Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Пашигорева Г. И.
профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Формирование сегментной отчетности в холдинговых структурах строительной отрасли
В статье рассматриваются особенности выделения сегментов в строительном холдинге и построение внутренней сегментарной отчетности с позиции полезности информации основных сегментных показателей
Ключевые слова: строительный холдинг, сегментная отчетность, показатели сегмента, внутренняя отчетность строительного холдинга
ББК 65.052+65.053   Стр: 138 - 141

Современный этап развития экономики России характеризуется динамично меняющейся бизнес-средой, постоянно возникающими финансовыми и управленческими задачами, от решения которых зависит успешное функционирование коммерческих организаций и обеспечение их финансовой устойчивости. Перед менеджментом компаний встает вопрос о необходимости организации эффективной системы обеспечения своевременного принятия управленческих решений, адекватных тенденциям развития рыночной ситуации и направленных на достижение тактических и стратегических целей компании.
Период активных экономических реформ влечет за собой стремление к совершенствованию действующих и созданию новых механизмов развития потенциала строительного бизнеса. Процессы реструктуризации крупных государственных предприятий и отраслевых комплексов привели к созданию в сфере строительства холдинговых структур, которые имеют не только различное территориальное расположение, но и разветвленные финансовые и производственные структуры с полным комплектом устойчивых самостоятельных хозяйствующих субъектов, отличными как по структуре , так и по направлениям деятельности. В подобной ситуации политика бизнеса должна быть скоординирована в рамках общей стратегии развития, с тем, чтобы обеспечивать эффективное функционирование предприятий и холдинга в целом, предполагающее своевременное получение всеми заинтересованными лицами сведений о результатах хозяйственной деятельности в разрезе различных сегментов.
Диверсификация направлений деятельности строительных холдингов оказывает непосредственное влияние на формирование и структурирование содержания сегментной информации, поскольку без чёткого понимания экономической природы бизнес-сегментов невозможно правильно выстроить саму структуру холдинга. Для обеспечения эффективности системы управления необходимо, прежде всего, досконально изучить сущность экономических процессов, присущих холдинговым структурам в сфере строительства. Кроме того, следует представлять весь комплекс характеристик, обусловленных структурой холдинга для правильной оценки преимуществ и недостатков.
В российских холдинговых структурах строительной отрасли использование информации по сегментам в последнее время получило широкое распространение. Строительная индустрия обладая такими особенностями, как ограниченность стационарного производства, однотипность производимой продукции, наличие высокой мобильности ресурсов, технологической взаимосвязи осуществляемых операций и др.оказывает существенное влияние на организацию процесса управления и формирование отчетности холдинга.
Значение сегмента как приоритетного направления в развитии системы менеджмента строительного холдинга делает сегментный подход к представлению информации основополагающим, поскольку качество управления во многом зависит от грамотной организации процесса работы с информацией, а именно четкой организации процесса ее сбора, анализа, обработки и представления. Группировка и представление отчетной информации по сегментам бизнеса необходима для обеспечения информационных запросов менеджмента компании и направлена на обеспечение внутренних и внешних пользователей специфическими учетно-аналитическими данными, достоверность, точность и своевременность которых способствует принятию эффективных управленческих решений, непосредственно влияющих на финансовое положение и финансовую устойчивость холдинга.
Определяющая роль системы учета и отчетности по сегментам бизнеса в информационном обеспечении управления холдинговыми структурами строительной отрасли и необходимость выработки методологических подходов к содержанию и представлению данных в сегментной отчетности делают данное направление исследования актуальным.
Принцип организации сегментного учета в настоящее время ещё недостаточно распространен на уровне корпоративного управления, хотя и стал достаточно востребован в ряде отраслей.
Проблемам теории, организации и методики сегментного учета и отчетности посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов. В большинстве работ акцент сделан на организацию и построение управленческого учета по сегментам. Так, в трудах А.Д. Шеремета можно обнаружить подход к выделению бизнес-сегментов, основанный на направлениях управленческого учета. В частности, предлагается выделять в качестве сегментов центры ответственности, места возникновения затрат и виды деятельности [7].
Вахрушина М.А. в своих работах подчеркивает, что при выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые риски, которые должны иметь точное количественное измерение и выражение [1]. При этом большое внимание уделяется самому факту выделения операционных и отчетных сегментов и правильности формирования показателей сегментов.
Несмотря на большое внимание отечественных и зарубежных авторов к проблеме методологии сегментного учета, по-прежнему недостаточно разработаны вопросы организации системы сегментного учета и отчетности. Сложность структурных сочетаний корпоративных управленческих функций, множество самостоятельных производственных и обслуживающих звеньев в составе корпоративного производства приводят к серьезным проблемам в унификации приемов учета, контроля и анализа. Существующая система управленческого учета способна решать только часть задач. Развитие теории и методологии сегментного учета и составление отчетности, как одного из инструментов информационного обеспечения управления строительным холдингом ,поможет упорядочить систему учетно-аналитического обеспечения управления предприятием консолидированной группы.
Согласно современным концепциям бизнеса корпорации в целом и такая их форма организации, как холдинг, рассматривается как совокупность механизмов создания и приращения стоимости бизнеса, вложенных в него средств. Чтобы выяснить, что содержат в себе формы приращения ресурсов и какими показателями они характеризуются в холдинговых структурах строительной отрасли, необходимо обратиться к раскрытию понятия «сегмент» бизнеса.
Функционирование системы управления холдинга направлено на достижение и сохранение финансовой устойчивости, а значит, компоненты системы учетно-аналитического обеспечения тесно вплетены в процесс принятия и реализации управленческих решений, поскольку должно обеспечивать руководство организации достоверной и оперативной информацией.
В нормативных документах, регулирующих правила составления и представления информации по сегментам, указаны основные подходы к выделению сегментов [2]. Так в ПБУ 12/2010 выделение сегментов ориентировано на обособление информации об экономических выгодах, предполагающихся расходах и их распределении, формирование финансовых показателей отдельно от других частей деятельности [2]. Кроме того, в зависимости от организационной и управленческой структуры холдинга, а также от организации системы внутренней отчетности в ПБУ 122010 предлагается для выделения сегментов учитывать производимую продукцию, выполняемые услуги, основных потребителей (заказчиков) продукции, работ и услуг, географические регионы, а также структурные подразделения организации.
Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 8 «Операционные сегменты» рассматривает операционный сегмент, как компонент, задействованный в его деятельности, который может генерировать доходы и нести расходы, выявлять операционные результаты, регулярно анализируемые руководителем для принятия решения о потреблении ресурсов, распределяемых на сегмент и оценки его результатов в отношении которого имеется дискретная финансовая информация [3].
Существует также IAS 14 «Сегментарная отчетность», в соответствии с которой информация представляется о различных видах производимой продукции и оказываемых компанией услугах, а также о географических областях, где ведется конкретная деятельность.
Подобный подход к идентификации и измерению информации о сегментах деятельности раскрывает именно управленческую направленность учетно-информационной системы, формирующейся в холдинговых структурах строительной отрасли.
Введение в управленческую отчетность сегментной информации обусловлено необходимостью обеспечения более высокого уровня детализации отчетных данных группы компаний, входящих в состав строительных холдингов для обеспечения лучшего понимания структуры бизнеса для тактического и стратегического управления.
Выделение операционных сегментов позволяет увидеть холдинг в несколько ином ракурсе, т.е. в виде наличия отдельных, относительно самостоятельных управленческих систем в рамках экономической системы холдинга.
Так, крупнейшие строительные холдинги Санкт-Петербурга и Ленинградской области, по направлениям своей деятельности, выделяют следующие бизнес-сегменты (схема 1):
Схема 1. Сегментирование деятельности строительных холдингов

В соответствии с нормами по регулированию сегментной отчетности, большинство строительных холдингов, принадлежащих к англо-американской системе регулирования и представления данных в отчетности, для управленческих целей выбирают выделение сегментной информации по бизнес-процессам и по географическим сегментам.
Компания должна раскрывать финансовый результат по сегменту. Для обобщения данных о деятельности бизнес-сегмента используется показатель оценки эффективности. В качестве такого показателя могут использоваться принятые в практике подготовки финансовой отчетности такие показатели, как операционная прибыль, прибыль до налогообложения, так и непринятые (EBITDA, OIBDA, EBIT). Приводимые данные по отдельным сегментам должны быть сопоставимы, для раскрытия информации о сегментах в той оценке и в соответствии с учетной политикой, которые применяются в отчетности, предоставляемой высшему органу оперативного управления. Если компании используют разные оценки и политики при подготовке финансовой и внутренней отчетности, то ключевые показатели внутренней отчетности по совокупности сегментов (выручка, прибыль, активы и обязательства) должны быть сверены с аналогичными консолидированными показателями, представленными в оценках и на основе учетной политики для финансовой отчетности. При этом все существенные разницы между показателями должны быть указаны и обоснованы.
Управление каждым из выделяемых сегментов требует наличия качественной информации о бизнес-сегментах, которая отражается в соответствующей сегментной отчетности, включающей финансовые и нефинансовые показатели по каждой стратегической единице холдинга.
Такими показателями, как правило, служат данные о результатах деятельности, активах и обязательствах операционного сегмента, включающие статьи, непосредственно относящиеся к сегменту, выручку от реализации, кредиты, займы и т.д. Чаще всего для измерения финансовых результатов сегмента используется показатель сегментной прибыли, которая может включать выручку от внешних покупателей и межсегментную выручку в рамках холдинга. Кроме того выделяются капитальные затраты, активы, обязательства сегмента, чистая финансовая позиция, недисконтированные денежные потоки, гудвилл.
Также в целях управления определяются специфические показатели для оценки деятельности и финансового потенциала каждого сегмента бизнеса.
Например, одним из наиболее распространенных способов оценки финансового потенциала блока «Строительство» может выступать анализ таких специфических показателей, как объем выполненных строительных работ в разрезе географических сегментов, инвестиции в основной капитал, ввод в действие зданий, перманентный капитал, деловая активность и кредитоспособность, объем ипотечного кредитования, нереализованный финансовый потенциал в рамках территории и др.
Для блока производства строительных материалов такими показателями могут выступать рейтинг на рынке строительных материалов, анализ данных реализации, динамика цен на строительные материалы, нормы расхода материалов в производстве, анализ себестоимости производственного цикла по центрам ответственности и т.д.
Большое значение в обеспечении эффективного менеджмента холдинговой компании в строительной индустрии приобретает построение эффективной системы внутренней отчетности, позволяющей получить достаточный объем данных в разрезе каждой бизнес-единицы.
Система корпоративного управления строительным холдингом должна быть тесно связана с системой внутренней сегментной отчетности. При отсутствии нужной управленческой информации могут возникнуть проблемы противоречивости и несоответствия развития холдинга стратегическим целям.
Сложность формирования системы внутренней отчетности строительного холдинга заключается в его многопрофильной деятельности, условиях и правилах формирования информации и ее целевой направленности, возможностях систематизации и обработки информации при помощи профессиональных, локальных, общепринятых и стандартизованных компьютерных программ и баз данных.
В широком смысле внутренняя отчетность определяется как информация, предоставляемая менеджменту холдинга различного уровня для обеспечения его деятельности (т.е. планирования, контроля, оценки, принятия решений) на постоянной основе.
Термин «система внутренней отчетности» используется для описания общей модели представления внутренней управленческой отчетности. Это и представление различных комбинаций бюджетов, ежемесячные отчеты об исполнении, финансовые, эксплуатационные данные и специализированные отчеты для принятия частных решений, которые принимаются в рамках всей организации.
Во многих организациях эти внутренние отчеты составляются стихийно, на разовой основе и, как следствие, не хватает организованности и интеграции принятия решений. Для целей управления строительным холдингом необходимо внедрять более структурированную, логически четко связанную систему внутренней управленческой отчетности, которая обеспечит менеджмент холдинга необходимой информацией в рамках бизнес-сегментов в вопросах планирования, оценки (бенчмаркинга), контроллинга, координации, стимулирования активности и принятии решений по инвестированию деятельности, оценки риска и будущего потенциала роста строительного холдинга.
В мировой практике существуют различные способы определения полезности информации по сегментам. Например, необходимость составления управленческих отчетов по сегментам очевидна, когда предполагается, что полезной является любая информация, которая помогает предсказать величину прибыли компании или необходимо сравнение точности прогнозов будущих продаж на основе консолидированных данных группы компаний и тех, которые основаны на данных с разбивкой по сегментам.
Внутренняя управленческая сегментная отчетность должна быть детализирована (агрегирована) таким образом, чтобы детализация показателей была достаточной, но не избыточной и представляться в формате удобном для восприятия и предварительно утвержденном [4].
Внутренняя сегментная отчетность группы строительных компаний в рамках разработанных отчетных форм, должна расшифровывать сводные показатели сегментных отчетов и раскрывать существенные статьи.
Зарубежная учетная практика показывает, что, несмотря на четкие указания по необходимому составу элементов сегментной отчетности, состав этих сегментов может меняться в зависимости от потребностей управления и целесообразности агрегирования и диверсификации отчетных данных. Поэтому возможны различные подходы к содержанию информации в отчетах по сегментам.
Обобщающим может считаться подход, согласно которому информация в отчетности по сегментам представляется в зависимости от того, каким образом менеджмент холдинга оценивает производительность и прозрачность ведения бизнеса. Такая информация будет подвергаться более тщательному изучению со стороны пользователей данной отчетности.
Очевидно, что устанавливать конкретные формы представления данных по конкретным сегментам необходимо с учетом роли, которую сегмент играет в группе. Если сегмент рассматривать как один из главных растущих видов бизнеса, кратковременное сокращение объемов его деятельности и доли в консолидированных показателях нецелесообразно. При выборе варианта распределения капитальных вложений по сегментам — акцентировать внимание, прежде всего, на наиболее прибыльные и перспективные направления бизнеса и в рамках тех сегментов, развитие которых является более приоритетным в стратегическом отношении.
Информационные системы внутри холдинга носят открытый характер и образуются путем объединения множества взаимосвязанных информационных элементов, направленных на получение, обработку, хранение и передачу необходимой информации в целях эффективного функционирования компании. Следовательно, система информационного обеспечения, представляющая собой процесс обеспечения информационных запросов менеджмента компании, должна быть направлена на обеспечение внутренних и внешних пользователей специфической учетно-аналитической информацией, достоверность, точность и своевременность которой способствует принятию эффективных управленческих решений, непосредственно влияющих на финансовую устойчивость строительных холдингов. Пирамида потребностей менеджмента в отчетности строительных холдингов представлена на схеме 2.
Схема 2. Пирамида потребностей менеджмента в отчетности

Профессором Харисовой Ф.И. предложен способ представления сегментной информации, где отчетность строится на представлении основных сегментных показателей, таких как выручка сегмента, информация о расходах сегмента, финансовый результат сегмента, активы и обязательства сегмента [5].
Формат сегментной информации по Харисовой Ф.И. можно сконструировать следующим образом (см. табл. 1)
Таблица 1
Формирование и представление информации по сегментам

Данная форма, на наш взгляд, является наиболее приемлемой, так как табличная форма представления сводной информации повышает уровень восприятия информации и позволяет сопоставить данные по сегментам в целях анализа эффективности их деятельности.
Кроме того, существуют и нефинансовые факторы деятельности сегментов холдинга, нуждающиеся в понимании, совершенствовании и оценке. Это степень удовлетворения спроса, степень выполнения договорных обязательств, изобретательство, качество изделий (услуг), производительность, уровень удовлетворения покупателей и заказчиков обслуживанием и т.д.
Главной трудностью представления данных по сегментам является сопоставимость этих данных по структурным единицам, поэтому необходимо выработать ряд критериев, расчет и представление которых будет способствовать большей степени достоверности в определении реального положения сегмента в структуре холдинга и доли его участия в обеспечении денежного потока.
Немаловажным представляется расчет величины обязательств сегмента на отчетную дату, где наиболее существенными являются показатели заемных средств, т. е. кредиты и займы, полученные организацией. Распределение данных обязательств между отчетными сегментами (видами или группами видов продукции, работ, услуг) может осуществляться на основе прямого назначения полученных заемных средств для дальнейшего анализа величины кредиторской задолженности.
И.Н. Ложников также считает, что необходимо вносить в отчетность каждого сегмента вычисление такого показателя, как коэффициент участия сегментов, который может выступать в качестве базы распределения общей суммы причитающихся к получению дивидендов и процентов между отчетными сегментами, а также в формировании чистой прибыли или прибыли до налогообложения по сегменту.[6]
Таким образом, при условии построения системы сопровождения данных сегментной отчетности более детализированной, аналитически полезной, сопоставимой информацией из внутренней отчетности, повысится качество информационно-аналитических потоков строительного холдинга, расширится область практического применения учетно-отчетной информации, что обеспечит эффективное функционирование холдинга в целом, предполагающее своевременное получение всеми заинтересованными лицами сведений о результатах хозяйственной деятельности.


Литература
1. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под ред. М.А. Вахрушиной, Н.С. Пласковой. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 367 с.
2. Ложников И.Н. Как исчислять показатели отчетных сегментов // Вестн. бухгалтера Московского региона. — 2011. — № 2.
3. МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты»: учебное пособие по МСФО для профессиональных бухгалтеров. — Режим доступа: http://www.accountingreform.ru
4. Тунегова М.В. Формирование показателей сегментарной отчетности и их интерпретация: автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.12. — Нижний Новгород, 2011. — 23 с. — http:// www. rsl.ru- Загл. с экрана
5. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утв. Приказом МинФина РФ от 08.11.2010 № 143н.
6. Раметов А.Х.»Управленческий учет по сегментам деятельности предприятия // Бухгалтерский учет. — 2010. — №20.
7. Управленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А.Д. Шеремета. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000 — 512 с.
8. Харисов Ф.И. Аудит сегментной отчетности // Аудит и финансовый анализ. — 2008. — № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия