Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гаделшина Л. А.
старший преподаватель кафедры общеэкономических дисциплин
Казанского (Приволжского) федерального университета


Совершенствование региональной системы управления межрегиональными кооперационными связями субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)
В статье рассматривается необходимость совершенствования системы стратегического управления межрегиональными кооперационными связями. Предлагается инструмент управления, позволяющий найти баланс интересов власти и бизнеса, обеспечивающий формирование единого правого пространства и стимулирующий межрегиональные кооперационные процессы
Ключевые слова: стратегическое управление межрегиональными кооперационными связями, региональная модель управления, государственно-частное партнерство
УДК 338.24; ББК 65.05   Стр: 257 - 260

В настоящее время назрела необходимость совершенствования системы стратегического управления межрегиональными кооперационными связями, как в целом субъектов Федерации, так и в интересах развития Республики Татарстан. Это вызвано тем, что структура государственных органов управления до сих пор сохраняет многие черты управления 90-х годов ХХ века, которые не позволяют выполнять на должном уровне ряд функций: проведение ситуационного анализа на уровне региона, прогнозирование развития кооперационных связей субъектов, разработка методов косвенного регулирования и стимулирования кооперационных процессов между субъектами федерации и др. Устаревшая структура управления ведет к существенному замедлению развития межрегиональных кооперационных связей и требует перехода к системному стратегическому управлению, одним из элементов которого является децентрализация управления.
Необходимость децентрализации, то есть смещение ответственности с уровня федеральной власти на уровень региональных органов власти, вытекает из неспособности центра выполнить все взятые на себя обязательства (около 4,6 тысячи полномочий). Практический опыт показывает, что нечеткость разделения функций и полномочий между федеральными и региональными органами власти остаются существенным барьером для применения инструментов взаимодействия между властью всех уровней и участниками кооперационных отношений. В результате они работают малоэффективно. Также одной из основных проблем в работе законодательных и исполнительных органов государственной власти управления, затрудняющих развитие межрегиональных кооперационных связей, является несовершенство федерального законодательства и несогласованность законодательства различных регионов. Нормативная база, принимаемая на уровне Российской Федерации, недостаточно хорошо проработана.
К этому следует добавить, что существующие специализированные ведомства-департаменты (субъекты инфраструктуры управления) имеют узкую направленность и недостаток полномочий. Это не позволяет оказывать потенциальным участникам кооперационных отношений необходимые услуги, направленные на создание условий, стимулирование и поддержание предприятий-участников кооперационных отношений, информационно-консультативное сопровождение и др. Только единичные ведомства, в частности Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан, проводят такие виды работ, как учреждение представительств и филиалов республиканских предприятий, что способствует развитию межрегиональных кооперационных связей. Однако основным направлением деятельности ведомства в сфере межрегионального сотрудничества является межправительственные соглашения и протокольные встречи с представителями субъектов Российской Федерации. Следовательно, мы можем утверждать, что значительная часть юридических лиц только формально имеет статус субъекта инфраструктуры управления, практически не выполняя функций поддержки и развития межрегиональных кооперационных связей республики.
Таким образом, анализ эффективности системы стратегического управления межрегиональными кооперационными связями Республики Татарстан, демонстрирует необходимость ее совершенствования, как среди субъектов Федерации, так и в Республике Татарстан.
На наш взгляд, для построения эффективной государственной политики по развитию межрегиональных кооперационных связей необходим новый инструмент управления и развития, соответствующий всем требованиям сегодняшнего дня. Данный инструмент должен позволить найти баланс интересов власти и бизнес структур, обеспечить формирование единого правого пространства (установление общих правил, законов, норм и установок для возможности осуществления прозрачных межрегиональных кооперационных процессов), способствовать созданию общероссийской транспортной и финансовой инфраструктуры, стимулировать межрегиональные кооперационные процессы и др.
Для осуществления этих мер необходимо наличие в каждом региональном ядре кооперационного взаимодействия полного комплекса услуг инфраструктуры. С целью расширения возможностей и создания эффективной инфраструктуры управления в стране не исключается вариант объединения их в единую организационно-технологическую систему с тем, чтобы представители различных субъектов федерации имели возможность общаться и обмениваться опытом. Однако данный вариант возможен (можно рассмотреть) лишь в случае успешной реализации комплекса услуг инфраструктуры в отдельных региональных ядрах кооперационных связей.
Основной задачей инфраструктуры управления является всестороннее содействие устойчивому развитию межрегионального кооперационного сотрудничества в регионе. Ее деятельность должна охватить зону межрегиональной кооперации от экспертизы ресурсной базы и промышленного потенциала до производства и реализации высокотехнологичной продукции. Такой подход даст возможность провести полную оценку потенциала субъекта федерации для включения в процесс межрегиональной кооперации.
К этому следует добавить, что наличие полной инфраструктуры управления позволит осуществить планирование на всех уровнях взаимоотношений, оказать содействие в организации производственных цепочек и формировать привлекательную среду для участников. Это также позволит обеспечить сопровождение в области законодательной базы и поддержку в реализации производимой продукции на международном рынке.
Сегодня несовершенство законодательной базы в области кооперационных связей между регионами федерации является препятствием для их развития. В связи с этим инфраструктура позволит выявлять и предупреждать возможные правовые недочеты и коллизии. Это даст возможность создавать благоприятную среду для развития межрегиональных кооперационных связей на условиях инициативы и здоровой конкуренции.
Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что устойчивое развитие и эффективность поддержки обеспечивается созданием специализированной структуры, обладающей широкими полномочиями, финансовыми ресурсами (преимущественно формируемыми за счет государственных средств) и сетью представительств по всей стране. С целью обеспечения баланса интересов власти и бизнес структур в сфере кооперации, по нашему мнению, оказывается верным привлечение частного сектора к содействию деятельности специализированной структуры, в частности, сделать его соучредителем. Однако значительную часть функций структуры государство должно принять на себя. В результате специализированная структура позволит, с одной стороны, реализовать стратегическую политику правительства региона по развитию межрегиональных кооперационных связей и, с другой стороны, найти потенциальных партнеров для частного сектора с целью двустороннего взаимовыгодного сотрудничества на основе кооперации.
Таким образом, для достижения стратегических целей развития межрегиональных кооперационных связей субъектов федерации, и в частности Республики Татарстан, автором предлагается создать специализированное учреждение с применением механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) — Автономную некоммерческую организацию «Центр развития межрегионального кооперационного сотрудничества».
На начальном этапе в качестве пилотных регионов следует выбрать те из них, которые обладают стартовой инфраструктурой, хорошим потенциалом и сформировали вокруг себя собственное ядро зоны кооперационного взаимодействия и являются исходными центрами внутрироссийской экономической интеграции. Так как Республика Татарстан соответствует всем вышеперечисленным критериям, то мы рассматриваем создание специализированного учреждения в Татарстане и реализацию полного комплекса услуг такой инфраструктуры в его региональном ядре.
Проект Центра будет реализован на основании регионального закона Республики Татарстан «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан» в форме соглашения, сторонами которого являются исполнительный орган региональной власти Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан (далее — уполномоченный орган), с одной стороны, и частные партнеры, с другой стороны. Частным партнером могут выступать представители крупного бизнеса1 Республики Татарстан [1].
Формируя систему инфраструктуры управления и развития, состоящую из Центра и других субъектов инфраструктуры различных форм собственности, представляется обоснованным создание Центра путем реорганизации отдела развития межрегиональных связей, осуществляющего деятельность в рамках Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, и сохранение существующих видов субъектов инфраструктуры (департаменты, ассоциации, дома торговли, представительства Татарстана в регионах и др.). Однако Центр будет обеспечивать координацию основных направлений деятельности этих субъектов и их поддержку.
Необходимость государственно-частного партнерства обуславливается тем, что его механизмы позволяют формировать и развивать взаимовыгодное сотрудничество между органами государственной власти и бизнеса по реализации стратегической политики развития межрегиональных кооперационных связей на региональном и национальном уровнях на условиях разделения ресурсов, рисков, доходов и ответственности. Иными словами, механизмы ГЧП дают возможность привлечь внебюджетные инвестиции в развитие кооперационных связей между регионами федерации. Бизнес способен привлекать дополнительный капитал, у него больше возможностей для эффективного использования механизмов рыночной экономики. Вдобавок, ГЧП позволяет распределить риски проекта между государством и частным партнером, на принципах «лучшей управляемости», то есть каждая из сторон принимает на себя только те риски, которыми она может управлять более эффективно по сравнению с партнером. Важно отметить, значимым преимуществом участия бизнес структур в системе управления является устранение проблемы отсутствия достоверных, актуальных информационных данных, необходимых для принятия стратегических решений. Такой подход в управлении раскроет реальную информацию и позволит создать единую базу данных.
Вместе с тем, привлечение крупного бизнеса в систему стратегического управления кооперационными связями позволит реализовать стратегию взаимодействия крупных компаний с малыми и средними предприятиями. Так как одним из условий вступления в систему управления крупных компаний является то, что они будут отдавать часть своих функций на аутсорсинг, что в результате кооперационные процессы постепенно будут внедряться в сектор малого и среднего бизнеса.
Для бизнеса партнерство с властью означает снижение долгосрочных рисков ведения бизнес-деятельности, определенные налоговые льготы, так называемые «налоговые каникулы», престижность в совместной реализации проектов с государственными органами.
В настоящее время существующие проекты иллюстрируют применение механизмов государственно-частного партнерства, чаще всего, в социальной сфере — здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, культуре, региональной транспортной инфраструктуре и т.д. Это мнение подтвердил в своем докладе на XI Красноярском экономическом форуме партнер компании «Инфра Инвест» Юрий Туктаров, представив статистические данные о количестве проектов, реализуемых в субъектах Российской Федерации на основании регионального законодательства о ГЧП. По состоянию на конец 2013 года лидирующую позицию в отраслевом разрезе по количеству проектов занимает образовательная сфера — 12 соглашений [2]. Обусловлено это тем, что ответственность за развитие инфраструктуры транспорта, городского хозяйства, социальной сферы несут органы государственного и муниципального управления, а это сопряжено с высокими затратами. При этом в рейтинге регионов первое занимает Кировская область, в которой реализуется 8 проектов ГЧП. Что касается Республики Татарстан, то в основном проекты ГЧП сводятся к строительству платных автомобильных дорог. Как отмечает заместитель министра экономики Республики Татарстан Инсаф Хайруллин [3], в республике есть сферы, потенциал развития которых еще весьма значителен: ЖКХ, защита окружающей среды, туризм и многие другие, — здесь проекты ГЧП имеют особое значение.
Отечественный опыт свидетельствует о том, что руководители регионов в недостаточной степени осознают роль и значимость проектов на основе соглашения о ГЧП в сфере промышленного производства, кооперационных связей, в силу этих причин данные проекты встречаются реже, или можно сказать, отсутствуют.
Так, Центр развития межрегионального кооперационного сотрудничества позволит формировать средне- и долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса в виде соглашения. Согласно данному соглашению государство передает на период действия соглашения свое имущество, необходимое для достижения целей соглашения, частному партнеру, а частный партнер обязуется создать объект соглашения и на определенных условиях оказывать с его помощью различные услуги в интересах государства. В таком взаимодействии государство играет ключевую роль, поскольку объектом соглашения является госимущество, а предметом — реализация государственных функций.
Целью Центра является стимулирование становления и устойчивого развития межрегиональных кооперационных связей в Республике Татарстан, повышение эффективности использования финансовых средств государства, направляемых на поддержку данного сектора, консолидация экспертного сообщества для привлечения инвестиций и компетенций в развитие инфраструктуры.
На основе изложенной цели задачами деятельности Центра должны стать:
— взаимный баланс интересов государства и частного сектора через разделение экономической власти;
— создание системы взаимодействия государства с научно-исследовательскими организациями, учеными, предпринимателями и производственными предприятиями;
— выработка моделей развития кооперационного взаимодействия региона;
— прогнозирование межрегиональных кооперационных связей;
— формирование единого правого пространства для эффективного развития кооперационного сотрудничества между регионами страны;
— создание транспортной инфраструктуры для развития межрегиональных кооперационных связей;
— создание системы мониторинга состояния и перспектив развития рынков в регионах, основанного на итерактивном процессе сбора и обработки информации, анализе запросов производственных предприятий с последующим формированием конкретных задач;
— обеспечение обратной связи по вопросам планирования и исполнения запросов участников межрегиональных кооперационных связей;
— разработка и экспертиза межрегиональной кооперации;
— сотрудничество с государственными и негосударственными организациями субъектов Российской Федерации, специализирующимися в межрегиональной кооперационной деятельности.
Определение целей и задач деятельности Центра требует обозначение и его основных функций. Существующие субъекты инфраструктуры выполняют функции присущие, в большей степени, для перестроечного периода. В современных условиях своеобразным выражением государственного управления межрегиональными кооперационными связями должны выступать прогнозирование, стимулирование и контроль кооперационного сотрудничества между субъектами федерации. Следовательно, на наш взгляд, необходимо наделить Центр развития межрегионального кооперационного сотрудничества четырьмя основными функциями — планирование, контроль, прогнозирование, стимулирование. Именно выполнение Центром этих функций позволит решить имеющиеся, на сегодняшний день, проблемы в сфере межрегиональных кооперационных связей и сохранить существующие ведомства, не дублируя их функции.
Функция планирования является активным управленческим элементом воздействия на межрегиональные кооперационные процессы, посредством которого детерминируются темпы, последовательность и формы развития кооперационного процесса для достижения намеченной цели. Сущность данной функции заключается в обосновании и выборе целей функционирования и развития кооперационного процесса и средств их достижения. Особенность механизма планирования состоит в том, что здесь должна быть конкретно представлена диалектическая связь плановой работы с конечной целью.
Роль функции прогнозирования в стратегическом управлении следует из концепции, в которой прогноз и план выступают как равноценные и необходимые стороны единого процесса управления. Сущность данной функции заключается в регламентации кооперационного процесса, с одной стороны, и периодической корректировке этих планов на основе прогнозной информации, с другой стороны. В силу этого, задача функции прогнозирования заключается не в том, чтобы прогнозировать все подряд, а в том, чтобы выделить в системе планирования области и показатели, где прогнозная информация абсолютно необходима.
Функция стимулирования связана с использованием материальных стимулов, посредством которых направляется поведение участников кооперационных отношений, активизируются и поощряются их действия. Стимулирование включает разработку системы экономических рычагов заинтересованности в результатах межрегиональных кооперационных связей. Стимулирование побуждает элементы системы стратегического управления к исполнению своих функций.
Функция контроля является важнейшей функцией стратегического управления межрегиональными кооперационными связями. Ее сущность заключается в том, что она призвана постоянно формировать достоверную информацию о действительном состоянии рынка и его участников по выполнению решений. Контроль основан на принципе организации обратной связи, который включает в себя триединую стадию — получение информации, критическая ее оценка и принятие решений. Следовательно, с помощью контроля выявляются дополнительные резервы кооперационных процессов, вносятся необходимые коррективы и разрабатывается основа для принятия решений, которые преследуют соответствующую коррекцию в динамике межрегионального кооперационного сотрудничества для достижения запланированной цели. Без контроля процесс управления остается незавершенным.
Ключевыми направлениями деятельности Центра, позволяющими реализовать возложенные на него функции, являются, во-первых, сопровождение межрегиональных кооперационных процессов через организацию в субъекте федерации системы стратегического управления межрегиональными кооперационными связями.
В данной системе стратегического управления межрегиональными кооперационными связями роль республиканского правительства (исполнительной власти) заключается в том, что оно должно определять вектор развития, инициировать и координировать государственную политику. Ее важнейшими функциями являются стратегическое планирование, администрирование процессов и создание общероссийской транспортной и финансовой инфраструктуры для реализации модели. Законодательная власть обеспечивает все происходящие процессы нормативно-правовой базой. Согласовывает и координирует законодательную базу на уровнях Федерального центра, субъекта федерации и муниципальных образований.
В силу этого следующим направлением деятельности является разработка и экспертиза законодательства межрегиональной кооперации через подготовку нормативно-правовых актов федерального и регионального значения, а также экспертиза законодательства. Цель данного направления — стимулировать развитие кооперационных процессов в регионе. Так как существующая система налогообложения кроме фискальной функции должна реализовать и стимулирующую функцию.
Для реализации данного направления Центр должен располагать полноценной информационной базой о рынках в регионах, чтобы сформулировать запросы рынка и участников межкооперационных связей в соответствии с необходимыми критериями и параметрами. В связи с этим, третьим направлением является анализ региональных рынков с помощью мониторинга состояния и оценки. Для этого должен осуществляться итерактивный процесс сбора и обработки информации, запросов производственных предприятий с последующей подготовкой информационно-аналитических материалов, а также проведение прикладных исследований в интересах государственных структур и частных компаний. Таким образом, Центр позволит выполнить функцию контроля, которая обеспечит обратную связь по вопросам планирования и исполнения запросов участников межрегиональных кооперационных связей.
Существующие, на сегодняшний день, институты с задачами по организации и стимулированию кооперационной активности не справляются, слабо проводят работу по разъяснению производственным предприятиям основ и принципов кооперационного сотрудничества, его преимущества и их права. В силу этого, следующим направлением деятельности Центра является формирование консультационной поддержки участников кооперации, проведение круглых столов и экспертных совещаний, организация конференций по тематике межрегиональных кооперационных связей и инфраструктуры.
Целью данного направления должно быть создание системы взаимодействия государства как органа, осуществляющего государственную политику по развитию межрегиональных кооперационных связей, с предпринимателями и производственными предприятиями, научно-исследовательскими организациями и учеными, и выработка наиболее оптимальных моделей развития кооперационного сотрудничества региона в аспекте поставленных задач и критериев. В рамках данной деятельности предполагается поднимать темы и проблемы, существующие и возникающие в процессе кооперационного сотрудничества, и разрабатывать модели развития межрегиональной кооперации. Данное направление позволит Центру выполнить функцию прогнозирования межрегиональных кооперационных связей, включающую многовариантный анализ и оптимизацию сценарных решений, тесно коррелирующих с определенными показателями и факторами.
В целях усиления предыдущего направления следующим направлением является информирование через развитие специализированных средств массовых коммуникаций. Например, с помощью создания информационно-аналитического портала «Инфо-межрегиональная кооперация» и отраслевого электронного информационно-аналитического издания «Журнал межрегиональной кооперации».
При поддержке Центра развития межрегионального кооперационного сотрудничества с целью повышения профессиональных компетенций в сфере межрегионального кооперационного сотрудничества предполагается осуществить направление деятельности по подготовке кадров через проведение образовательных программ по повышению квалификации и переподготовки кадров в сфере межрегионального кооперационного сотрудничества. Образовательные программы необходимо проводить в сотрудничестве с существующими учебными учреждениями и центрами, в первую очередь, с Российским университетом кооперации и его филиалами, в частности Казанским кооперативным институтом.
Итак, Центр развития межрегионального кооперационного сотрудничества представляет собой системно-целевые площадки для исследования, обсуждения, экспертизы и определения приоритетных проблемных вопросов. По нашему мнению, именно такие площадки могут осуществлять взаимосвязь между властью всех уровней и субъектами кооперационных отношений (производственными предприятиями), способны сформировать структуру взаимоотношений, в целях оперативного и эффективного использования ресурсных потенциалов регионов, повышать качество продукции с помощью применения новых технологий и т.д.
Создание Центров в каждом региональном ядре кооперационного взаимодействия позволит сделать межрегиональное сотрудничество взаимовыгодным, более стабильным и прозрачным. На наш взгляд, прозрачность взаимоотношений обеспечит в кратчайшие сроки запуск механизма динамичного и эффективного развития межрегиональных кооперационных связей внутри страны. При этом региональные Центры позволят сделать взаимоотношения внутри государства более гибкими и устойчивыми. Повысится конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность, как самих регионов, так и государства в целом на международной арене.


Литература
1. Региональный закон Республики Татарстан № 50-ЗРТ от 01.08.2011 «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан». http://www.consultant.ru/law/review/1136002.html
2. Минэкономразвития совместно с Центром развития ГЧП в рамках Красноярского экономического форума провел межрегиональный семинар по ГЧП http://pppcenter.ru/index.php?id=3324. — 2014. — 27 февраля.
3. Хайруллин И.Р. Состояние государственно-частного партнерства в экономике Республики Татарстан // Государственно-частное партнерство. Пути совершенствования законодательной базы / Под общ. ред. А.А. Зверева. — 2009. — С.148.
4. Проект Концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. www.bnpa.info/upload/files/748935693275609.doc. — 2011, 6 июня.
5. Государственно-частное партнерство: Краткое руководство / Центр развития государственно-частного партнерства. — М., 2013. — 35 с.

Сноски 
1 В рамках данного исследования мы рассматриваем участие крупного бизнеса в системе управления, под которым понимаем ту деятельность, которая устойчиво двигается от сырья к переработке и производству готовой продукции, вносит большой вклад в производство наукоемких и капиталоемких товаров, и меньше зависит от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов. Более того, многие представители крупного бизнеса могут влиять на рынок из-за своей высокой доли в нем.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия