Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Вигандт Л. С.
заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита
Забайкальского института железнодорожного транспорта (г.Чита),
кандидат экономических наук


МЕХАНИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
На примере Читинской области

Поскольку в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ доходы региональных бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых их видов и безвозмездных перечислений, казалось бы, что и схема формирования бюджетов во всех регионах России должна быть одной и той же. Однако объем налоговых поступлений в целом и в расчете на душу населения по регионам колеблется в диапазоне от 1 до 50.
В депрессивных регионах, к которым в РФ относится и Читинская область, размер налоговых поступлений в бюджет в расчете на душу населения существенно ниже, чем в более развитых в экономическом отношении областях страны. По этому показателю она занимает одно из последних мест, хотя численность населения области составляет всего 0,9% населения России - 2,8 чел. на 1 кв. км (по России в среднем 8,5 чел.)
Уровень ее социально-экономического развития в ходе экономических реформ значительно снизился (даже по сравнению с соседними регионами, входящими в состав Восточно-Сибирского округа).
Собственные доходы области, определяемые закреплением налогов за региональными бюджетами по Налоговому Кодексу Российской Федерации, невелики (см. таблицу).

Таблица 1
Региональные налоги и сборы, закрепленные за региональным бюджетом по Налоговому Кодексу России
Вид налогаРаспределение платежей
В региональный бюджетВ местный бюджет
1. Налог на имущество организаций50%50%
2. Транспортный налогПо месту нахождения транспортных средств
3. Налог на игорный бизнес100%-
4. Региональные лицензионные сборы100%-
5. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности45%45%
6. Единый налог по упрощенной системе налогообложения45%45%

За региональным бюджетом закреплено 6 налогов, но только два из них: налог на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы полностью поступают в региональный бюджет. Остальные 4 налога распределяются между региональным и местным бюджетом в определенном соотношении, устанавливаемым областным законом.
Что касается доходов от федеральных налогов, поступающих в региональный бюджет, то о доле таких налогов, закрепляемой в этом бюджете, дает представление следующая таблица.

Таблица 2
Федеральные (регулирующие) налоги, зачисляемые в региональный бюджет
Вид налогаРаспределение платежей
В федеральный бюджетВ региональный бюджет
1. Налог на прибыль25%66,7%
2. Налог на доходы физических лиц-100%
3. Акцизы50%50%
4. Сбор за право пользования объектами животного мира40%60%
5. Водный налог40%60%
6. Лесной налог40%60%
7. Экологический налог20%80%
8. Налог на пользование недрами-100%
9. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы-100%

В региональный бюджет производятся отчисления от девяти федеральных налогов. Три из них: налог на доходы физических лиц, налог на пользование недрами и на воспроизводство минерально-сырьевой базы в полном объеме зачисляются в бюджет региона.
Статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации в региональных бюджетах предусматривает, наряду с собственными, и регулирующие доходы, закрепляемые за регионами по нормативам, утвержденным Законом о бюджете РФ.
В целом система формирования доходов регионального бюджета в России выглядит так:

Изменения в доходах бюджета Читинской области и их структуре свидетельствуют о том, что в депрессивном регионе его собственные доходы , составляющие менее 1/3 доходов регионального бюджета, имеют тенденцию к снижению, в частности, и потому, что в бюджете появилась новая строка - доходы целевых бюджетных фондов. В 2002 году они составляли 0,8% от бюджета региона, а в 2003 году увеличились в 9 раз и примерно на этом же уровне сохраняются в 2004 году. Это целевые бюджетные средства, направляемые на воспроизводство минерально-сырьевой базы, восстановление лесов, улучшение экологии области, водных ресурсов и дорог.
Изменения в структуре доходов бюджета Читинской области в 2002-2004 гг., %

Бюджет Читинской области формируется главным образом лишь за счет налога на доходы физических лиц. В последние годы обнаружилась тенденция к росту поступлений от этого налога. В 2004 году доля налога на доходы физических лиц в налоговых доходах области составляет 75,4%. Тенденцию же к снижению имеют остальные налоги, в том числе и налог на прибыль. Поступления от налога на прибыль в бюджет области в 2003 году уменьшились в 1,6 раза, а в 2004 году по сравнению с 2002 годом уменьшатся в 2,7 раза.
Эта тенденция обусловлена, прежде всего, изменением с 1 января 2002 года налоговой ставки и схемы зачисления налога на прибыль организаций (см. табл.3)

Таблица 3
Ставки налога на прибыль и схема зачисления налога в бюджеты разных уровней,%
Бюджет2001 г.2002 г.2003 г.Изменение схемы зачисления налога
Федеральный бюджет117,56-5
Бюджеты субъектов РФ1914,516-3
Местные бюджеты522-3
Всего352424-11

Значительная часть выпадающих доходов приходится именно на бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Другими причинами названной тенденции стали спад промышленного производства и структурные сдвиги в региональном производстве. При общем росте валового регионального продукта постоянно (из года в год) уменьшается доля производства товаров и увеличивается доля услуг, которые облагаются не налогом на прибыль, а единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В этой связи основную часть регионального бюджета начинают определять безвозмездные перечисления и изменения в их структуре.

Таблица 4
Изменения в структура безвозмездных перечислений в бюджете Читинской области РФ, %
Виды перечислений2002 г.2003 г.2004 г.
в абс. сумме, млн. руб.уд. вес, %в абс. сумме, млн. руб.уд. вес, %в абс. сумме, млн. руб.уд. вес, %
1. Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (трансферт)2602,783,94969,287,05082,387,4
2. Фонд компенсаций498,816,1457,98,0457,97,9
3. Субсидии на "северный завоз"--1302,31302,2
4. Субвенции на поддержку дорожного хозяйства--108,61,9108,61,8
5. Дотации на возмещение убытков ЖКХ--37,80,737,80,6
6. Взаимные расчеты--7,00,17,00,1
Всего безвозмездных перечислений3101,51005703,51005785,8100

В безвозмездных перечислениях в областном бюджете главное место занимают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (трансферт). На остальные приходится чуть более 10%.
Получив трансферт, область создает Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, средства которого в Читинской области в 2003 году достигли 45% от объема областного бюджета. Их доля в 2004 г. еще увеличится - до 45,3%.
О структуре расходов регионального бюджета дает представление следующая диаграмма.
Изменения в структуре расходов бюджета Читинской области, %

Почти половина бюджета области перераспределяется между муниципальными образованиями. Однако из 31 муниципалитета полностью собственными доходами не обеспечен ни один. На 70% и немногим более обеспечены собственными доходами бюджеты только трех муниципальных образований.
На основании исследования динамики состава доходов предлагается следующая типология муниципальных образований по доле собственных доходов в бюджете муниципалитета (табл. 5).

Таблица 5
Группировка муниципальных образований Читинской области по доле собственных доходов в местном бюджете, %
2003 год2004 год
Доля собственных доходовМуниципалитетыДоля собственных доходовМуниципалитеты
Более 70г. Чита, Могочинский,
Каларский районы
Более 80Могочинский район
50-70Краснокаменский, Борзинский, Забайкальский районы70-80г. Чита, Забайкальский район
40-50Оловянинский район50-70Краснокаменский, Борзинский, Хилокский, Оловянинский районы
30-40Шилкинский, Чернышевский, Хилокский, Петровск-Забайкальский,
Карымский, Балейский районы
40-50Чернышевский район
20-30г. Петровск-Забайкальский, Читинский, Улетовский, Тунгиро-Олекминский районы30-40Шилкинский, Петровск-Забайкальский, Карымский, Каларский районы
0-20г. Балей, Шелопугинский, Тунгокоченский, Сретенский, Приаргунский,
Ононский, Нерчинско-Заводский, Нерчинский, Кыринский, Красночикойский, Калганский,
Газимуро-Заводский, Алек-Заводской и Акшинский районы
20-30Читинский, Улетовский, Тунгиро-Олекминский, Приаргунский,
Нерчинско-Заводский, Кыринский, Балейский районы
0-20г. Петровск-Забайкальский,
г. Балей, Шелопугинский, Тунгокочинский, Сретенский, Ононский, Нерчинский,
Красночикойский, Калганский, Газ-Заводский, Алек-Заводский, Акшинский районы

До 50% бюджета могут обеспечить собственными доходами всего 6 муниципальных образований, у 25 собственные доходы обеспечивают менее половины бюджета, у 14 - не более 20 %.
В связи с изменениями налогового законодательства, вступившими в силу с 1 января 2004 года, доля собственных доходов в бюджетах муниципальных образований уменьшится в результате отмены налога с продаж, 40% которого в регионах зачислялось в местные бюджеты. В 2004 году у четырех муниципальных образований области собственные доходы в бюджете составят не более 12%, а в Алек-Заводском районе - 9,5%.
Бюджетная и налоговая система в России высоко централизована и уровень ее централизации в последние годы повышается.
О нормативах раздельных и так называемых совместных налогов в регионах России можно составить представление по следующей схеме.
Нормативы раздельных и совместных налогов в регионах РФ

Существующий до сих пор порядок ежегодных пересмотров ставок "совместных" налогов не способствует углублению фискальной автономии регионов и муниципалитетов. Как правило, он ведет к существенному перераспределению средств между бюджетами разных уровней и всегда не в пользу местных бюджетов. Региональным и местным органам власти к тому же трудно предугадать грядущие изменения в налоговом законодательстве. Поэтому при планировании налоговых поступлений в бюджеты неизбежны и просчеты.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия