Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Шлафман А. И.
профессор кафедры экономики и управления
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов,
кандидат экономических наук


Современные требования к организации государственного регулирования интеграционных процессов в экономике России
Содержание статьи охватывает как микроэкономические, так и макроэкономические проблемы расширения хозяйственной деятельности. В статье проведен аналитический обзор ключевых направлений и условий развития отношений интеграции современных предприятий в рыночной среде. Определены отличительные характеристики множества форм концентрации капитала
Ключевые слова: реорганизация бизнеса, концентрация капитала, интеграция предприятий, конкурентные стратегии
УДК 334.7.01   Стр: 111 - 113

Сложным аспектом деятельности любого предприятия является его развитие. Наибольших успехов с точки зрения темпов роста предприятие демонстрирует на начальных этапах, когда прирост рассчитывается на изначально малые абсолютные показатели деятельности предприятия. Гораздо более скромные показатели хозяйственной деятельности предприятия демонстрируют в период стагнации или активного роста. И та и другая стадия жизненного цикла предприятия подразумевает предельный прирост ключевых показателей деятельности, который достигнут благодаря грамотному использованию внешних и внутренних факторов развития, а также рационального комбинирования ресурсов.
Однако неминуемо наступает момент (для многих предприятий целый период жизненного цикла), когда собственных резервов предприятию недостаточно и руководство обращает свое снимание на возможность использования чужих достижений. Речь идет об оценке возможностей по интеграции, консолидации или слиянию. В экономической теории эти понятия имеют сходные значения и зачастую применяются авторами как синонимы, при этом все они подходят под определение процессов концентрации капитала [1]. Сложными элементами этих процессов является мотивация к концентрации капитала, которая в свою очередь, порождает особенности интеграции, консолидации и слияния.
Наибольшее распространение в современной научно-практической литературе получила интеграция. Интеграция как экономическое явление и процесс раскрывается через соединение ранее не связанных подсистем и элементов социально-экономических систем. Как управленческое решение интеграция представляет собой самую общую форму концентрации капитала, в рамках которой происходит объединение возможностей и активов предприятий для достижения обоюдных целей на долгосрочную перспективу. При этом, ожидаемый синергетический эффект зачастую носит второстепенный характер, интеграция же по мнению большинства исследователей больше характеризует процессы простого сложения мощностей и возможностей.
Интеграционные процессы в экономике служат таким целям как защита от недобросовестной конкуренции, повышение качества благ, повышение потребительской стоимости товаров, работ и услуг.
Частную форму интеграции, свойства которой могут иметь как постоянный, так и дискретный во времени характер представляет собой консолидация, которая зачастую характеризует набор объединенных возможностей компаний для достижения общей цели без объединения активов. Консолидация применима к процессам формирования общественных объединений и процедурам объединения государственных и частных интересов для достижения единой цели развития экономики [2]. Сложным, комплексным эффектом от консолидации является улучшение отдельных показателей деятельности консолидированных компаний. Слияния на современном рынке представляют собой как форму защиты, так и своего рода форму агрессивного нападения на конкурентном рынке. Прикладное значение этой научной категории отражается на росте хозяйствующих субъектов и их трансформации.
Добровольные слияния представляют собой форму ведения хозяйственной деятельности, в которой два и более юридических лица, путем объединения их активов формируют новое юридическое лицо. Таким образом, мы наблюдаем не генезис какого-то одного предприятия, а, говоря языком биологии, появление нового вида предприятия. Процессы слияния позволяют защитить интересы разработчиков инновационных проектов от прямого копирования результатов их интеллектуального труда, за счет включения их достижений в более сложные продукты. Слияния защищают позиции предприятий резидентов от экспансии транснациональных компаний на локальные рынки.
В параллели с добровольными слияниями, мы наблюдаем навязанные условия слияния или по-другому поглощения. В этом случае с юридической стороны вопрос о новом субъекте экономических отношений не появляется, а с точки зрения экономики, сформированный в результате поглощения экономический субъект становится обладателем новых конкурентных преимуществ.
Двойственность этого вопроса регулируется государством путем развития антимонопольного законодательства и контроля над рейдерскими захватами.
Однако как бы ни были сложны процессы поглощения, их агрессивный характер ярко иллюстрирует конкурентное направление развития стратегии предприятия. Наступательная стратегия, построенная на основе слияния и поглощения, формирует условия для использования большего набора источников конкурентных преимуществ, при этом как воспользуется новыми возможностями хозяйствующий субъект предугадать тяжело.
Структурное представление современных производств определяет направление концентрации капитала. Такие направления как исключительно вертикальное или сугубо горизонтальное взаимодействие на рынке практически отсутствует [3]. Современный руководитель старается представить картину рынка в комплексе воздействия факторов развития, а значит предприятие заинтересовано в интеграционных процессах затрагивающих два и более направления деятельности компаний. В лучшем случае концентрация капитала позволяет извлечь положительный эффект в долгосрочной перспективе, тогда как сложности по реализации интеграционных процессов возникают уже на этапе заключения соглашения о сотрудничестве, не говоря о полном слиянии.
Большинство проблем касается норм и принципов работы с инфраструктурой. По- разному используется региональная инфраструктура, существуют самостоятельные требования в организации инфраструктуры собственной деятельности. В совокупности проблем перед объединяющимися предприятиями встает проблема согласования не столько крупных, определяющих бизнес процессов, сколько процессов определяющих свойства стыковочных узлов на пути совместного использования активов.
Эти различия тем крупнее, чем выше достижения предприятий до момента принятия решения об интеграции. Так, системы управления формируют собственные схемы и процедуры отчетности, а также непосредственно процедуры принятия управленческих решений. Производственные цеха формируют собственные маршруты перераспределения ресурсов и результатов труда, сбытовые подразделения имеют как управленческие, так и технические особенности ведения деятельности.
Интеграция подразумевает либо сложнейший процесс по скрещиванию различных подходов, либо принятие консолидированного решения на уровне руководства о формировании новой инфраструктуры для интегрированного предприятия в принципе. Последнее решение представляет собой серьезный шаг, ибо несет за собой большой объем финансовых и временных затрат на свою реализацию.
Широкомасштабное развитие интеграционных процессов происходило в прошлом веке за рубежом, эти процессы проиллюстрировали весь перечень проблем, с которыми сталкиваются сегодняшние участники процессов слияния на рынке РФ. До 2000 года в США и Европе были перераспределены все концессии на разработку месторождений и переработку ключевых минералов. Сконцентрировались в руках группы учредителей масштабные исследовательские лаборатории по разработке и прикладному использованию достижений НТР.
Государственное регулирование интеграции предприятий имеет самостоятельное место и роль во множестве направлений государственного регулирования хозяйственных отношений в современной экономике РФ.
Регулирование интеграционных процессов граничит с государственным регулированием деятельности отраслевых рынков, опирается на концептуальные основы регулирования конкурентоспособности, формирует требования для развития взаимодействия предприятий в рыночной среде.
Определяя место государственного регулирования интеграции предприятий, следует разграничить основные области регулирования, затрагивающие системообразующие элементы процессов объединения предприятий и реализации предпринимательской деятельности в целом [3].
Так, хозяйственные отношения интеграции, реализуемые для развития технологий на открытых рынках, реализуются в современной экономике требованиями к организации договорных отношений, распределения ответственности за конечный результат, а также определением меры ответственности за нанесение ущерба сторонним экономическим субъектам, в случае аварий и неполадок в реализации новых технологических решений.
Таким образом, объединение предприятий является процессом, затрагивающим как внутреннюю среду объединяющихся предприятий, так и воздействия результата их взаимодействия на внешнюю среду. Особое внимание государственные органы уделяют проблемам обеспечения экологической безопасности производств и соответствию результатов деятельности нормам и принципам физической безопасности потребителей.
Безусловно, экономическая составляющая в реализации интеграционных процессов в современном предпринимательстве также подлежит регулированию. В этом направлении, в последние годы, активно развивается антимонопольное законодательство, основой которого являются утвержденные требования по обеспечению открытой конкурентной борьбы на отраслевых рынках.
Большое значение для развития общества и экономики в целом имеет тарифное регулирование деятельности естественных монополий и олигополистических рынков [2].
Необходимо отметить факт развития естественных монополий, которые пользуясь своим статусом, формируют свои условия интеграции предприятий [4]. Так, новые технико-технологические решения на рынках, зависимых от деятельности естественных монополий, обязательно должны согласовываться с техническими решениями естественной монополии. Таким образом, естественная монополия представляет собой искусственный барьер для входа новых технологических решений на зависимые рынки. Такая закрытость ведет либо к закрытости рынка и развитию коррупции, либо к отношениям поглощения, когда действительно важные технико-технологические решения в короткие сроки становятся собственностью естественной монополии, а ранее активное предприятие входит со своими активами в мощности монополиста. При этом борьба на этом рынке невозможна, а регуляторов этих интеграционных процессов практически не существует.
Другой составляющей в развитии интеграционных процессов современного предпринимательства является регулирование обращения инноваций. Инновации как основное средство реализации предпринимательской деятельности играют свою значительную роль для развития отдельного предприятия [1]. Формирование интегрированных предприятий делает предпринимательскую инновацию доступной. Это ведет либо к появлению новых технико-технологических, либо организационных решений, но факт раскрытия индивидуальности инновации остается без регулятивного воздействия. Инновация в технологическом процессе может потерять свое значение, если будет доступна множеству производств. С другой стороны, важно обеспечить доступность высокотехнологичных решений на рынках конечного потребления, особенно в условиях близких к эскалации западных товаров на отечественном рынке при вхождении России в ВТО. В этой связи государственное регулирование интеграции предприятий является смежным направлением развития государственного регулирования инновационной деятельности в экономике страны и ее регионов.
Следующим направлением государственного регулирования является формирование условий для организации и завершения деятельности. В этом направлении мы наблюдаем временное затишье активности государственных органов, которое уже привело на рынок западных и отечественных рейдеров [6].
Не дружественные захваты или поглощения стали импульсом к росту административных правонарушений в условиях преодоления результатов финансового кризиса 2008 года [4]. Ослабленные компании с развитыми инновационными решениями стали легкими жертвами гринмэйла и во множестве примеров либо лишились своего индивидуального права на использование инноваций, либо были поглощены.
Таким образом, регулирование интеграционных процессов в современной экономике является самостоятельным направлением государственного регулирования, определяющим права и обязанности предпринимательских структур в процессах перехода прав собственности на средства производства и развития отношений слияния и поглощения, в результате которых исчезает одно юридическое лицо.
Безусловно, современная правовая база сохраняет общие принципы защиты прав собственности, но эффективно не защищает отрытые предприятия от недобросовестной конкуренции со стороны недружественных участников рынка.
Следующей группой инструментов государственного регулирования, к которой прямое отношение имеет государственное регулирование интеграционных процессов современных предприятий, являются барьерные функции государственных актов, ограничивающие влияние зарубежных компаний на отечественных рынках. Так, современное автомобилестроение не могло бы иметь собственного образа без протекционистской политики государства. Привлечение сборочных производств на территорию РФ стало новой ступенью в развитии автомобильной промышленности [5]. Этот шаг позволил отечественным предприятиям выйти на новый этап своего развития и уже сейчас организовать совместные предприятия по производству комплектующих для иностранных автомобилей с привлечением инновационных решений отечественных предприятий.
Конечно же, патриотические настроения диктуют нам поиск путей для обособленного развития и в этой отрасли. Политики настаивают на необходимости развития собственного автомобилестроения, тогда как экономисты видят новые решения в интеграции с мировыми лидерами автомобилестроения, для формирования производственных платформ будущих отечественных производств.
В этих условиях важно сохранить предпринимательский потенциал отечественных предприятий. Важно обеспечить не выкуп отечественных идей для зарубежного производства, а культивировать инновации в отношениях интеграции в границах РФ. Высокая концентрация таких идей и технических решений, основанных на них, в сочетании с базовыми навыками и опытом, полученным во взаимодействии и сотрудничестве с западными производителями, может помочь встать на самостоятельное направление развития и отечественное автомобилестроение. Этот путь представляется очень долгим и затрагивает не одно десятилетие. Но в рамках такого подхода можно с уверенностью говорить о накоплении опыта через реализацию интеграционных процессов, а значит формирование потенциала роста отрасли.
Отечественные компании сталкиваются на своем пути как с проблемами, которые переживали западные предприятия, так и с проблемами, которые имеют исключительно отечественные корни. К ним следует отнести территориальную разрозненность тяжелых производств, состояние средств производства и возможности по их модернизации, состояние и направления региональной транспортной инфраструктуры.
Большинство выделенных проблем регулирования являются порождением тяжелого перехода от плановой к рыночной экономике, однако именно они формируют дополнительные задачи, для решения которых предприятия объединяются. Для исследователей порой возникает дилемма поиска новых путей построения экономических связей или доработка тех принципов и правил, которые сложились в плановой экономике. Споры вокруг этих теоретико-методологических подходов разделяет черта инновационного развития, которая подталкивает нас к выходу на новый уровень конкурентных отношений в условиях входа России в ВТО.


Литература
1. Вахитова Т.М. Тенденции развития внешнеэкономических связей региона в контексте современных процессов глобализации // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1 (45). — С. 71.
2. Гуминский В.А. Преимущества интеграции в условиях жесткой политической и экономической конкуренции // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 3(47). — С. 12.
3. Радушинский Д.А., Шарапова О.А. Формирование доверия потребителей к собственной торговой марке розничной сети // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 04.
4. Шлафман А.И. Экономико-организационные проблемы недружественных поглощений // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономические науки. — 2008. — № 6.
5. Шлафман А.И. Признаки предпринимательских объединений // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2010. — № 2.
6. Шлафман А.И. Государственное регулирование интеграционных процессов / С.-Петерб. Гуманитарный ун-т профсоюзов. — СПб., 2011. — 225 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия