| | Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Матаев Т. М. Советник Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии,
соискатель Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (г. Москва),
кандидат экономических наук
| |
| | Государственно-частное партнерство возникло как эффективный путь развития инфраструктуры экономики. В статье приведена классификация рисков в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства, характеристика политических, экономических, инновационных и экологических видов риска. Автором рассмотрены основные меры снижения рисков в проектах государственно-частного партнерства | Ключевые слова: государственно-частное партнерство, политические риски, экономические риски, инновационные риски, экологические риски | ББК У9(2)21,0 У9(2)29,0 Стр: 180 - 185 | В современной экономической литературе приведены различные классификации рисков государственно-частного партнерства (ГЧП) (табл. 1). Так, в зависимости от этапа развития сотрудничества государства и бизнеса различают риски проектирования и разработки, риски строительства, риски финансирования, риски операций и определения прав собственности. С позиции эффективного ГЧП риски должны передаваться участнику, который по возможности лучше их контролирует. На практике, риски перекладываются на частный сектор и финансируются за счет правительства, которое платит за объект инфраструктуры в более долгосрочной перспективе. Учитывается также то, что перекладывание рисков на правительство может привести к уменьшению стоимости проекта, порождать угрозу самострахования правительством собственных рисков.
По мнению автора, риски, которые возникают в процессе реализации проектов государственно-частного партнерства, подразделяются на следующие виды рисков:
1) политические риски;
2) экономические риски;
3) инновационные риски;
4) экологические риски.
Из всего множества существующих видов риска выделяется категория политических рисков, как один из ключевых рисков, свойственных государственно-частному партнерству. Политические риски представляют собой вероятность имущественной (финансовой) потери по причине изменения политической системы, расстановки политических сил в обществе, в связи с политической нестабильностью. Иначе говоря, политический риск является вероятностью нежелательного последствия всевозможных политических и других решений, которые связаны с политическими событиями, и способны приносить тот или иной ущерб его участникам в реализации их интересов [1, с. 851].
В сфере государственно-частного партнерства можно выделить «чистый» и «деловой» политический риск. Первый характеризуется вероятностью определенного ущерба, который вызван нестандартной ситуацией (особенно связанной с человеческими жертвами). Сюда можно отнести ситуации, когда нежелательный ущерб в осуществлении политических решений вызван внезапными перебоями соответствующей политической деятельности. Другие относят к ситуациям, когда угрозы в реализации нужных решений создаются непосредственно в виде потери ресурсов или их недополучения в ожидаемом количестве.
В основе классификации политических рисков государственно-частного партнерства находятся принципы [2, с. 69]:
— зависимости риска от уровня развития экономических субъектов, на который он распространяется. Так, И.А. Подколзина выделяет макро — и микрориск [3, с.14]. Макрориск можно ассоциировать с вероятностями политического события, которое отразится на всех иностранных субъектах, находящихся в стране размещения. К микрорискам можно отнести риски, которые будут специфичны для отрасли, фирмы;
— разделения событий, которые вызваны либо действиями правительственной структуры в ходе государственной политики, либо силой, находящейся вне контроля правительства. Таким образом, в соответствии с данным принципом Ч. Кеннеди предлагает делить политический риск на экстралегальный и легально-правительственный [4, с. 7]. | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|