Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Компанийцева О. В.
аспирант кафедры коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Управление цепями поставок инвестиционно-строительного проекта в интегрированных структурах
В статье отражается логистическая концепция управления проектами в интегрированных структурах. Стратегическое логистическое планирование определяет основную задачу согласования не только действий, но и потоков, направленных по логистическим цепям поставок для достижения стратегических целей
Ключевые слова: интегрированные структуры, цепи поставок, логистическая стратегия
УДК 658.512; ББК 65.3   Стр: 154 - 156

Проблема формирования цепей поставок инвестиционно-строительного проекта заключается в определении не только звеньев цепи, но и в количественных, и качественных характеристиках ресурсов, перемещаемых по данной цепи. Основная схема взаимодействия звеньев цепи поставок может быть задана в контексте логистической стратегии. В процессе оперативного управления данная схема может изменяться.
В ходе развития проекта изменяются вид и характеристики перемещаемого по цепи поставок ресурса, т.е. каждый последующий участник получает содержательно новый продукт для дальнейшего его преобразования. Действия каждого звена в цепи поставок направлены на изменение и улучшение характеристик инвестиционно-строительного проекта, создание новых его свойств. Для выполнения этих работ формируются разнообразные потоки в цепи поставок проекта. Это информационные потоки на уровне планирования проекта, финансовые потоки при переходе от одного вида работ к следующему, от одного звена к другому, потоки материалов, потоки услуг, которые заключаются в выполнении определенного вида работ. При этом звеном цепи поставок можно рассматривать как отдельную организацию, выполняющую определенный вид работ, либо несколько видов работ.
Современные информационные технологии позволяют связать все звенья цепи поставок и разбить график на отдельные сегменты расписания по поставкам ресурсов. Цепь поставок воспринимается как «трасса», по которой перемещаются разнообразные потоки. Для упорядочения всех потоков и создания необходимых условий для реализации проекта необходимо так называемое «расписание движения», а точнее — планирование как в стратегическом, так и в тактическом уровнях. Стратегическое логистическое планирование — это глобальный участок применения логистики. Результаты планирования можно рассматривать не только для производственной сферы, но и для сферы услуг и других видов хозяйственной деятельности.
Каждое звено цепи поставок — это самостоятельный субъект, внутри него циркулируют разнообразные потоки, относящиеся не только к инвестиционно-строительному проекту (рис. 1). Но этот субъект становится звеном только тогда, когда по нему будут проходить потоки, формирующие единый проект для всех звеньев цепи. Эти потоки так же имеют свои характеристики — насыщенность, интенсивность, длительность. При стратегическом планировании проекта основную роль для его развития будут играть характеристики потоков, необходимых для реализации проекта. Важно определить, сможет ли звено цепи поставок пропустить через себя поток ресурсов необходимой интенсивности, с нужными временными количественными характеристиками. На основе этих данных можно сделать вывод о необходимости использования инсорсинга и аутсорсинга, т.е. хватит ли собственных ресурсов, чтобы выполнить определенную задачу, привлекая креативные механизмы.
Интенсивностные, временные и качественные характеристики потоков инвестиционно-строительного проекта и возможности их проведения внутри звена цепи являются основой для выбора партнеров — субъектов, составляющих цепи поставок.
Организации, которые входят в цепь поставок должны иметь одну цель — удовлетворение спроса потребителей, а в нашем случае — выполнение строительного проекта в срок и надлежащего качества.
Для успешной работы всех частей объединения в целях получения максимально возможных результатов, следует логистику рассматривать как единую интегрированную функцию, объединяющую отдельные виды деятельности. Хорошо спроектированная, интегрированная логистическая система — это жизненно важный стратегический элемент для достижения коммерческого успеха. Интегрированная логистика в организации отвечает за согласованность и взаимосвязь отдельных видов деятельности в виде единой логистической функции. Экономисты рассматривают интегрированную логистику как функцию, отвечающую за перемещение материального потока через организацию [10]. В инвестиционно-строительном проекте интегрированная логистика отвечает за все виды перемещения ресурсов во всех звеньях цепи поставок, т.е. за согласование всех видов потоков для получения максимальной выгоды. Логистика изменяется, переходя от фрагментированной функции к стратегической и интегрированной.
Уоттерс выделяет семь этапов перехода к интегрированной логистике. Интеграция происходит постепенно, начиная с этапа, где отдельным логистическим функциям не уделяется внимания, проходя через их понимание и совершенствование к внутренней интеграции, к объединению отдельных функций в одну. Логистическая интеграция должна постоянно совершенствоваться путем формирования долгосрочной стратегии, происходит постоянный поиск наилучших решений, и результат сравнивается с опытом других фирм и организаций, выявляются слабые участки, определяются способы и методы совершенствования.
После создания интегрированной и стратегической логистики в рамках одной организации, интегрирование логистической деятельности следует проводить в границах всей цепи поставок. Внешняя интеграция устраняет ненужные границы, обусловленные собственными внутренними операциями, и делает всю цепь более совершенной. Большая часть возможностей для сокращения затрат и повышения ценности связаны с взаимодействием партнеров по цепи поставок. Для максимально эффективного достижения стратегической цели организации, действующие внутри одной и той же цепи поставок, должны кооперироваться, а не конкурировать друг с другом. Путем кооперации и образуются логистические системы, которые представляет собой структуру, где осуществляется планирование и развитие совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока [2]. В продвижении к созданию конкурентного преимущества от повышенной суммарной результативности в цепи поставок за счет снижения издержек и эффективности использования ресурсов организации-партнеры по цепи поставок и пришли к созданию внешней интегрированной системы.
Объединения организаций, которые участвуют в одной или нескольких логистических цепях образуют интеграционную форму сотрудничества и представляют собой добровольные объединения участников [1]. Многие авторы рассматривают четыре вида таких объединений: административные системы, партнерства и союзы, контрактные системы, совместные предприятия.
С целью реализации инвестиционных проектов и производства конкурентоспособной продукции создаются объединения строительных организаций и финансовых учреждений. Данная совокупность предприятий носит название финансово-строительной группы (ФСГ). Финансово-строительные группы как и все добровольные объединения могут так же быть представлены практически во всех видах интегрированных структур: административные системы, партнерства и союзы, альянсы, контрактные системы, совместные предприятия, а так же и транснациональные корпорации.
Создание корпораций и финансово-строительных групп сопряжено с укрупнением масштабов бизнеса, в результате чего создаются интегрированные структуры, устойчивое функционирование которых обеспечивается взаимодействием участников на принципах взаимосвязи и взаимозависимости, как в сфере поставок материально-технических ре­сурсов производства и законченной изготовлением продукции, так и в финансовой сфере обеспечения производства путем построения логистических цепей [6]. Ключевыми особенностями ФСГ являются: наличие финансовой и промышленной составляющей; юридической самостоятельности составляющих звеньев; выделение головной фокусной компании, а также наличие долгосрочной единой цели [4]. Специальной функцией такого объединения в сфере инвестиционного строительства является логистическое проектирование — разработка оптимальных схем материально-технического обеспечения и комплектация строящихся объектов, а также реализация жилья [7]. Взаимосвязь рынка жилья с финансовыми рынками является более тесной, чем у рынка товаров из-за большей длительности жизненного цикла инвестиционно-строительного проекта, высокой стоимости строительной продукции, а также ограниченной покупательной способности заказчиков. В связи с этим возникает необходимость повышения уровня платежеспособного спроса населения путем кредитования основных покупателей — физических лиц, что именуется «ипотекой». Ипотека выполняет функции как финансового механизма создания и привлечения дополнительных финансовых средств для поддержания и развития материального производства, так и инструмента создания мультиплицируемого капитала. Через взаимосвязь и взаимозависимость звеньев в холдинге и ФСГ масштабы бизнеса укрупняются. Появляется конкуренция интегрированных структур, одним из видов которой является конкуренция логистических цепей.
Наряду с созданием интегрированных структур, возникает необходимость координированного управления интегрированным бизнесом. Функции управления должны сосредоточиваться в руках верхнего эшелона профессиональных менеджеров. Менеджмент высшего звена при этом выполняет задачу формирования корпоративной логистической стратегии с момента формирования миссии холдинга до момента реализации проекта. Аспекты управления в цепи поставок финансово-промышленной группы базируются на стратегии управления выполнением инвестиционно-строительного проекта. Взаимосвязи в такой цепи поставок могут регламентироваться как на основе договора, так и на основе личных уний и личных договоренностей.
Стратегическое логистическое планирование в крупной корпорации основано как на планировании общей стратегии объединения в выполнении проекта, так и на отдельных стратегиях всех его организационных элементов (рис. 2). Очень важно, чтобы интересы каждого звена принимались во внимание, учитывалась политика каждого звена и его вклад в общее дело.
На этапе постановки цели определяется состав участников проекта. При этом стратегия высшего уровня всего холдинга или ФСГ разрабатывается для проекта в целом, затем разрабатываются и соизмеряются стратегии отдельных организаций-участников (на рисунке — участники А, В, С, D). Управление и координацию, ответственность в принятии решений, а также целевые установки проекта в рамках его стратегии берет на себя управляющий орган в фокусной компании. В каждом из этапов каждому участнику — или звену в цепи поставок определяется доля участия в выполнении всего проекта.
На уровне стратегических логистических решений большую роль уже играют руководители каждого из звеньев — участников ФСГ, а управляющие всего объединения рассматривают степень интеграции в компании, принципы логистической стратегии — общие для проекта, выполняемого в данном объединении. Потенциал логистики позволяет определить наиболее эффективный способ взаимодействия структур. Проектирование цепи поставок и ее моделирование играет на этом этапе основную роль. В рамках стратегии высшего уровня следует помнить о сетевой модели управления в такой структуре: каждое из звеньев взаимодействует с партнером, продвигаясь по лестнице на следующий этап, выполняя свою миссию в реализации проекта. В структуре стратегического логистического планирования инвестиционного строительного проекта, рассмотренном на схеме, большую роль играет интеграция как на горизонтальных линиях взаимодействия компаний друг с другом, так и на вертикальных линиях, переходя от этапа стратегического планирования к последующему этапу. При этом в процессе развития стратегического логистического планирования проекта можно говорить как о горизонтальной интеграции — в пределах одной фазы планирования, так и о вертикальной интеграции — в разрезе нескольких фаз планирования и взаимосвязи этих фаз как внутри одной фирмы, так и во всей цепи поставок.
Укрупнение компаний двояко воздействует на функции управления объединением. С одной стороны, менеджмент усложняется по причине увеличения структурных единиц в управлении, а с другой — в результате создаются более сильные и целостные потоковые структуры, контроль и управление которыми осуществляется из единого центра. На фоне единого управляющего центра информационные, финансовые и прочие потоки, многократно усиливаясь в структуре холдинга, приводят к увеличению общего эффекта от совместной работы, а также возникновению новых качеств данного объединения.
Рис. 1. Ресурсные потоки цепи поставок.
Рис. 2. Логистическая стратегия планирования в интегрированных структурах


Литература
1. Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. — С.117.
2. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Логистика. Базовый курс: учебник. — М.: Изд-во Юрайт, 2011. — с. 157.
3. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. — М.: Вершина, 2006. — 176 с.
4. Крюков М.А. Проблемы становления и развития финансово-промышленных групп в России // Известия СПбГУЭФ. — 2008. — № 1. — С.122.
5. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. науч. ред. В.И. Сергеева. — М.: Инфра-М, 2005. — 976 с.
6. Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009. — 335 с.
7. Пасяда Н.И. Логистика и управление проектами жилищного строительства. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. — 118с.
8. Портер М.Э. Конкуренция.: Пер с англ.- М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.
9. Сток Дж. Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой: Пер. с 4-го англ. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 797 с.
10. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — С.73.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия