Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Табакова Т. В.
аспирант кафедры финансов
Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана


Состояние и перспективы развития приоритетных сфер национальной экономики Украины
В статье исследованы текущая макроэкономическая ситуация в Украине, в частности состояние приоритетных отраслей народного хозяйства, проблемы их функционирования и перспективы развития. Проведен анализ роли и значения, которые играет государство в стимулировании роста национальной экономики
Ключевые слова: макрофинансовая стабильность, национальная экономика, приоритетные отрасли народного хозяйства, ВВП, инфляция
УДК 336.63; ББК 65.3   Стр: 318 - 322

Достижение финансовой стабилизации, социально-экономического развития, укрепления потенциала государства и обеспечения потребностей будущих поколений в настоящее время являются наиболее актуальными задачами для Украины. Однако их реализация осложняется в результате прогрессирующей макрофинансовой нестабильности, охватившей все сферы национального хозяйства. Эффективным механизмом воздействия на экономическую ситуацию страны является бюджетная политика, благодаря инструментам которой все еще возможно стабилизировать состояние государства. А для этого необходимо в первую очередь обеспечить устойчивую модернизацию отраслей народного хозяйства и сформировать все необходимые условия для их стойкости к внешним и внутренним угрозам. Однако существенные препятствия стоят на этом пути, связанные с ограниченностью ресурсов и объемов производства, последствиями экономического кризиса и значительным упадком производственной сферы.
Исследованию перспектив развития стратегически важных отраслей национальной экономики посвящены труды многих украинских ученых, в частности, Галазюка Н.М., Жалило Я.А., Собкевича А.В., Михайличенко К.М., Емельяновой А. Ю. и других. Однако данный вопрос требует дальнейшего изучения, ведь современная среда, в которой функционирует экономическая система страны, характеризуется нестабильностью своего развития, а нынешнее состояние приоритетных сфер народного хозяйства свидетельствует об их высокой убыточности и необходимости их развития и модернизации.
На сегодня экономика Украины характеризуется цикличностью своего развития, формирования общего тренда ее динамики в условиях становления и развития глобальной экономики, сочетающей в единой системе хозяйственные процессы разных стран. Макрофинансовые и макроэкономические показатели в 2005–2013 годах доказывают тот факт, что современное состояние национального хозяйства оставляет желать лучшего, кроме этого последствия мирового кризиса существенно отразились на ситуации в государстве, оказавшееся среди наиболее пострадавших государств по уровню экономического спада.
Инфляционные процессы в стране непредсказуемы и быстро распространяются, чрезвычайно низким остается уровень инвестиций в основной капитал, макроэкономическая ситуация характеризуется высокими темпами падения промышленного производства и ВВП (табл.1). В докризисный период (до 2007 года) происходило стабильное и умеренное наращивание ВВП. Однако в связи с замедлением развития мировой экономики, нестабильностью на мировых товарных и финансовых рынках, экономика Украины понесла значительные убытки и оказалась в весьма затруднительном положении.

Таблица 1
Показатели экономического состояния Украины в 2005–2013 годах [Рассчитано на основе 7, 8, 9]
Показатель200520062007200820092010201120122013*
Динамика ВВП в сравнительных ценах, в % к предыдущему году127,9123,3132,4131,596,3118,5121,6107,0101,5
Инвестиции в основной капитал к ВВП в сравнительных ценах, в % к предыдущему году101,9119,0129,897,458,599,4122,493,591,8
Уровень бюджетного дефицита, в % к ВВП1,80,71,11,54,16,01,83,83,4
Уровень государственного долга, в % к ВВП17,714,812,320,033,038,429,127,337,7
Уровень безработицы, в %7,26,96,76,59,48,18,58,0
Индекс инфляции, в %110,3111,6116,6122,3112,3109,1104,699,899,4
* Показатели рассчитаны за 9 месяцев 2013 года сравнительно с соответствующим периодом 2012 года [7, 8, 9]

В 2009 году произошло существенное сокращение ВВП Украины на 34,7 млрд грн. (или на 3,66%), что не могло не отразиться на дальнейшей ситуации в государстве. Украинским правительством было принято ряд мер, способствовавших постепенному восстановлению экономики. И хотя удалось достичь постепенного выхода из кризиса, однако положение остается нестабильным, в частности, в 2012–2013 гг. наблюдается рост бюджетного дефицита, уровень государственного долга стремительно вырос по сравнению даже с кризисным периодом, наблюдается падение ВВП в 2013 году (табл.1). Долговые обязательства Украины (как прямые, так и гарантированные) стремительно выросли за последние несколько лет (табл.1). Возникает вопрос, за счет каких средств, правительство планирует рассчитываться по ним. Известным является тот факт, что основным источником пополнения бюджета являются налоговые поступления (70% всех доходов [9]), а поддерживать их на стабильном уровне достаточно проблематично без макрофинансовой стабильности в стране, без формирования новых рабочих мест и т.д. Невозможно не отметить, что определенные положительные сдвиги по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства все-таки произошли в 2011 году, но только этого может оказаться недостаточным в связи с уменьшением базы налогообложения. Достижения макрофинансовой стабильности и постепенное развитие сфер народного хозяйства требует большого количества финансовых ресурсов, которых, очевидно, украинские предприятия не имеют. Именно поэтому на сегодняшний момент необходима государственная поддержка приоритетных сфер народного хозяйства, без которой исключается экономический рост и развитие страны.
Динамика показателей основных отраслей народного хозяйства неравномерна, и свидетельствует о высокой рискованности ведения бизнеса в Украине (рис.1). Анализируя период восстановления украинской экономики от последствий экономического кризиса, можно однозначно сказать, что во всех отраслях народного хозяйства наблюдался незначительный рост показателей деятельности в 2010–2011 гг., однако он имел краткосрочный эффект и уже в 2012–2013 гг. произошел значительный спад по сравнению с предыдущими годами. Рост ВВП в 2005–2013 гг. в значительной степени происходил вследствие поступлений от таких отраслей как перерабатывающая промышленность (16,8%), агропромышленный комплекс (8,1%), другие виды экономической деятельности (21,5%), деятельность транспорта и связи (9,8%) [10].
Рис. 1. Динамика ВВП по основным видам экономической деятельности по сравнению с предыдущим периодом, в % [Составлено автором на основе 7]

Выход экономики Украины на новый уровень развития, зависит в первую очередь от положительных сдвигов в сфере народного хозяйства, которые на сегодняшний момент определены как приоритетные. Так, базовыми отраслями экономики, в которых реализуются инвестиционные и инновационные проекты, является топливно-энергетический, агропромышленный, жилищно-коммунальный и машиностроительный комплексы и транспортная инфраструктура [1] .
Одним из важных секторов национальной экономики, который объединяет различные виды экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, а также доставки их до конечного потребителя является агропромышленный комплекс Украины (АПК). Особенности аграрного производства (за последние 10 лет) состоят в постепенном наращивании валового производства сельскохозяйственной продукции, в создании новых сельскохозяйственных предприятий рыночного типа, которые способствовали реализации предпринимательской инициативы крестьян в различных организационно-правовых формах ведения хозяйства, благодаря чему отрасль стала становиться прибыльной. Так, по результатам деятельности сельскохозяйственных предприятий за 2012 г. можно однозначно сказать, что прибыль от реализации продукции возросла на 1,3 млрд грн. сравнительно с 2011 годом (и на 18,1 млрд грн. по сравнению с 2005 г. [7]). Однако на сегодняшний момент уровень рентабельности отрасли характеризуется значительными колебаниями и является нестабильным, финансовые результаты от обычной деятельности до налогообложения свидетельствуют о том, что более 30% предприятий этой отрасли на сегодняшний момент остаются убыточными [7].
Не менее приоритетной сферой национального хозяйства Украины является промышленность, которая занимает одно из ключевых позиций в обеспечении экономической и политической безопасности страны, ее экономической независимости, повышении благосостояния населения. Это ведущая отрасль экономики Украины, в которой формируется в среднем за 2005–2013гг. 21,8% ВВП [7]. Однако рентабельность промышлености в Украине чрезвычайно невысокая (4,4% в среднем за 2005–2013 гг. [рассчитано на основе 7]). Если в структуре промышленного производства Украины в 1990 г. наибольшую долю занимало машиностроение (30,7%), то в 2010–2013 годах доля машиностроения снизилась до 10,0%. При этом, часть сырьевых отраслей увеличились: металлургии и обработки металла до 18,2%, электроэнергетики до 18,1% [7].
Машиностроение в структуре производства продукции промышленности и в общем объеме экспорта определяет уровень развития государства и прогрессивность структуры ее экономики [2]. На данный комплекс приходится около 40% всего промышленно-производственного потенциала. Доля продукции комплекса в общем объеме продукции промышленности составляет в среднем 12%. В экономически развитых странах этот показатель в общем объеме выпуска промышленной продукции составляет в среднем 30–50% (Германия — 53,6%, Япония — 51,5%, Великобритания — 39,6% [2]). Следует отметить, что, учитывая масштабы экономики представленных стран и Украины достижения последней даже 75% объема машиностроения в промышленном производстве, это составляло бы лишь примерно 9% от промышленного производства Германии, 6,2% — Японии, 12% — Великобритании [2]. Проблемы украинского машиностроения связаны с неразвитостью внутренних рынков, низким уровнем платежеспособности на рынках сбыта продукции, упадком работы проектных организаций и, соответственно, низким уровнем научно-технических и технологических объектов. В результате — на сегодняшний момент загрузка предприятий машиностроительного комплекса является недостаточной, уровень оплаты труда невысокий, наблюдается острая нехватка крупных комплексных центров машиностроительных отраслей с полным циклом работ: исследовательских (включая маркетинговые), научно-конструкторских, испытательных, инновационных, производственных. Без решения, скопившихся проблем, достичь конкурентоспособности не только на внешнем рынке, но и на внутреннем будет потенциально проблематично, особенно учитывая тот факт, что украинскому машиностроению противостоят крупные международные монополии, которые препятствуют его интеграции в мировую экономику.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является неотъемлемой структурной составляющей украинского народного хозяйства, которая влияет на реализацию задач по достижению устойчивых темпов экономического роста, обеспечивая 3,5–3,7% ВВП, и как базовый сектор выступает одним из основных источников формирования доходной части государственного бюджета. Уровень энергоемкости ВВП в Украине относительно высокий и составляет 0,5 кг нефтяного эквивалента на 1 доллар США с учетом паритета реальной покупательной способности, что в 2,6 раза превышает среднее значение энергоемкости ВВП развитых стран мира. При этом его величина в Дании и Японии равна 0,11, в Великобритании — 0,14; Германии и Франции — 0,18; США — 0,21; Российской Федерации — 0,47 кг нефтяного эквивалента на 1 долл. США [4]. Убыточность топливно-энергетического комплекса страны растет с каждым годом. Процент предприятий, которые получили убыток, с каждым годом увеличивается. В 2010 г. этот показатель достиг наивысшего значения — 57,3%[7], и хотя в 2011 и 2013 годах удалось несколько уменьшить количество убыточных предприятий (до 48,0%), однако по сравнению с другими отраслями промышленности показатели топливно-энергетического комплекса отличаются высокий процентом убыточных предприятий. Очевидным является то, что основную роль в переходе к технологической модели развития ТЭК страны играет эффективность его финансового обеспечения, поскольку от нее во многом зависит конкурентоспособность страны на мировом рынке, а также энергетическая безопасность.
Предпосылкой экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения является развитая транспортная система страны. Существующая структура управления транспортно-дорожным комплексом (ТДК), состояние производственно-технической базы и технологический уровень организации перевозок по многим параметрам не соответствуют растущим потребностям общества и европейским стандартам качества предоставления транспортных услуг, препятствуют повышению эффективности ее функционирования и нуждаются в реформировании и модернизации [5]. За последние 10 лет в общей структуре финансовых результатов украинских предприятий на транспортную сферу приходится в среднем 17% [7]. В целом, можно сказать, что в Украине уровень финансирования транспортной сферы является одним из лучших, но эффективность вложенных денег невероятно низкая, учитывая количество выделенных средств.
Одной из наиболее проблемных отраслей народного хозяйства Украины выступает жилищно-коммунальный сектор, который функционирует в чрезвычайно сложных условиях. Главной проблемой его неэффективного функционирования является использование устаревшего, малоэффективного оборудования (физическое истощение инженерных систем составляет 50%; треть водопроводных сетей полностью находится в аварийном состоянии, в тепловом хозяйстве эксплуатируется около 10 тыс. низкоэффективных котлов; 500 км тепловых сетей находится в аварийном состоянии, около 40% очистных мощностей требуют восстановления или улучшения т.д. [3]). Если в середине 80-х годов ХХ века в Украине за год вводилось 21,5 млн квадратных метров жилья, то в конце 90-х годов предприятия — застройщики государственной формы собственности снизили объемы ввода жилья в девять раз. Сейчас в улучшении жилищных условий нуждаются 17 млн граждан Украины или почти треть всего населения страны [6]. Обеспеченность украинских граждан жильем в четыре раза ниже по сравнению с аналогичным показателем в США, и в 2–3 раза — чем в странах Европы [7]. Все это дает основания утверждать, что современное состояние жилищно-коммунального хозяйства остро нуждается в капитальных инвестициях.
На основе проведенного анализа современной ситуации в приоритетных сферах национальной экономики, можно выделить основные проблемы, которые сегодня стоят на пути ее развития:
● низкая конкурентоспособность, по сравнению с зарубежными странами, в том числе, высокая себестоимость продукции национального производства на внутреннем и внешнем рынках;
● невысокая распространенность инновационных технологий, адаптированных к потребностям и экономическим возможностям производства, низкий уровень инноваций и темпов технологической модернизации и, как следствие, низкая производительность труда;
● отсутствие эффективной системы внедрения научных разработок, эксплуатация как следствие малоэффективного, устаревшего оборудования, невозможность производить готовую продукцию, как следствие приводит к торговле сырьем на отдельными деталями;
● низкая инвестиционная привлекательность для потенциальных вкладчиков, связанная с неравномерностью функционирования отраслей (высокий уровень убыточности предприятий (в среднем по Украине 38%), неравномерная динамика уровня доходности и рентабельности отраслей);
● неразвитость внутренних рынков, низкий уровень платежеспособности на рынках сбыта продукции.
Учитывая текущую ситуацию в ключевых сферах национальной экономики Украины, невозможность достичь ею устойчивого развития и макроэкономической стабильности очевидна. При таком положении народного хозяйства главным стержнем экономической политики государства должно стать создание условий для постепенного воспроизведения траектории устойчивого развития, модернизация отраслей народного хозяйства, содействие научно-техническим разработкам и инвестиционным проектам. Полагаться на то, что ситуация улучшится без поддержки государства, на сегодня нельзя.
Анализируя структуру расходов государственного бюджета Украины можно утверждать, что капитальные вложения, в свою очередь, в среднем за 2005–2013 года составили лишь 2,4% ВВП [9], что является сравнительно невысоким показателем, учитывая потребность экономики в финансировании инвестиционной и инновационной деятельности, капитальных вложений производственного и не производственного назначения, финансирования структурной перестройки народного хозяйства. В свою очередь инвестиции в основной капитал в государственном секторе за последние 10 лет составляют в среднем 2% ВВП, а в кризисный период 1% ВВП [5].
За счет средств государственного бюджета в среднем за 2005–2013 гг. финансировалось около 5,2% всех инвестиционных вложений, а основная часть (59,4%) [7] поступала от собственных средств предприятий и организаций (что является закономерным явлением в условиях стабильной макрофинансовой ситуации).
Роль государства в регулировании экономического развития в значительной степени характеризуется долей расходов на финансирование национальной экономики по отношению к ВВП. В Украине этот показатель находится на уровне лишь 3,7% ВВП, в среднем за 2005–2013 годах (рис.2), что является весьма незначительным показателем по сравнению с аналогичными расходами развитых стран. Так, например, в 2010 г. расходы на экономическую деятельность в Германии составили 4,7% ВВП, в Швеции — 4,6%, в США — 4,1%[10]. Доля расходов на транспорт, топливно-энергетический комплекс и сельское хозяйство, лесное хозяйство и охоту, рыбное хозяйство является крупнейшей в совокупных расходах государственного бюджета на экономическую деятельность (соответственно 28,1%, 27,7%, 20,1% в среднем в 2005–2013 гг.[9]). Однако, несмотря на высокий уровень финансовой поддержки, например транспортной сферы, современный уровень ее развития свидетельствует о необходимости повышения эффективности вложенных средств.
Большая часть расходов на топливно-энергетического комплекс выделяется на угольную отрасль и другие отрасли по добыче твердого топлива (71% в среднем), остальные средства были направлены на нефтегазовую отрасль, электроэнергетическую отрасль и другие отрасли топливно-энергетического комплекса. Как свидетельствует текущая ситуация в агропромышленном комплексе Украины, потребность в финансировании, привлечении инвестиционного капитала для развития и увеличения количества прибыльных предприятий очевидна. Анализируя данные о расходах на сельское, лесное хозяйство и охоту, рыбное хозяйство можно сказать, что динамика их роста является крайне неравномерной. Последствия мирового экономического кризиса существенно сказались на ситуации в отрасли, однако увеличение финансовой поддержки со стороны государства, начиная с 2010 года, стало одной из причин сокращения количества убыточных предприятий до 16%[7] по сравнению с 30% в 2009 году. В то время как доля расходов на исследования и разработки в области экономики не играли существенной роли при формировании расходов государственного бюджета в Украине (3,1% всех расходов на экономическую деятельность в среднем за 2005–2013 года [9]). Экономическое развитие любой страны невозможно без проведения научных исследований и разработок, поэтому в ближайшее время их финансирование должно вырасти. Очевидным становится вывод, что расходы на экономическую деятельность финансировались неравномерно за исследуемый период (рис.2), хотя в современной макроэкономической ситуации, которая образовалась в Украине, трудно отрицать необходимость стабилизации состояния национальной экономики.
Выводы
Украинская экономика оказалась уязвимой к последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Структурные деформации, понесенные убытки и ускоренные темпы падения всех макроэкономических показателей ухудшили и без того значительное отставание уровня экономического развития от мировых стран-лидеров.
Существование помех на пути достижения устойчивого развития украинской экономики можно объяснить тем, что большинство предприятий отличаются технологической отсталостью с энергоемким производством, у них наблюдается низкий уровень диверсификации рынков сбыта, что приводит к недостаточной адаптивности к внешним колебаниям и негативным тенденциям в производстве. Вследствие этого наблюдается низкая платежеспособность экономики, высокие темпы падения ВВП и промышленного производства. Все эти факторы в сочетании с высокой открытостью экономики при неразвитости собственного потребительского рынка сопровождается чрезвычайно высокой благоприятности к колебаниям внешней конъюнктуры.
Поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства со стороны государства должна проводиться исключительно на инновации и проекты, посвященные развитию и модернизации сферы, с одновременным снижением уровня финансирования текущих проблем и неэффективных инвестиционных проектов, которые меняют свои цели и ориентиры ежегодно, не достигнув при этом цели своего создания. Обеспечение макроэкономической стабильности и достижение экономического роста, развитие мощной конкурентоспособной экономики (в условиях постепенного роста ВВП и уровня социальных стандартов) требует пересмотра и совершенствования бюджетной политики и в частности расходной части государственного бюджета, усиления роли государства в регулировании экономического росте. В отличие от предыдущих лет, когда главным ориентиром бюджетной политики выступало обеспечение платежеспособности государства, на современном этапе стратегической целью должно стать активное стимулирование экономического роста, как основного средства повышения благосостояния страны и населения.
Рис. 2 Динамика расходов государственного бюджета Украины на экономическую деятельность в 2005–2013 годах [Рассчитано автором на основе 9]


Литература
1. Постановление КМУ «Об утверждении Программы развития инвестиционной и инновационной деятельности в Украине» // Официальный вестник Украины. — 2011. — № 28. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/389-2011-%D0%BF (дата обращения: 07.02.2014)
2. Бондарь Ю.Г. Ретроспективный обзор и состояние украинского машиностроения // Внешняя торговля: экономика, финансы, право. — 2011. — № 5. — С.112–121.
3. Галазюк Н.М., Иваночко С.С. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства в Украине и направления их устранения // Научный вестник НЛТУ Украины. — 2010. — № 20.6. — С.157–163.
4. Коренной С.А. Современное состояние топливно-энергетического комплекса и возможности использования энергосбережения предприятиями // Государство и регионы. — 2011. — № 6. — С.88–92.
5. Собкевич А.В., Михайличенко К.М., Емельянова О.Ю. Модернизационные приоритеты реформирования транспортно-дорожного комплекса в Украине // Национальный институт стратегических исследований. — 2013. — 32 с.
6. Жилой фонд Украины / Государственный комитет статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2007/zf/zf_u/2006_u.htm (дата обращения: 06.02.2014)
7. Отчеты Государственного комитета статистики Украины // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ukrstat.gov.ua/ (дата обращения: 07.02.2014)
8. Отчеты Национального банка Украины // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bank.gov.ua (дата обращения: 06.02.2014)
9. Отчеты Министерства финансов Украины «О выполнении Государственного бюджета Украины за 2005–2012 годы» // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.minfin.gov.ua/control/uk/publish/archive/main?cat_id=51703
10. OECD (2013), “General government expenditure by function”, in National Accounts at a Glance 2013, OECD Publishing // [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://dx.doi.org/10.1787/na_glance-2013-19-en (дата обращения: 06.02.2014)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия