| | Проблемы современной экономики, N 2 (50), 2014 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Соколов Б. И. профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Лин А. А. заведующий кафедрой экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
доктор фармацевтических наук, профессор Орлов А. С. доцент кафедры экономики и управления
Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии,
кандидат фармацевтических наук
| |
| | В статье проанализирована современная система льготного лекарственного обеспечения. Сделан вывод о необходимости ее реформирования на основе введения всеобщего обязательного лекарственного страхования в системе обязательного медицинского страхования, что должно обеспечить доступность эффективной и безопасной медикаментозной помощи населению России | Ключевые слова: фармацевтический рынок, льготное лекарственное обеспечение, программа обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), программа лекарственного обеспечения лечения высокозатратных нозологий (программа 7 нозологий), всеобщее лекарственное страхование, обязательное медицинское страхование | УДК 615.1/.4; ББК 52.8 Стр: 337 - 341 | Настоящая статья продолжает серию публикаций по социально-экономическим вопросам фармацевтического рынка и посвящена льготному лекарственному обеспечению, которое в современных условиях России является важным направлением государственной политики в сфере здравоохранения [1–8].
Современная система льготного лекарственного обеспечения позиционируется как инструмент обеспечения доступности лекарств для наиболее уязвимых с точки зрения состояния здоровья и финансовых возможностей категорий населения. Конфигурация действующей модели обеспечения льготных категорий населения бесплатными лекарствами начала складываться в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ [9], в котором была предусмотрена система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), представленная как более справедливая государственная поддержка граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе в части лекарственного обеспечения социально уязвимых категорий населения. Отмеченный федеральный закон получил народное название «закон о монетизации льгот» и вызвал массовые протесты и беспорядки в крупнейших городах России, инициаторами которых выступили в первую очередь пенсионеры, недовольные заменой натуральных льгот денежными компенсациями.
За время реализации программа ДЛО претерпела неоднократные изменения, среди которых наиболее значимые произошли в 2008 году, когда образовались две отдельные подпрограммы:
– обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан (ОНЛС);
– лекарственное обеспечение лечения высокозатратных нозологий (ВЗН), называемых также программой «7 нозологий» [6, с. 338].
Что касается системы ОНЛС, то источником финансирования этой формы льготного лекарственного обеспечения являются субвенции федерального бюджета субъектам Российской Федерации, размер которых определяется на основании методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Определенный на федеральном уровне контингент отдельных категорий граждан, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение, включает в себя лиц имеющих официально признанные заслуги (инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан, ветераны боевых действий, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на военных объектах, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также приравненные к ним категории граждан), а также инвалиды в зависимости от группы инвалидности и дети-инвалиды [10]. Кроме того, за счет бюджетных средств субъектов РФ могут реализовываться региональные программы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, которые могут включать в себя, например, детей-сирот, кормящих матерей, детей из многодетных семей, реабилитированных лиц и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий и др.
Вместе с тем на начальных этапах функционирование системы ОНЛС было сопряжено с большим количеством проблем, основными среди которых были недостаточное финансирование, неотлаженность механизма реализации льготного лекарственного обеспечения (проблема выписки рецептов на льготные лекарства, сбои в осуществлении поставок и их оплате и др.), приводившая к большим задержкам получения лекарственных препаратов гражданами. Следствием этих проблем и желанием многих льготников получить денежную компенсацию стал их массовый выход из программы ДЛО, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.
Недостаточный объем финансирования в 2005 г. программы ДЛО привел к почти двукратному сокращению численности федеральных льготников. В 2006 г. объем потраченных денежных средств по программам ДЛО был увеличен почти вдвое, что способствовало увеличению почти в 3 раза суммы финансовых затрат в месяц на одного льготника. В целом за период с 2005 г. по 2012 г. численность федеральных льготников сократилась почти в 4 раза, несмотря на то, что сумма финансовых затрат на одного льготника с 2007 г. постепенно возрастала. С 2007 г. по 2012 г. она увеличилась почти в 3 раза и достигла суммы в 21189,6 руб. в год. Обращает на себя внимание неуклонный рост средней цены упаковки лекарственных препаратов с 146,31 руб. в 2005 г. до 934,45 руб. в 2012 г., то есть более чем в 6 раз. Заметим, что за этот же период индекс цен на медикаменты, рассчитываемый Росстатом, оказался равен 168,44% [12]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что рост средней цены упаковки объясняется не столько ростом цен на лекарственные препараты, сколько ассортиментным сдвигом в пользу более дорогостоящих лекарств. Это объясняется тем, что из программы ДЛО в основном выходят граждане, нуждающиеся в относительно дешевых лекарствах, а остаются в программе люди, страдающие заболеваниями, требующими дорогостоящего медикаментозного лечения.
С 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 17.07.2007 № 132-ФЗ [13] действует федеральная программа «7 нозологий», предусматривающая бесплатное лекарственное обеспечение лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей. Необходимость реализации этой программы была связана с осознанием того факта, что эффективное лечение пациентов, страдающих так называемыми «высокозатратными заболеваниями» требует значительных финансовых затрат, которые на приемлемом уровне могут быть обеспечены только средствами федерального бюджета. С 2008 г. сумма затрат, выделенных на программу «7 нозологий», выросла с 31,9 млрд руб. до 37,8 млрд руб. в 2012 г. (рассчитано по данным табл.1 и рис.1). | Статья в pdf-формате. |
| |
|
|