Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Барыгин М. Е.
аспирант кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики


Основные аспекты социальной защиты лиц пенсионного возраста, участвующих в трудовой деятельности
В статье анализируются проблемы и перспективы вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность Автором определены основные факторы и условия такого вовлечения. Затронуты вопросы социальной защиты лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности
Ключевые слова: лица пенсионного возраста, трудовая деятельность, социальная защита, трудовой потенциал
УДК 67.400.22+ 330.1   Стр: 241 - 243

Демографическое старение становится государственной проблемой для большинства развитых стран. Так, по расчетам американских специалистов к 2030 году, когда последний человек из поколения «бэби бума» достигнет 65 лет, количество людей за 65 в США будет равняться около 70 млн — вдвое больше, чем сегодня. Более 30% населения будет старше 50 лет. Такая же ситуация наблюдается и в других развитых странах. В Российской Федерации ожидается, что к 2025 году доля пожилых граждан будет составлять 25,8%. По данным Федеральной службы статистики РФ ежегодно количество трудоспособного населения уменьшается на 1 миллион человек. Т.е., еще никогда в истории человечества так много здоровых людей не достигали позднего этапа жизни, и возникает опасность того, что затраты на медицинскую помощь и социальную безопасность станут тяжелейшим экономическим бременем.
Во многих странах отмечается повышение пенсионного возраста. В Великобритании сейчас мужчины могут выйти на пенсию в возрасте 65 лет, а женщины — 60 лет. Начиная с 2020 года предполагается повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 66 лет, с 2034 до 2036 года до 67 лет, с 2044 по 2046 — до 68 лет.
Улучшение жизненных, трудовых условий и качества медицинского обслуживания в развитых странах увеличило количество активных людей старше пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности
Согласно исследованию Merrill Lynch New Retirement более 80% пожилых людей в США планируют работать даже после 65 лет. Многие постараются пополнить свое соцобеспечение, так как минимум одна четверть людей не накопили достаточно денег на пенсию, согласно данным Бюджетного управления Конгресса.
Сегодня ощущается явная необходимость рассматривать людей пенсионного возраста, особенно в перспективе, в качестве трудового потенциала, что ставит ряд новых задач, порожденных особенностями современного этапа, одной из которых является реализация их профессионального потенциала.
Очевидно, что одним из направлений социальной защиты пожилых людей должна стать защита лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности. Причем такая защита должна приносить эффект как для самого пенсионера, так и для государства.
Желание работать или не работать — это, прежде всего выбор самого пенсионера. В любом случае государство обязано удовлетворить все потребности пожилого человека, обеспечить защиту его прав в соответствии с конституционными гарантиями. Соответственно к лицам пенсионного возраста не может применяться какая-то одна модель социальной защиты. Отметим также, что сегодня в нашей стране нет одного комплексного федерального закона, регулирующего вопросы социальной защиты рассматриваемой категории граждан. Соответственно нет и четкого системного представления о данной категории социальной политики.
Автором произведена попытка классификации категории «лица пенсионного возраста» по принадлежности их к трудовому капиталу (потенциалу), в соответствии с которой выделены четыре модели социальной защиты данной категории граждан (рис.1).
Рис.1. Классификация лиц пенсионного возраста по признаку их принадлежности в трудовому капиталу (потенциалу)
Рассмотрим каждую из категорий подробнее.
Те граждане, которые в силу различных причин не относятся к трудовому капиталу (потенциалу) делятся на следующие подкатегории:
1 — не находящиеся в состоянии депривации — это те пенсионеры, которые, закончив трудовую деятельность, осознанно не желают работать, проживают в семьях или в одиночестве, имеют жилье, не испытывают особых проблем со здоровьем, располагают доходом, достаточным для удовлетворения своих потребностей и могут самостоятельно себя обслуживать. В отношении этой категории лиц может применяться стандартная модель социальной защиты, заключающаяся в выплате пенсий, предоставлении различных льгот, в т.ч. налоговых, оказании социальных услуг. Т.е. основными законами, регулирующими формирование данной модели, являются ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В каждом субъекте РФ могут предоставляться дополнительные выплаты, льготы людям пенсионного возраста.
2 — находящиеся в состоянии депривации — к этой группе пенсионеров относятся те лица, которые нуждаются в дополнительной государственной поддержке. Это престарелые граждане, инвалиды, малоимущие, т.е. те, кто не может самостоятельно себя обслуживать. В отношении таких граждан должна применяться расширенная модель социальной защиты, в рамках которой органы государственной власти берут на себя дополнительные обязательства. Построение такой модели должно происходить в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в котором установлены экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе, и Федеральным Законом «О государственной социальной помощи».
Лиц пенсионного возраста, относящихся к трудовому капиталу (потенциалу) можно разделить на следующие подкатегории:
1 — активные (работающие), т.е. те пенсионеры, которые продолжают активно участвовать в трудовой деятельности, как правило, на прежнем рабочем месте (около 60%) также, пенсионеры, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
В отношении данной категории может быть применена поддерживающая модель социальной защиты, которая практически идентична стандартной (право на трудовую пенсию, льготы), но еще должна включать в себя меры по защите пенсионера именно как работника (предпринимателя). Прежде всего, это юридическое закрепление и реализация мер борьбы с дискриминацией пожилых людей на рынке труда. Формирование данной модели регулируется трудовым кодексом, а также законами о пенсионном обеспечении. Например, Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» запрещает распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном «ограничении» прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от возраста, поскольку это условие не связанно с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Сегодня активно обсуждается вопрос о том, что защита работающих пенсионеров провоцирует дискриминацию неработающих пожилых людей. Предлагается, в частности, отменить накопительную часть пенсии для работающих пенсионеров. Но данные предложения противоречат Конституции, 39 статья которой гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
2 — относительно активные лица пенсионного возраста, т.е. те граждане, которые в силу различных причин хотят работать, но нуждаются в государственной помощи для осуществления трудовой деятельности. К таким пенсионерам может быть применена профессионально-адаптационная модель социальной защиты, представляющая собой систему социально-экономических отношений, формируемую и реализуемую государством, обществом, хозяйствующими субъектами и социальными институтами с целью разумного вовлечения в трудовую (экономическую) деятельность потенциально активной части лиц пенсионного возраста посредством применения различных методов и инструментов путем снижения вероятности возникновения рисков различной природы как для самих лиц пенсионного возраста, так и для государства.
К первой группе (активные) относятся граждане пенсионного возраста, которые продолжают работать, не нуждаясь для этого в дополнительных мерах поддержки. В отношении этой категории может быть применена профессионально-адаптационная модель социальной защиты, которая, в некотором роде, интегрируя в себя элементы трех рассмотренных выше моделей, содержит также новые, практически не применяемые в России направления. Например, переобучение, повышение квалификации лиц пенсионного возраста, содействие их трудоустройству, организация психологических тренингов.
Сюда также можно отнести меру и по стимулированию работодателей к приему на работу лиц пенсионного возраста. Так, в Швеции, работодателям предлагается скидка с социальных отчислений на каждого сотрудника старше 55 лет. Например, если такой работник год является безработным, то наниматель освобождён от выплаты на него социальных отчислений в течение двух лет.
Согласно ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» все граждане независимо от возраста имеют право на добровольный труд и свободный выбор занятости, а также на консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости. Таким образом, сегодня безработные лица пенсионного возраста имеют право на содействие в трудоустройстве со стороны органов службы занятости населения.
Но этот же Федеральный закон не относит лиц пенсионного возраста к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, из чего следуют, что на сегодняшний день у пенсионеров нет дополнительных гарантий занятости.
Безусловно, в силу постоянного снижения числа граждан трудоспособного возраста формирование и развитие профессионально-адаптационной модели социальной защиты лиц пенсионного возраста является одним из условий социально-экономического развития страны и ее отдельных субъектов.
Одним из начальных этапов построения данной модели является определение основных факторов и условий, способствующих вовлечению лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность. Данные факторы можно разделить на две группы: внутренние (субъективные), зависящие от пенсионера, и внешние, которые обусловлены состоянием внешней среды.
К внутренним факторам относятся:
1. Психологические факторы, т.е. желание и готовность самого человека участвовать в трудовой деятельности;
2. Медицинские факторы (состояние здоровья), т.е. отсутствие заболеваний различного характера, препятствующих человеку заниматься тем или иным видом деятельности;
3. Профессиональные, т.е. наличие знаний, навыков, опыта, позволяющих лицу пенсионного возраста участвовать в производственном процессе.
В качестве внешних факторов можно отметить:
1. Демографические факторы, определяющие потребность экономической системы в трудовом потенциале лиц пенсионного возраста;
2. Политические факторы, отражающие отношение власти к процессам вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность, т.е. определяющие государственную стратегию защиты и поддержки рассматриваемой категории граждан;
3. Правовые факторы, формирующие необходимую нормативно-правовую базу процессов вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность;
4. Инфраструктурные факторы, отражающие состояние инфраструктуры, необходимой для вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность (например, центры переобучения, наличие специализированных подразделений в центрах занятости и т.д.);
5. Социальные факторы, отражающие отношение общества к процессам вовлечения лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность.
Особняком стоят экономические факторы, которые также могут быть как субъективными, так и объективными.
К объективным экономическим факторам можно отнести отраслевую и профессионально-квалификационную структуру рынка труда, спрос и структуру спроса на рынке труда, уровень безработицы, состояние пенсионной системы и т.д. К субъективным относятся уровень материальной обеспеченности пенсионера, уровень доходов, структура потребностей, наличие иждивенцев и т.д.
Совокупность экономических факторов и условий составляют экономическую основу социальной защиты лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности.
В условиях рыночной экономики, безусловно, определяющей является первая группа факторов. Однако, в социальном государстве не могут не учитываться и факторы из второй группы. Таким образом, основной целью социальной защиты лиц пенсионного возраста, желающих участвовать в трудовой деятельности, является нахождение оптимального равновесия между двумя группами факторов, обеспечивающего с одной стороны удовлетворение интересов лиц пенсионного возраста, а с другой — недопущение нарушения воспроизводственного процесса.
Поэтому сегодня более уместно использовать термин «социально-экономическая защита лиц пенсионного возраста», что позволит учитывать как внешние, так и внутренние экономические факторы обеспечения и развития рассматриваемой категории населения.
Отметим, что проблема социальной защиты лиц пенсионного возраста наблюдается и в европейских странах, где отмечается стремительное старение населения. Некоторые государства ищут решение проблемы в трудовой иммиграции из стран за пределами ЕС. Но при этом, согласно опросам, 80% работодателей не желают нанимать людей старше 55 лет. Эта проблема даже была затронута в докладе комиссии ЕС «Европа для всех возрастов», в котором правительствам рекомендовано разработать меры, которые позволят пенсионерам занять свое место на рынке труда.
Особенно остро проблемы дискриминации по возрасту стоят в постсоциалистических странах (кроме Эстонии). В этих странах абсолютно не развита практика найма на неполный рабочий день. Кроме того здесь наблюдается практика заключения договоров на неопределенное время (в западных странах доля краткосрочных договоров составляет до 25%).
Но есть и положительны примеры. Так, в Дании лица предпенсионного возраста (с 61 года) имеют право на получение полной зарплаты при 90%-й занятости, а также на дополнительные 5 дней отпуска.
В Российской Федерации по официальным данным, занятость пожилых людей, начиная с 2002 года, растет, и в настоящее время охватывает около четверти всех людей пенсионного возраста. Особенно много пожилых работников заняты в таких сферах, как наука, культура, педагогика, здравоохранение и социальное обслуживание. Среди предпринимателей также наблюдается все больше лиц пенсионного возраста. С января 2013 года обсуждается законопроект № 206801–6 «О внесении дополнений в часть 6 статьи 14 Федерального Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которому предлагается работающим пенсионерам (т.е. лицам, получающим трудовую пенсию) не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированных размерах.
Сегодня в центрах занятости пенсионерам предлагаются различные вакансии: работа страховых агентов, курьеров, почтальонов, дворников, расклейщиков объявлений, киоскеров, музейных смотрителей, библиотекарей, диспетчеров, лифтеров, консьержей, продавцов или кассиров в небольших магазинах. Постоянный дефицит кадров наблюдается в регистратурах поликлиник и в детских садах. Мужчинам-пенсионерам, особенно работавшим в силовых структурах, несложно найти работу в охране. Особую ценность представляют пенсионеры рабочих специальностей, поскольку средний возраст в этой сфере 55–58 лет. Бывшие педагоги, как правило, занимаются репетиторством или ведут кружки в детских домах творчества.
Очевидно, что сегодня в рамках профессионально-адаптационной модели социальной защиты лиц пенсионного возраста должен быть создан механизм развития и профессиональной поддержки пожилых людей, что будет способствовать их разумному вовлечению в трудовую деятельность.


Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» // http://www.pfrf.ru/individual_records/22817.html
2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // http://www.rg.ru/1995/08/04/socobslujivanie-dok.html
3. Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты пожилых людей в россий­ской федерации. http://www.globalaging.org/elderrights/world/2005/federation2.htm
4. Елютина М.Э. Социогеронтологические теории // Российский журнал социальной работы. — 1997. — № 2/6. — С. 9–15.
5. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2.
6. Холостова Е.И., Егоров В.В., Рубцов А.В. Социальная геронтология. — М., 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия