Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Плоткин Б. К.
профессор кафедры коммерции и логистики
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Материальная ценность экономической информации в производственно-коммерческой деятельности предприятия
В статье изложены положения, согласно которым информация, используемая в производственно-коммерческой деятельности, обладает материальной ценностью. Выполнение требований полноты, достоверности и оперативности формируют информационный ресурс предприятия. Обосновывается существование объективного эквивалента информации и производства. Предлагаются корреляционно-регрессионные зависимости между объемами информации и производства. Положения и рекомендации направлены на повышение эффективности производственно-коммерческой деятельности за счет полного использования информационного ресурса предприятия
Ключевые слова: материальная ценность информации, информационный ресурс предприятия, производственный эквивалент информации, корреляционно-регрессионные зависимости между объемами информации и производства
УДК 330.3; ББК 65.01   Стр: 233 - 237

Современная общественно-экономическая жизнь порождает огромные объемы информации, вследствие чего информация претерпела существенные качественные изменения — превратилась в ресурс экономики и, в частности, производственно-коммерческой деятельности. С помощью информации вырабатываются и принимаются управленческие решения во всех сферах предпринимательской деятельности: производства, торговли, обслуживания. А это означает, что информация в значительной мере определяет эффективность хозяйственной деятельности каждого субъекта предпринимательства.
Информация стала важнейшим фактором общественного производства — как информационный ресурс в форме знаний и умений, компетенций и сведений, а также всякого рода данных. Информация есть результат достижений науки и практической деятельности специалистов различных отраслей экономики.
Во второй половине ХХ века в полной мере была оценена роль науки как непосредственной производительной силы общества. Это означает, что эффективность экономики зависит не только от материально-вещественных ресурсов, но и в значительной мере от информации — от информационных ресурсов.
Качество информационных ресурсов определяется их соответствием отображаемой действительности и возможностью их использования в практической деятельности. Такая информация фиксируется и хранится на разнообразных носителях: в научной литературе, хозяйственной документации, а в современных условиях — на электронных носителях. Важным свойством информационных ресурсов является то, что они являются воспроизводимыми. В процессе воспроизводства информации происходит её совершенствование.
Управление производственно-коммерческой деятельностью предприятий осуществляется на основе концепций, принципов и методов логистики, которые по своей сущности носят информационный характер.
Логистическая система управления предусматривает выполнение следующих функций: планирование, регулирование, учет контроль и анализ.
Функция «Планирование» есть не что иное, как проект производственно-коммерческой деятельности данного предприятия и включает тщательную проработку всех его разделов.
Функция «Регулирование» предусматривает осуществление на практике запланированного режима производственно-коммерческой деятельности по всем её составляющим.
Функция «Учет» обусловлена тем, что производственные и коммерческие процессы порождают значительный объём разнообразной информации, которая нуждается в соответствующей обработке и упорядочению, что и достигается с помощью учета.
Функция «Контроль» выполняет мониторинг, т.е. непрерывное отслеживание возникающих отклонений с целью корректировки составляющих производственных и коммерческих процессов.
Функция «Анализ» предусматривает установление причинно-следственных связей в процессе управления и получения информации для следующего цикла планирования.
Функции логистической системы управления подразделяются на задачи, с помощью которых выполняются необходимые управленческие процедуры. Ниже приводится основная номенклатура задач по функциям управления [4, с. 76–78]:
Задачи функции «Планирование»:
— определение потребности в материальных ресурсах для нужд производственно-коммерческой деятельности;
— расчет денежных сумм для закупок материальных ресурсов и товаров;
— выбор поставщиков материальных ресурсов и товаров;
— определение необходимых сопутствующих услуг при поставках материальных ресурсов и товаров;
— формирование каналов распределения — дистрибьюции — продукции;
— определение параметров «узлов» — запасов;
— разработка маршрутов транспортировки продукции;
— рециклинг материальных ресурсов.
Задачи функции «Регулирование» (реализация на практике запланированных мероприятий):
— увязка специфицированной потребности календарным планом производства;
— диспетчеризация материального потока;
— регулирование хода поставок;
— регулирование уровня запасов;
— сбор и заготовка вторичных материальных ресурсов.
Задачи функции «Учет»:
По данной функции задачи представляют собой формы оперативного и бухгалтерского учета и отчетности, включая составление первичных документов. Например:
— составление отчета об остатках материальных ресурсов (продукции);
— составление бухгалтерского баланса;
— выписка счетов и других банковских документов;
— отчет об образовании и использовании вторичных материальных ресурсов и др.
Задачи по данной функции по форме и содержанию являются информационными и обусловлены тем, что управляемая система — материальные потоки порождают огромный объем информации о своем состоянии.
Задачи функции «Контроль»:
— мониторинг соответствия фактических показателей процесса товародвижения запланированным значениям с целью внесения в случае отклонений необходимых корректировок. Например:
— контроль за выполнением договорных обязательств по поставкам продукции;
— контроль за уровнем производственных и товарных запасов и др.
Задачи функции «Анализ»:
— анализ выручки (доходов) предприятий логистической системы: предприятий-товаропроизводителей, оптово-торговых предприятий и других предприятий логистической инфраструктуры;
— анализ общих и логистических издержек;
— анализ прибыли и рентабельности;
— анализ использования материальных ресурсов;
— анализ материальных затрат и материалоемкости;
— анализ запасов и запасоемкости;
— анализ качества и надежности поставок;
— анализ хозяйственных связей.
Задачи по функции «Анализ» выполняются на основе данных, полученных по функции «Учет». Результаты анализа используются для следующего цикла управления, а именно: для функции «Планирование».
Приведенный перечень задач по каждой функции управления является типовым и неполным. Конкретизация номенклатуры и содержания задачи зависит от реальных условий производственно-коммерческой деятельности субъектов интегрированного рынка.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Корпоративная логистика / Под ред. В.И. Сергеева. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 976 с.
2. Плоткин Б.К. Научно-практические вопросы логистики и управления цепями поставок. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 79 с.
3. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Особенности принятия управленческих решений в производственно-коммерческой деятельно­сти: «правило диктатора» // Проблемы современной экономики. — 2011. — № 4. — С. 106–109.
4. Плоткин Б.К., Гогин Д.Ю. Предпринимательский функционал логистики. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — 325 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия