Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ивонинский А. Н.
аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Характеристика основных проблем предприятий кинопоказа в Российской Федерации
В статье рассмотрены условия развития предприятий кинопоказа в Российской Федерации. Проанализированы основные общественно значимые функции таких предприятий. Представлены результаты проведенного автором исследования, характеризующего динамику посещения кинотеатров населением
Ключевые слова: киноиндустрия, предприятия кинопоказа, кассовые фильмы, государственные кинотеатры
УДК 336.6   Стр: 238 - 240

Предприятия кинопоказа являются неотъемлемым компонентом сферы услуг, обеспечивая формирование ценностных ориентаций у населения и развитие культурного общественного потенциала. Такие предприятия — это посредник между производителями и потребителями услуг киноиндустрии.
В России сегодня можно встретить различные виды таких предприятий. По форме собственности можно выделить государственные, муниципальные и коммерческие.
Такие предприятия могут быть представлены как отдельными кинотеатрами, так и сетями федерального, регионального или муниципального уровня.
В зависимости от количества кинозалов выделяют кинотеатры однозальные, миниплексы (2–7 залов) и мультиплексы (8 и более залов).
Можно также дифференцировать предприятия кинопоказа по месту их дислокации: городские кинотеатры, сельские киноустановки, автокинотеатры.
Важно, что с помощью предприятий кинопоказа, как субъектов культурной сферы, реализуются общественно значимые функции кинематографа как формы культурной деятельности и как вида искусства. Рассмотрим эти функции подробнее:
1. Образовательно-воспитательная функция — формирование личности путем освоения языка, знаний, символов, ценностей, через приобщение к культурному наследию; продукция киноиндустрии развивает творческие способности, эрудицию, нравственность и другие необходимые человеческие качества;
2. Интегративная и дезинтегративная функции — просмотр кинофильмов может с одной стороны способствовать интеграции людей, их сплочению, тем самым обеспечивая целостность общества (исторические, патриотические фильмы). Но с другой стороны, одновременно, возможно возникновение и культурных конфликтов, вызванных противопоставлением одной субкультуры другой;
3. Регулирующая функция — при просмотре кинофильмов формируются нормы, идеалы, которые формируют и регулируют поведение человека, определяются рамки поступков и действий человека в различных ситуациях, социальных группах. Особенно актуальна данная функция в условиях, когда снижается количество активно читающих, посещающих театры, когда кино для многих людей становится основным источником приобретения культурных ценностей;
4. Функция трансляции социального опыта (функция преемственности, или информационная) — качественная кинопродукция может сосредотачивать в себе культурное богатство и опыт, накопленные людьми;
5. Гносеологическая функция — в кино, как части общей культуры, могут концентрироваться знания различного характера о мире, о стране, что создает крайне благоприятные возможности для познания. Действительно, сегодня для многих граждан просмотр кино — это один из основных способов познания, изучения истории, культуры и т.д.;
6. Социально-ориентированная функция — создание условий доступности услуг кинопоказа для различных категорий граждан. В рамках данной функции, осуществляется, например, организация бесплатных и льготных сеансов для пенсионеров, детей, многодетных семей и т.д. Сюда же можно отнести развитие сети передвижных киноустановок в сельской местности. Важным также является создание специализированных предприятий, например, детских кинотеатров;
7. Функция продвижения — направлена на поддержку талантов, инициатив в кинематографии посредством проведения кинофестивалей, показа фильмов молодых режиссеров т.д.
Для выполнения рассмотренных функций главным условием является жесткий отбор предприятиями кинопоказа качественной продукции. Как показывает опыт, сегодня основной спрос существует на ярко выраженные коммерческие проекты с агрессивной рекламной кампанией (табл.1).

Таблица 1
Самые кассовые фильмы 2012 и 2013 годов в России (по данным сайта http://www.kino-teatr.ru)
  сборынедели
2012
1.Ледниковый период 4: Континентальный дрейф$52 544 65613
2.Мадагаскар 3$49 068 6407
3.Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2$44 085 6985
4.Мстители$39 769 0968
5.Люди в черном 3$35 014 1696
6.Джон Картер$33 781 0744
7.Шерлок Холмс: Игра теней$27 877 8494
8.Хоббит: Нежданное путешествие$26 690 8022
9.007: Координаты «Скайфолл»$24 692 0325
10.Иван Царевич и Серый Волк$24 553 0424
2013
1.Сталинград$50 460 8066
2.Железный человек 3$43 710 9175
3.Хоббит: Нежданное путешествие$43 397 0874
4.Гадкий я — 2$35 537 2989
5.Тор 2: Царство тьмы$34 939 2275
6.Форсаж 6$32 572 1194
7.Три богатыря. На дальних берегах$30 355 9664
8.Жизнь Пи$30 065 9945
9.Хоббит: Пустошь Смауга$29 390 1812
10.Легенда №17$29 273 6447

Как видно из табл.1, постепенно интерес российского зрителя обращается к патриотическим, историческим фильмам, к фильмам, имеющим интеллектуальную направленность. Так, если еще несколько лет назад фильмы, снятые по классическим детективам практически не пользовались спросом, то сегодня можно отметить некоторые изменения.
Сегодня ощущается заметный рост рынка кинопоказа, однако, он имеет ряд особенностей:
1. Неравномерность размещения предприятий кинопоказа. Так, 90% таких предприятий размещены на территориях, на которых проживает менее половины населения страны;
2. Размещение предприятий кинопоказа преимущественно на территориях крупных (более 100 000 нас.) городов;
3. Отсутствие целевой ориентированности предприятий кинопоказа (например, кинотеатры для детей, кинотеатры для просмотра авторского кино и т.д.);
4. Коммерциализация отрасли, которая проявляется, как в постепенном исчезновении государственных (муниципальных) предприятий кинопоказа, так и в отсутствии внимания к «некоммерческому» кино (документальному, авторскому);
5. Высокая стоимость билетов (так, в Санкт-Петербурге средняя стоимость билета составляет от 200 до 300 рублей. Для примера в США, где уровень доходов значительно выше, средняя цена билета составляет $8.38);
6. Практически не отмечается проведения кинопоказов по социально ориентированным ценам или на бесплатной основе для отдельных категорий граждан.
Автором был проведен опрос 200 чел в четырех субъектах СЗФО (г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Псковская область, Новгородская область), в котором реципиентам были заданы следующие вопросы:
1. Посещали ли Вы за последние 6 месяцев предприятия кинопоказа.
2. Если посещали, то сколько раз?
3. Если не посещали, то назовите причину.
В результате опроса было выявлено, что только 53 человека (26,5%) посетили кинотеатры за последние полгода, из них 23 человека более 3 раз. Причем, большая часть из них проживает в г. Санкт-Петербург. Причины непосещения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Основные причины непосещения населением кинотеатров в России
Решить эти проблемы способна сеть государственных (муниципальных) предприятий кинопоказа, которых сегодня становится все меньше и меньше.
В качестве примера можно привести государственное бюджетное учреждение культуры (ГБУК) «Московское кино», являющееся кинопрокатной организацией, обладающей исключительным культурно-просветительским потенциалом, в состав которой входит 22 кинотеатра на территории Москвы, двенадцать из которых осуществляют кинопоказ.
ГБУК «Московское кино» ежегодно проводит различные благотворительные кинофестивали, выполняет социальные городские программы, продвигает отечественные фильмы, проводит премьеры на льготных условиях. В кинотеатрах проводится активная льготная ценовая политика и делается акцент на семейный досуг.
Другой пример — в Санкт-Петербурге действует государственное бюджетное учреждение культуры СПб ГБУК «Петербург-кино», являющееся единственным государственным бюджетным учреждением культуры, которое оказывает комплекс услуг по кинообслуживанию населения города. В сеть государственных кинотеатров входят «Аврора» (Петергоф), «Восход», «Дружба», «Заневский», «Уран», «Фильмофонд».
СПб ГБУК «Петербург-кино» ставит своей целью:
— предоставление равноценных с коммерческими кинотеатрами киноуслуг малообеспеченным слоями населения по доступным льготным ценам;
— показ и прокат лучших образцов отечественного и зарубежного киноискусства, фильмов получивших общественный резонанс.
Цены на билеты в этих предприятиях кинопоказа составляют 100–150 рублей (льготные — 70, детские — 50).
Примеры городов федерального значения являются скорее исключением. Как правило, в большинстве субъектов РФ государственные (муниципальные) предприятия кинопоказа либо отсутствуют, либо находятся в кризисном состоянии ввиду недостаточности бюджетного финансирования. Можно отметить такие проблемы как:
— полное отсутствие кинопоказа в отдельных населенных пунктах;
— отсталость материально-технической базы;
— низкий уровень сервиса в государственных (муниципальных) кинотеатрах.
Не имеет смысла спорить с тем, что в сельских поселениях и городах с населением менее 100 тыс. человек организовывать кинопоказ можно только при условии бюджетного финансирования, поскольку для частных предприятий кинопоказа такие территории не могут представлять коммерческий интерес. Но ясно также, что выделение средств на строительство и модернизацию рассматриваемой сферы является затруднительным для большинства регионов.
По мнению автора, наиболее перспективным способом решения проблем является внедрение механизмов взаимовыгодного сотрудничества между органами власти и частными предприятиями кинопоказа. Причем, к совместным проектам можно привлекать как крупные сети кинотеатров, так и представителей малого бизнеса.
В России реализуются некоторые меры поддержки в киноиндустрии. Но они, как правило, касаются кинопроизводства (например, законодательное введение понятия «Национальный фильм») и защиты от пиратства. Проекты партнерства государства и предприятий кинопоказа в нашей стране отсутствуют. Пожалуй, единственным исключением можно назвать ст. 9 федерального закона № 126-ФЗ «Государственное финансирование проката национального фильма», в которой говорится, что «Федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о выделении прокатчику средств на прокат (печать копий, субтитрирование, рекламу и иное) национального фильма, предназначенного для показа на территории Российской Федерации, в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год» [1].
В заключение отметим, что по данным исследований, проведенных в разных странах, основными посетителями кинотеатров являются молодые люди (рис. 2). Причем, более половины опрошенных ходят в кино не реже двух раз в месяц. Таким образом, рассмотренные социально-культурные функции имеют особое значение. Интересным является то, что на частоту посещений не влияет социальный статус молодого человека.
Рис. 2. Возрастная характеристика зрительской аудитории предприятий кинопоказа в некоторых странах в 2013 г. (в %)
Выявлено, что посещение кинотеатров молодыми людьми происходит не только с целью посмотреть фильм, но и пообщаться, провести время с друзьями. То есть, в некотором роде, здесь можно говорить о предприятиях кинопоказа, как об одном из механизмов социализации молодежи.
Безусловно, отрасль кинопоказа является очень прибыльной, достаточно быстро окупаемой. Но нельзя забывать о социальной направленности киноиндустрии, в которой такие предприятия являются звеном между производителями и потребителями. Поэтому реформирование данной отрасли должно предполагать не только материально-техническую модернизацию, но и создание условий доступности кинопродукции для всего населения, в соответствии с доходами и потребностями.


Литература
1. Федеральный Закон РФ от 22 августа 1996 года №126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156892/
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2009 № 1587 «О реорганизации и изменении цели и предмета деятельности Санкт-Петербургского государственного учреждения культуры «Петербург-кино»« http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=95525
3. Волынова Т.С. Социально-экономические особенности развития инфраструктуры кинопоказа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — №8(16) (www.sisp.nkras.ru)
4. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: Современная киноиндустрия США и России — М.: Аспект Пресс, 2009.
5. Российская кинематография 2006: Информационно-аналитический бюллетень / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Российское агентство «Информкино». — М., 2009.
6. http://www.kino-teatr.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия