Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Черкасов П. С.
генеральный директор ЗАО «РДС-Девелопмент» (г. Москва),
кандидат экономических наук


Формирование целей жилищно-строительной политики в системе социально-экономического развития региона
В статье проведен анализ документов стратегического развития субъектов РФ. Показано, что строительство жилья, развитие социальной инфраструктуры выступает в качестве одного из приоритетов в деятельности органов власти и управления. Обоснованы этапы аналитической деятельности, позволяющие определять цели региональной жилищно-строительной политики. Представлен разработанный автором способ научного формирования целей региональной жилищно-строительной политики
Ключевые слова: региональная жилищно-строительная политика, социально-экономическое развитие региона, цели региональной жилищно-строительной политики
УДК 338; ББК 65.01   Стр: 174 - 179

Проблема стратегического планирования социально-экономического развития региона имеет системный ряд направлений, среди которых разработка и обоснование региональной жилищно-строительной политики представляет собой самостоятельную важную научно-прикладную проблему. Ее основной особенностью является то, что цели региональной жилищно-строительной политики следует рассматривать в неотрывной связи, как с целями развития экономики региона, так и с целями его социального развития: повышения качества жизни, улучшения социальной инфраструктуры, воспроизводства человеческого потенциала региона. Однако в самой теории стратегического территориального планирования проблема формирования и научного обоснования целей до конца не разработана.
В середине 60-х годов, когда стала применяться [1] и дальнейшем развиваться [2] концепция программно-целевого планирования и управления. Так проблема целеполагания попала в поле зрения исследователей, а категория «цель» перешла в разряд основных категорий управления экономикой. В настоящее время программно-целевые методы планирования и управления представляют собой методы, при которых цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Они основаны на применении системного подхода и формулировании целей экономического развития, их разделении на подцели, более дробного характера, и выявлении необходимых для их согласованной реализации ресурсов.
В теории стратегического территориального планирования отсутствуют в достаточной степени, разработанные методологические подходы к постановке целей. Это требует более подробного рассмотрения проблематики целеполагания применительно к разработке региональной жилищно-строительной политики.
В качестве отправной точки анализа мы будем использовать выдвинутый нами тезис о том, что региональная жилищно-строительная политика выполняет одновременно два вида функций: экономические (создание необходимых условий для формирования и развития трудового потенциала региональной экономики) и социальные (создание условий для воспроизводства человеческого потенциала, повышения качества жизни и пр.). Для дальнейшего смыслового анализа необходимо постулировать следующий тезис: выполнение региональной подсистемой своих функций детерминируется интересами различных субъектов, заинтересованных в развитии и использовании ресурсов данного региона.
Учитывая масштабы жилищной проблемы в Российской Федерации, население любого ее региона имеет основной интерес к развитию и увеличению в регионе размеров жилищного фонда и улучшению его качества. Население является непосредственным потребителем продукта жилищно-строительной отрасли.
Вместе с тем в увеличении объемов жилищного строительства заинтересованы строительные компании и хозяйствующие субъекты, связанные с деятельностью этих организаций: производители строительных материалов, домостроительные комбинаты, транспортные компании и пр.
Комплексная застройка территории при строительстве жилья,– это необходимое условие для привлечения населения в тот или иной район. С точки зрения региональной экономики это следует рассматривать как инструмент управления трудовыми ресурсами, фактор формирования и развития трудового потенциала экономики региона или экономики конкретных муниципальных образований. Особое значение это имеет в плане поддержки малого бизнеса, играющего важную роль в развитии социальной инфраструктуры муниципальных образований: в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и пр. Таким образом, свои группы интересов имеют все хозяйствующие субъекты региона, связанные с территорией, осваиваемой в рамках реализации региональной жилищно-строительной политики.
Кроме того, что в реализации эффективной, региональной жилищно-строительной политики заинтересованы субъекты региональной экономики, хозяйствующие в данном регионе — предприятия и организации различной отраслевой принадлежности, не зависимо от формы собственности.
Органы власти и управления являются еще одной категорией субъектов, интересы которых связаны с формированием и реализацией региональной жилищно-строительной политики. Это подтверждают результаты анализа целевого блока региональных программ развития жилищного строительства на примере субъектов РФ в Центральном федеральном округе (Табл. 1).

Таблица 1
Отражение в документах стратегического развития субъектов РФ, расположенных на территории Центрального федерального округа, целей региональной жилищно-строительной политики
Субъект РФНаименование документаФормулировка цели
1.Белгородская областьОбластная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011–2015 годах»Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
2.Брянская областьОбластная долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Брянской области»на 2011–2015 годыРазвитие массового строительства жилья экономкласса на территории Брянской области, отвечающего стандартам ценовой доступности, требованиям энергоэффективности и экологичности.
3.Владимирская областьДолгосрочная целевая программа «Жилище»на 2011–2015 годы»Обеспечение населения Владимирской области доступным жильем путем реализации механизмов государственной поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
4.Воронежская областьРегиональная целевая Программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Воронежской области в 2011–2015 годах»Обеспечение населения Воронежской области доступным жильем, которое отвечает требованиям энергоэффективности. Поддержка и развитие жилищного строительства на территории Воронежской области.
Стимулирование спроса на рынке жилья и повышение доступности приобретения жилья на территории Воронежской области.
5.Ивановская областьДолгосрочная целевая программа Ивановской области «Жилище»на 2011–2015 г.Формирование рынка доступного жилья экономкласса, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
6.Калужская областьДолгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области»на 2011–2015 годыФормирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
7.Костромская областьОбластная целевая программа «Стимули-рование развития жилищного строительства на территории Костромской области»в 2011–2015 годахОбеспечение населения Костромской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
8.Курская областьОбластная целевая программа «Жилище»на 2011–2015 годыКомплексное решение проблемы в обеспечении жилыми помещениями граждан в наиболее эффективной форме, в том числе за счет привлечения средств федерального, областного, местного бюджетов, а также собственных средств граждан.
9.Липецкая областьОбластная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Липецкой области на 2011–2015 годы»Обеспечение населения Липецкой области благоустроенным жильем путем проведения согласованной политики по реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья;
Обеспечение комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономического класса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности
10.Москва1. Государственная программа города Москвы «Градостроительная политика»на 2012–2016 гг.
2. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012–2016 гг.) «Жилище»
Программа 1.: координация деятельности органов исполнительной власти города Москвы в области разработки и реализации градостроительной политики, направленной на решение задачи формирования благоприятной среды жизнедеятельности населения города.
Программа 2.: создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств, а также — повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
11.Московская областьПрограмма «Стимулирование развития жилищного строительства в Московской области в 2011–2015 годах»Комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения Московской области.
12.Орловская областьДолгосрочная областная целевая программа стимулирования развития жилищного строительства на территории Орловской области «Жилище»до 2015 года»Обеспечение населения Орловской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищ-ного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
13.Рязанская областьКомплексная программа стимулирования развития жилищного строительства в Рязанской областиОбеспечение населения Рязанской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
14.Смоленская областьРегиональная программа «Развитие жи-лищного строительства в Смоленской области»на 2011–2015 годыКомплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области.
15.Тамбовская область«Стимулирование развития жилищного строительства в Тамбовской области на 2011–2015 годы»Формирование рынка доступного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
16.Тверская областьРегиональная программа Тверской области «Развитие жилищного строительства в Тверской области в 2011–2015 годах»Обеспечение населения Тверской области доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
17.Тульская областьДолгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Тульской области на 2011–2015 годы»Комплексное решение проблем развития жилищного строительства в целях обеспечения доступности жилья широким слоям населения Тульской области.
18.Ярославская областьРегиональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области»на 2011–2015 годыОбеспечить население Ярославской области доступным жильем

Одной из главных стратегических целей, отраженных в программах социально-экономического развития является строительство жилья, развитие социальной инфраструктуры во всех субъектах Российской Федерации и, соответственно, она выступает в качестве одного из приоритетов в деятельности органов власти и управления. Это положение обусловлено следующими обстоятельствами:
жилье и объекты социальной инфраструктуры образуют основу жизнедеятельности регионального социума, условие повышение качества жизни населения, которое является главной целью деятельности органов власти и управления, что должно быть отражено в документах, определяющих стратегию комплексного социально-экономического развития региона;
показатели состояния жилья, жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы входят в перечень важнейших показателей оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что является дополнительным стимулом для органов власти заниматься вопросами, связанными с формированием и реализацией региональной жилищно-строительной политики.
Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 №825 в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации [3] включены показатели, отражающие эффективность региональной жилищно-строительной политики:
● общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, — всего, в том числе введенная в действие за год;
● отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации;
● доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
Индикаторы оценки результативности реализации региональной жилищно-строительной политики также вошли в перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Например, в раздел «Экономическое развитие» включены такие показатели как «доля городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек, в которых: приняты генеральные планы (внесены в них изменения) с 1 января 2005 г., в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек (процентов); приняты правила землепользования и застройки, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек (процентов); утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в общем количестве городских округов и городских поселений с численностью населения более 50 тыс. человек (процентов)» [4].
Следует отметить, что в систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разделу «Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем» включены следующие показатели:
● количество жилых помещений (квартир) в расчете на 1 тыс. человек населения, в том числе введенных в действие за год (единиц).
● соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек (лет).
● доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (процентов).
● общая площадь жилых помещений (квартир) (количество жилых помещений (квартир)), строительство которых предусмотрено в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий, в среднем на 1 жителя субъекта Российской Федерации (в среднем на 1 тыс. человек населения субъекта Российской Федерации) (кв. метров (единиц)).
Площадь земельных участков, предоставленных:
● для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства, в расчете на душу населения субъекта Российской Федерации (кв. метров);
● для жилищного строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию в течение 3 лет (кв. метров).
Не только государственные органы власти, но и органы местного самоуправления имеют интерес к реализации региональной жилищно-строительной политики. Хотя применительно к муниципальной власти системы оценки результативности их деятельности подобной той, что создана в отношении администраций субъектов Российской Федерации, пока нет, можно утверждать, что действующие нормативные акты в достаточной степени мотивируют органы местного самоуправления к проведению эффективной жилищно-строительной политики. Это следует из закона о местном самоуправлении, который к числу вопросов местного значения относит «организацию строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства» (Ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации с изм. внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П, от 07.07.2011 № 15-П, Федеральным законом от 07.12.2011 № 417-ФЗ).
Интересы различных субъектов, которые должны учитываться при формировании целей региональной жилищно-строительной политики необходимо структурировать.
Следует определить структуру носителей интереса в отношении региональной жилищно-строительной политики в выделенных нами четырех группах субъектов: а) население (региональный социум), б) субъекты реализации региональной жилищно-строительной политики (строительные компании), и) иные хозяйствующие субъекты (предприятия, организации), органы власти и управления (регионального и муниципального уровня).
В отношении региональной жилищно-строительной политики Интересы населения сводятся к повышению качества жизни и воспроизводству человеческого потенциала.
Необходимо определить структуру самой категории «качество жизни», чтобы раскрыть структуру интересов регионального социума применительно к стратегической цели — повышению качества жизни.
В западной экономической теории использование этой категории началось в середине шестидесятых годов. Сам термин «качество жизни» впервые появился в 1964 году в работе Дж. Гелбрейта «Общество изобилия».
Категория качества жизни в разработках отечественных экономистов и социологов начинает использоваться только с начала девяностых годов прошлого века. В частности, в 1992–1993гг. при разработке концепции развития экономики Санкт-Петербурга эта категория ставится Институтом социально-экономических проблем РАН в качестве главной цели социально-экономических преобразований в городе (руководитель проекта д.э.н., проф. А.Е. Когут). При этом основными направлениями повышения качества жизни населения в той работе были обозначены:
— повышение уровня жизни;
— улучшение образа жизни;
— улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни.
Здесь следует обратить внимание на то, что в концепции исследователей института уровень жизни представлен не в качестве отдельной самостоятельной категории, а как одна из составляющих качества жизни.
В других фундаментальных работах специалистов этого института исследуются важнейшие свойства и атрибуты качества жизни. В одной из них подчеркивается, что улучшение качества жизни всегда является критерием любых экономических преобразований в регионе [5].
Следует отметить, что во второй половине 90-х годов категория «качество жизни» была обоснована и выдвинута научным сообществом, общественностью и Администрацией Санкт-Петербурга в качестве главной стратегической цели города как субъекта Российской Федерации в рамках первого в стране Стратегического плана Санкт-Петербурга. В дальнейшем системе документов государственного планирования и в составе Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу — до 2025 года «повышение качества жизни населения города» было установлено генеральной целью развития Санкт-Петербурга [6].
Рассматривая концепцию трехкомпонентной структуры качества жизни как социально-экономической категории, и отмечая зависимость качества жизни населения от эффективности, проводимой в регионе жилищно-строительной политики, мы постулируем следующие два тезиса.
Во-первых, интересы населения (регионального социума) в реализации этой политики связаны с потребностью в улучшении условий жизнедеятельности, изменению к лучшему образа жизни как второй и, возможно, главной составляющей качества жизни. Во-вторых, реализация региональной жилищно-строительной политики, улучшение качества жилья, расширение услуг жилищно-коммунальной и социально-бытовой сферы опосредованно влияют и на две другие составляющие качества жизни: уровень жизни и, особенно, состояние здоровья, самочувствие, в том числе социальное самочувствие людей.
Раскладывая интерес населения региона к проведению жилищно-строительной политики по его элементам, мы можем сформулировать следующие три компонента этого интереса.
Первый компонент интереса, отражающий отношение населения к собственным потребностям, заключается в стремлении получить собственно само новое жилье — более комфортное, благоустроенное, как условие развития человеческого потенциала, повышения качества жизни.
Второй компонент интереса, выражающий отношение населения к способам удовлетворения этих потребностей заключается в готовности и способности населения участвовать в различных программах получения/покупки жилья: ипотечном кредитовании, целевых программах для различных категорий населения (молодежи, бывших военных, социально ослабленных групп населения).
Третий компонент интереса, характеризующий отношение к институтам (в первую очередь, к экономическим институтам), обеспечивающим удовлетворение потребностей, заключается в готовности населения пользоваться услугами кредитных учреждений, страховых компаний, а соответственно и заинтересованность в развитии рынка этих услуг.
Интерес к проведению региональной жилищно-строительной политики у субъектов строительного сектора региона сосредоточен преимущественно на экономической его составляющей. Речь идет об увеличении заказов на строительство, расширении объемов строительства и, как следствие, о росте прибыли строительных компаний, предприятий производящих строительные материалы и пр.
Помимо экономической составляющей интереса во второй его компоненте (отношение субъектов жилищно-строительной подсистемы к своим потребностям) можно выделить также социальную, политическую и другие составляющие.
Социальная составляющая интереса этих субъектов, заключается в том, что, участвуя в реализации региональной жилищно-строительной политики, предполагающей не просто массовое строительство, а именно комплексное освоение территории, включая возведение объектов социально-культурной сферы, строительные компании формируют свой «социальный капитал», создают привлекательный образ социально ответственных компаний, завоевывают доверие со стороны потенциальных покупателей жилья.
Политические интересы субъектов жилищно-строительного сектора тесно переплетены с их экономическими и социальными интересами, отражая, в первую очередь, их очевидную потребность в развитии связей с органами власти и управления региона. Участие в региональной жилищно-строительной политике в качестве ключевого субъекта ее реализации приносит несомненные политические дивиденды строительным компаниям, открывает им дополнительные возможности для сближения с органами власти региона, администрациями муниципальных образований, представительствами в регионе федеральных структур, от которых в определенной степени зависит деятельность предприятий и организаций
Какова структура интересов всех других хозяйствующих субъектов применительно к региональной жилищно-строительной политике.
Как и у любого экономического агента, основным компонентом интереса у субъектов хозяйствования является экономический интерес. Он заключается в увеличении прибыли за счет расширения оборота компании. Реализация региональной жилищно-строительной политики, создающая условия для воспроизводства трудовых ресурсов, повышения их качества, что мы уже отмечали выше, способствует созданию условий для расширения производства во всех видах экономической деятельности. Иными словами, региональная жилищно-строительная политика способствует удовлетворению ключевых потребностей хозяйствующих субъектов региона: в рабочей силе, специалистах и пр.
Второй компонент интереса субъектов хозяйствования к региональной жилищно-строительной политике (условия и способы удовлетворения потребностей) обусловлен дополнительными возможностями, открывающимися для них в связи с тем, что эта политика обеспечивает пространственное развитие региона, развитие его инфраструктуры. Пространственный фактор создает условия для расширения производственной деятельности, развития рынка продукции и услуг хозяйствующих субъектов.
Третий компонент интереса субъектов хозяйствования представлен отношением этих субъектов к экономическим институтам, создание и развитие которых сопровождает реализацию региональной жилищно-строительной политики. Это те же финансовые института, кредитные, страховые, аудиторские и пр. компании, которые могут обслуживать как предприятия строительного сектора, так и организации, представляющие все другие виды экономической деятельности.
Интересы органов власти и управления к реализации региональной жилищно-строительной политики определяются их целевой установкой на комплексное социально-экономического развитие территории. В определенной степени структура этих интересов зависит от уровня властной вертикали, к которому относится тот или иной орган управления.
По данному критерию можно выделить три основные категории субъектов, представляющих органы власти и управления:
● органы исполнительной и законодательной власти региона;
● местные органы власти (администрации муниципальных образований и местные советы);
● представительства на местах федеральных органов власти (территориальных представительств федеральных министерств и ведомств, инспектор из аппарата Полномочного представителя Президента РФ Федеральном округе, на территории которого расположен соответствующий субъект Российской Федерации и пр.).
При реализации региональной жилищно-строительной политики общими для всех субъектов управления интересами являются интересы обеспечения социальных стандартов проживания, выполнения федеральных приоритетов в области повышения качества жизни населения. Можно выделить и особенные, специфические для каждого уровня властной вертикали интересы в развитии жилищного строительства, реализации жилищной политики на уровне региона.
У представительств федеральных органов власти в регионе интерес в проведении региональной жилищно-строительной политики, связанный с отношением к потребностям, детерминирован целями интеграции региона в единое социальное пространство страны, обеспечения устойчивого развития данного региона как подсистемы, являющейся элементом социально-экономической системы более высокого уровня — государства в целом, выполнения отведенной региону роли в общегосударственном разделении труда.
Основной интерес региональных органов власти в этом контексте заключается в повышении конкурентоспособности региона путем достижения за счет проведения региональной жилищно-строительной политики высоких стандартов качества жизни, развития человеческого и трудового потенциала региона, создания более привлекательных условий для инвестиций в региональную экономику, решения комплекса социальных задач (обеспечения эффективной занятости, повышение образовательного уровня населения, укрепление социальной защищенности молодежи и др.).
У органов муниципальной власти компонент интереса, связанный с реализацией на их территории мероприятий и проектов в рамках региональной жилищно-строительной политики, представлен интересами развития местного рынка жилья и производственной инфраструктуры за счет появления новых инвесторов, использования средств регионального бюджета (целевых региональных программ и пр.)
Цели региональной жилищно-строительной политики должны отражать интересы всех субъектов, заинтересованных в устойчивом развитии территории. Доминантой формирования целей должны быть интересы населения, регионального социума. Однако, для того, чтобы обеспечить пространственное развитие региона, экономический рост как основы для социального развития необходимо обеспечить реализацию интересов хозяйствующих субъектов.
На этом пути могут возникать определенные трудности, столкновение интересов хозяйствующих субъектов с интересами локальных и местных сообществ, противоречия между субъектами управления и хозяйствования в регионе, например, по поводу сохранения природной среды, использования тех или иных исторических объектов и пр.
Далеко не всегда экономические интересы хозяйствующих субъектов, в том числе представляющих жилищно-строительный сектор, совпадают с интересами регионального сообщества, что следует учитывать в решении проблемы согласования интересов в процессе формирования целей региональной жилищно-строительной политики.
Возникает потребность создания механизма согласования интересов взаимодействующих между собой всех заинтересованных субъектов в регионе, включая органы местного самоуправления.
Таким образом, определение целей региональной жилищно-строительной политики должно включать следующие этапы аналитической деятельности:
● выявление и анализ интересов органов власти и управления, представляющих в этом контексте все региональное сообщество;
● выявление и анализ интересов хозяйствующих субъектов;
● соотнесение интересов органов власти и управления с интересами хозяйствующих субъектов;
● оценка взаимовлияния интересов органов власти и управления и интересов хозяйствующих субъектов с учетом ресурсов и возможностей региона;
● формирование консенсуса интересов как основы для постановки целей региональной жилищно-строительной политики.
Теперь мы можем определить сущность цели региональной жилищно-строительной политики и обозначить закономерно­сти ее формирования в контексте пространст­венного освоения региона и повышения качества жизни населения.
Цель региональной жилищно-строительной политики должна отражать интересы населения региона, хозяйствующих субъектов, включая организации жилищно-строительного сектора, органов власти и управления в пространственном развитии региона и повышении качества жизни за счет проведения эффективных расселенческих процессов в согласовании со стратегией размещения производительных сил и обеспечении эколого-экономической сбалансированности, в основе которого лежит строительство жилья и развитие социально-культурной инфраструктуры.
Таким образом, предложенный нами способ позволяет выделить основные закономерности формирования целей региональной жилищно-строительной политики:
1. Цели региональной жилищно-строительной политики всегда должны быть сопряжены с основной стратегической целью развития региона. Это следует из свойства жилищно-строительной подсистемы как таковой: ее цели всегда представляют собой цели второго уровня системы, в качестве которого выступает регион.
2. Региональная жилищно-строительная подсистема должна быть нацелена на выполнение одновременно своих экономических и социальных функций. Цели реализации региональной жилищно-строительной политики должны обеспечивать поддержание баланса между выполнением этих функций, как условия сохранения комплексного социально-экономического и пространственного развития региона.
3. Цели региональной жилищно-строительной политики должны быть отражением консенсуса интересов, прежде всего, населения региона, субъектов управления и хозяйствования в регионе, включая предприятия и организации строительного сектора. Одновременно цели проведения региональной жилищно-строительной политики должны учитывать влияние внешних по отношению к региону факторов (требований федеральных социальных стандартов, федеральных приоритетов жилищной политики и пр.).
4. Цели региональной жилищно-строительной политики должны быть увязаны с целями развития региональной экономики. Последние достигаются, в том числе, за счет влияния жилищно-строительной политики на процессы пространственного размещения и мобильность трудовых ресурсов в рамках региона и межрегионального взаимодействия.
5. Цели региональной жилищно-строительной политики должны способствовать развитию человеческого потенциала региона, повышению качества жизни населения, укреплению социальной защищенности отдельных нуждающихся в этом социальных групп.


Литература
1. Косыгин А.Н. Повышение научной обоснованности планов — важнейшая задача плановых органов // Плановое хозяйст­во. — 1965. — № 4. — С. 3–28.
2. Лопатников Л.И. От плана к рынку. Очерки новейшей экономической истории России. — СПб.: Норма, 2010. — 320 с.
3. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 (в ред. Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 606). http://tatstat.ru/ukaz825/doclib/Указ №825 от 28.06.2007.pdf
4. Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2010 № 212) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW;n=135203;req=doc
5. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. — СПб., 1994.
6. Государственное планирование в Санкт-Петербурге: теория и практика. Учебное пособие. Ч.1–2. / Под ред. В.В. Бланка. Ч. 1. — СПб.: Изд. Дом «Петрополис», 2006. — 406 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия