Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Ёлкина В. Н.
доцент кафедры стратегического и операционного менеджмента
Высшей бизнес-школы Омского государственного педагогического университета,
кандидат экономических наук

Гончаренко Л. Н.
доцент кафедры финансов и экономики
Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Проектирование бизнеса на основе учета трансакционных издержек
В статье предложена концепция, специально разработанная для создания новой или реформирования (перестройки) конкретной организации. Выделены наиболее явные и чаще всего встречающиеся трансакционные издержки, возникающие при проектировании бизнеса. Предложен алгоритм проектирования бизнеса на основе учета трансакционных издержек
Ключевые слова: трансакционные издержки, проект, проектирование, бизнес
УДК 334.7   Стр: 124 - 127

Одним из наиболее перспективных направлений новой институциональной экономической теории является теория трансакционных издержек. В этой связи весьма актуальным представляется выявление наиболее распространенных трансакционных издержек, связанных с проектированием бизнеса и их классификация.
Процесс проектирования бизнеса включает в себя ряд взаимосвязанных этапов работ, которые могут быть направлены на разработку проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (фирм, компаний, служб). Любая компания (если только она не находится в состоянии стагнации или умышленного сворачивания деятельности) развивается, проводя то или иное изменение своей внутренней или внешней деятельности в рамках стратегического развития в целом. Осуществляемое развитие может носить как экстенсивный, так и интенсивный характер и происходит в условиях усложняющейся внешней организационной среды, резкого возрастания темпов ее изменения и ужесточения конкуренции на рынках [1, с.112].
Понятие «проектирование», как и понятие «проект», не имеет однозначного толкования. Достаточно четко прослеживаются два подхода к определению понятия «проектирование» — инженерный подход и бизнес-подход. Инженерный подход связывает проектирование с процессом создания новых объектов. Бизнес-подход рассматривает процесс проектирования более широко и включает в него инженерный подход как составную часть.
В основу проектирования должна быть положена концепция, специально разработанная для создания новой или реформирования (перестройки) конкретной организации (табл. 1):

Таблица 1
Концепция проектирования бизнеса
ЭтапыОпределение деятельности
IВыбор организационных целейОпределение того результата, который должен быть получен после проведения конкретной организационной работы.
IIУстановление видов деятельности и определение круга участников работВыявляется перечень работ, подлежащих выполнению, и те подразделения или конкретные исполнители, которые будут участвовать в реализации организационных целей.
IIIИсследование состояния организации производства и анализ результатов исследованияВ процессе исследования должно быть получено представление обо всех характерных чертах системы, о протекающих в ней процессах, внешних и внутренних связях, об эффективности функционирования системы, о целесообразности осуществления организационных изменений. В процессе анализа результатов выявляются причины негативных явлений, устанавливаются положительные тенденции развития организации, формулируются предложения по построению или усовершенствованию системы организации производства.
IVРазработка вариантов организационной концепции и выбор оптимального вариантаНаучно обоснованные представления о том, какой должна быть новая организация
VРазработка проекта организации (реорганизации) производстваНа этом этапе выбранная концепция наполняется конкретным содержанием.
VIРеализация разработанного проектаРазработка распорядительного плана реализации проекта, выделение необходимых ресурсов, подготовка и переподготовка кадров, осуществление постоянного контроля за работами по реализации проекта.


Данная концепция была построена с учётом следующих факторов: социальных, экономических, политических и других условий в стране и регионах; миссии и целей новой (или обновлённой) организации, её целевой ориентации; требований к новой организации; возможностей новой организации и др. [2]
В настоящее время даже организации, по природе своей деятельности не ориентированные на регулярное проектирование бизнеса, реализуют внутренние инвестиционные проекты развития с коротким жизненным циклом и внутренним выделенным (инвестиционным) бюджетом. Их отличительными признаками являются: во-первых, неотъемлемость от стратегического развития компании; во-вторых, неоднозначность результатов завершения; в-третьих, тот факт, что завершение таких программ всегда является началом операционной деятельности создаваемого объекта или продукта.
Для успеха реализации таких программ (проектов) вводят корпоративные правила управления, а в ряде случаев целые локальные формализованные системы управления, типовые внутренние и внешние цели которых: обоснованное определение целей инвестиций в проекты; повышение эффективности развития компании за их счет; обеспечение возможности одновременной реализации нескольких проектов; повышение прозрачности выполнения проектов, управляемости и контроля для принятия оптимальных управленческих решений по исполнению составленного плана; сокращение сроков запуска и реализации проектов, уменьшение затрат на их реализацию, а также повышение качества и оптимизация использования ресурсов; максимальный учет проектных рисков и сокращение ошибок и конфликтных ситуаций при выполнении проектов.
В любом проекте прослеживаются определенные фазы развития: 1 фаза идеи — зарождение команды, начало формирования структуры, минимум ограничений, максимум творчества; 2 фаза развития — максимум энергии, ценятся пробивные способности, наличие связей во внешней среде проекта, возможность информирования о проекте внешнего окружения, нахождение рынков сбыта; 3 фаза стабильности — необходимы упорядочение структуры, строгое соблюдение правил внутреннего распорядка, стабилизируется развитие данного проекта; 4 фаза завершения — на передний план выходят межличностные взаимодействия, важны отношения в команде. В различных проектах могут быть разная продолжительность и выраженность фаз развития. В одних проектах преобладает фаза идеи, в других — фаза развития (расширение влияния, реструктуризация, жесткая конкуренция), в-третьих — фаза стабильности, в-четвертых — предпочтителен стиль клубной команды.
Стало очевидным, что принимаемый неоклассикой постулат о нулевых трансакционных издержках, перестал «работать». Но лишь не случайно запоздалое признание знаковой работы Р. Коуза «Природа фирмы» (опубликована в 1937 г.; отмечена Нобелевской премией — через 54 года — в 1991 г.), показало, что современной экономической мыслью, наконец, принята парадигма исследования поведения фирмы исходя из положительной величины трансакционных издержек. Одновременно пришло и признание огромного значения трансакционных затрат для всего содержания микроэкономического анализа. Тем не менее, в настоящее время отношение к категории трансакционных издержек остается неоднозначным, а по некоторым позициям его критика усиливается. Большинством компаний трансакционные издержки рассматриваются достаточно узко и трактуются как расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций.
Теория трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, К. Менар, в русскоязычной и отечественной науке к ее представителям можно отнести В.В. Дементьева, С.Б. Авдашеву, С.В. Малахова, В.С. Катькало), представляющая собой развитие неоклассического подхода, противопоставляет два типа сделок: на рынке (контракт продажи) и внутри фирмы (контракт найма). Фирма с этой точки зрения представляется «островком сознательной власти», на котором все решения о согласовании и координации действий принимает предприниматель. При этом власть в отношениях между фирмами (а также с государством) не рассматривается, а выбор между контрактом найма (властью) и контрактом продажи (ее отсутствием) ставится в зависимость от сравнительной величины трансакционных издержек на рынке и внутри фирмы. Даже введение управленческой структуры третьего типа, «отношенческого» контракта («гибридной» формы), представляется недостаточным для исследования всех возникающих на рынке форм власти: занимающая доминирующие позиции на рынке фирма имеет меньше стимулов двигаться в направлении заключения контрактов найма (то есть вертикальной интеграции) и «отношенческих» контрактов с другими, зависимыми от нее участниками рынка.
Какова же экономическая сущность трансакционных издержек? Р. Коуз трактует их как «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта» [3, c.94]. К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы и сравнивает их действие в экономике с действием трения в физике [13, c. 20]. Чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек и наоборот. В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [4, c.45]. Эти издержки служат источником для функционирования социальных, политических и экономических институтов. В.В. Радаев определяет трансакционные издержки, как «издержки, связанные с входом на рынок и выходом с рынка, доступом к ресурсам, передачей, спецификацией и защитой прав собственности, заключением и обслуживанием деловых отношений» [5, c.5]. Они включают расходы на следующие виды операций:
● получение доступа к ресурсам и правам собственности (регистрация предприятия, лицензирование деятельности, права на аренду помещений и доступ к коммуникационным сетям, доступ к кредитам и лизингу оборудования);
● получение прав на использование ресурсов и прав собственности (права на производство, продажу, передачу, потребление):
● оценка ресурсов и прав собственности (изменение организационно-правовых форм, бухгалтерский учет, аудиторские услуги, маркетинговые услуги);
● защита ресурсов и прав собственности (исключение конкурентов, юридические услуги, охрана бизнеса);
● поиск и отбор партнеров (реклама, презентации, сбор информации о партнерах, проверка их платежеспособности);
● заключение деловых соглашений и контроль за их соблюдением (ведение переговоров, оформление сделок и контрактов);
● поддержание деловых соглашений и применение санкций против нарушителей (согласование и корректировка соглашений, предоставление дополнительных льгот, обращение в арбитраж, взыскание долгов).
Современные экономисты в качестве основных рассматривают обычно следующие функциональные группы трансакционных издержек (табл.2) [6, c.132].

Таблица 2
Трансакционные издержки участников рынка
Тип трансакционных издержекКлассификация
Поиск информацииЗатраты времени и ресурсов, необходимых для поиска покупателей и продавцов соответствующих товаров.
Потери, связанные с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации.
Ведение переговоровЗатраты на ведение переговоров, заключение и оформление контрактов.
ИзмеренияЗатраты на измерительную технику, оценку качества товара.
Спецификация и защита прав собственностиЗатраты на содержание судов, арбитража, государственных органов. Затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав.
Издержки оппортунистического поведенияМоральный риск, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение информации о ее поведении требует больших издержек.
Вымогательство — потери, возникающие в ситуации «незаменимости» покупателя-продавца.
Издержки политизацииИздержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций (издержки коллективного принятия решения и издержки влияния).

Следует отметить, что каждый вид по-своему оттеняет проблемы обмена, с которыми сталкиваются экономические агенты.
Таким образом, под трансакционными издержками следует понимать экономическую оценку потерь, возникающих в процессе координации деятельности экономических агентов. Фактором возникновения трансакционных издержек является недоступность информации для экономических агентов. Поэтому повышается значение информационных элементов рыночной инфраструктуры, неразвитость которых так и будет продолжать «провоцировать» рост трансакционных издержек. Незнание источника информации и ее несовершенство удлиняют цепочку посреднических трансакций, увеличивая, таким образом, трансакционные издержки в конечной стоимости продовольственных продуктов. Все это свидетельствует об отсутствии условий для эффективных сделок. Трансакционные издержки выражают «цену, которую платит любая экономическая система за несовершенство своих рынков» [7, c.79].
Проблема управления издержками по трансакциям в настоящее время является малоизученной. В большей степени это относится к издержкам, связанным с проектированием бизнеса. Специфические особенности предпринимательского сектора оказывают влияние и на особенности трансакционных отношений во всем бизнес-сообществе. Вследствие этого исследование трансакционных отношений в бизнесе представляет самостоятельную научную и практическую проблему.
Одна из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Во всех видах трансакционных издержек есть постоянные компоненты и, когда информация собрана, ею может воспользоваться любое количество продавцов и покупателей. Кроме того, внутри фирмы совершать трансакции намного выгоднее. При этом внутрифирменные трансакционные издержки (низкие по отношению к рыночным) стимулируют развитие интеграционных процессов. Стремление комбинировать несколько стадий производства и сбыта, образуя интегрированные формы в рамках единой фирмы в целях погасить трансакционные издержки, было замечено еще американскими экономистами Р. Коузом и Дж. Уильямсоном [8, c.123].
Используя методику Д. Норта и Дж. Уоллиса, В. Кокорев оценил динамику трансакционных издержек в России [9, c.61]. В качестве показателя уровня трансакционных издержек он использовал отношение затрат, не связанных непосредственно с производством (так называемые накладные расходы), к прочим статьям себестоимости продукции. В исследовании им были проанализированы такие косвенные признаки, как соотношение динамик ВВП с розничным товарооборотом, соотношение динамик количества занятых в отраслях, например, сокращение занятых в промышленности, строительстве и на транспорте и рост числа занятых в банковской, страховой сферах. В результате В. Кокорев выявил, что уже в 1993 г. темп роста трансакционных издержек по сравнению с 1992 г. был более чем в два раза выше темпа роста производственных издержек. Рост трансакционных расходов в российской экономике он объясняет действием следующих факторов:
● необходимостью адаптации предприятий к рыночной среде;
● снижением объемов выпуска продукции;
● ростом издержек, связанных с неразвитостью инфраструктуры связи;
● возникновением издержек, связанных с процессом приватизации.
Рассматривая эти факторы более детально, к ним можно отнести появление независимых хозяйствующих субъектов, увеличение затрат на рыночное взаимодействие, поиск новых форм взаимодействия, отсутствие общепринятых стандартов поведения, увеличение нагрузки на инфраструктурные сети, рост числа мелких фирм, отсутствие опыта многократного обмена между партнерами, несформировавшиеся институты денежно-кредитных расчетов и др.
Учету и анализу подлежат трансформационные затраты предприятия, связанные с осуществлением производственной функции, при этом не уделяется должного внимания учету и анализу трансакционных издержек, связанных с функционированием организаций в условиях рыночной среды [10, c.113].
Можно констатировать, что российская экономика характеризуется низким уровнем развития трансакционного сектора и основную часть трансакционных издержек в России несут сами экономические субъекты. Однако, как замечает Н.С. Волостнов и З.М. Ларичева, в последнее время эффективность трансакционного сектора растет. В России развивается юридическое образование, стало больше юридических агентств и фирм, повышается зрелость рынка, активно внедряются современные информационные технологии и компьютерная техника. В итоге развивается тенденция включения национального трансакционного сектора в международную сеть [11, c.77].
Следует отметить, что измеренные или неизмеренные трансакционные издержки имеют большую ценность. Без них не могут быть адекватно поняты ни экономическое поведение, ни институциональные соглашения. Положительные трансакционные издержки приводят к следующим последствиям:
● мешают, а в частных случаях полностью блокируют образование рынков; препятствуют полной реализации взаимных выгод обмена, так как можно отказаться от тех благ, которые должны быть направлены на обеспечение обмена, а это тормозит получение экономической прибыли;
● мешают реализации принципа сравнительного преимущества, лежащего в основе торговли и, следовательно, экономического роста;
● затрудняют поиск новых возможностей использования известных ресурсов или открытие новых ресурсов при заданных альтернативах их применения; препятствуют изменению существующих правил игры, выступая как издержки институциональной трансакции.
Предложенная Д. Нортом и Дж. Уоллисом методика не позволяет решить проблему измерения трансакционных издержек предприятий, организаций, которые являются реальными хозяйственными субъектами в современной экономике. Именно они несут затраты по производству и реализации товаров и услуг. Эти затраты вне сферы производства связаны с преодолением трансакционных барьеров, препятствий в хозяйственном процессе. Но с другой стороны — трансакции представляют собой преграду в хозяйственных отношениях, для преодоления которой необходимы затраты хозяйственными субъектами, которые и носят название трансакционные издержки. Затраты на преодоление этих препят­ствий ложатся на себестоимость и стоимость производимых фирмой продуктов и переносятся на цену, которую потребитель платит на рынке. Но, прежде чем они становятся издержками покупателей, — затратами, которые изымаются из бюджета потребителя, — они ложатся на затраты предприятия. Поэтому требуется оценить или измерить эти затраты, т.е. затраты которые предприятие несет в результате наличия в обществе трансакций. Стало быть, требуется дать решение проблемы измерения трансакционных издержек на уровне реальных субъектов.
Нужно отметить, что общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось, каждый из исследователей обращал внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Дж. Стиглер выделил среди них «информационные издержки», О. Уильямсон — «издержки оппортунистического поведения», М. Дженсен и У. Меклинг — «издержки мониторинга за поведением агента и издержки его самоограничения», Й. Барцель — «издержки измерения», П. Милгром и Дж. Робертс — «издержки влияния», Г. Хансманн — «издержки коллективного принятия решений». К. Далман включил в их состав «издержки сбора и переработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта».
Наибольший интерес с точки зрения менеджмента промышленного предприятия представляют трансакционные издержки, связанные с осуществлением проектирования бизнеса, а именно возникающие в процессе осуществления управленческих функций, так как функции управления определяются как конкретные виды деятельности, жизненно необходимые для организации и руководства. Для выявления трансакционных издержек, возникающих в процессе выполнения данных функций, нами были выделены наиболее явные и чаще всего встречающиеся трансакционные издержки, возникающие при реализации управленческих функций (табл. 3). Приведенная классификация дает основу для разработки системы оценок внутренних трансакционных издержек предприятия, а также позволяет менеджерам увидеть резервы роста в области проектирования.
Итак, трансакционными являются издержки, которые возникают в процессе налаживания отношений между экономическими субъектами. На самом деле они “не пересекаются” со всеми известными до этого видами затрат (на производство, в связи с реализацией продукции и проч.). Трансакционные издержки дополняют все известные виды издержек, если вы не доверяете трансакцию свободному рынку.
Специально следует выделить еще один вид издержек, трансакционных по своей природе, — это так называемые внутренние трансакционные издержки. Они возникают в связи с тем, что предприниматель не только выбирает между рынком и контрактной системой, а еще и учитывает возможность сделать данную трансакцию частью внутрифирменной иерархии.
К ним следует отнести издержки, возникающие в связи с созданием, совершенствованием и развитием внутрифирменной структуры (можно говорить о затратах на внутрифирменное управление и координацию деятельности всех структурных подразделений компании в рамках общефирменной стратегии).
Сопоставляя внешние и внутренние трансакционные издержки, гарантии защиты, которые дает данной трансакции та или иная форма экономической организации, предприниматель решает оба принципиальных вопроса, позволяющих получить, в конце концов, не только границы и размеры фирмы, но и внутреннюю структуру организации капитала предпринимателя.
Далее рассмотрим правила выбора формы защиты трансакции: первым правилом можно считать момент, когда бизнесмен делает конкретный выбор формы защиты трансакции, соотнося затраты и результаты. Альтернатива, которой он отдает предпочтение, обеспечивает ему значительное (по сравнению с другими) превышение результата над затратами; вторым правилом можно считать когда доходы, после соотнесения результата и затрат, в обоих сравниваемых случаях оказываются одинаковыми, выбор будет обусловлен вариантом, который дает большие гарантии по защите трансакций; третье правило выбора формы защиты трансакции заключается в том, что трансакция, ставшая частью внутрифирменной иерархии, дает максимальные гарантии, если речь идет о производстве. Если речь идет о сбыте — максимальную защиту трансакции дает заключение долгосрочного контракта с оптовой фирмой.
Рассмотрим, каким образом осуществляется проектирование бизнеса на основе трансакционных издержек. Прежде всего, решается проблема рациональных границ фирмы. В связи с этим сформулируем ряд правил: Во-первых, нет необходимости в сравнительных оценках для стержневых стадий производства (для данных трансакций характерны специфичность местоположения и, следовательно, огромные затраты на замену фактически основного производства фирмы). Во-вторых, существует набор трансакций, для которых организация собственного производства явно экономически не оправдана, следовательно, возникает необходимость во внешних закупках (это утверждение справедливо относительно многих видов сырья, слишком дорого обойдется фирме налаживание такого производства). В-третьих, существует вид деятельности, для которого альтернативные решения о производстве или закупках могут быть сделаны только после оценки производственных и трансакционных издержек, связанных с использованием альтернативных способов организации.
Итак, в заключении представим алгоритм использования внутренних трансакционных издержек для определения структуры упорядочивания элементов организации:
1. Необходимо осуществить деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии (соотносятся издержки на координацию большего количества единиц структуры управления и издержки, связанные с распределением деятельности (обязанностей) в меньшем количестве более крупных структурных подразделений). В результате этого принимаются решения о закреплении определенных функций за линейными или штабными подразделениями.
2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей (соотносятся издержки на специализацию большего количества мелких подразделений и издержки на их координацию в рамках фирмы).
3. Определяются должностные обязанности (соотношение на уровне определенного рабочего места издержек на специализацию и издержек на координацию).
Общий алгоритм проектирования бизнеса на основе учета трансакционных издержек будет выглядеть следующим образом:
1. Всеобщая формула капитала, предельные границы фирмы.
2. Выбор между рыночными трансакциями, контрактной системой и внутрифирменной иерархией (общий случай).
3. Конкретные расчеты при решении проблемы о включении (исключении) во внутрифирменную иерархию функционального подразделения (функции капитала).
4. Издержки, которые берутся в расчет при принятии таких решений.
5. Расчеты при выборе организационно-правовой формы фирмы (выбор между рынком, контрактной системой и внутрифирменной иерархией в конкретной правовой форме) [12].

Таблица 3
Трансакционные издержки, возникающие при проектировании бизнеса
ОрганизационныеПланированияКоординацииМотивацииКонтроля
Издержки по пересмотру условий функционирования; издержки неэффективной реакции на изменившиеся условия; издержки по «ведению переговоров»; разработка и корректировка оргструктуры; распределение ресурсов и др.Издержки поиска информации, издержки по изменению планов, по выработке и корректировке целей, выявлению ресурсов и обеспечению ими и др.Издержки влияния, издержки коллективного принятия решений, издержки, связанные с производственными совещаниями, издержки по обеспечению интересов сторон, маневрирование ресурсами, согла-сование плановых действий и др.Издержки защиты прав работников, издержки оппортунистического поведения, расходы на нематериальное поощрение и др.Издержки обработки информации, издержки измерения, издержки выявления альтернатив


Литература
1. Фунтов В.Н. Развитие компании и проекты развития // Экономические науки — 2010. — №10(71). — С. 112.
2. Елкина В.Н. Методологическое обоснование инновационных подходов к проектированию бизнеса // Интернет-журнал «Науковедение». — 2013. — №5 (18) [Электронный ресурс]. — М., 2013. — Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 5/18.pdf.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право // США: экономика, политика, идеология. — 1993. — №2. — С. 94.
4. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М., 1997. — С. 45.
5. Радаев В.В. Российский бизнес: структура трансакционных издержек // Общественные науки и современность. — 1999. — № 6. — С. 5–19.
6. Стукач В.Ф., Елкина В.Н. Инфраструктура зернового рынка Омской области: монография. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. — 160 с.
7. Малахов С. Трансакционные издержки и макроэкономическое равновесие // Вопросы экономики. — 1998. — № 11. — С. 78–96.
8. Коуз Р. Фирма, рынок и право — Пер. с англ. Б. Пинскера — М.: «Дело ЛТД» при участии изд-ва «Catallaxy», 1993. — 192 с.
9. Кокорев В.Е. Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики. — 1996. — № 12. — С. 61–72
10. Аникина Н.А. Практика и перспективы управления трансакционными затратами птицеводческих предприятий // Вестник Сиб. госуд. автомобильно-дорожной академии. — 2012.–.№4(26).- С. 113–116.
11. Волостнов Н.С., Ларичева З.М. Трансакционные издержки в деятельности государственных предприятий: виды и средства минимизации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 3. — С. 70–79.
12. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Особенности принятия решений субъектом стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 3. — С.88–90.
13. Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов. — М., 1995.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия