Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕврАзЭС

В соответствии с международными договорами, действующими в рамках Сообщества, одной из первоочередных задач ЕврАзЭС является создание согласованной системы образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, в том числе организация непрерывного образования в каждой из стран, участвующих в формировании единого экономического пространства в регионе СНГ.
Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, Центр интеграции образования Министерства образования Российской Федерации, Международный центр обучающих систем ЮНЕСКО, Санкт-Петербургский государственный университет, Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина провели с этой целью 22 июня 2004 года в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге и 23 июня - в городе Пушкине международную научно-практическую конференцию "Образование через всю жизнь: становление и развитие непрерывного образования в рамках единого образовательного пространства Евразийского экономического сообщества".
В работе конференции приняли участие депутаты национальных парламентов, представители законодательных и исполнительных государственных органов, учебных заведений и общественных организаций стран Евразийского экономического сообщества, а также видные ученые и специалисты в области образования, представители крупнейших учебных заведений России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Польши, Чехии, Венгрии, Дании, Швеции и США.
Участники конференции рассмотрели вопросы формирования общего и единого образовательного пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, перспективы участия стран Сообщества в Болонском процессе, возможности использования инновационных технологий в образовательной деятельности, проблемы непрерывного образования.
Принцип непрерывного образования ("образования через всю жизнь") впервые был сформулирован как общепризнанная норма международного права в 1965 году на форуме ЮНЕСКО. Однако этот принцип не в полной мере реализуется в национальных правовых системах и в деятельности государственных органов и образовательных учреждений государств-членов ЕврАзЭС.
Как было подчеркнуто на конференции, анализ ситуации в государствах Сообщества дает основания для ряда выводов.
1.До сих пор сохраняется структурная деформация образования. При подготовке кадров не в полной мере учитываются потребности рынка труда, что ведет к нехватке определенных специалистов и квалифицированных рабочих.
2.В сфере образования, за исключение очень ограниченного числа его секторов, еще не сложился конкурентный рынок.
3.Существует стабильное превышение спроса на высшее образование над предложением со стороны высшей школы. Вследствие этого за последние десять лет резко возросло, в основном за счет негосударственного сектора, число новых вузов, не всегда обеспечивающих высокое качество обучения.
Участники конференции отметили, что национальные системы образования могут сформировать общее образовательное пространство при условии, если все составные части, уровни и формы подготовки кадров будут взаимосвязаны общими целями, задачами и принципами деятельности и согласованно взаимодействовать с экономической средой. Общее образовательное пространство должно соответствовать задачам экономической интеграции и реальным потребностям общего рынка товаров, услуг и капитала в высококвалифицированных специалистах, должно найти реальное отражение в развитии общего рынка труда и упорядоченности процессов трудовой миграции.
Участниками конференции было рекомендовано национальным законодательным и исполнительным органам стран Сообщества и заинтересованным международным организациям в сфере образования внести предложения в разрабатываемый МПА ЕврАзЭС проект Основ законодательства об образовании. Особое внимание предлагается обратить на соответствие разрабатываемого документа общепризнанным нормам и принципам международного права и на международную практику организации непрерывного образования.
Предлагается поддержать инициативы: о создании Совета по образованию при ЕврАзЭС для координации деятельности государственных органов и образовательных организаций с целью формирования в рамках Сообщества общего образовательного пространства; о разработке межгосударственной целевой программы "Формирование и развитие общего образовательного пространства государств-членов Евразийского экономического сообщества" как документа, определяющего основы единой образовательной политики и важнейшие направления реформирования системы образования в каждом из государств Сообщества; о продолжении работы по созданию организационно-правовых условий, необходимых для формирования единого рынка труда в рамках ЕврАзЭС, организации социального партнерства образовательных учреждений, работодателей, органов государственного и муниципального управления образованием; об установлении обратной связи выпускников и работодателей с образовательными учреждениями на основе мониторинга системы образования.
При организации системы контроля за качеством обучения государствам Сообщества предлагается учесть опыт работы Ассоциации независимой экспертизы высшей школы Санкт-Петербурга, на базе которой создан Открытый международный университет качества образования, главными задачами которого являются: подготовка экспертов для оценки состояния аккредитации и аттестации вузов; создание сети центров аудита качества, координация целевых установок в системе управления качеством образовательных услуг
Признано необходимым поддержать решение Бюро МПА ЕврАзЭС о проведении в первом полугодии 2005 года (совместно с Московским государственным университетом) образовательного форума "Проблемы преподавания русского языка в государствах - членах ЕврАзЭС".
Был принят и ряд других рекомендаций.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия