Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Матаев Т. М.
Советник Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии,
соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва),
кандидат экономических наук


Риски в сфере государственно-частного партнерства
Государственно-частное партнерство возникло как эффективный путь развития инфраструктуры экономики. В статье приведена классификация рисков в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства, характеристика политических, экономических, инновационных и экологических видов риска. Автором рассмотрены основные меры снижения рисков в проектах государственно-частного партнерства
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, политические риски, экономические риски, инновационные риски, экологические риски
ББК У9(2)21,0 У9(2)29,0   Стр: 180 - 185

В современной экономической литературе приведены различные классификации рисков государственно-частного партнерства (ГЧП) (табл. 1). Так, в зависимости от этапа развития сотрудничества государства и бизнеса различают риски проектирования и разработки, риски строительства, риски финансирования, риски операций и определения прав собственности. С позиции эффективного ГЧП риски должны передаваться участнику, который по возможности лучше их контролирует. На практике, риски перекладываются на частный сектор и финансируются за счет правительства, которое платит за объект инфраструктуры в более долгосрочной перспективе. Учитывается также то, что перекладывание рисков на правительство может привести к уменьшению стоимости проекта, порождать угрозу самострахования правительством собственных рисков.
По мнению автора, риски, которые возникают в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства, подразделяются на следующие виды рисков:
1) политические риски;
2) экономические риски;
3) инновационные риски;
4) экологические риски.
Из всего множества существующих видов риска выделяется категория политических рисков, как один из ключевых рисков, свойственных государственно-частному партнерству. Политические риски представляют собой вероятность имущест­венной (финансовой) потери по причине изменения политиче­ской системы, расстановки политических сил в обществе, в связи с политической нестабильностью. Иначе говоря, политический риск является вероятностью нежелательного последствия всевозможных политических и других решений, которые связаны с политическими событиями, и способны приносить тот или иной ущерб его участникам в реализации их интересов [1, с. 851].
В сфере государственно-частного партнерства можно выделить «чистый» и «деловой» политический риск. Первый характеризуется вероятностью определенного ущерба, который вызван нестандартной ситуацией (особенно связанной с человеческими жертвами). Сюда можно отнести ситуации, когда нежелательный ущерб в осуществлении политических решений вызван внезапными перебоями соответствующей политической деятельности. Другие относят к ситуациям, когда угрозы в реализации нужных решений создаются непосредственно в виде потери ресурсов или их недополучения в ожидаемом количестве.
В основе классификации политических рисков государственно-частного партнерства находятся принципы [2, с. 69]:
— зависимости риска от уровня развития экономических субъектов, на который он распространяется. Так, И.А. Подколзина выделяет макро — и микрориск [3, с.14]. Макрориск можно ассоциировать с вероятностями политического события, которое отразится на всех иностранных субъектах, находящихся в стране размещения. К микрорискам можно отнести риски, которые будут специфичны для отрасли, фирмы;
— разделения событий, которые вызваны либо действиями правительственной структуры в ходе государственной политики, либо силой, находящейся вне контроля правительства. Таким образом, в соответствии с данным принципом Ч. Кеннеди предлагает делить политический риск на экстралегальный и легально-правительственный [4, с. 7].

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Общая и прикладная политология: учебное пособие / Под общей ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. — М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997.
2. Тэпман Л.Н. Риски в экономике. — М.: Юнити-Дана, 2002.
3. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска // Регион: экономика и социология. — 2003. — № 3. — С.11–19.
4. Charles R. Kennedy. Junior Political Risk Management. New York: Quorum, 1987.
5. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, В.А. Королев и др. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010.
6. Потехин И.П., Головина О.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Под общ. ред. И.П. Потехина. — Ижевск: Институт экономики и управления ГОУ ВПО «УдГУ», 2005.
7. Дыбов А.М. Возможности минимизации рисков в процессе инновационной деятельности // Вестн. Удмуртского ун-та. — 2012. — Вып. 1. — С. 20–24.
8. Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство в регионах Российской Федерации. — М. Изд. «Дело», 2010.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия