Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (48), 2013
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Воронина С. Ю.
аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Основные аспекты финансирования деятельности автономных учреждений сферы услуг (на примере здравоохранения)
В статье проанализированы роль и место автономных учреждений в процессах формирования сферы услуг в здравоохранении. Разработаны подходы к построению системы финансирования
Ключевые слова: здравоохранение, автономные учреждения, субсидии, предпринимательская деятельность, индекс целесообразности
УДК 336.58.61   Стр: 450 - 453

Сегодня в целях повышения доступности и качества медицинских услуг для всех категорий граждан, а также снижения бюджетной нагрузки необходим поиск принципиально новых подходов к модернизации отрасли здравоохранения.
Особая роль при формировании новой модели сферы услуг в здравоохранении должна принадлежать автономным учреждениям, являющимся оптимальной формой сочетания рыночного и социального принципа оказания медицинских услуг.
Впервые понятие «автономное учреждение» (АУ) было введено Федеральным Законом № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», принятым 3 ноября 2006 года. Однако, вышеназванный закон не обозначил методические подходы к созданию и управлению автономными учреждениями. На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации не существует четкого механизма их развития. Особенно остро стоит выше обозначенная проблема в сфере здравоохранения.
Автономные учреждения сферы здравоохранения занимают некоторое «промежуточное» положение между бюджетными и частными учреждениями. Наряду с общими, такие учреждения обладают рядом специфических особенностей организации экономической деятельности, что позволяет выделять их в отдельную группу:
Во-первых, специфика финансирования АУ, которая проявляется в сочетании использования для оказания услуг бюджетных (средств ОМС) и собственных ресурсов.
Во-вторых, использование бюджетных средств возможно только в виде целевых трансфертов.
В-третьих, со стороны государственных (муниципальных) органов власти происходит одновременное стимулирование предпринимательской деятельности и существенное лимитирование возможности АУ по оказанию платных услуг.
В-четвертых, возможность учреждений самостоятельно заключать договора с обязательным применением механизма государственного (муниципального) заказа.
В-пятых, обязательность ориентации деятельности АУ на совершенствование материально-технической базы для расширения номенклатуры и повышения качества и доступности услуг.
При определении сущности автономного учреждения, как субъекта социально-ориентированной модели сферы здравоохранения, необходимо представлять его как согласование трех составляющих: ограничения (лимитирования) деятельности; потенциала (возможности) учреждения; социально-экономических целей деятельности.
1. Ограничения, т.е. вытекающие из нормативно-правовых актов пределы, за которые не может выходить деятельность автономных учреждений:
— АУ — некоммерческая организация, т.е. прибыль не может быть целью деятельности, что исключает возможность ее коммерциализации;
— АУ создается для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. такие учреждения имеют исключительно социальную направленность;
— обязательное использование государственного и муниципального заказа.
Наличие ограничений отличает автономные учреждения в сфере здравоохранения от коммерческих.
2. Потенциал учреждения, т.е. совокупность ресурсов или возможностей автономного учреждения, используемых для самостоятельного планирования, организации и реализации своей деятельности:
— АУ в своей деятельности могут руководствоваться своими экономическими интересами, обладая финансовой и имущественной самостоятельностью;
— АУ могут использовать финансовые ресурсы не только в качестве платежа за услуги, но и как экономический инструмент;
— наличие целевого капитала, т.е. части имущества, сформированного за счет частных пожертвований.
Наличие потенциала отличает автономные учреждения сферы здравоохранения от бюджетных учреждений.
3. Социально-экономические цели деятельности:
— повышение качества оказываемых услуг;
— повышение доступности оказываемых услуг;
— повышение комплексности оказываемых услуг;
— развитие инновационных технологий в процессе оказания услуг;
— увеличение прибыли;
— снижение бюджетной нагрузки;
— обеспечение выполнения целевых программ и планов в сфере здравоохранения.
Согласование этих трех составляющих имманентно для автономных учреждений, что доказывает их исключительность и перспективность в качестве субъекта социально-ориентированной модели здравоохранения как сферы услуг.
На основе вышесказанного определить АУ сферы здравоохранения можно как учреждение, оказывающее комплексные услуги здравоохранения в рамках осуществления государственной (муниципальной) политики при условии сохранения социальной направленности данных услуг на основе самостоятельного и рационального использования собственных и привлеченных ресурсов с целью повышения социально-экономической эффективности собственной деятельности.
АУ сферы здравоохранения могут быть созданы в таких формах как поликлиника, больница, стоматологическая поликлиника, медицинский информационно-аналитический центр, клинико-диагностический центр, санаторий, центр планирования семьи и репродукции, госпиталь для ветеранов войн, врачебно-физкультурный диспансер и т.д.
В настоящее время в Российской Федерации начинает постепенно формироваться сеть автономных учреждений здравоохранения как сферы услуг. Но не во всех субъектах происходит активный переход от бюджетных учреждений к автономным, поскольку он осуществляется в условиях возникновения рисков.
Автором были определены риски для каждого из участников модернизации услуг в сфере здравоохранения в рамках перехода в форму автономного учреждения: государства (муниципального образования), потребителей услуг и учреждения.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Федеральный Закон от 21.11.2011 № 326-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. — 2011, 23 нояб. — № 5639.
2. Федеральный Закон от 23.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».// Российская газета. — 2011, 8 нояб. — № 4216.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия