Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ряховская А. Н.
заведующий кафедрой стратегического и антикризисного менеджмента
Финансового университета при Правительстве РФ,
ректор Института экономики и антикризисного управления (г. Москва),
доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, академик РАО


Антикризисное управление корпоративными структурами
В статье исследуются особенности антикризисного бизнес-регулирования, интегрированными компаниями, его различные режимы — при стабильном функционировании всех входящих в их состав организаций; в случае снижения платежеспособности отдельных членов, а также при признании некоторых из них несостоятельными (банкротами); обосновывается необходимость формирования и развития корпоративного законодательства России с целью повышения ответственности интегрированных компаний за результаты деятельности входящих в их состав структур, решаемых ими задач
Ключевые слова: антикризисное управление, антикризисное бизнес-регулирование, интегрированные компании, корпоративные структуры, антикризисные технологии, превентивное антикризисное управление, антикризисное управление в предкризисный период, арбитражное управление
УДК 336.7; ББК 65.26   Стр: 129 - 132

Анализ эволюционных процессов в экономике России конца XX — начала XXI веков свидетельствует о том, что ей исторически характерен высокий уровень концентрации производства. Однако построение рыночных отношений, проводимая приватизация и акционирование государственного сектора экономики России способствовали разукрупнению ее производственно-хозяйственных комплексов и крупных научно-производственных объединений, образованию множества коммерческих предприятий и организаций, финансовых, банковских и иных структур. При этом нарушались производственные связи, изменялись условия финансирования, в первую очередь, вследствие сокращения либо ликвидации бюджетных потоков. Особое значение в рассматриваемый период функционирования субъектов рыночной экономики России имело отсутствие элементарного опыта хозяйствования в системе рыночных отношений.
Одним из негативных последствий указанных преобразований для российской экономики стало банкротство множества предприятий различных отраслей хозяйствования, что в российской правоприменительной практике означает ликвидацию в ходе реализации процедуры конкурсного производства. Эти процессы, в конечном итоге, привели к исчезновению целых отраслей народного хозяйства России.
В условиях глобализации экономики, усиления господства крупных транснациональных компаний выживание многих российских предприятий, осуществление ими инвестиционной и инновационной деятельности требует высокой концентрации финансовых ресурсов и создание условий для их эффективного использования. На практике это реализуется путем объединения различных предприятий в интегрированные компании (ИК) — холдинги, концерны, консорциумы, альянсы и др. [5]
Интегрированная компания (ИК) — это совокупность хозяйст­ующих субъектов, осуществляющих совместное производ­ство, переработку, распределение и реализацию товаров и услуг, деятельность которых координируется централизованно.
При формировании новой корпоративной структуры создается собственная система общего управления, которой добровольно или принудительно делегируется некоторая часть полномочий по ее управлению. Другая часть указанной системы создается вновь [3], в т.ч. с целью обеспечения устойчивого функционирования вновь образованной структуры, управления общими ресурсами, их перераспределения и использованию в целях развития не отдельной организации, а вновь образованной ИК. При этом управление и его масштабы не ограничиваются деятельностью в рамках конкретного города или региона, а может осуществляться в масштабах государства или мировой экономики. В тоже время, управление отдельной организацией (членом ИК) преобразуется из автономного управления в комбинированное.
Однако система управления новых субъектов экономики не ограничивается выполнением только указанных функций. В современных условиях хозяйствования, характеризуемых наличием значительного числа разнообразных рисков в деятельности субъектов рыночной экономики, целесообразно применение на постоянной основе комплекса антикризисных мер и антикризисных технологий.
Как известно антикризисное управление [1] на первоначальном этапе предусматривает реализацию особых мероприятий превентивного характера в целях предупреждения кризиса; в случае возникновения кризисных явлений необходимы иные антикризисные меры по стабилизации финансового состояния субъекта экономики, его производственных и иных процессов; при наличии признаков неплатежеспособности [6] — реализация комплексов антикризисных мер в рамках института банкротства, основной задачей которого является погашение кредиторской задолженности предприятия — должника, сохранение его бизнеса, а также использование факторов кризиса для развития.
При этом в случае с интегрированной компанией целесообразным представляется использование антикризисного управления более высокого порядка — антикризисного бизнес-регулирования, которое представляет собой совокупность систем антикризисного управления на различных уровнях, каждая из которых имеет свои цели, выполняемые функции, применяемые инструменты и методы воздействия при стабильном развитии экономики и в условиях кризиса [1].
В случае с интегрированной компанией уровни управления выделяются как внутри каждого предприятия — члена ИК, так и внутри их объединения в рамках ИК с выделением низшего уровня — уровень юридических лиц — членов ИК и высшего уровня — уровень аппарата управления компании.
Таким образом, важнейшей задачей интегрированной компании, важным направлением повышения эффективности и результативности ее деятельности является формирование адекватной системы антикризисного бизнес-регулирования как отдельными подразделениями, так и ИК в целом.
Особенностями антикризисного бизнес-регулирования интегрированных компаний являются:
— его организация предполагает учет и согласование интересов группы взаимосвязанных предприятий и направлений бизнеса, объединенных технологической цепочкой, финансовыми потоками и другими параметрами;
— высокая вероятность оппортунистического поведения и противодействия со стороны менеджмента предприятий, входящих в их состав;
— неоднородность финансово-экономического состояния, размеров предприятий и их значимости в обеспечении целостности производственного процесса в ИК, различных направлений деятельности;
— несоответствие интересов различных групп собственников и высокая роль личных мотивов менеджмента в вопросах понимания эффективности деятельности и управления предприятиями в рамках интегрированного объединения;
— интегрированные структуры сами по себе представляют собой систему позитивных антикризисных мер, направленных на рост устойчивости бизнеса.
При разработке модели антикризисного бизнес-регулирования интегрированных компаний необходимо:
— решить вопросы их управления, обусловленные взаимодействием всех структурных единиц группы, как связанных так и не связанных технологическими, финансовыми и иными цепочками;
— оценить возможности, связанные с разработкой и применением новых моделей управления, и запланировать необходимые ресурсы для их реализации на каждом этапе;
— обеспечить подбор руководителей реализуемых проектов и менеджеров для осуществления соответствующих управленческих функций, которые должны располагать достаточными финансовыми ресурсами, властными и административными полномочиями, позволяющими оперативно решать вопросы в рамках своих обязанностей, обладать соответствующей предпринимательской активностью и профессиональной подготовкой в области управления;
— для преодоления возможных проявлений оппортунистического поведения, отдельных руководителей необходима разработка механизма обеспечения баланса интересов различных юридических и физических — участников ИК. Предшествовать применению антикризисной модели должна специальная подготовка сотрудников предприятия.
Обязательным условием эффективного внедрения корпоративной модели управления является ее оценка на предварительном этапе разработки.
При этом необходимо найти оптимальное сочетание видов деятельности и провести ранжирование предприятий по показателям их финансовой устойчивости, значимости активов, масштаба бизнеса и т.д.
Особое внимание уделяется активам, обеспечивающим интегрированным компаниям конкурентное преимущество, а также достижение основной цели их бизнеса — максимизации прибыли.
В ходе проведения отдельных антикризисных мер и антикризисного бизнес-регулировании в целом различают различные режимы ее достижения его целей:
1. при стабильном устойчивом функционировании всех входящих в ее состав хозяйствующих субъектов указанная цель достигается за счет:
— минимизации расходов;
— увеличения объемов производства и продаж;
— оптимизации ценовой политики;
—  внедрения инновационных технологий;
— использования сконцентрированных инвестиционных ресурсов и их привлечения на обновление основных фондов, применяемых технологий, открытие новых производств, модернизацию имеющихся и т.д.;
— постоянного повышения уровня квалификации различных категорий работающих;
— проведения на постоянной основе мониторинга финансового состояния предприятия — членов ИК.
2. в случае снижения платежеспособности отдельных членов ИК:
— реализация комплекса мер по стабилизации их финансового состояния;
— проведение мероприятий по повышению имиджевой составляющей отдельных членов ИК;
— реализация мер, обеспечивающих стабильное, устойчивое функционирование проблемных организаций и ИК в целом с разработкой системы антикризисных программ и т.д.
3. в случае признания отдельных предприятий-членов ИК банкротами и реализации в их отношении процедур банкротства:
— оплата долгов;
— предоставление поручительства;
— оказание финансовой и иной помощи;
— работа с кредиторской задолженностью и отдельными кредиторами;
— инициирование заключения мирового соглашения;
— работа с топ-менеджментом, собственниками, другими категориями работающих;
— исключение из состава ИК предприятий, ликвидированных в процедуре банкротства — конкурсного производства;
— выкуп бизнеса предприятия — члена ИК в рамках реализации процедуры конкурсного производства и т.д.
При наличии у ИК коммерческого или иного интереса реализация указанных действий возможна, т.к.:
— интегрированные компании имеют постоянный приток финансовых средств, обладают достаточным количеством иных ресурсов (материальных, трудовых и т.д.)
— располагают сетью налаженных деловых связей с другими хозяйствующими субъектами, участниками отношений, как в масштабах государства, так и на международных рынках;
— у интегрированной компании, располагающей совокупностью различных активов, возможности их эффективного использования многократно повышаются в виду улучшения условий ведения бизнеса.
Главной составляющей антикризисного бизнес-регулирования ИК является разработанные системы антикризисного управления каждым входящим в ее состав хозяйствующим субъектом. При этом в идеальном случае учитываются интересы основных участников объединения, осуществляется поддержка реализации антикризисных программ предприятий, деятельность которых направлена на результативность и эффективность поставщиков оборудования и комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций.
При этом интересы внешних участников деятельности интегрированных компаний практически не учитываются.
Принципиально иные задачи стоят перед субъектами экономики с недостаточной финансовой устойчивостью, низкой рентабельностью, высокой степенью зависимости от внешнего финансирования. В этом случае необходим набор мер антикризисного управления по стабилизации финансового состояния, предотвращению развития и углубления кризисных явлений, обеспечению работоспособности фирм.
Как уже отмечалось, антикризисное управление микроуровня, т.е. на уровне отдельного предприятия — члена ИК, реализуется в нескольких направлениях:
1. Превентивное, направленное на:
— поддержание равновесного финансово-экономического состояния предприятия;
— успешное и устойчивое развитие бизнеса;
— профилактику банкротства;
— на предотвращение и сдерживание кризисных ситуаций.
2. Антикризисное управление в предкризисный период, в котором происходит замедление роста производства, падение объема продаж в натуральном и/или стоимостном выражении, появление и периодическое воспроизводство убыточности, что в значительной степени снижает конкурентоспособность предприятия.
Главной составляющей в антикризисном управлении предприятия на рассматриваемой стадии является совершенствование маркетинговой деятельности посредством углубленного изучения рынка, торговой силы (капитала), брендов, лояльности потребителей, стратегического партнерства в товародвижении. При достижении целей антикризисного управления на этой стадии развития возможно повышение прибыли и рентабельности, стабилизация различных показателей посредством расширения ассортимента выпускаемой продукции, использования инновационных технологий, интеллектуальной собственности, внедрения результатов НИОКР. В противном случае предприятие вступает в стадию кризиса.
3. Антикризисное управление в кризисной фазе характеризуется финансовой неустойчивостью предприятия. При этом прогрессирующее падение продаж и выручки от реализации продукции резко сокращает наличие денежных средств: возрастает величина дебиторской задолженности с одновременным снижением ее качества; ухудшаются показатели деловой активности с ростом заимствований предприятия, продажей продуктивного имущества, что в еще большей степени снижает объемы производственной продукции или оказанных услуг.
Применяемые антикризисные технологии на стадии кризиса предприятия призваны приостановить развитие негативных явлений в его деятельности, активизировать работу кадрового потенциала всех уровней, в первую очередь, финансовых аналитиков, кризис- и топ-менеджеров, маркетологов с целью увеличения объемов производства и реализации продукции и услуг, снижения объемов дебиторской и кредиторской задолженности, решения многих других проблем по оздоровлению предприятия и обеспечению его финансово-устойчивой деятельности [2].
В противном случае предприятие вступает в стадию арбитражного управления. Под арбитражным управлением, являющимся важнейшей составляющей антикризисного управления на микроуровне, понимается управление неплатежеспособным предприятием под руководством назначаемого арбитражным судом (по месту нахождения должника) управляющего — временного, административного, внешнего и/или конкурсного — в зависимости от введенной процедуры в соответствии с законодательством о банкротстве. Законодательство четко регламентирует задачи арбитражных управляющих, последовательность выполняемых функций и продолжительность их работы, определены требования к уровню компетенции, ответственности в каждой процедуре банкротства [4].
Наиболее актуальными на микроуровне в настоящее время являются проблемы финансового оздоровления организации, финансовая устойчивость которых последовательно снижается (см. рис. 1).
Рис. 1. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости промышленных предприятий в 2005–2012 гг.
Также в последние годы увеличилась доля промышленных предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность (табл.)
Указанные обстоятельства приводят к несостоятельности предприятий, в деятельности которых имеют место рассмотренные явления и назначению для управления ими арбитражных управляющих в ходе реализации дела о банкротстве. При этом процедуры банкротства по целям их проведения разделяют на подготовительные, реабилитационные и ликвидационные.
Государственное регулирование отношений несостоятельности, т.е. институт банкротства, является неотъемлемой частью антикризисного бизнес-регулирования на микроуровне. Его функционирование способствует поддержанию устойчивых экономических связей, финансовой дисциплины, своевременной реорганизации неэффективных субъектов экономики и их цивилизованному уходу с рынка под контролем кредиторов. Именно этим обусловлены основные функции и задачи института банкротства, а используемые при этом инструменты и методы регламентированы действующей нормативно-законодательной базой1.
Снижение и качественное ухудшение показателей платежеспособности и финансовой устойчивости характерно не только для предприятий России, доля которых в общей величине просроченной кредиторской задолженности колеблется от 56% в 2005 г. до 60% в 2012 г. (см. табл.).
При этом многие предприятия, имеющие просроченную кредиторскую задолженность, являются членами интегрированных структур, что предполагает наличие их ответственности за финансовое состояние входящих в их состав организаций.
Однако до настоящего времени в российском законодательстве, регламентирующем сферу финансов и экономики, в качестве основной экономической единицы рассматриваются юридические лица — организации. При этом правовое положение интегрированных структур, корпоративное право России в целом не достаточно проработано. Это в полной мере относится и к законодательству о банкротстве, которым практически не предусматривается ответственность корпоративных структур за несостоятельность их членов, признанных арбитражными судами банкротами.
Эти обстоятельства в значительной степени снижают эффективность антикризисного бизнес-регулирования рассматриваемого уровня управления. В этой связи целесообразным представляется активизировать процессы формирования и развития корпоративного законодательства, что, в конечном итоге, обеспечит повышение эффективности антикризисного бизнес-регулирования корпоративных структур.

Таблица
Просроченная кредиторская задолженность организаций на конец года
годколичество организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность (единиц)количество промышленных предприятий, имеющих просроченную кредиторскую задолженность (единиц) и их доля в общем количестве организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность (%)просроченная кредиторская задолженность организаций (млрд руб.)просроченной кредиторской задолженности промышленных предприятий (млрд руб.) и их доля в общей сумме просроченной кредиторской задолженности (%)
20053657510283 (28%)1017,9573,6 (56%)
2006297668761 (30%)892,6506,6 (57%)
2007239047497 (31%)869,2495,4 (57%)
2008182217049 (39%)994,5613,9 (62%)
2009161376539 (41%)956,2560,6 (59%)
2010141785892 (42%)978,4563,7 (58%)
2011125565451 (43%)1210,0682,1 (56%)
2012112045105 (46%)1191,6720 (60%)


Литература
1. Антикризисное бизнес-регулирование / Под ред А.Н. Ряховской. — М.: МАГИСТР ИНФРА-М, 2012.
2. Кузнецов С.Ю. Антикризисное управление: курс лекций. — М.: Финансы и статистика, 2010.
3. Кован С.Е. Теория антикризисного управления социально-экономическими системами (ресурсный подход). — М.: ИНФРА-М, 2013.
4. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. 07.02.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2009).
5. Экономика фирмы: учеб. пособие / Под ред. А.Н. Ряховской. — М.: МАГИСТР, 2013. — С.37–44.
6. Теория антикризисного управления предприятием: учеб пособие / Под ред. М.А. Федотовой, А.Н. Ряховской; Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. — М.: КНОРУС, 2009.

1 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. 07.02.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 27.09.2009).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия