Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Демакова Е. А.
доцент кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат технических наук

Зайченко Е. А.
доцент кафедры товароведения и экспертизы непродовольственных товаров
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук


Государственное регулирование качества и безопасности товаров на потребительском рынке РФ
В статье рассмотрены в динамике статистические сведения о качестве и безопасности непродовольственных товаров на потребительском рынке РФ и Красноярского края. Систематизированы факторы, негативно влияющие на условия компетентного выбора товаров и качество жизни населения. Доказана необходимость совершенствования механизма государственного регулирования в области качества и безопасности товаров за счет создания системы мониторинга качества и широкомасштабного информационного обеспечения потребителей в рамках региональных целевых программ
Ключевые слова: качество и безопасность товаров, государственное регулирование, защита прав потребителей
УДК 338.242 + 339.13; ББК 65.422(2)-21 + 65.422(2)-31   Стр: 296 - 300

Качество жизни является современной парадигмой развития цивилизации, ориентиром государственной политики каждой страны и мирового сообщества в целом. Комплексные исследования понятия «качество жизни» [1] позволили выделить ряд характеризующих его критериев: здоровье, индивидуальное развитие путём обучения, занятость и качество трудовой жизни, время и досуг, личная безопасность, социальные возможности, а также возможность приобретения товаров и пользования услугами. Под критерием последнего выделяется «качество, возможности выбора и доступность товаров, производимых в частном и общественных секторах».
По результатам социологических исследований [2], за прошедшие три десятилетия в России наблюдается тенденция снижения показателей качества жизни. Так, в 1981–1982 гг. количество респондентов, уверенных в завтрашнем дне было 51,2%, а в 2010 г. их доля сократилась до 25,6%. При этом 63% россиян выражают недоверие государству в области гарантий безопасности, в том числе в отношении потребительских товаров.
Результаты опроса показали [3], что в разных крупных городах России отрицательно оценивают качество продуктов питания от 8 до 16% граждан. Наиболее негативным фактором респонденты отмечают обилие продуктов, содержащих ненатуральные компоненты, а также имеющих фальсифицированные сроки реализации. Поэтому при всём богатстве выбора покупатели не чувствуют себя уверенными в том, что, употребляя в пищу те или иные продукты, не рискуют своим здоровьем. При этом подавляющее большинство — 98% граждан убеждены в ответственности государства за качество потребительских товаров и лекарств.
С учетом обозначенных проблем развития потребительского рынка РФ задачами исследования были определены:
— оценка современного состояния контроля качества потребительских товаров со стороны органов государственной власти;
— разработка направлений оздоровления ситуации на потребительском рынке страны с позиции достижения баланса интересов его основных субъектов.
Очевидная сложность поставленных задач предопределила использование комплексного подхода к их решению: анализ нормативно-правовой базы и статистических результатов контроля качества на федеральном уровне и изучение практики деятельности контролирующих органов на уровне региона.
Согласно закону «О техническом регулировании» [4], в основу разработки обязательных требований к продукции в технических регламентах положены цели:
— защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
— охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
— предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Достижение перечисленных целей обеспечивается соответствием продукции требованиям безопасности, а также полным информационным сопровождением товаров, достаточным для компетентного выбора продукции потребителем и безопасного ее использования, хранения и утилизации.
Стандарты как документы добровольного применения в области производства и обращения продукции в своих требованиях и характеристиках более широко охватывают комплекс потребительских свойств товаров. Поэтому добровольное применение действующих стандартов рассматривается как один из способов повышения конкурентоспособности продукции, главным образом, за счет роста доверия потребителей. Основным принципом стандартизации в условиях социально ориентированной экономики является своевременность разработки новых и обновления действующих стандартов, в том числе в ответ на техногенные вызовы, угрожающие жизни и здоровью человека. Можно выделить следующие факторы, усложняющие процесс потребления и снижающие безопасность товаров.
А) со стороны продукции как объекта управления:
— частично или полностью обновленный сырьевой состав;
— модифицированные или принципиально модернизированные технологии переработки сырья и материалов, изготовления изделий;
— появление новых функциональных возможностей и (или) сфер применения.
Б) со стороны процесса эксплуатации из жизненного цикла продукции:
— ухудшение условий природной среды (изменение климата, рост сейсмической опасности, угроз наводнений и др. природных катастроф);
— ухудшение техногенной среды обитания (рост химической загрязненности воздуха, питьевой воды и почвы, повышение радиационного фона и т.п.);
— развитие синергических эффектов отрицательного воздействия на здоровье и самочувствие потребителей различных факторов природной и техногенной макросред, а также микросреды замкнутых помещений: жилых (бытовых) и общественных;
— ухудшение состояния физического здоровья населения (снижение иммунитета, развитие «болезней века», связанных с гиподинамией и пр.);
— рост психофизиологических нагрузок на потребителя (накопление стрессовых состояний вследствие интенсификации умственной деятельности, стремительно возрастающих потоков перерабатываемой информации и т.д.);
— разработка новых методов исследований показателей безопасности, основанных на использовании высокотехнологичного испытательного оборудования и современных средств обработки информации.
Факторы группы А, связанные, главным образом, с развитием промышленного производства, влекут обновление ассортимента товаров и преимущественно повышение уровня отдельных групп их потребительских свойств. Факторы группы Б, кроме последнего, характеризуют ухудшение условий среды потребления продукции и служат причинами роста ее потенциальной опасности, а также усиления потребности общества в гарантии безопасности со стороны государства [5].
До вступления в силу Закона «О техническом регулировании» государственное регулирование в области качества продукции осуществлялось в России посредством разработки и утверждения государственных стандартов, контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и правил обязательной сертификации.
По данным Госторгинспекции — органа, уполномоченного в сфере контроля качества товаров на отечественном потребительском рынке, в период с 1995 по 2000 гг. в ходе проверок доли забракованных и сниженных в сортности непродовольственных товаров разных групп варьировали от 7,9 до 89,4% [6]. Сравнение усредненных за данный период долей забракованных и сниженных в сортности изделий (рис. 1) показывает, что в большинстве групп непродовольственных товаров не соответствовали требованиям стандартов от 30 до 45% проверенных образцов.
Рис. 1. Усредненные за 1995–2000 гг. доли товаров, забракованных и сниженных в сортности
1 — изделия парфюмерно-косметические; 2 — изделия швейные; 3 — радиоприемные устройства; 4 — стиральные машины; 5 — холодильники; 6 — автомобили легковые; 7 — мебель бытовая; 8 — кожаная обувь.
За период с 1996 по 2000 гг. усредненные по всем группам непродовольственных товаров доли забракованных и сниженных в сортности возросли с 24 до 35% — среди отечественной продукции и с 27 до 37% — по импортным товарам. Таким образом, контрольно-надзорные функции Госторгинспекции не оказали существенного влияния на улучшение качества непродовольственных товаров на потребительском рынке РФ. Основной причиной тому являлись низкие ставки штрафов за несоблюдение законодательства в области защиты прав потребителей.
С 2004 г. функции государственного контроля соответствия продукции на рынке требованиям безопасности, а также информационным обеспечением потребителей выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). По рис. 2 заметна положительная тенденция к снижению долей непродовольственных товаров ненадлежащего качества или опасных: как отечественных, так и импортных.
В рамках проверок товаров специалистами Роспотребнадзора могут быть отмечены только очевидные дефекты, контроль соответствия изделий всем стандартизированным требованиям качества при этом не осуществляется. Поэтому показанная на рис. 2 тенденция свидетельствуют, скорее, не о повышении качества продукции, а об увеличении доли изделий, имеющих документы о соответствии требованиям безопасности. Такой вывод подтверждают и результаты проверок качества непродовольственных товаров на розничных рынках РФ в 2010–2011 гг. [7].
Рис. 2. Усредненные доли образцов ненадлежащего качества или опасных среди непродовольственных товаров всех групп
Основной причиной отнесения продукции к категории опасной или ненадлежащего качества являлись здесь нарушения правил маркировки изделий. Доля товаров с таким нарушением в 2010 г. составила от 41% (меха и меховые изделия) до 99% (видео- и аудиокассеты с записью), и в 2011 г. — от 23% (средства моющие синтетические) до 97% (изделия парфюмерно-косметические). Несоответствие проверенной продукции по показателям качества и безопасности в 2010 г. послужило причиной забраковывания от 11 до 27% изделий меховых, средств синтетических моющих, кожгалантерейных, парфюмерно-косметических, швейных и трикотажных. В 2011 г. доля товаров с такого рода несоответствиями снизилась до 4–9%.
Таким образом, несмотря на тенденцию снижения доли товаров ненадлежащего качества или опасных, показанную на рис. 2, пока нельзя говорить об улучшении качества продукции, поступающей на отечественные розничные рынки. В 2010 г. здесь усредненная для всех групп непродовольственных товаров отечественного и зарубежного производства доля образцов ненадлежащего качества или опасных составляла около 23%, а в 2011 г. она возросла до 31%.
Сокращение долей изделий ненадлежащего качества или опасных, выявленных специалистами Роспотребнадзора, по сравнению с долями товаров, забракованных или сниженных в сортности экспертами Госторгинспекции, объясняется не столько улучшением качества товаров, сколько изменением содержания контрольно-надзорных функций данных государственных органов до и после вступления в силу закона «О техническом регулировании».
Смещение акцентов с оценки соответствия продукции стандартизированным требованиям качества в сторону контроля безопасности товаров и достоверности информации о них способствовало снижению государственного влияния на рыночный сектор и гармонизации отечественного законодательства с международными правилами. Однако в условиях постоянного обновления ассортимента и агрессивного воздействия рекламы для компетентного выбора товаров потребители испытывают необходимость в оценках качества изделий со стороны независимых экспертов, среди которых наибольшем доверием пользуются специалисты государственных контрольно-надзорных служб.
Мониторинг качества, как обязательная мера государственного контроля и надзора на потребительском рынке был утвержден Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов». При этом целями мониторинга установлены: определение приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также разработка мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов. Проводимая при этом рейтинговая оценка позволяет ранжировать продукцию разных производителей по уровню качества, а также выявить динамику показателей качества продуктов при повторных испытаниях.
В отсутствие данных мониторинга качества непродовольственных товаров на федеральном уровне об их качестве в определенной степени можно судить по результатам деятельности региональных контрольно-надзорных учреждений и экспертных организаций. Так анализ отчетов управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (табл. 1) показывает, что среди обращений, связанных с приобретением продукции, доля жалоб на ненадлежащее качество товаров составляет 42–45%. Из них подавляющее большинство пришлось на обращения, касающиеся покупок непродовольственных товаров: 92, 90 и 86% в 2010– 2012 гг. соответственно.
Данный факт можно считать последствием концентрации внимания специалистов региональных управлений Роспотребнадзора и Росстандарта в своей контрольно-надзорной деятельности на рынке продовольственных продуктов, хотя в 2012 г. в структуре оборота розничной торговли Красноярского края доля непродовольственных товаров традиционно превышала долю пищевых продуктов и составила 58,1% (в 2011 г. — 56,3%) [8]. На фоне общего роста оборота розничной торговли (на 8–12% за 2011–2012 гг.) темпы роста продаж непродовольственных товаров имели тенденцию к увеличению: на 13 и 16% в 2011–2012 гг. соответственно. Данный показатель заметно превышает статистические сведения о темпах роста оборота пищевых продуктов, составивших в рассматриваемый период от 1,5 до 7%.

Таблица 1
Структура обращений граждан в управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю по нарушениям прав потребителей
Виды нарушений201020112012
Нарушения прав потребителей ВСЕГО:525555325919
В том числе:
нарушения правил выполнения работ, оказания услуг

3072

2960

3197
нарушения правил продажи товаров120314651582
продажа товаров ненадлежащего качества98011071140
Нарушения правил продажи и продажа товаров ненадлежащего качества по группам:
1. Продовольственные товары73105270
2. Лекарственные препараты и медицин­ские изделия7411695
3. Иные товары262816
4. Непродовольственные товары, всего:201023232341
В том числе:
текстильные, швейные, меховые товары, обувь

548

568

613
технически сложные товары бытового назначения111612401185
автомобили62112141
строительные материалы55188163
мебель156121149
Итого заявлений по нарушениям правил продажи и продаже товаров ненадлежащего качества
2183

2572

2722


Несмотря на большое количество жалоб потребителей Красноярского края на ненадлежащее качество непродовольственных товаров, по результатам статистической отчетности территориального управления Роспотребнадзора, доли забракованных и признанных опасными товаров оказываются значительно ниже средних показателей для РФ. Так по рис. 2 видно, что в 2011–2012 гг. усредненные для отечественного рынка доли непродовольственных товаров ненадлежащего качества или опасных составляли 5–9% — среди отечественной продукции и 20–15% — среди импортной. В Красноярском крае в 2011 г. изделия ненадлежащего качества или опасные были выявлены только среди электроприборов и кожаной обуви (от 2 до 3,2%). В 2012 г. проверки Роспотребнадзора в регионе выявили ненадлежащее качество или опасность только в отношении 0,1% образцов синтетических моющих средств.
Результаты экспертиз, выполненных специалистами Росстандарта в Красноярском крае, также свидетельствует о низком качестве непродовольственных товаров. В 2010–2012 гг. среди товаров, проверенных по заявлениям граждан и судебных органов, доля изделий с критическими дефектами, возникшими вследствие производственного брака, варьировала от 62 до 69%. Поэтому в современных условиях ограниченной ответственности государства за качество реализуемых на отечественном рынке непродовольственных товаров, отсутствие у потребителя информации о качестве изделий несет в себе прямую опасность для его финансового, имущественного и морального благополучия.
Основным результатом государственного регулирования в РФ сегодня является недопущение на рынок или снятие с реализации товаров, не соответствующих требованиям безопасности, только в контролируемом торговом предприятии. Однако при этом не предусмотрено информирование общественности (органов власти, потребителей) в следующих аспектах:
— нет информации о продукции и изготовителях, которым отказано в выдаче сертификатов (деклараций), о случаях отзыва и фальсификации таких документов;
— официальная статистика (в т.ч. представленная на официальном сайте Роспотребнадзора) о товарах, признанных некачественными и (или) опасными, не указывает на их торговые марки и изготовителей.
Контрольно-надзорные мероприятия (на федеральном и региональном уровнях) охватывают очень малую долю товаров на рынке. При этом контролируются только показатели безопасности (преимущественно по формальным признакам — наличию сертификатов, деклараций, полноте маркировки, соблюдению сроков использования). Прочие показатели качества (функциональные, эргономические, надежности и др.) не изучаются ни в рамках обязательной сертификации (декларирования), ни в рамках контрольно-надзорных мероприятий на потребительском рынке.
Следует отметить еще одну проблему: в отсутствие спроса на проведение испытаний показателей качества, не подлежащих контролю в обязательном порядке, оборудование испытательных лабораторий не обновляется и не пополняется. Так в единственной в Красноярском крае лаборатории ЗАО «Красноярского ДОКа», оснащенной оборудованием для оценки соответствия мебели по показателям механической и химической безопасности, за период с 2007 по 2013 гг. произошло сокращение количества выданных протоколов испытаний мебели со 108 до 20.
В торговых предприятиях в подавляющем большинстве случаев потребителям недоступны для ознакомления сертификаты, декларации, подтверждающие качество и безопасность непродовольственных товаров. В свою очередь, потребители не компетентны в вопросах оформления таких документов и не готовы их «читать». Низкий уровень квалификации продавцов в области качества товаров не обеспечивает достаточный уровень информирования потребителей о потребительских свойствах и преимуществах продукции аналогичного назначения.
Реклама товаров зачастую вводит в заблуждение потребителей относительно показателей качества изделий. В результате во многих случаях потребители не имеют возможности совершать компетентный выбор непродовольственных (особенно дорогостоящих!) товаров. Делая покупки методом «проб и ошибок», опираясь исключительно на свой опыт либо рекомендации близких знакомых, потребители нередко приобретают низкокачественные товары. Необходимость их преждевременной замены вынуждает потребителей экономить на продуктах питания, расходах на лечебно-профилактические мероприятия и активный отдых, что, в конечном счете, грозит заметным снижением качества жизни, ухудшением здоровья и снижением работоспособности населения.
Несмотря на ежегодное увеличение численности работников торговли в крае, потребность отрасли в квалифицированных кадрах высока, и основными проблемами в данной сфере сегодня являются:
— недостаток специалистов в области экспертизы качества товаров;
— недостаточное внедрение системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров для субъектов потребительского рынка [9].
Оценивая перспективы развития отечественного рынка непродовольственных товаров, можно констатировать наличие следующих негативных тенденций.
— в отсутствие системы оценки и мониторинга качества непродовольственных товаров на федеральном и региональном уровнях неизбежен дальнейший рост напряженности в области информационного обеспечения потребителей, дефицит которого не позволяет осуществлять компетентный выбор товаров и рациональное распределение весьма ограниченных финансовых ресурсов населения;
— устранение организационно-экономических и нормативно-технических барьеров импорта товаров в РФ в условиях ВТО, ускорение темпа обновления ассортимента и рост товарной массы на рынке при снижении интенсивности контроля качества послужат причинами появления новых рисков для здоровья и финансового благополучия потребителей;
— законодательно закрепленная необязательность проведения испытаний показателей качества (не контролируемых при обязательной сертификации и декларировании) будет способствовать дальнейшему снижению расходов производителей на производственный контроль качества товаров, особенно в отношении показателей надежности;
— в отсутствие официальной информации о качестве товаров на отечественном рынке следует ожидать дальнейший рост интереса потребителей к стихийно возникающим Интернет-форумам с обсуждением, в том числе качества товаров (автомобилей, радиоэлектроники, бытовой техники, компьютеров и т.п.).
Решение обозначенных проблем на региональном уровне представляется возможным при консолидации усилий органов государственной исполнительной власти, контрольно-надзорных учреждений и общественных организаций по защите прав потребителей. Опыт государственного регулирования рыночных отношений доказывает необходимость применения наряду с контрольно-надзорными функциями мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах их защиты.
Для практической реализации гарантий государственной власти в области качества и безопасности товаров в рамках Концепции развития потребительского рынка Красноярского края авторами публикации разработан проект целевой программы «Защита прав потребителей», аналоги которой успешно апробированы в некоторых регионах РФ. Главными субъектами, реализующими программу должны стать министерство промышленности и торговли Красноярского края, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Красноярском крае (рис. 3).
Рис. 3. Структурно-функциональная схема реализации региональной целевой программы «Защита прав потребителей»
Обеспечение потребителей объективной информацией о качестве товаров для обеспечения возможности их компетентного выбора следует рассматривать как одну из приоритетных задач формирования регионального рынка потребительских товаров. Решению данной задачи будет способствовать создание единой информационной системы, предоставляющей следующие возможности:
— предприятиям торговли и производителям продукции — размещать информацию о товарах в универсальной форме, позволяющей потребителям сравнивать товары по наиболее значимым характеристикам;
— обеспечение доступа потребителям и другим заинтересованным лицам (в том числе представителям органов власти, контрольно-надзорных органов, независимым экспертам) к документам, подтверждающим качество и безопасность товаров;
— ознакомление с объективно подтвержденными (в том числе экспертами) отзывами о качестве товаров, результатами рейтинговых оценок качества товаров, рекомендациями экспертов по выбору и правилам эксплуатации товаров;
— продвижение информации о победителях конкурсов в области качества товаров на федеральном и региональном уровне.
С целью разработки механизмов информационно-просветительской работы с потребителями необходимо изучение их предпочтений и особенностей восприятия в области качества товаров. При этом большое значение имеет сегментация потребителей по возрасту и социальному статусу. Особенно приоритетной группой здесь должна стать учащаяся молодежь (старшеклассники, студенты вузов и других учебных заведений), обладающая особыми характеристиками, касающимися восприятия качества товаров:
— активное использование возможностей Интернета и социальных сетей,
— низкий уровень личных доходов и малый опыт потребителя, в том числе в сфере защиты своих прав,
— доступность для массовых информационно-просветительских мероприятий в местах учебы,
— низкий уровень внимания к состоянию своего здоровья и предпочтения экономить на продуктах питания в пользу приобретения товаров и услуг, формирующих личный имидж.
Усиление интеграции науки, образования, производства, торговли и государственных контрольно-надзорных органов должно способствовать формированию системы научного и технологического прогнозирования и реализации научных и технологических приоритетов в развитии потребительского рынка за счет его насыщения товарами подтвержденного высокого уровня качества и безопасности.
Важнейшим условием реализации рассматриваемой целевой программы должно стать дальнейшее развитие системы подготовки и переподготовки кадров в области экспертизы и менеджмента качества, а также активизация научных исследований в сфере потребительского рынка.


Литература
1. Анимца Е.Г., ёлохов А.Н., Сухих В.А. Качество жизни населения крупнейшего города. Ч. 1. — Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. эконом. ун-та, 2000. — 262 с.
2. Варламова С.Н., Седова Н.Н. Здоровый образ жизни — шаг вперед, два назад // Социол. исслед. — 2010. — № 4.
3. Безопасность продукции [Электронный ресурс]. — Режим доступа // http://dic.academic.ru
4. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ в ред. от 21.07.2011 N 255-ФЗ. — Режим доступа: Консультант Плюс.
5. Демакова Е.А., Егорова Н.А., Васильева Н.О. Мониторинг безопасности непродовольственных товаров как подсистема управления качеством продукции // Безопасность жизнедеятельности. — 2012. — № 9.
6. Россия в цифрах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru
7. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ru
8. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2012 г. — Красноярск: Красноярскстат, 2013. — 46 с.
9. Боларев Б.П., Рыбакова Г.Р., Батурина И.А. Государственные образовательные стандарты для специалистов торговли // Стандарты и качество. — 2009. — № 4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия