, как и Ибн Таймийя старался придерживаться золотой середины между абсолютным запрещением контроля цен государством и безоговорочным государственным регулированием цен. Он полагал, что контроль цен должен быть в случае монополии или несовершенства рынка, и его не должно быть когда конкурирующие рыночные силы могли работать свободно. Считал, что если без фиксации цен не соблюдались интересы людей, то цены надо зафиксировать без вреда для каждой из сторон. Справедливая цена может быть установлена только участниками рынка и советом по принятию решений. Она должна быть приемлемой для всех участников рынка [5].
По распространенному мнению шафиитов, как и некоторых ханафитов (например, Абу Юсуф и Ибн Абидин) и ханбалитов (таких как Ибн Таймийя и Ибн Каййим ал-Джаузийа), контроль цен может быть применен к любым товарам и услугам, которые подходят под идею справедливой цены. Это говорит о том, что однотипные товары и товары, продаваемые весом и измерениями, являются здесь главными объектами.
Маликитскими учеными выдвигались две точки зрения. Согласно первой — фиксация цен должна применяться только к продуктам питания. Вторая точка зрения гласит о том, что фиксация цен должна применяться ко всем взаимозаменяемым товарам. Согласно ал-Баджи, эти товары должны совпадать и по качеству, т.к. разные по качеству товары не могут стоить одинаково. Фиксация цен должна применяться ко всем участникам рынка.
Но относительно этого положения есть исключения.
Во-первых, это касается импортеров. По мнению шиитов импортер подлежит контролю цен только в случае необходимости, например, при угрозе голода. Но ал-Баджи и Ибн Хаджиб считают что под фиксацию цен подходят все продавцы, кроме импортеров пшеницы и ячменя. Также ал-Баджи включает в список исключений и импортеров мяса, чечевицы, фруктов, пищевых масел.
Вторая категория лиц, кого касается вышеназванное исключение, это те, кто запасаются товаром и ждут поднятия цен [6]. Основанием этого служит хадис: «Если кто-либо укрывает в течение сорока дней продукты питания (чтоб нажиться), того Аллах отвергнет». Данное исключение подтверждается также еще рядом хадисов: «Если кто-то припрятывает товары до повышения цен, он является грешником». «Предоставляющему (требуемый продукт) воздастся, а укрывающий будет проклят» [7, с. 112]. Данная категория лиц является нарушителями закона, поэтому попадают под исключение. Они обязаны продавать весь свой товар по рыночной цене, оставив для себя и своей семьи продуктов для пропитания на год.
К исключениям также относятся все, кто торгует за пределами рынка — транспортные работники, агенты, брокеры, мастера, торговцы фруктами и т.д.
По принятому мнению суннитских правовых школ, за исключением ханафитской, порицаемую торговлю ведет тот, кто не подчиняется легальной политике ценообразования. При этом преобладает точка зрения, что тому, кто подрывает или завышает фиксированные цены, может быть предложено уйти с рынка или продавать по фиксированным ценам. Этой точки зрения придерживаются многие маликиты. Ханбалиты же считают, что нельзя продавца заставлять следовать общепринятым ценам, т.к. на основании присутствия принуждения продажа становится недействительной. По мнению же шафиитов, торговля нарушающая зафиксированные цены, запрещена.
Если контроль над ценами вынуждает людей продавать свои товары по цене, неприемлемой для них, лишая их разрешенной Аллахом выгоды, это считается запретным (харам). Если же, с другой стороны, контроль над ценами призван установить справедливость среди людей, например, принуждая продавцов торговать по цене, равной той, что установлена на эквивалентные товары (Устанавливается цена на рыночной основе — на основе соотношения спроса и предложения.), и, таким образом, сдерживая их от получения сверхприбыли, в таком случае контроль дозволен и необходим [7, с. 111].
Сделка совершается продавцом и покупателем тогда, когда с ценой согласны обе стороны. Покупатель приходит за определенными покупками. Это основано на его желаниях и он готов на это потратить определенную сумму. Но также и продавцы идут на рынок со своими целями. Они знают себестоимость товара и предполагают, какую торговую наценку они хотят получить за свою работу. С увеличением количества покупателей которые хотят приобрести определенный вид товара, увеличивается спрос на этот товар и это оказывает дополнительное давление на его цену.
Ибн Таймийа говорил о влиянии качества на цену, и о влиянии увеличения спроса на цену. В своей книге «Ал-Хисба фи-л-ислам» он пишет о падении рыночных цен под давлением увеличения предложения.
Также эту функцию рынка можно проследить в словах Мухаммада. В хадисе передается, что некоторые цены начали расти в Медине, в связи, с чем люди обратились к нему с жалобой и просьбой зафиксировать цены. Он отказался это сделать на основании того, что это повышение — от Бога и любое вмешательство в фиксирование цен, когда они растут или падают по естественным причинам, может быть результатом несправедливости по отношению к продавцам или покупателям.
Учитывая частые изменения цен на рынке, а вместе с ними и изменения других элементов которые влияют на спрос и предложение, например, момент ожидания изменений рыночных условий в будущем, надо сказать, что на рынке может быть несколько разных цен и заключаемых сделок. Эти изменения почти точно говорят о ситуации на рынке. Это говорит о том, что лучше цены определять, учитывая обстоятельства определенного периода времени или сделки.
Мусульманские ученые в судебных обсуждениях очень часто прибегают к понятию «цена эквивалента». Это рыночная цена товаров, эквивалентная товарам, которые являются предметом разногласия. Они используют «цену эквивалента» как цену, которая отображает реальную стоимость спорных вопросов [8].
Ибн Таймийа, говоря о справедливой цене, опирается на хадис, в котором сказано, что продавцу запрещено обогащаться за счет ограниченного в средствах покупателя. В связи с этим торговец не должен получать за счет нуждающегося человека прибыль большую, чем за счет других покупателей, используя его нужду и зависимое состояние. Например, паломнику, намеревающемуся совершить хадж, требуется специальная одежда (ихрам). Он не может обойтись без нее и, так или иначе, должен ее приобрести, но торговцу запрещено использовать эту зависимость и назначать завышенную (несправедливую) цену [9].
Ибн Таймийа, изучая экономические отношения, указал на то, что: чеканка ничем не обеспеченных денег приводит к следующим последствиям: люди начинают утрачивать доверие к деньгам, что, в свою очередь, порождает инфляцию; не заключаются долгосрочные сделки; люди, получающие фиксированную заработную плату, теряют в доходах; нарушается стабильность во внутренней и внешней торговле и т.п. В итоге Ибн Таймийя в свое время говорил о том, что много столетий спустя отразилось в Законе Грэшем — плохие деньги вытесняют из обращения хорошие (т.е. монеты из обесценившегося металла вытесняют из обращения монеты из другого металла в условиях биметаллизма). Ибн Таймийа раскрыл одну из важнейших частей Закона Грэшема, указав на утекание денег за границу, но он не сказал о таких способах их изъятия из оборота, как накопление и переплавка.
В экономической литературе определение прибыли, как награды за понесенные риски при неопределенности в будущем, принадлежит Френку Найту, который опубликовал свои мысли в 1921 г. Но именно Ибн Халдун написал: «Коммерция означает покупку товаров, их хранение и ожидание момента, когда колебания рынка приведут к росту цен на эти товары» [10].
Также Ибн Халдун говорит, что неразумно держать зерно и ждать высоких цен, и что ожидаемая прибыль может оказаться низкой или вовсе быть потерянной вследствие удержания зерна. Таким образом, прибыль является наградой за предпринятые риски. При будущей неопределенности, «носитель риска» может все потерять вместо того, чтобы приобрести.
Для увеличения прибыли Ибн Халдун предлагает: «Купи подешевле, продай подороже», которое широко цитируется и по сегодняшний день, например в книге Френка Фишера «Купи дешево, продай дорого», вышедшей в 1952 г.
Получается, что прибыль можно увеличивать до себестоимости продукта, но Ибн Халдун отметил, что для рынка разрушительны, как слишком низкие, так и слишком высокие цены. Товары со слишком низкой ценой исчезнут с рынка, не будет мотивации их производить, т.к. прибыль будет низкая. А дорогостоящие товары меньше продаются и рынок не будет развиваться.
Также Ибн Халдун писал: «Из-за большого спроса на предметы роскоши, они становятся обычными и привычными, превращаясь, таким образом, в потребность. Кроме того, рабочая сила в городе, а также удобства становятся дорогими, потому что есть большой спрос на распространившуюся роскошь, а также по причине установления правительством сборов на рынке и в бизнес-операциях. Все это отражается на цене реализации товара. Комфорт, продовольствие, рабочая сила становятся очень дорогими. В результате, расходы жителей возрастают пропорционально росту цивилизации города. Тратится много денег. В этих условиях людям нужны большие деньги на расходы, связанные с обеспечением необходимых условий жизни для себя, своих семей, а также на другие нужды». По поводу влияния цены на предложение, Ибн Халдун говорит: «Если товар редкий и его мало, то цены на него возрастают» [10].
Именно Ибн Халдун ещё тогда говорил о том, что сегодня называют инфляцией. Фактически, он был первым философом в истории, который систематически выявлял факторы, влияющие как на цену товара, так и на общий уровень цен.


Литература
1. Chapra M.U. What is Islamic Economics? — Jeddah, 2001. — 200 с.
2. Kamali. M.H. Tashir (Price Control) in Islamic Law. URL: http://i-epistemology.net/attachments/404_V11N1%20Spring%2094%20-%20kamali1%20-%20Tasir%20-%20Price%20Control%20-%20in%20Islamic%20Law.pdf
3. al Nishapuri, Muhammad ibn Hajjaj. Mukhtasar Sahih. ed. Muhammad Nasir al Din al Albani. — Beirut,1989.
4. Kamali. M.H. Tashir (Price Control) in Islamic Law. URL: http://i-epistemology.net/attachments/404_V11N1%20Spring%2094%20-%20kamali1%20-%20Tasir%20-%20Price%20Control%20-%20in%20Islamic%20Law.pdf
5. Ibn Qayyim al Jawziyah. Al Turug al Hukmiyah fi al Siyasah al Shar’iyah. — Beirut
6. Kamali. M.H. Tashir (Price Control) in Islamic Law. URL: http://i-epistemology.net/attachments/404_V11N1%20Spring%2094%20-%20kamali1%20-%20Tasir%20-%20Price%20Control%20-%20in%20Islamic%20Law.pdf
7. Ал Кардави Ю. Дозволенное и запретное в Исламе /Пер.: М. Саляхетдинова. — URL: http://www.twirpx.com/file/864444/
8. Kahf M.. Market and prices. URL: http://monzer.kahf.com/papers/english/market_and_prices.pdf,
9. Беккин Р.И.. Экономическая концепция ибн Таймийи. URL: http://www.islamnews.ru/news-11582.html
10. Qweiss I.M. URL: http://www9.georgetown.edu/faculty/imo3/ibn.htm

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия