Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Святкин М. Д.
аспирант кафедры экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Интеграция предприятий пищевой промышленности РФ как основа интенсификации развития отрасли
В статье рассмотрены особенности интеграционных процессов в деятельности предприятий пищевой промышленности. Исследованы и проанализированы основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий производящих продукты питания. Определены стратегические направления развития предприятий пищевой промышленности
Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности, интеграция предприятий, предприятия пищевой промышленности, пищевая промышленность, управление
ББК У9(2)306.751.41-21,0   Стр: 444 - 445

Как следует из проведенного анализа общих тенденций развития пищевой промышленности России, производство отечественных продуктов питания находится на стадии роста. Как показывают представленные данные статистики, на этой же стадии развития рынка продовольствия находятся, например, страны Прибалтики, бывшего социалистического лагеря (Венгрия, Словакия, Словения и другие), Португалия.
С увеличением объема потребления пищевых продуктов и ростом доходов населения Россию ожидает переход к стадии зрелого рынка. Этот период развития наступает в условиях продолжения роста потребления продуктов питания, при этом ассортиментный ряд товаров близиться к полноте представленности, производство пищевых товаров также вступает в фазу зрелости, что влечет за собой укрупнение, консолидацию и интеграцию предприятий. Если рассматривать динамику изменения числа предприятий пищевой промышленности в России (табл. 1).

Таблица 1
Динамика изменения числа предприятий и объема производства пищевой промышленности России
Показатели2005200620072008200920102011
Число действующих предприятий54032535104997344878430644315542342
Абсолютное уменьшение52235375095181491813
Темп прироста / снижения, %-1%-6,7%-10,2%-4%-0,2%-1,9%
Объем отгруженных товаров, млрд руб.1486172921432656282231953555
Абсолютное увеличение, млрд руб.243414513166373360
Темп прироста, %16,35%23,94%23,94%6,3%13,2%11,3%
Индекс производства106,6107106,1101,199,5105,4101

В соответствии с необходимостью ускорения интенсификации роста и перехода отечественной пищевой промышленности к стадии зрелого развития, основными направлениями государственной поддержки производителей продуктовой отрасли на сегодняшний день являются мероприятия, направленные на развитие обеспеченности сырьевыми ресурсами (поддержка сельскохозяйственных производителей и сельского уклада жизни — фермерства), регулирование ценовой политики в области продуктов питания (сдерживание роста цен с одновременной реализацией политики дотирования производителей), ограничение рыночной активности иностранных производителей продуктов питания.
Перечисленные направления государственных протекционистских действий в сфере пищевого производства являются широко распространенными во всем мире. Например, затраты на датирование производства мясной продукции в США составляют более 10 млрд долл., в Канаде и Австралии — 1,5 млрд долл., в Бразилии — 2,6 млрд долл.
На основе анализа информации годовых отчетов производителей пищевой продукции и условий развития российского рынка продовольственных товаров, представляется логичным сделать вывод о существовании двух основных альтернативных стратегических направлений развития российских производителей пищевых продуктов. Первая стратегия — это увеличение масштабов производства товаров с низкой добавленной стоимостью, в этом случае рост объемов продаж обеспечивает улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности в целом. Вторая стратегия — это производство товаров с высокой добавленной стоимостью, обладающих уникальными характеристиками — «нишевых» продуктов, что позволяет увеличивать доход производителя за счет высокой нормы прибыли.
По данным мировой финансовой статистики, обе тенденции стратегического развития предприятий пищевой промышленности получили широкое распространение в мире. Однако, анализируя темпы роста продаж и темпы капитализации компаний, развивающихся по альтернативным сценариям, логично отметить, что стратегия «уникального продукта» с высокой добавленной стоимостью и нормой прибыли приводит к более интенсивному росту показателей производственно-финансовой деятельности пищевых производителей.
Исследования российских предприятий пищевой индустрии путем проведения опросов их руководителей позволяют вычленить и оценить основные факторы влияния на увеличение объемов производства компаний, взяв за основу уровень производства крупнейших предприятий США. По мнению руководителей пищевых производств, наибольшие ожидания в свете роста объемов производства связаны с оптимизацией дистрибуции и технологий сбыта — до 23%, с инновациями — до 23%, увеличением уровня доходов населения, что увеличит объемы производства и реализацию продукции до 16%, оптимизацией бизнес–процессов, выведенных во внешнюю по отношению к предприятию среду (на аутсорсинг), что может увеличить объемы продаж на 12%. Наконец совершенствование системы управления предприятиями может обеспечить до 5% роста объемов производства.
Создание стоимости пищевой продукции, предлагаемой на потребительском рынке, является многокомпонентным процессом. Принято выделять три основных этапа этого процесса: стоимость сырья, формируемая сельскохозяйственными производителями; стоимость, формируемая пищевой промышленностью; стоимость торговой наценки продавцов. Следует выделить роль пищевой промышленности как наиболее существенного фактора формирования стоимости пищевой продукции. При этом соотношение долей сельскохозяйственных производителей и сбытовых организаций равновелико.
Как показывают исследования, экономисты разделяют предприятия пищевой промышленности на три основные группы. Это производство напитков, производство брендированных продуктов питания в упаковке и производство прочих продуктов — так называемых «commodity».
Однако расширение производства одного направления не является ведущим направлением развития предприятий отрасли. Основной тенденцией развития ведущих международных пищевых производственных предприятий является интеграция с сельскохозяйственными предприятиями — производителями сырьевых ресурсов.
Интеграция предприятий позволяет объединить бизнес–процессы производства сырья, первичной переработки, глубокой переработки и дистрибуции. На этапе производства сельскохозяйственной продукции вертикально интегрированные производители пищевых продуктов международного уровня объединяют предприятия как растениеводческой, так и животноводческой деятельности, а для обеспечения нужд последней — включают в структуру производства производителей кормов.
Рис.1. Структура выручки и показателя EBITDA по видам производственной деятельности интегрированных компаний группы «Черкизово»
Крупнейшие интегрированные производители отечественных продуктов питания также обладают структурами по производству сырья. Однако такая интеграция в сфере производства продукции на основе растениеводства имеет усеченную моноотраслевую сырьевую сельскохозяйственную форму, выражающуюся в последовательности: выращивание растительного сырья — первичная переработка — дистрибуция (например, группа компаний «Разгуляй Укррос» или группа компаний «Белая Дача»). Интеграция предприятий на основе животноводства в ряде случаев включает всю совокупность предприятий, интегрированно реализующих этапы производственного цикла — производители кормов — животноводы — предприятия первичной мясопереработки — предприятия глубинной мясопереработки — дистрибьютеры. К таким лидерам интегрированного производства пищевой отрасли относится, например, группа «Черкизово».
Структура выручки разных производственных направлений группы, а также доля разных производств в скорректированном показателе EBITDA (чистая прибыль, увеличенная на сумму амортизации внеоборотных активов, налоговых платежей и процентов) представлена на диаграммах рис.1.
Наглядно тенденции развития консолидации международных и российских крупнейших сельскохозяйственных производителей и производителей пищевых продуктов в вертикально интегрированные компании иллюстрирует рис. 2.
Рис.2. Примеры консолидации предприятий сельского хозяйства и пищевого производства в вертикально интегрированные компании на основе процессно-ориентированного подхода
Таким образом, российское пищевое производство находится на стадии интенсивного роста, что лежит в основе движения к развитому рынку пищевых товаров. Конкурентные преимущества пищевых товаропроизводителей стратегически формируются либо за счет расширения производства товаров массового спроса, либо за счет уникальных характеристик продукции. Наибольшая часть добавленной стоимости пищевых продуктов формируется на стадии переработки сельскохозяйственного сырья. Однако, сырье технологически необходимая составляющая конечного продукта, в связи с чем, наиболее развитые предприятия пищевой промышленности, как зарубежной, так и отечественной представляют собой вертикально интегрированные компании, объединяющие бизнес–процессы сельскохозяйственного производства, первичной и глубокой переработки сырья и дистрибуции.


Литература
1. ОАО «Группа «РАЗГУЛЯЙ». Консолидированная отчетность и дополнительная информация за год. 31.12.2010 г. // www.raz.ru
2. Попова Е.Н. Диагностика финансового состояния пищевой промышленности с позиции экономической безопасности // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 (42).
3. Промышленность России. 2012: Статистический сборник / Росстат — М., 2012.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия