Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (49), 2014
ЭКОНОМИКА И РЕЛИГИЯ
Беккин Р. И.
ведущий научный сотрудник Института Африки РАН (г. Москва),
доктор экономических наук, кандидат юридических наук


Организационно-правовые основы исламского страхования (такафула)
Начало
Вторая часть статьи
В статье рассматриваются организационно-правовые основы исламской модели страхования. Анализируются мусульманско-правовые институты, используемые в качестве правовой основы для реализации принципов такафула
Ключевые слова: исламское страхование (такафул), гарар, риба
УДК 368:297(075); ББК 65ю271:86.38я73   Стр: 268 - 271

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «исламское страхование» и «такафул». В каком-то смысле данное утверждение справедливо — в современном мире оба эти термина употребляются в качестве синонимов. Однако так было не всегда. Изначально термин «исламское страхование» стал использоваться для обозначения тех имущест­венных видов страхования, которые практиковались первым исламским страховщиком в мире — компанией «Ислам­ская страховая компания» (Шарика ат-та’амин ал-исламийа).
Появление малайзийского Закона о такафуле 1984 г. и развитие исламского страхования в этой стране сделало термин «такафул» обещеупотребимым. Вместе с тем в Судане — родине исламского страхования — законодатель продолжает различать оба понятия: под исламским страхованием в Законе о страховании и такафуле 2003 г. понимаются имущественные виды страхования, а под такафулом — личное страхование. В предлагаемых изменениях в страховое законодательство Казахстана также фигурирует «ислам­ское страхование». Термин же «такафул» в законопроекте не употребляется.
В проведении различий между «такафулом» и «исламским страхованием» могут лежать разные причины, например политико-правовые. В Казахстане инициаторы проекта решили не использовать иностранные слова (такафул), чтобы не вызывать лишних вопросов со стороны регулятора. С другой стороны, те, кто предпочитают использовать термин «такафул», основывают свою аргументацию тем, что речь здесь идет не о страховании, то есть не о торговле риском, а о некоем товариществе, целью которого является взаимопомощь между его участниками, а не коммерческая деятельность. В такой ситуации слово «страхование» пусть и в сочетании с прилагательным «исламский» кажется не вполне уместным1.
В данной статье термины «исламское страхование» и «такафул» употребляются в качестве синонимов независимо от того, идет речь о коммерческом страховании или о взаимном.
Само слово такафул происходит от глагола кафала и в переводе с арабского означает «взаимное предоставление гарантии друг другу». В Коране говорится: «...и помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании» (5:2). Данный айат приводится в работах всех правоведов, пишущих об исламском страховании. Согласно концепции взаимопомощи, изложенной в вышеприведенном стихе, верующие должны помогать друг другу, в том числе, если кого-нибудь из них постигнет несчастье.
Стремление обезопасить себя от различных неприятностей присуще человеческой природе: «И среди них есть такие, что говорят: “Господи наш! Даруй нам в ближней жизни и в последней добро и защити нас от наказания огня”» (2: 201). Тот же, кто оградит пострадавшего от последствий постигшего его бедствия, заслуживает вознаграждения от Аллаха: «По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка: “Тому, кто сделает облегчение находящемуся в затруднении, Аллах сделает облегчение в этой жизни и в будущей. А того, кто защитит мусульманина, Аллах защитит в этой жизни и в будущей. Аллах помогает Своему рабу, пока этот раб помогает своему брату...”».
Функцию защиты людей от различного рода рисков в соответствии с нормами и принципами шариата как раз и призвано выполнять исламское страхование, или такафул. В основе данного института исламской экономики лежат следующие основные положения:
1) исламская страховая компания (такафул-оператор)2 не принимает от участников (страхователей) плату за покрытие риска, а выступает в качестве управляющего такафул-фондом, куда поступают уплаченные страхователем взносы (страховая премия)3. Поэтому страхователи, как правило, именуются в исламском страховании участниками (выступая в качестве партнеров по такафул-фонду)4, в то же время компания (такафул-оператор) действует как управляющий данным фондом. Иными словами, страхователи (участники) одновременно выступают и в роли страховщика по отношению к другим участникам.
2) такафул-оператор не является собственником денежных средств участников, поступивших в такафул-фонд. Он лишь доверительный управляющий данным фондом, за что получает (в зависимости от выбранной модели) либо фиксированное вознаграждение, либо определенную долю прибыли от инвестирования взносов участников, либо и то, и другое. Собственниками средств в такафул-фонде являются лишь сами участники.
3) в такафуле отсутствует избыточный гарар (ал-гарар ал-касир) за счет того, что все взносы или их часть, рассматриваются в качестве дара или добровольного пожертвования и направляются в специальный фонд, из которого при наступлении страхового случая предоставляется компенсация пострадавшим участникам. Помимо выплаты необходимой для покрытия ущерба суммы, участник может рассчитывать на доход от инвестирования уплаченных им взносов (на основе механизма мудараба)5;
4) уплаченные взносы или их часть могут быть инвестированы такафул-оператором только в соответствии с требованиями шариата. Запрещено направлять указанные средства на финансирование деятельности, характеризуемой как харам. Используемые для инвестирования финансовые инструменты также не должны противоречить шариатскому запрету риба (ссудного процента);
5) в случае недостачи в такафул-фонде компания должна предоставить недостающие денежные средства на беспроцентной основе (механизм кард хасан). После поступления в такафул-фонд денежных средств от участников или в результате успешно осуществленных инвестиций предоставленный заем (без выплаты процентов) возвращается исламскому страховщику6.
6) за деловой активностью такафул-компаний призван наблюдать специально созданный шариатский (наблюдательный) совет, в задачи которого входит оценка продуктов (услуг) компании, а также проводимых ей операций с точки зрения их соответствия нормам и принципам мусульманского права;
7) страхователи имеют право выдвигать своих представителей в совет директоров такафул-оператора7;
8) в такафуле в отличие от коммерческого страхования не нарушаются принципы наследования по шариату (в соответствии с принципами мирас8 и васийа9). Согласно последним наследодатель в своем завещании имеет право распоряжаться не более чем 1/3 собственных средств. Назначенный наследодателем (страхователем) выгодоприобретатель, выступающий, по мнению мусульманских правоведов, в роли доверительного собственника10, должен распределить завещанное имущество между наследниками в соответствии с принципами наследования в мусульманском праве. Страхователь может завещать назначенному выгодоприобретателю до 1/3 всей имеющейся у него собственности (куда входят уплаченные страховые взносы и прибыль по ним). Если же выгодоприобретатель входит в круг наследников владельца полиса по закону, он может получить все то, что останется после уплаты долгов покойного, похоронных и других расходов, а также выплат по завещанию, наряду с другими законными наследниками.
9) в исламском страховании может быть застрахованным только чистый риск, а не спекулятивный. Чистый риск подразумевает, что при наступлении страхового случая застрахованному может быть нанесен ущерб или будет сохранено текущее положение вещей. Что касается спекулятивного риска, то он возникает вследствие определенных действий застрахованного, имеющих целью получение выгоды11.
Одним из ключевых положений в теории такафула, нередко вызывающих непонимание, является концепция табарру’. В переводе с арабского табарру’ означает «дар, пожертвование». Каждый заключивший договор исламского страхования должен иметь искреннее намерение (нийат) оказать помощь другим участникам, если они столкнутся с определенными рисками.
Согласно концепции табарру’ участник предоставляет взносы в качестве «дара» в такафул-фонд, управляемый страховщиком. Иными словами, речь идет о безвозмездном предоставлении денежных средств, то есть о дарении. Однако правильность определения всех выплачиваемых страхователями взносов как дара, вызывает некоторые сомнения, поскольку в результате уплаты взносов страхователь получает право на компенсацию (возмещение), в то время как дарение не подразумевает каких-либо обязательств со стороны такафул-оператора и других участников: «По свидетельству Ибн ‘Аббаса, который передал слова Пророка: “Кто берет назад преподнесенный им подарок, тот уподобляется собаке, которая сначала рвет, а затем возвращается к своей блевотине”»12.
Из такафул-фонда производится выплата не только возмещения при наступлении страхового случая, но и части дохода, полученного исламской страховой компанией от инвестирования взносов участников.
Важно также подчеркнуть, что такое понятие, как намерение (нийат), в данном случае не носит правового характера, а представляет собой морально-этический императив. В любом случае лицо, которое не имеет намерения предоставить в виде дара свои взносы, при соблюдении других условий без каких-либо ограничений может выступить в качестве участника и приобрести полис у такафул-оператора.
В этом контексте концепция дарения в качестве правовой основы для формирования такафул-фонда представляется не вполне уместной. Предоставление в «дар» взносов участником, таким образом, напоминает юридическую фикцию. Филантропический характер данного акта вызывает вопрос: коль скоро участник (страхователь) рассчитывает на компенсацию при наступлении страхового случая, а также на некий инвестиционный доход, пусть и полученный без нарушения шариатского запрета риба. Вот что, в частности, пишет по этому поводу Йусуф ал-Карадави: «Член кооперации13 не должен вносить пожертвования на условии получения им фиксированного денежного возмещения при несчастном случае. Из средств кооперации может выплачиваться нефиксированное возмещение, которое полностью или частично покроет понесенный ущерб, в зависимости от финансового состояния кооперации... Пожертвования — это дарственное подношение. Требование их возврата признается незаконным (харам)...»14.
Далее ученый, указывая на то, что «страхователи никогда не вносят взносы в форме благотворительности»15, предлагает свое видение идеальной исламской страховой системы — это договор «о пожертвовании с условием возмещения»: страхователь вносит средства в благотворительной форме с условием, что при несчастных случаях получает денежное возмещение, которое окажет ему помощь и облегчит его участь»16.
Другие исследователи считают, что вполне допустимо проводить параллели между табарру’ в исламском страховании и известным мусульманскому праву договором дарения. По их мнению, табарру’ объединяет в себе свойства безвозмездного и возмездного договоров. Это своего рода договор дарения с отлагательным условием.
На наш взгляд, в контексте исламского страхования правильнее говорить о взносах, имеющих безусловно добровольный характер, но не являющихся даром наподобие садаки17.
Исламские страховые компании в мире предлагают клиентам услуги по общему и семейному такафулу.

Общим такафулом, в основе которого лежит идея возмещения, охватываются риски, присущие имущественному страхованию. Участниками здесь могут выступать физические и юридические лица, а уплачиваемые взносы направляются в так называемый фонд общего такафула, или просто такафул-фонд, откуда страхователям предоставляется возмещение при наступлении для них страхового случая. Такафул-оператор выступает в роли доверительного собственника этого фонда. Если уплаченных взносов недостаточно для покрытия издержек, компания может повысить ставку премии. Однако если для кого-либо из участников наступил страховой случай и он получил соответствующее возмещение от страховщика, то он зачастую не имеет права претендовать на часть прибыли из такафул-фонда. Многое зависит здесь от выбранной модели исламского страхования.
В общем такафуле обычно заключаются краткосрочные договоры. Цена услуг устанавливается здесь так же, как и в коммерческом страховании. При заключении договора исламского страхования для участника могут быть предусмотрены специальные льготы. Так, при страховании ответственности владельцев автотранспорта участнику предоставляется скидка, если за время действия полиса он ни разу не попал в аварию18.
Важным отличием общего такафула от традиционного имущественного страхования является метод оценки застрахованного имущества. В традиционном имущественном страховании по некоторым видам услуг страховщик предлагает страхователю полис, включающий оценку застрахованного имущества. Это означает, что в случае полной гибели предмета страхования страхователю будет возмещена сумма, указанная в страховом полисе, а, например, при частичном ущербе в традиционном страховании страховщик может выплатить сумму как бульшую, так и меньшую, чем предполагалось при заключении договора в отношении аналогичного ущерба, если реальная стоимость застрахованного имущества на момент наступления страхового случая стала меньше или, наоборот, превысила сумму страхового покрытия.
В исламском страховании подобные методы считаются неприемлемыми, поскольку создают ситуацию гарара (неопределенности) и риба (ростовщичества). В связи с этим исламские страховщики практикуют периодическую оценку застрахованного имущества, чтобы избежать незаконного, по их мнению, обогащения одной стороны за счет другой. Осуществляя такие меры, такафул-оператор тем самым нивелирует противоречие между суммой компенсации и текущей рыночной ценой застрахованного имущества. При этом соответственно меняется ставка премии (взносов).
В рамках семейного такафула предусматриваются различные варианты страховых продуктов, имеющие, как правило, аналоги в традиционном страховании. Однако, учитывая противоречивое отношение к страхованию жизни в шариате, некоторые мусульманские правоведы всячески стараются подчеркнуть, что семейный такафул отнюдь не означает в буквальном смысле страхование чьей-либо жизни, а представляет собой финансовую сделку, направленную на защиту иждивенцев застрахованного от различных рисков19. При этом игнорируется тот факт, что ту же самую характеристику можно дать и традиционному страхованию жизни.
В связи с вышесказанным любопытно привести высказывание советского специалиста по страховому праву В.П. Крюкова: «Конечно, здесь (в страховании жизни. — Р.Б.) интерес проявляется не к жизни человека вообще, а к материальной выгоде от страхования ее, но ведь страхуемая жизнь тесно связана с выгодой, эти два фактора неотделимы друг от друга, почему законодательству приходится очень строго относиться к подобным договорам и ставить известный предел деятельности как страховщикам, так и страхователям, дабы интерес посторонних лиц к смерти застрахованного лица не выходил из рамок нравственности, в противном случае нравственная цель страхования для выгодоприобретателя превратилась бы в корыстное желание скорейшей смерти застрахованного субъекта»20.
По мнению автора данной работы, важно понять, что отличие между традиционным личным страхованием и семейным такафулом состоит не в терминологии, а в особенностях системы распределения прибыли между оператором и участниками.
Семейный такафул, в отличие от общего, представляет собой не только и не столько защитный механизм от рисков на основе принципа взаимопомощи, сколько систему сбережений. Регулярно выплачиваемые участниками взносы направляются в такафул-фонд, который делится на две части:
1) счет участника (индивидуальный счет), на который поступает большая часть уплаченных взносов, дающих участнику право на получение инвестиционного дохода;
2) специальный счет (коллективный счет), на который поступает другая часть взносов и откуда наследникам участника, а также самому участнику при дожитии им до конца действия полиса выплачиваются определенные средства.
Если участник умирает до окончания срока действия полиса по семейному такафулу, его наследники получают все взносы, уплаченные им на счет участника с момента заключения им договора и до его смерти, включая аккумулированный доход. Наследники также имеют право на ту часть взносов со специального счета участника, которую участник выплатил бы, если бы дожил до истечения периода страхового покрытия. Данная сумма рассчитывается, начиная с момента смерти участника и до окончания срока действия полиса.
Теоретически для получения со счета участника страховой выплаты и прибыли не имеет значения, в результате чего наступила смерть. Застрахованный может умереть как естественной смертью, так и в результате самоубийства — как известно, жизнь и смерть любого живого существа зависит от воли Аллаха. Однако на практике многие компании не выплачивают возмещение при самоубийстве застрахованного, особенно если оно произошло в течение нескольких лет после заключения договора.
При дожитии застрахованного до момента истечения срока действия полиса он получает всю сумму поступивших от него на счет участника взносов, а также инвестиционный доход, образовавшийся в период действия договора. Кроме того, застрахованный получает часть инвестиционного дохода со специального счета участника в соответствии с правилами, установленными компанией.
Если же участник решит расторгнуть договор исламского страхования до истечения срока действия полиса, он сможет претендовать только на уплаченные им до момента расторжения договора взносы и прибыль по ним (за вычетом издержек оператора). При этом страхователь ничего не получает со специального счета участника.
Инвестиционная политика компании в отношении излишка21 в семейном такафуле несколько отличается от аналогичной политики в общем такафуле. Если в общем такафуле страховой излишек поступает в такафул-фонд, принадлежащий участникам, то в семейном такафуле существует несколько вариантов распоряжения излишком. Излишек может быть:
1) распределен среди участников;
2) оставлен в такафул-фонде в качестве резерва будущих периодов;
3) направлен на цели благотворительности.
В рамках семейного такафула возможно предоставление:
1. Личного страхования, в т.ч.:
a) индивидуального семейного такафула;
б) группового семейного такафула.
2. Аннуитета (ренты);
3. Семейного такафула, связанного с инвестированием (investment-linked).
Существенное влияние на концепцию исламского страхования и на семейный такафул в частности оказывают принципы наследования в мусульманском праве. В соответствии с принципами мирас и васийа в семейном такафуле назначенный участником выгодоприобретатель выступает в роли доверительного собственника (или правильнее — владельца), а не в качестве абсолютного бенефициария, как в традиционном страховании жизни. Соответственно, страховой интерес в традиционном страховании жизни принадлежит самому застрахованному лицу и заключается в его дожитии до окончания действия полиса. После смерти застрахованного лица страховой интерес переходит к его супругу, родителям, детям, партнерам по бизнесу и др. В такафуле же страховой интерес после смерти застрахованного лица переходит к ограниченному кругу его наследников в соответствии с принципами наследования по мусульманскому праву22.
* * *
При изучении особенностей такафула возникает вопрос: является ли исламское страхование взаимным или коммерческим23 по своей природе? По мнению исследователя исламской экономики Ниджатуллы Сиддики, вопрос о различиях между этими двумя формами применительно к исламскому страхованию носит большей частью организационный, а не существенный характер24. Выбор между ними должен производиться, исходя из таких критериев, как экономическая целесообразность, соответствие интересам общества и т.п.
Однако большинство исследователей такафула считают, что по своему духу концепции исламского страхования в большей степени отвечает взаимное страхование. Принципиальное отличие между взаимным и исламским страхованием состоит в инвестировании взносов — во взаимном страховании не соблюдаются шариатский запрет риба.
Другие авторы, пишущие об исламском страховании, считают, что такафул фактически выполняет те же функции, что и коммерческое страхование, с той только разницей, что он соответствует положениям ислама: «Концепция такафула очень близка традиционному страхованию. И исламское, и традиционное страхование представляют собой инструменты, позволяющие оказывать помощь группам лиц, столкнувшимся с финансовыми трудностями. Эти инструменты являются современными способами устранения рисков...»25. Следовательно, поскольку исламское страхование призвано предоставлять те же услуги, что и традиционное, вполне допустимо, что оно может существовать как в коммерческой, так и во взаимной форме, представляя собой, по сути, самостоятельную, альтернативную систему страхования.
Иными словами, исламское страхование нельзя охарактеризовать как исламский аналог только взаимного или только коммерческого страхования, поскольку обе данных формы страхования отображены в идее такафула сквозь призму исламских ценностей. Об этом свидетельствует опыт развития исламского страхования в разных странах, который будет рассмотрен в следующем номере журнала.


1 Похожие доводы приводятся критиками концепции исламского банкинга.
2 По сложившейся традиции страховщик в исламском страховании именуется оператором. В данной работе термины «исламский страховщик», «исламская страховая компания» и «такафул-оператор» употребляются в качестве синонимов.
3 В светском законодательстве понятия «страховая премия» и «страховой взнос» могут быть синонимичны. Опираясь на малайзийский опыт, некоторые авторы считают, что предпочтительнее употреблять термин «страховые взносы». Премия означает вознаграждение за оказание страховой услуги, а взнос ассоциируется с добровольным пожертвованием в общий фонд взаимопомощи (такафул-фонд).
4 В работах ряда мусульманских ученых, пишущих об исламском страховании, среди сторон договора такафула отдельно выделяются участник и страхователь. Те, кто уплачивают премии в специальный фонд, откуда затем получают прибыль, известны как участники, а те из участников, для которых наступил страховой случай, именуются страхователями. Это объясняется тем, что в отличие от традиционного страхования в такафуле страхователь имеет право не только на получение компенсации, но также и на определенную прибыль от части вложенных им средств, — вне зависимости от наступления страхового случая. В данной работе термины «участник» и «страхователь» употребляются в качестве синонимов.
5 В соответствии с правилами, установленными рядом компаний, при заключении договора в сфере общего такафула (имущественного страхования) оговаривается, что участник (страхователь) не может претендовать на часть прибыли от уплаченных им взносов, если он получил возмещение при наступлении страхового случая.
6 Существуют и другие способы пополнения такафул-фонда при нехватке средств. Например, в Судане при Министерстве финансов и национальной экономики создан специальный Фонд защиты владельцев полисов. Компании уплачивают взносы в указанный фонд, и в случае недостачи денежных средств в такафул-фонде, из Фонда защиты владельцев полисов предоставляется необходимая сумма.
7 Подобная практика распространена преимущественно в Судане. Как правило, создается специализированный орган в виде собрания владельцев полисов, который избирает одного представителя в Совет директоров компании. Однако данное условие не всегда соблюдается, особенно в тех компаниях, де существует большое число участников (страхователей).
8 Мирас (араб — наследство; ирс, вираса, вирс, тарика, турас) — наследство. В понятие «мирас» помимо непосредственно получения имущества наследодателя входит уплата его долгов, Исполнение оставшихся невыполненными обязательств покойного, выполнение распоряжений по завещанию, опека над семьей умершего и др.
9 Васийа (араб — воля, завещание) — односторонняя сделка, по условиям которой завещатель отказывает указанному в завещании лицу (или лицам) не более 1/3 имеющегося в его распоряжении имущества (как движимого, так и недвижимого).
10 Мусульманские правоведы используют термин «доверительный собственник», известный общему праву, однако, на наш взгляд, выгодоприобретатель по договору исламского страхования фактически является доверительным владельцем, а не доверительным собственником.
11 Справедливости ради следует подчеркнуть, что спекулятивные риски не страхуются и традиционными страховщиками в связи с тем, что сложно рассчитать их страховое покрытие.
12 Ибн Хаджар аль-‘Аскалани. Булуг аль-Марам (Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право): пер. Э.Р. Кулиева. Эр-Рияд, 2008 // http://sawab.info/files/library/blogh_almaram.pdf
13 Под кооперацией автор понимает некое подобие общества взаимного страхования.
14 Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. С. 258.
15 Там же. С. 259.
16 Там же. С. 259.
17 Подобную позицию отстаивает М. Биллах, ведущий малазийский специалист по исламскому страхованию. Mohd. Ma’sum Billah. Takaful (Islamic Insurance): an Economic Paradigm // www.takaful.coop/doc_store/takaful/economicParadigm.pdf
18 Некоторые такафул-операторы широко используют такую форму поощрения клиентов, особенно, когда по тем или иными причинам компания не может делиться с участниками (страхователями) частью инвестиционного дохода.
19 Подобной осторожностью в терминологии прежде всего и объясняется деление такафула на общий (general takaful) и семейный (family takaful), а не на takaful non-life insurance и takaful life insurance соответственно, хотя последние два термина иногда можно встретить в работах исследователей исламского страхования (см., например: Maysami R.C., Kwon W.J. An Analysis of Islamic Takaful Insurance: a Cooperative Insurance Mechanism // Journal of Insurance Regulation. 1999. Vol. 18, № . 1. P. 109–132).
20 Крюков В.П. Страховое право (очерки). М., 1992. С. 23.
21 Следует различать прибыль и излишек. Последний представляет собой «превышение общего количества собранных в течение финансового периода вносов над общим количеством страховых выплат, произведенных в течение указного периода, а также выплат по перестрахованию и после вычета издержек и изменения технических резервов» (Mohammad Burhan Arbouna. The Contractual Features and Mechanisms of Takaful (Islamic Insurance) Operation // 1st Saudi International Takaful Forum. Forum Papers //www.baj.com.sa/sitf.htm
22 Очевидно, что такафул-компания не может заставить участника (застрахованного) составить свое завещание таким образом, чтобы его душеприказчики распорядились выплатами от страховой компании в соответствии с шариатом. Однако вполне допустимо предлагать клиентам памятку, где в сжатом виде излагаются принципы наследования по мусульманскому праву и даются рекомендации, как поступить с деньгами, полученными от страховщика.
23 В данном случае под «коммерческим» понимается любое невзаимное страхование.
24 Siddiqi M.N. Evolution of Islamic Banking and Insurance as Systems Rooted in Ethics // www.soundvision.com/Info/money/islamicbanking.asp
25 Zaki Badawi. A Model for Mutual Insurance // Islamic Banker. 1998. June. P. 18.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия