Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Майорова Е. А.
аспирант кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)

Экономическая эффективность нематериальных активов в розничной торговле
Статья посвящена анализу и оценке экономической эффективности использования нематериальных активов ведущими международными организациями сетевой розничной торговли. Исследование включает анализ нематериальных активов как части имущества торговых организаций, оценку эффективности нематериальных активов на основе результативности, оценку эффективности нематериальных активов на основе рыночной стоимости, а также факторный анализ влияния изменения объема и рентабельности нематериальных активов на изменение прибыли
Ключевые слова: нематериальные активы, розничная торговля, анализ, оценка, эффективность
УДК 339.37; ББК 65.421   Стр: 233 - 235

Происходящее в настоящее время смещение экономиче­ских приоритетов в сторону нематериальных активов (далее — НМА) определяет повышение их значимости для хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики, в том числе розничной торговли. Современные торговые организации обладают положительной деловой репутацией, узнаваемым брендом, реализуют товары под собственными торговыми марками (в том числе под собственным наименованием), используют новейшие технологические разработки. Вовлечение НМА в финансово-хозяйственную деятельность торговых компаний способствует повышению их инвестиционной привлекательности, результативности и конкурентоспособности. В контексте активного применения НМА в розничной торговле представляются актуальными вопросы анализа и оценки их экономической эффективности.
Отдельные аспекты указанной проблематики стали предметом изучения многих российских и зарубежных экономистов. Г. Азгальдов, А. Аксёнов, Н. Карпова, А. Козырев, Б. Лев, В. Макаров, Б. Мильнер, Р. Рейли, Д. Хитчнер, Р. Швайс в своих исследованиях рассмотрели понятие НМА, предложили методики оценки их стоимости и эффективности, проанализировали нематериальную составляющую компаний различных сфер деятельности. Вопросам функционирования розничных торговых организаций посвящены работы Ю. Баженова, Б. Бермана, Л. Брагина, Г. Иванова, Т. Кента, А. Коробкина, Л. Кравченко, О. Омара, А. Соломатина, И. Стукаловой, Дж. Эванса. В трудах перечисленных ученых проанализированы особенности хозяйственной деятельности торговых структур, выявлены факторы, определяющие их эффективность, разработаны способы оценки эффективности использования в торговле отдельных видов ресурсов. Признавая научные результаты указанных авторов, необходимо отметить, что в настоящее время вопросы анализа и оценки экономической эффективности НМА как части имущества торговых организаций с учетом специфики отрасли остаются практически не изученными.
Актуальность и недостаточная разработанность рассматриваемой проблематики определили цель настоящей статьи — проанализировать и оценить экономическую эффективность использования НМА в розничной торговле (на примере ведущих международных торговых сетей).
Проведение обозначенного исследования предполагает обоснованный выбор соответствующей методики. Изучение многочисленных научных и практических разработок ([1], [2], [3], [4] и др.) показало, что современный инструментарий анализа и оценки экономической эффективности НМА достаточно широк и включает большое количество разнообразных показателей и критериев. Для достижения поставленной цели представляется оптимальным применить набор основных (базовых) показателей, соответствующих трем направлениям оценки эффективности НМА (Таблица 1). По нашему мнению, такая методика позволит составить достаточно четкое представление об эффективности использовании НМА в розничной торговле, поскольку, с одной стороны, она ограничена только теми показателями, которые применимы для торговли и характеристики всей подотрасли в целом, но в то же время учитывает многогранность категории «эффективность» и включает критерии разной направленности. Обязательным условием получения полноценных результатов и формулирования объективных выводов при этом является изучение выбранных показателей в динамике.
В качестве объекта исследования были выбраны 20 сетевых торговых организаций (Falabella, Fast Retailing, H&M, Inditex, PPR, Target, Tesco, Wesfarmers, Woolworths и др.), которые присутствуют на фондовом рынке и в настоящий момент обладают наибольшей капитализацией, что позволяет рассматривать их в качестве наиболее успешных (ведущих) представителей отрасли. Головные офисы указанных компаний расположены в Австралии, Великобритании, Испании, Мексике, Швеции, США, Франции, Чили и Японии. Источниками информации для расчетов послужили размещенные на официальных сайтах компаний финансовые отчеты, данные фондовых бирж и независимых консалтинговых агентств.

Таблица 1
Методика оценки экономической эффективности НМА в розничной торговле
Направление оценки эффективности НМАКритерий повышения эффективностиОсновные показатели эффективности
Анализ НМА как части имущества торговой организации
(косвенная характеристика эффективности)
Объем НМА, доля НМА в составе активов, структура НМА
Оценка эффективности НМА на основе результатив-ностиМаксимизация экономического результата при оптимальном использовании ресурсов для его достиженияРентабельность НМА, отдача от НМА, интегральный пока-затель эффективности НМА
Оценка эффективности НМА на основе рыночной сто-имостиПовышение рыночной стоимостиРыночная стоимость НМА, рыночная стоимость компании, коэффициент эффективности деловой репутации

Полученные результаты свидетельствуют, что в целом показатели, характеризующих эффективность использования НМА рассмотренными торговыми организациями, имеют сходные тенденции изменения, следовательно, можно проиллюстрировать НМА розничной торговли с точки зрения их эффективности при помощи средних величин (табл. 2).

Таблица 2
Средние показатели экономической эффективности НМА в розничной торговле (на примере ведущих международных торговых сетей)
Показатель201120122013Темп роста, %
2012/ 20112013/ 20122013/ 2011
Анализ НМА как части имущества организаций
НМА, млн долл., в т.ч.:638064826678101,6103,0104,7
идентифицируемые НМА188719352020102,5104,4107,0
деловая репутация449345484658101,2102,4103,7
Доля идентифицируемых НМА в НМА, %29,629,830,2100,9101,3102,3
Доля деловой репутации в НМА, %70,470,269,899,699,499,0
Доля НМА в активах, %, в т.ч.:15,714,915,995,1106,8101,5
идентифицируемые НМА5,55,46,099,8110,7110,5
деловая репутация10,29,49,992,5104,596,7
Оценка эффективности НМА на основе результативности
Отдача от НМА, долл.11,111,311,7101,8103,1104,9
Рентабельность НМА, %44,042,642,296,899,196,0
Интегральный показатель эффективности НМА2,212,192,2299,3101,1100,4
Оценка эффективности НМА на основе рыночной стоимости
Капитализация, млн долл.447904838060257108,0124,5134,5
Стоимость компании, млн долл.511805170061374101,0118,7119,9
Стоимость бренда, млн долл.129021294214372100,3111,1111,4
Коэффициент эффективности деловой репутации0,580,610,70105,3114,6120,7

Анализ НМА как части имущества организации не содержит конкретного критерия повышения эффективности их использования и представляет собой подготовительный этап, необходимый для проведения более глубокой и объективной оценки. Изучение объема, доли, структуры позволяет составить развернутое представление о функционировании НМА, выявить общие тенденции, сделать некоторые выводы об их эффективности. Как показали результаты расчетов, в целом для розничной торговли характерно повышение балансовой стоимости как всей совокупности НМА, так и отдельных их составляющих (идентифицируемых НМА и деловой репутации), причем темпы роста в 2013 г. превосходят темпы роста предыдущего года. Увеличение объема НМА в стоимостном выражении может быть вызвано введением новых активов или повышением балансовой стоимости существующих, что можно рассматривать как положительную тенденцию с точки зрения их эффективности. В структуре НМА значительно преобладает деловая репутация (составляет порядка 70%), однако в 2011–2013 гг. ее доля стабильно снижается. Соответственный рост доли идентифицируемых НМА говорит о все большей заинтересованности торговых компаний в НМА и готовности к управлению ими. Произошедшее за последние два года увеличение средней доли НМА в активах также может свидетельствовать о повышении инновационности розничных торговых компаний и активности применения НМА в торговле в целом. В то же время анализ НМА как части имущества организаций лишь косвенно характеризует эффективность их применения, так как не учитывает влияние НМА на полученные экономиче­ские результаты.
Оценка эффективности НМА на основе результативности соответствует ставшему классическим определению эффективности как максимизации экономического результата при оптимизации необходимых для достижения этого результата ресурсов. При таком подходе оценочным инструментом является соизмерение результата (эффекта) работы организации с использованными ресурсами (в данном случае средней за период стоимостью НМА). Поскольку одни и те же ресурсы в зависимости от тех или иных управленческих действий могут служить источником получения различных результатов, такая концепция наиболее полно отражает эффективность их использования. К основным показателям, характеризующим экономический эффект финансово-хозяйственной деятельности торговой организации, относят объем товарооборота и прибыли, следовательно, показателями эффективности НМА будут рентабельность и отдача от НМА, а также интегральный (обобщенный) показатель, который позволяет оценивать изменение отдачи и рентабельности комплексно и рассчитывается как среднее геометрическое индексов их изменения. В целом в розничной торговле наблюдается повышение отдачи от НМА при одновременном снижении их рентабельности, причем значения темпов роста обоих показателей повышаются в динамике, что является положительной тенденцией. Интегральный показатель практически не изменяется (за 2011–2013 гг. он вырос всего на 0,4%), следовательно, с точки зрения результативности можно отметить лишь незначительное повышение эффективности использования НМА в розничной торговле в анализируемом периоде.
Оценка эффективности НМА на основе рыночной стоимости соответствует широко распространенным в настоящее время ценностно-ориентированным концепциям управления и позволяет преодолеть недостатки двух первых подходов, связанные с недостоверностью данных бухгалтерского учета. При оценке эффективности НМА на основе рыночной стоимости подразумевают, в первую очередь, стоимость нематериальной составляющей компании, не подлежащей отражению в учете, то есть бренд и неучтенную деловую репутацию, а также формируемую за счет них рыночную стоимость всего бизнеса. Рыночной стоимости компаний и брендов, в том числе торговых, посвящены независимые исследования консалтингового агентства BrandFinance [5], в основе методики которого лежит метод избыточной прибыли. Кроме того, в качестве рыночной стоимости компании можно рассматривать ее капитализацию, то есть рыночную стоимость всех акций. Для оценки эффективности деловой репутации применены коэффициенты, рассчитываемые как соотношение деловой репутации и стоимости компании. При этом деловая репутация представляет собой превышение рыночной стоимости компании над балансовой стоимостью ее чистых активов, а стоимость компании рассматривается как ее капитализация [6]. Как свидетельствуют результаты исследования, рассмотренные показатели эффективности НМА розничной торговли, рассчитанные на основе их рыночной стоимости, имеют тенденцию к росту, причем темпы роста в 2013 г. значительно выше, чем в 2012 г.
Анализ экономической эффективности НМА в розничной торговле, проведенный на основе предложенной методики, в рамках настоящего исследования представляется целесообразным дополнить количественной оценкой влияния НМА на конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торговых организаций. Прибыль является основной целью торговых компаний, служит главным источником возрастания их рыночной стоимости, применяется как ключевой показатель при определении эффективности использования отдельных видов ресурсов и работы компании в целом, выступает одной из важнейших причин принятия управленческих решений и т.д. [7]. Именно в прибыли обобщаются все результаты функционирования торговых компаний, что определяет ее выбор в качестве основного итогового показателя. Оценка влияния НМА (изменения их объема и рентабельности) на изменение прибыли организаций возможна при помощи соответствующей факторной модели [8]. Как видно из Таблицы 3, увеличение торговой прибыли вызвано повышением абсолютной величины НМА, в то время как снижение их рентабельности оказывает негативное воздействие.
Результаты исследования, проведенного на основе комплекса предложенных показателей, позволяют сделать следующие обобщения об эффективности использования НМА в розничной торговле.

Таблица 3
Факторный анализ влияния изменения объема и рентабельности НМА на изменение прибыли
ФакторыИзменение фактора, %Влияние на прибыль, %
2012/ 20112013/ 20122012/ 20112013/ 2012
Рентабельность НМА-3,18-0,86-3,18-0,86
Средний объем НМА3,832,323,712,30
Всего0,531,44

Во-первых, в последнее время отчетливо наблюдается повышенный интерес торговых организаций к нематериальной составляющей, проявляющийся как в увеличении объема НМА, так и в их постепенной идентификации. Переход от абстрактных нематериальных характеристик к конкретным идентифицируемым объектам говорит о готовности торговых организаций к целенаправленному управлению НМА, в том числе средствами бухгалтерского учета, налоговой политики, права, страхования и т.д.
Во-вторых, несмотря на все более активное применение НМА, можно констатировать лишь незначительное повышение их эффективности в анализируемом периоде (2011–2013 гг.). Следовательно, остается открытым вопрос разработки инструментов и методов, направленных как на повышение эффективности самих НМА, так и на улучшение за счет НМА итоговых показателей работы торговых организаций. Решение данной проблемы видится в дальнейшем изучении стратегических технологий управления НМА, в том числе с учетом отраслевой специфики.
Кроме того, полученные результаты всесторонне характеризуют эффективность применения НМА ведущими организациями розничной торговли и могут быть также использованы в аналитической работе отдельных торговых компаний, в том числе при сравнении их собственных показателей с представленными.


Литература
1. Никиточкина Т.В. Механизмы учета и использования нематериальных активов в инновационной деятельности экономических систем: дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2010. — 189 с.
2. Лосева О.С. Эффективность включения нематериальной составляющей в систему экономических отношений хозяйствующих субъектов: дисс. ... канд. экон. наук. — СПб., 2010. — 185 с.
3. Баранов С.В. Управление нематериальными активами в вертикально-интегрированных структурах на основе процессно-ориентированного подхода: дисс. ... канд. экон. наук. — Хабаровск, 2012. — 148 с.
4. Критерии эффективности управления нематериальными активами // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2012. — №1. [Электронный ресурс] URL: http://www.labrate.ru/20120131/blitz-2012-1-ip-journal.htm (дата обращения: 03.12.2013)
5. Global 500 2013. Brand Finance. [Электронный ресурс] URL: http://www.brandirectory.com/league_tables/table/global-500-2013 (дата обращения: 03.12.2013)
6. Горин С.В. Обеспечение устойчивости функционирования промышленных предприятий на основе управления деловой репутацией: дис. ... докт. экон наук. — М., 2011. — 382 с.
7. Баженов Ю.К., Иванов Г.Г. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. — 96 с.
8. Прокопьева Ю.В. Методическое обеспечение применения аналитических процедур в процессе аудиторской проверки нематериальных активов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Оренбург, 2013. — 25 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия