Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Кудаков А. С.
доцент кафедры финансов и банковского дела
Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

Целью корпоративных структур является получение высокой и устойчивой прибыли с помощью более рационального использования имеющихся ресурсов, разработка и выпуск новых видов продукции и услуг, что, в конечном счете, обеспечивает и ускорение социально-экономического развития в отдельных странах.
Корпоративные структуры оказывают огромное влияние на развитие экономики. Транснациональные корпорации контролируют около 40% промышленного производства, 60% внешней торговли и 80% патентов на мировую технику и технологию. (145 из 250 крупнейших ТНК являются американскими. Российские ТНК в этом списке пока отсутствуют).
Среди крупных российских корпоративных структур можно, прежде всего, выделить ОАО "Газпром" (около 8% ВВП России ), РАО "ЕЭС" (6% ВВП), холдинговую компанию "Интеррос" (3 - 4% ВВП), НК "Лукойл", "ЮКОС", "Сибнефть", ОАО "АвтоВАЗ" (4% ВВП и более 10% со смежниками), группу "Русский алюминий" (2-3-е место в алюминиевой промышленности мира), консорциум "Альфа-групп", АФК "Система". [2].
Понятие "корпорация" имеет достаточно широкую трактовку, порой различающуюся по смыслу. В частности, в ряде случаев корпорацию определяют как юридическое лицо, капитал которого сформирован различными собственниками (физическими и юридическими лицами). Но такое определение учитывает только один из параметров корпорации - источники и способы формирования ее капитала. Другое определение корпорации как группы самостоятельных юридических лиц, участвующих в капитале друг друга или сотрудничающих в финансовой и производственной сфере, дает более точное представление о ее сущности. Однако, поскольку используются и первое и иные определения, целесообразно, на наш взгляд, употреблять понятие "корпоративная структура", характеризуя ее как группу юридически независимых лиц, участвующих в капитале друг друга или сотрудничающих в финансовой и производственной сфере, имеющих единый, оформленный или неоформленный юридически, координационный центр (головную или управляющую компанию) и стремящихся к достижению единой цели.

В состав корпоративной структуры могут входить промышленные предприятия, научные организации, банки, страховые и инвестиционные компании, фонды и другие финансово-кредитные учреждения.
Российским законодательством определена пока только одна организационно-правовая форма корпоративных структур - финансово-промышленная группа (ФПГ). В соответствии с Федеральным Законом РФ от 30 ноября 1995 года N 190-ФЗ финансово-промышленная группа характеризуется как "совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест". В составе финансово-промышленной группы кроме промышленных организаций обязательно наличие главной (центральной) кампании и банка. ФПГ обязаны проходить государственную экспертизу организационного проекта и государственную регистрацию.
Наибольшее количество ФПГ в России было зарегистрировано в 1995-1997 гг. В 1993 году в России была всего одна ФПГ, в 1994 их стало 6, в 1995 - 21, в 1996 - 46, в 1997 году - 75. Они объединили 1121 юридическое лицо, включая 154 банка. Из 18 млн. человек, занятых в индустрии, около 4 млн. работали в ФПГ. Августовский кризис 1998 года замедлил, но не остановил развитие финансово-промышленных групп. На 1 июня 2003 года в России насчитывалось уже 100 зарегистрированных ФПГ, включая 10 межгосударственных и 15 транснациональных. [2].
Кроме официальных ФПГ, внесенных в государственный реестр, в российской экономике существуют другие формы корпоративных структур. Такие структуры формируются из самостоятельных товариществ и обществ, которые функционируют формально независимо друг от друга. Они могут информировать общество о своих корпоративных отношениях, включая в свои наименования термины "холдинг", "корпорация", "концерн" и т.д. или используя единые бренды и торговые марки, но могут и скрывать их. Являясь, по сути, элементами корпоративных структур, эти компании внешне могут никак не проявлять себя в этом отношении, не раскрывать своих корпоративных связей.
Связи между участниками корпоративных объединений могут осуществляться не только через взаимное владение капиталом, заключение соответствующих договоров, но и на основе неформальных отношений.
Подобные структуры используют различные способы ведения совместного бизнеса. Возможно создание объединений с полным и ассоциированным, постоянным и временным членством, вертикальных производственно-технологические конгломератов из субподрядчиков, поставляющих продукцию одной компании, распределительных компаний, объединяющих крупных производителей, оптовую и розничную торговлю. Формируются горизонтальные многопрофильные объединения, стратегические альянсы из совместных предприятий, консорциумы для реализации различных проектов, инвестиционных программ, объединения, использующие различные формы кооперации и разделения труда для внедрения инноваций, повышения конкурентоспособности, завоевания рынков. Неофициальные корпоративные структуры могут существовать и в виде негласных картелей и пулов на устных договоренностях, личных связях, многолетних совместных действиях на рынке, на протоколах о намерениях, соглашениях о сотрудничестве, об информационном обмене, о взаимодействии служб безопасности, о лоббировании интересов в структурах власти.
Подобные формы интеграции позволяют предприятиям приспосабливаться к неблагоприятному налоговому режиму, защищаться от административных, политических и экономических рисков.
Так, в российской газовой, нефтяной, энергетической, металлургической, транспортной и инвестиционной отраслях действуют мощные компании-холдинги, которые, будучи фактически финансово-промышленными группами, не регистрировались как ФПГ. К их числу относятся "Газпром", "ЛУКойл", ЮКОС, "Сургутнефтегаз", Тюменская нефтяная компания, РАО "ЕЭС России", "Русский алюминий", "Альфа-групп", "Аэрофлот" и другие.
Организация корпоративных структур позволяет получать экономический эффект благодаря:
- концентрации ресурсов на важнейших направлениях;
- повышению конкурентоспособности продукции и отстаиванию корпоративных интересов на внутренних и внешних рынках;
- улучшению качества менеджмента на каждом предприятии корпоративной структуры.
В качестве основных целей формирующейся корпоративной структуры можно выделить:
- стремление к защите от нежелательных поглощений;
- защиту имеющейся доли рынка и организацию борьбы за новые рынки;
- стремление к совместным научным разработки и производству новой продукции, к совместным инвестиционным проектам;
- увеличение финансовых возможностей;
- обеспечение конкурентоспособности;
- обеспечение финансовой устойчивости;
- диверсификацию деятельности;
- разделение функций между участниками объединения;
- минимизацию издержек производства;
- повышение эффективности управления;
- организацию совместного выхода на внешний рынок;
- проведение международных операций.
В настоящее время российские корпоративные структуры по территориальному признаку можно разделить на следующие группы:
- региональные корпоративные структуры (технологически связанные между собой промышленные предприятия, финансовые институты, расположенные на той же территории);
- межрегиональные корпоративные структуры (в рамках таких структур взаимодействуют предприятия различных регионов, связанные между собой производственной кооперацией);
- транснациональные, или международные, корпоративные структуры (среди участников таких структур юридические лица, зарегистрированные на территории других государств или имеющие обособленные подразделения на территории других государств).
Включение предприятий региона в состав корпоративной структуры влечет за собой необходимость регулярных контактов между руководством корпорации и местной администрацией и при организации этих отношений приходится учитывать: социально значимые или градообразующие предприятия, реорганизация которых может привести к снижению жизненного уровня населения; заинтересованность администрации в сохранении контроля над предприятиями; готовность финансово-кредитных организаций корпоративной структуры осуществлять инвестиции на данной территории и оказывать финансовую поддержку местным органам власти; степень влияния последних на размер налоговых льгот (которые могут быть весьма значительными).
При определенных условиях включение регионально значимых объектов промышленности в состав корпоративных структур - достаточно эффективный способ решить социально-экономические проблемы региона. Поэтому с позиций региональных органов управления включение местных промышленных предприятий в состав корпораций целесообразно, если увеличивает возможности решения социальных проблем на региональном уровне (включая проблему сохранения и создания рабочих мест), способствует формированию политики социально-экономического развития региона, увеличивает производство социально значимой продукции, необходимой для решения проблем населения и развития экономики, увеличивает доходы региональных и муниципальных бюджетов, привлекает в регион дополнительные финансовые ресурсы, в том числе иностранные инвестиции.
Для банков и иных финансово-кредитных учреждений, действующих в регионе, вхождение в состав корпоративной структуры имеет смысл для расширения круга постоянно обслуживаемых клиентов, участия в разработке стратегии развития обслуживаемых предприятий - участников корпорации, выбора приоритетных направлений вложения финансовых ресурсов и для повышения своего имиджа.
Местные органы власти играют особую роль в деятельности таких структур, если владеют крупным пакетом акций их центральных компаний.
Получение максимального эффекта от деятельности региональных корпоративных структур зависит, естественно, и от создания эффективной системы управления в самой корпоративной структуре.
Более сложными являются отношения региональных властей и межрегиональных корпоративных структур, поскольку на них влияет сам процесс межрегиональной интеграции промышленного и банковского капиталов, при котором из-за ограниченности финансовых ресурсов региональных банков растет влияние центральных (межрегиональных) банков. В связи с этим местные власти могут отрицательно реагировать на формирование в регионе межрегиональных корпоративных структур, несмотря на их положительное влияние на использование имеющихся производственных мощностей и на уровень безработицы в регионе.
Дополнительные проблемы создает незавершенность в регионах России процесса приватизации, в результате чего деятельность межрегиональных корпоративных структур вступает в противоречие с интересами местных претендентов на собственность.
Интересы межрегиональных корпоративных структур и регионов могут быть в какой-то мере согласованы путем включения представителей региональных органов власти в состав совета директоров центральной компании корпоративной структуры, их непосредственного участия в деятельности этих структур.
Компании, входящие в состав корпоративных структур, существуют практически во всех регионах России. В то же время имеет место тенденция к регистрации их центральных (головных) компаний в Москве, в Центральном регионе РФ, где зарегистрировано более 48,5 % от общего числа ФПГ (в том числе в Москве - около 37,5 %). Для сравнения: в Уральском регионе - около 11 %, в Северо-Западном - 7 % (в том числе в Санкт-Петербурге - 4%). [2].
Для корпоративных структур важное значение имеют территориальная близость региона к финансовым и производственным центрам страны (отсутствие даже удобной связи с центральными ее районами может ставить данный регион в разряд неперспективных); наличие в регионе перспективных природных ресурсов; характер отраслевой специализации региона, состояние местной законодательной базы, особенно в отношении льгот для предпринимательской деятельности; административные экономические риски; уровень образования и профессиональной подготовки населения в регионе, степень заинтересованности местных органов власти в создании корпоративных структур, наличие в регионе серьезных конкурентов.
Определенно сдерживает развитие корпоративных структур дефицит финансовых ресурсов в регионах, отсутствие в них стратегии развития, неразвитость менеджмента в корпоративных структурах, недостаточная прозрачность деятельности корпораций, низкий уровень эффективности деятельности центральной компании.

Влияние корпоративных структур на экономическое и социальное развитие России уже чрезвычайно велико, поскольку оно выражается в повышении надежности финансового состояния предприятий, входящих в корпорацию, обеспечении доступа на финансовые рынки, росте инвестиционных возможностей и возможностей НИОКР, росте объемов производства и производительности труда, наращивании производства новой и высококачественной продукции.
Но существуют и серьезные проблемы, связанные с деятельностью корпоративных структур. И нерешенность этих проблем может привести к необратимым отрицательным последствиям. К основным проблемами, связанным с деятельность корпоративных структур в России, относятся: угроза дальнейшей монополизации экономики, чрезмерное влияние крупных корпоративных структур на органы власти, ведущее и к срастанию власти и капитала, вымывание капитала из регионов страны и его концентрация в центре РФ - центре сосредоточения государственной власти и капитала.
Обладающая монопольным положением корпорация, используя трансфертные цены, имеет возможность значительно снижать налоговые отчисления в бюджет, что, безусловно, препятствует социально-экономическому развитию страны. При этом одной из особенностей российской практики борьбы с монополиями является трудность в определении доли рынка, контролируемого той или иной корпорацией, так как структуры корпораций искусственно размыты и завуалированы, а законодательная база, на основании которой можно было бы определить корпоративную структуру и контролировать ее деятельность, в настоящее время отсутствует.
Вхождение руководителей крупнейших корпораций России в органы власти различных уровней, лоббирование корпоративных интересов через их представителей, избранных в органы власти, финансирование корпорациями политических партий и их лидеров приводит к тому, что и предвыборная борьба из борьбы конкурентов и их идей превращается в борьбу корпораций, при которой мнение избирателей играет второстепенную роль, органы и законодательной и исполнительной власти оказываются сформированными из представителей корпораций или лиц, в той или иной мере зависящих от корпораций.
Срастание власти и капитала может вести и к формированию в интересах представителей власти новых корпоративных структур, и даже к организации ими межкорпоративной борьбы и смене собственников отдельных предприятий и корпораций. Опасность такого срастания и его последствий для экономики страны в настоящее время значительно возросла.
Что касается проблемы концентрации капитала в Центральном районе страны, то такая ситуация характерна для России на всем протяжении ее истории. Некоторое ослабление финансовой власти центра имело место в конце 19 - начале 20 века, но этот период был непродолжительным и завершился еще большей концентрацией власти в центре, что напрямую обнаружилось и при формировании корпоративных структур. Их сырьевые, заготовительные и производственные подразделения находятся на территориях в разных субъектах Федерации, а головные (управляющие) и финансовые компании - в центре. Это характерно, прежде всего, для ФПГ. Более половины зарегистрированных ФПГ размещают свои головные организации в Москве.
В результате это влияет не только на распределение управленческих функций, но и на распределение капитала. Региональные структуры корпораций подчас не могут распоряжаться ни произведенной продукцией, ни имеющимися ресурсами. Соответственно бюджеты территорий недополучают значительные средства, их возможности по повышению жизненного уровня населения снижаются. Концентрация капитала в крупных центрах позволяет активно развивать только социальную инфраструктуру этих территорий. Неравномерность как экономического, так и социального развития в стране растет. И последствия ее трудно прогнозируемы.
Для успешного развития экономики страны (а также и для сохранения целостности РФ) необходим настойчивый поиск вариантов действий, позволяющих решать такие проблемы или хотя бы уменьшать их негативное воздействие на это развитие.


Литература
1. Басалай С. И. Механизмы управления финансовыми ресурсами корпорации: Монография - М.: "ТДДС Столица-8", 2001.
2. Ильин М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
3. Интегрированные финансово-промышленные структуры. Производственные объединения, холдинги, финансово-промышленные группы /А.А.Турчак, Л.С.Барютин, Т.Н.Берщадская, Л.Г.Головач, Е.Э.Чернышов; Под ред. А.А.Турчака. - СПб.: Наука, 1996.
4. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово- промышленные корпорации России: организации, инвестиции, лизинг. - М.: Издательско-консалтинговая компания "ДеКа". 1999.
5. Пашин С.Т. Транснациональные компании в России. - Уфа: Изд-во Фонда содействия развитию научных исследований, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия