Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Кичурчак М. В.
доцент кафедры экономики Украины Львовского национального университета имени Ивана Франко,
кандидат экономических наук


Факторы развития института государственно-частного партнерства в системе воспроизводства общественных благ
В статье рассмотрены особенности применения института государственно-частного партнерства в воспроизводственных процессах по созданию общественных благ; осуществлен сравнительный анализ факторов, детерминирующих его развитие в Украине и странах Таможенного Союза, с использованием методологии многомерного статистического анализа. На этой основе определены перспективы развития института государственно-частного партнерства в системе воспроизводства общественных благ на постсоветском пространстве
Ключевые слова: общественные блага, государственно-частное партнерство, воспроизводство, инвестиции, институт, факторный анализ
УДК 330.101.54; ББК 65.012.2   Стр: 49 - 54

Вследствие гуманизации и социализации рыночной экономической системы происходит усовершенствование механизмов воспроизводства общественных благ. Несмотря на это, преодолеть разрыв между существующим спросом на общественные блага и реальными возможностями их производства, внешними проявлениями каковых является дефицитность бюджетных ресурсов, не просто. Поэтому использование института государственно-частного партнёрства в процессах воспроизводства общественных благ призвано частично разрешить эти противоречия. Отсюда необходимость дать оценки факторов, способствующих развитию института государственно-частного партнёрства в национальной экономике, испытывающей трансформационные изменения.
Целью статьи и является рассмотрение факторов развития института государственно-частного партнёрства (ГЧП), определение подходов к активизации его использования в перманентном процессе производства общественных благ. Для этого требуется: а) выделить особенности применения института ГЧП в производстве общественных благ; б) провести сравнительную оценку факторов, детерминирующих его развитие в Украине и странах Таможенного Союза (ТС), с использованием методологии многомерного статистического анализа; в) очертить перспективы развития этого института в процессах воспроизводства данных благ на постсоветском пространстве.
На теоретико-методологическом уровне сформированы такие основные критерии использования института ГЧП в производстве общественных благ, как: вид экономической деятельности [1, с. 448], что способствовало конкретизации типов, форм и выгод от сотрудничества государства и частного сектора; степень рыночности самих общественных благ [2, р. 2, 8], на основе чего определены условия, при которых общие действия государственного и негосударственного секторов являются благоприятными и позволяют получать желаемый социально-экономический результат; улучшение качества жизни общества, что указало на необходимость внедрения ГЧП для тех видов общественных благ, где частный сектор может предоставлять их за меньшую цену или лучшего качества при условии сохранения их стоимости для государства [3, с. 67]; приоритетность осуществления, что определяет важность производства общественных благ инновационного характера [4, с. 94, 106–114; 5, с. 29] или достижимость индивидуальных и общественно значимых целей проекта [6, с.126–127].
В связи с этим считаем, что к особенностям использования института ГЧП в процессах воспроизводства общественных благ можно отнести:
– сложность технологии продуцирования общественных благ, что требует использования общих усилий в осуществление инноваций в этой сфере для достижения необходимого социального и экономического эффектов. В частности, новыми формами и механизмами взаимодействия, предполагающими справедливое распределение рисков между публичной и частной сторонами, является применение контрактов «нового поколения» [7, с. 89–93], а также «общих технологических инициатив» (Joint Technology Initiatives) [8, р. 3–9] для достижения позитивных сдвигов в развитии экономики;
– специфику доступа к общественным благам на основе установления определённых правил и процедур, что будут ограничивать их потребление. Это связано с тем, что частный сектор стремится получить выгоду от инвестированных в проект средств, а государство в свою очередь должно создать необходимые для этого условия. Например, Т. Бесли и М. Гатаком были предложены различные подходы к организации сотрудничества между государственным и частным секторами на основе критерия максимизации полезности [9, р. 7–15], а В. Варнавским определены базовые условия развития ГЧП и механизмы сбалансирования интересов участников [10, с. 19–23];
– ориентированность в основном на развитие инфраструктуры производства общественных благ из-за того, что тут можно применить механизм перекладывания расходов проекта на конечного потребителя. Так, законодательством Украины и стран ТС определены такие сферы применения ГЧП, как услуги, которые предоставляются с использованием общественной инфраструктуры [11, с. 6; 12; 13; 14];
– привлечение к тем видам их производства, что не создают угроз для национальных интересов и общественной безопасности. Исследователи указывают на то, что развитие института ГЧП практически невозможно в тех государственных секторах, где важна национальная безопасность, управление достаточно затратное, а услуги малопригодные для продажи [1, с. 447; 15, р. 17–20].
Кроме того, эти особенности стали тем фундаментом, на котором осуществлена формализация правил взаимодействия по ГЧП в странах, испытавших трансформационные сдвиги. В связи с этим интерес вызывает определение факторов развития института ГЧП в Белоруссии, Казахстане, Российской Федерации и Украине, поскольку эти страны с распадом СССР почти одновременно начали перестраивать свои экономические системы и осуществили переформатирование отношений между государством и частным сектором.
По нашему мнению, к одному из главных факторов, детерминирующих развитие института ГЧП, можно отнести соответствующие организационно-правовые условия (рис. 1), связанные с действующим нормативно-правовыми актами и формами осуществления ГЧП. Общим для стран является признание государством необходимости сотрудничества с частным сектором, определение способов, главных форм и сфер его применения. Однако оно непоследовательно создавало надлежащие организационно-правовые условия, на что указывает периодичность принятия нормативно-правовых актов, среди которых конечным является закон «О ГЧП». Отличия состоят в уровне завершённости формирования организационно-правовых условий развития ГЧП; в подходах к конкретизации форм и механизмов регулирования отношений ГЧП; временных лагов относительно формализации отношений ГЧП для разных стран. Также процессы постепенной «легализации» института ГЧП в системе воспроизводства общественных благ связаны с развитием специализированных непредпринимательских структур. Например, в Российской Федерации с 2009 г. функционируют «Центр развития ГЧП» и специализированный Интернет-портал «ГЧП в России», в Казахстане с 2008 г. — АО «Казахстанский центр ГЧП», в Украине с 2010 г. — Украинский центр содействия развитию ГЧП, в Белоруссии — рекомендовано создание центра (рабочей группы, агентства) по ГЧП. На этой основе считаем, что роль института ГЧП в процессах воспроизводства общественных благ является ещё недостаточной, поскольку только завершается формирование его организационно-правовых условий.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Длугопольський О. Суспільний сектор економіки і публічні фінанси в епоху глобальних трансформацій. — Тернопіль : Екон. думка ТНЕУ, 2011. — 632 с.
2. Besley T., Ghatak M. Public Goods and Economic Development [Электронный ресурс]. — URL: http://s3.amazonaws.com/academia.edu.documents /30892023/public.pdf?AWSAccessKeyId=AKIAJ56TQJRTWSMTNPEA&Expires=1384955328&Signature= %3D&response-content-disposition=inline (дата обращения: 08.08.2013). poWjEeVSGqkv3U4oR1M9QLyUNRo
3. Запатріна І.В. Публічно-приватне партнерство в Україні: перспективи застосування для реалізації інфраструктурних проектів і надання публічних послуг // Економіка промисловості. — 2010. — № 4. — С. 62–86.
4. Сімсон О.Є. Правова модель приватно-публічного партнерства в інноваційній сфері. — Харків: Право, 2013. — 448 с.
5. Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королёв В.А. Государственно-частное партнёрство: теория и практика. — М. : Изд. дом гос. ун-та Высш. школы экономики, 2010. — 285 с.
6. Державно-приватне партнерство в системі регулювання економіки / [Т.І. Єфименко, Є.Л. Черевиков, К.В. Павлюк та ін.] ; За заг. ред. чл.-кор. НАНУ Т.І. Єфименко. — К.: ДУ «Ін-т екон. та прогнозув.» НАН України, 2012. — 372 с.
7. Смотрицкая И. И. Контрактная основа и механизмы регулирования государственно-частного партнёрства //Институты и механизмы государственного регулирования экономики: Сб. / Под. ред. А.Е. Городецкого, А.Г. Зельднера, С.В. Козлова. — М.: ИЭ РАН, 2012. — С. 83–97.
8. Public-Private Partnerships in Horizon 2020: a powerful tool to deliver on innovation and growth in Europe [Электронный ресурс] // Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. — Brusells. — 2013. — 10 July. — 12 p. — URL: http://ec.europa.eu/research/press/2013/pdf/jti/iip_communication.pdf (дата обращения: 09.09.2013).
9. Besley T., Ghatak M. Public-Private Partnership for the Provision of Public Goods: Theory and an Application to NGOs // The Development Economics Discussion Paper Series. — The Suntory and Toyota International Centres for Economics and Related Disciplines: London Schools of Economics. — 1999. — DEDPS № 17. — August. — 38 р.
10. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнёрство как антикризисная мера // Институты и механизмы государственного регулирования экономики: Сб. / Под. ред. А.Е. Городецкого, А.Г. Зельднера, С.В. Козлова. — М.: ИЭ РАН, 2012. — С. 23–35.
11. Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. — Нью-Йорк, Женева: ООН, 2008. — 128 с.
12. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новых видов государственно-частного партнёрства и расширение сфер их применения: Закон Республики Казахстан от 4.07.2013 № 131-V [Электронный ресурс]. — URL: http://ru. government.kz/docs/z130000013120130704.htm (дата обращения: 30.09.2013).
13. Об участии субъекта Российской Федерации в проектах государственно-частного партнёрства: Модельный закон субъекта Российской Федерации от 22.02.2011 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/90cfa00045f41d7e99a7fd293491a18d/modelniy_zakon.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=90cfa00045f41d7e99a7fd293491a18d (дата обращения: 30.09.2013).
14. Про державно-приватне партнерство: Закон України від 1.07.2010 № 2404–VI [Электронный ресурс]. — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2404–17 (дата обращения: 30.09.2013).
15. Riess A. Is the PPP Model Applicable across Sectors? // European Investment Bank Papers. — 2005. — Vol. 10. — P. 11–30.
16. Запатрина И.В. Перспективы использования механизмов публично-частного партнерства для развития инфраструктуры в Украине // Демографія та соціальна економіка. — 2012. — № 1. — С. 94–103.
17. Баженов А.В. Развитие государственно-частного партнёрства в России // Демографія та соціальна економіка. — 2012. — № 1. — С. 103–110.
18. Проект Оценки Национальной готовности ГЧП в Беларуси [Электронный ресурс] // Европейская Экономическая Комиссия ООН. Инициатива ГЧП ЕЭК ООН. — 2012. — сентябрь. — URL: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/002070_628637_ Ocenka.pdf (дата обращения 20.11.2013).
19. История ГЧП в Казахстане [Электронный ресурс] // Казахстанский центр государственно-частного партнёрства. — URL: http://kzppp.kz/ru/gcp/view?id=17 (дата обращения 20.11.2013).
20. Агентство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс]. — URL: http://www.stat.kz/Pages/default.aspx (дата обращения: 03.11.2013).
21. Государственная служба статистики Украины [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ukrstat.gov.ua (дата обращения: 04.11.2013).
22. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — URL: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php (дата обращения: 05.11.2013).
23. Официальная статистика //Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 06.11.2013).
24. Private Partisipation in Infrastructure Database Freedom [Электронный ресурс]. — URL: http://ppi.worldbank.org/explore/Report.aspx?mode=1 (дата обращения: 07.11.2013).
25. Hammami M., Ruhashyankiko J.-F., Yehoue E. B. Determinants of Public-Private Partnerships in Infrastructure // International Monetary Fund Working Parer. — 2006. — April. — 39 p.
26. Corruption Perception Index [Электронный ресурс]. — URL: http://www.transparency.org/research/cpi/overview (дата обращения: 09.11.2013).
27. Index of Economic Freedom [Электронный ресурс]. — URL: http://www.heritage.org/index/explore?view=by-region-country-year (дата обращения: 10.11.2013).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия