Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Маликов Р. И.
профессор кафедры управления и экономики предпринимательства Уфимской государственной академии экономики и сервиса,
доктор экономических наук

Комаров А. Г.
доцент кафедры экономики и управления
Башкирского государственного университета (г. Уфа),
кандидат экономических наук

Богданова С. Ю.
старший преподаватель кафедры управления, экономики и прикладной информатики Уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Современные тенденции формирования организационной культуры молодежного предприниательства
В статье рассматриваются организационно-экономические аспекты формирования молодежного предпринимательства, методология формирования комплексных экономических показателей, характеризующих уровень развития молодежного предпринимательства. Дан краткий аналитический обзор целевых программ, регулирующих становление и развитие молодежного бизнеса
Ключевые слова: экономика инновационного типа, организационная культура, индекс развития молодежи, молодежное предпринимательство
УДК 338.23:331.5; ББК 65.290   Стр: 172 - 175

Предпринимательство представляет собой один из ключевых элементов современной экономики и является мощным инструментом борьбы с безработицей, предоставляющим широкие возможности для самозанятости населения и создания условий для увеличения рабочих мест. Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют важную роль в обеспечении экономического роста и занятости населения. Исследования, проведенные Всемирным банком, показали, что если в стране малый и средний бизнес производит менее 40% ВВП, то инвестиции в такую национальную экономику не дают необходимого экономического эффекта. Доля малого бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет порядка 20–25%, в то время как в Европе, в США этот показатель составляет 50%, в Китае — уже свыше 60% [1].
Улучшить свои позиции Россия может за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Одной из основных задач России является построение инновационной экономики. Согласно данным национального отчета «Глобальный мониторинг предпринимательства», Россия относится к странам с эффективностно-ориентированной экономикой, основными чертами которой являются: эффективное производство для увеличения производительности; конкурентоспособность (достигается за счет развития качества образования, эффективности рынка и способности извлекать пользу из существующих технологий). В процессе экономического развития становятся важными условия, которые обеспечивают надежное функционирование рынка и экономическую эффективность. Импульсами экономической эффективности экономики являются: профессиональная подготовка, эффективность рынка труда, размер товарного рынка, развитость финансового рынка, технологическая подготовленность, инновации и предпринимательство.
Предпринимательство является важным стимулом развития для эффективностно-ориентированной экономики. Значительное влияние на экономический вклад от предпринимательской деятельности оказывает наличие в стране людей, не только способных распознавать новые бизнес-возможности, но и имеющих достаточно знаний для их реализации. Очевидно, что это — молодое поколение предпринимателей. Они обладают высоким уровнем актуализации образования, так как совсем недавно окончили учебные заведения, в которых реализуются образовательные профессиональные программы нового поколения. Молодые люди в большей степени готовы к переменам, легче и быстрее привыкают к новым условиям, что, безусловно, очень важно для современного бизнеса. В национальном отчете «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» отмечено, что большая часть планирующих начать бизнес принадлежит к молодому поколению в возрасте до 35 лет — на их долю приходится 66%. Молодежь воспринимает предпринимательскую деятельность как основу материального благополучия и профессионального роста, поэтому именно молодежь является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе и инновационного, и играет главную роль в решении социально-экономических проблем.
Молодежное предпринимательство — одно из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в России. Согласно Концепции Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2020 года, предпринимательство для молодежи является базой для реализации деловой активности, основой для формирования и расширения среднего класса, создания и развития системы экономической стабильности государства. Создание благоприятных условий для развития молодежного предпринимательства и реализации предпринимательского потенциала молодежи даст соответствующий социальный эффект. Расширение возможностей и усиление влияния молодежного предпринимательства обуславливает необходимость использования его потенциала.
Молодежь — самая активная часть общества, которая быстро реагирует на любые изменения в жизни и эффективно воспринимает полезные их стороны, а следовательно обладает куда большим потенциалом и способностью к предпринимательской деятельности, чем другие возрастные группы.
Современный молодой предприниматель — это человек до 35 лет, владеющий малым бизнесом с небольшим штатом сотрудников. Характерной чертой именно молодых предпринимателей можно назвать склонность к риску и внедрению в свой бизнес инноваций. Опрос, проведенный Ассоциацией молодых предпринимателей, показал, что свыше 70% предпринимателей начали заниматься бизнесом в возрасте до 25 лет [2].
Молодежный потенциал можно ассоциировать с индексом развития человеческого потенциала. Специалистами была разработана методика комплексной оценки уровня развития молодежи, в основе которой — определение индекса развития молодежи (ИРМ) — интегральный показатель, оценивающий уровень развития человеческого потенциала молодого поколения (молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет) по трем основным направлениям: продолжительность жизни и здоровье, образование, уровень жизни (рис. 1).
За основу алгоритма расчета индекса развития молодежи была взята методика расчета подобного показателя, разработанная Департаментом ЮНЕСКО по Латинской Америке, а также метод построения индексов, с учетом фиксированных максимальных и минимальных значений показателей, который применяется при расчете индекса развития человеческого потенциала. Таким образом, индекс развития молодежи рассчитывается на базе трех групп следующих сводных индексов:
1) индекса здоровья,
2) индекса образования,
3) индекса дохода.
Вычисление индекса развития молодежи и частных индексов отдельных измерений (образования, здоровья, дохода) позволяет оценить соответствие приоритетности соответствующих программ развития и поддержки молодежного предпринимательства, масштабы их финансирования на национальном и региональном уровнях.
Рис. 1. Алгоритм расчета индекса развития молодежи
Последние данные фонда «Общественное мнение» показывают, что российский бизнес стремительно молодеет: 26% всех бизнесменов в России — молодежь до 30 лет. Социологические опросы показывают также, что 30% молодых людей до 23 лет хотели бы заняться бизнесом [3].
Несмотря на позитивные результаты исследования, ситуация с развитием молодежного предпринимательства в России остается неблагоприятной. Исследования российского предпринимательства показывают, что молодежное предпринимательство имеет ряд проблем:
● отток молодых специалистов из России (в конце июля 2013 г. ВЦИОМ опубликовал данные о том, как россияне относятся к эмиграции. Согласно опросам, желающих уехать из России — 13%. Среди молодежи эмиграционное настроение выше — о желании уехать заявил 31% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет [4]).
● отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство (на федеральном уровне категория «молодежное предпринимательство» не определена);
● слабо развита система государственной поддержки молодежного предпринимательства, включая финансовую поддержку (проблема создания стартового капитала для молодых предпринимателей является особо актуальной, что определяет также возрастные ограничения кредитования бизнеса, отсутствие обеспечения кредита, административные барьеры);
● неэффективно инфраструктурное обеспечение молодежного предпринимательства (инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства — это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности структур, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития молодежного бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг [5]);
● отсутствие опыта и недостаточная профессиональная подготовка молодых предпринимателей (две трети непредпринимательской группы населения считают, что не обладают достаточными знаниями и опытом для осуществления предпринимательской деятельности, четверть предпринимателей осознает недостаточные профессиональные компетенции [6]).
Основные проблемы, препятствующие открытию собственного дела молодыми людьми, распределились следующим образом: 53% — отсутствие финансов; 16% — недостаток опыта; 11% — недостаточное образование [7]. Таким образом, одной из значимых причин респонденты называют отсутствие доступа к финансовым ресурсам, а, следовательно, и неэффективность существующих финансово-кредитных механизмов.
Результаты проведенного опроса подтверждаются снижением темпов кредитования малого и среднего бизнеса (рис. 2). За текущий год ожидается снижение темпов прироста на 3%, данная тенденция сохраняется на протяжении трех лет.
Рис. 2. Кредитование малого и среднего бизнеса.
Источник: Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Современные экономические условия, в которых создается и функционирует бизнес, частично характеризуют следующие экономические индикаторы (данные приведены за I квартал 2014 г.):
1. Индекс деловой активности (используется для оценки состояния экономики и представляет собой комплексную и динамичную оценку предпринимательской деятельности) составил 49,2% (минимум с 2009 г.), причем цифры ниже «45–50» являются индикатором замедления темпов развития экономики [8].
2. Индекс предпринимательской уверенности в основополагающих для российской экономики отраслях опустился до минимальных за 3,5 года значений и находится сейчас в отрицательной зоне и составляет -3% (по данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики).
3. Чистый отток капитала (по данным ЦБР) в 1 квартале составил 50,6 млрд долл. [9]. Министерство экономического развития прогнозирует отток капитала из России в 2014 г. 100 млрд долл. [10]. Это может вызвать спад инвестиций и экономического роста. Таким образом, активы, заработанные предпринимателями в России, вместо того чтобы быть инвестированными в национальную экономику, в больших объемах вывозятся за рубеж, стимулируя экономическое развитие других стран. Решение проблемы видится в том, чтобы сделать нормальным инвестиционный климат.
Результаты аналитического обзора современной экономической ситуации свидетельствуют о замедлении темпов развития экономики, что, в свою очередь, может спровоцировать ухудшение ситуации на рынке труда.
В докладе «Глобальные тенденции занятости в 2014 году» отмечается, что темпы роста занятости остаются низкими, безработица продолжает расти, особенно среди молодых людей, а большое число разочаровавшихся потенциальных работников остаются вне рынка труда. В настоящее время около 74,5 млн мужчин и женщин в возрасте до 25 лет не имеют работы и уровень молодежной безработицы в мире составляет более 13% — это более чем вдвое выше, чем уровень безработицы в мире в целом [11].
Ситуация на рынке труда требует разработки и реализации активных мер. В частности решение проблемы с молодежной безработицей видится в создании предпринимательских структур инновационного типа, посредством которых молодые люди смогут наиболее эффективно реализовать свой потенциал. Стартовые условия (капитал, профессиональная грамотность, практические навыки и умения) должны создаваться при непосредственной государственной поддержке.
Создание благоприятных условий, качественной среды развития молодежного предпринимательства рассматривается в различных программах общегосударственного и регионального уровня, основной целью которых является стимулирование активности молодежного предпринимательства путем реализации действенной системы мер, направленных на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность.
Для решения проблемы занятости молодежи Международным форумом лидеров бизнеса (IBLF) совместно с Фондом принца Уэльского (The Prince’s Trust) была разработана Международная программа поддержки молодежного бизнеса, развитием которой занимается Youth Business International (YBI). The Prince’s Youth Business International (YBI) объединяет программы поддержки молодых предпринимателей в 40 странах мира.
Программа «Молодежный бизнес России» была разработана в сотрудничестве с российским филиалом IBLF, Британской неправительственной некоммерческой организацией OXFAM и «Королевским Банком Шотландии» ЗАО. На территории Калужской области, в первом пилотном регионе Российской Федерации, программа реализуется с 2008 года при содействии ЗАО НДКО «Женская микрофинансовая сеть», а с 2009 года при поддержке ООО «САБМиллер РУС», в Воронежской области при содействии Фонда развития предпринимательства Воронежской области. Владивосток присоединился к программе в конце 2010 года при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID), Транспортной группы FESCO, ООО «САБМиллер РУС». В марте 2011 года программа открылась в Новосибирской области при поддержке Credit Suisse EMEA Foundation, КПМГ и Новосибирской торгово-промышленной палаты. В марте 2012 года программа официально открылась в Ростовской области при поддержке ОАО коммерческого банка «Центр-Инвест» и USAID. Общее управление МБР осуществляется филиалом IBLF в России.
Программа «Молодежный бизнес России» (далее — МБР) направлена на содействие развитию молодежного предпринимательства, поиск альтернативных методов создания рабочих мест и способствует вовлечению молодежи в социально-экономические процессы региона. Для решения поставленных задач программа создает условия для получения молодыми людьми доступных финансовых средств — кредитов на открытие собственного дела. В дополнение к финансовой поддержке молодым людям предлагается помощь индивидуальных наставников, консультирование при составлении бизнес-планов и обучение различным вопросам ведения бизнеса, что может позволить молодым бизнесменам быстрее встать на ноги и избежать типичных ошибок на старте бизнеса.
Участие в программе дает:
Молодежи:
● Самореализацию.
● Финансовую независимость.
● Творческую свободу.
Органам власти и местного самоуправления:
● Создание новых рабочих мест.
● Социально-экономическую вовлеченность молодежи.
● Снижение уровня безработицы, рост благосостояния населения.
● Развитие сектора малого бизнеса.
Бизнесу:
● Улучшение репутации.
● Установление прочных связей с местным сообществом.
● Усиление мотивации сотрудников за счет вовлечения в социально значимые проекты.
В ходе Всемирного Саммита по поддержке и развитию молодежного предпринимательства в Лондоне программа «Молодежный бизнес России» заслужила высокую оценку. Достижения программы названы в числе пяти из более чем 30 национальных программ, оказавших наибольшее влияние на развитие международной сети YBI по всему миру. Результатом международного признания стала договоренность о том, что программа МБР станет основной платформой для основания виртуального учебного центра для стран СНГ, Восточной Европы и близлежащих стран. Эти учебные центры, по замыслу организатора, станут библиотеками, объединяющими лучший практический опыт по развитию молодежного предпринимательства в определенном регионе, и будут работать на развитие международной сети YBI через обмен опытом между региональными программами в географических кластерах [12].
Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции разработаны основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2014 год. В рамках содействия развитию молодежного предпринимательства определены следующие мероприятия: популяризация, вовлечение, отбор, обучение, сопровождение, обеспечение участия молодых предпринимателей в выставках, ярмарках. Результат мероприятий — обеспечение самозанятости молодежи. Субсидии в размере 20,1 млрд руб. выделяются на поддержку малого и среднего предпринимательства, при этом объем финансовой поддержки молодежного предпринимательства не определен.
В России действует целый блок государственных программ, направленных на поддержку молодежного предпринимательства. Во многих субъектах РФ действуют региональные программы, разработанные при согласовании с Росмолодежью, направленные на стимулирование активности молодежи в сфере предпринимательства.
На региональном уровне существует множество программ поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, в Республике Башкортостан в 2011 году осуществлялась ведомственная целевая программа «Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Республике Башкортостан». В 2012 году — ведомственная программа «Содействие развитию молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан».
Программы предполагают ряд мероприятий по вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность, по формированию у них навыков ведения бизнеса:
● информационные и рекламные кампании по повышению престижа предпринимательской деятельности;
● информационные, игровые и тренинговые мероприятия среди старшеклассников;
● региональные этапы конкурса «Молодой предприниматель России»;
● оценка бизнес-идей предпринимателями;
● организация стажировок на предприятиях;
● организация конкурсов молодежных предпринимательских проектов и бизнес-планов для последующей рекомендации к реализации и привлечению финансовых ресурсов;
● продвижение перспективных бизнес-проектов в организациях, оказывающих финансовую и инфраструктурную поддержку;
● информационная и консультационная поддержка деятельности сообществ молодых предпринимателей.
В законе «О молодежной политике в Республике Башкортостан» в разделе III «Молодежное предпринимательство в РБ» в статье 9 говорится, что «господдержка молодежного предпринимательства, которая заключается в том, что молодым гражданам гарантированы равные возможности для приобретения государственных предприятий и установлена система мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке молодежных предприятий» — сами меры не перечислены. В статье 10 этого же раздела дано определение понятия «молодежное предприятие».
Аналитический обзор публикаций по теме молодежного предпринимательства позволяет сформулировать понятие «субъекты молодежного предпринимательства». Таким образом, можно определить, что субъектами молодежного предпринимательства являются:
● физические лица в возрасте до 30 лет;
● юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет, составляет более 50%.
В процессе исследования основ формирования организационной культуры и оценки уровня развития молодежного предпринимательства определенные затруднения вызывает отсутствие систематизированных статистических данных, количественных индикаторов, характеризующих уровень развития молодежного предпринимательства. В связи с этим при формировании долгосрочной политики развития молодежного предпринимательства следует:
1. Систематизировать факторы, влияющие на формирование и развитие молодежного предпринимательства (предпринимательская среда; качество профессиональной подготовки; организационно-психологические параметры; механизм поддержки и взаимодействия с властными структурами, инфраструктурные условия формирования бизнеса и т. п.).
2. Разработать интегральный показатель качества организационной культуры молодежного предпринимательства с использованием комплексных критериев, таких как индекс развития человеческого потенциала, индекс развития молодежи, индекс предпринимательской уверенности.
Отметим, что молодежное предпринимательство на современном этапе развития экономических отношений, является если и не определяющей, то важной составляющей бизнеса. Все более увеличивается потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть более активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Подводя итог, необходимо констатировать факт становления молодежного предпринимательства как отдельной сферы экономических отношений, специфической области предпринимательской деятельности.


Литература
1. Доля малого бизнеса в ВВП РФ может быть увеличена до 50%. Экономика и жизнь [Электронный ресурс] // Экономика и жизнь. — 2013. — Режим доступа: http://www.eg-online.ru/.
2. Легко ли быть молодым /Начинающим бизнесменам помогут освоиться в деловой среде [Электронный ресурс] // Российская газета. — 16.07.2013. — Режим доступа: http://young.smb.gov.ru/.
3. Проект обучения предпринимателей /Фонд поддержки социальных проектов «Образование обществу» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://eduso.ru/.
4. Кремлевские IT-специалисты поборются с отъездом молодежи из России / [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/10/25/a538985.html.
5. Петросян С.Г. Направления и формы государственной поддержки молодежного предпринимательства [Электронный ресурс] //Электронный научный журнал «Управление экономическими системами. — 2011. — № 12. — Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/929-2011-12-27-12-08-14.
6. Верховская О.Р., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2011». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gsom.spbu.ru/files/gem_28_02_web.pdf.
7. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 (Вып. 2 за 2011 г.) — С. 11–16.
8. ВТО и Россия. Декабрь, 2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic_indicators/Index_of_activity_and_expectations/l178.
9. Экономика и управление национальным хозяйством // Экономические науки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.webeconomy.ru/index.php.
10. Капитал с Крымским отливом [Электронный ресурс] // Газета.ru. — Режим доступ: http://www.gazeta.ru/business/2014/03/27/5966389.shtml.
11. Глобальные тенденции занятости в 2014 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/news/2014/0121.htm/.
12. Программа поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодёжный бизнес России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.iblfrussia.org/programmes/current/detail.php?ID=290.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия