Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Сунарчина М. М.
доцент кафедры философии, социологии и педагогики
Башкирского государственного аграрного университета (г. Уфа),
кандидат социологических наук.


О роли и месте территориального соглашения в региональной системе социального партнерства
(на примере республики Башкортостан)
В статье рассматриваются проблемы становления системы социального партнерства в республике Башкортостан. Выделяются особенности территориального уровня при заключении соглашений. Дается краткий анализ состояния реализации обязательств, взятых сторонами территориального соглашения за период 2013–2014 гг. Формулируются предложения по совершенствованию данной деятельности в целях укрепления социально ориентированной рыночной экономики
Ключевые слова: социальное партнерство, трехсторонняя территориальная комиссия, территориальное соглашение, социальный институт, социальная защита
УДК 331(470.57); ББК 65.24 (2Рос. Баш)   Стр: 261 - 264

В настоящее время в Российской Федерации проблемы экономической регионализации, связанные с усилением роста самостоятельности и ответственности, как регионов, так и муниципалитетов стали очень актуальными. В их решении заинтересованы не только представители органов власти, но и экономисты, как теоретики, так и практики особенно, связанные с деятельностью муниципальных образований, как первоосновы региональной экономической и хозяйственной системы [1].
В России на сегодняшний день сложилась многоуровневая система социального партнерства: сформированы трехсторонние комиссии на федеральном, отраслевом и территориальных уровнях. Выработана практика заключения Генерального, отраслевых, тарифных, региональных соглашений, коллективных договоров. Практически во всех регионах России действуют двух- или трехсторонние территориальные соглашения.
В этой связи согласованная работа в рамках социального партнерства государства, бизнеса и профсоюзов является одним из самых значимых социально-экономических ресурсов в развитии региона и муниципалитетов, как важнейший фактор социальной стабильности республики и страны в целом. Сегодня именно социальное партнерство является основным инструментом решения вопросов развития производства, обеспечения занятости работников, предотвращения трудовых конфликтов. Хотя в деятельности самой системы есть немало слабых и неотрегулированных моментов, например, низкая степень социальной ответственности работодателей, не умение эффективно работать государственных структур, безынициативность и слабость солидарности профсоюзного актива.
Важную роль в обеспечении социальной стабильности общества в республике Башкортостан отводится системе социального партнерства, которая существует и развивается уже более 20 лет. Сегодня уже можно констатировать, что в этой системе сформировался и начал функционировать такой институт социальной защиты, как трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время на республиканском уровне действует 20 отраслевых соглашений, на уровне муниципальных районов и городских округов, 62 территориальных трехсторонних и 134 отраслевых соглашений. На предприятиях и в организациях действуют свыше 6,3 тысяч коллективных договоров, которые охватывают 96% первичных профсоюзных организаций [2].
В республике заключено десятое Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством Республики Башкортостан на 2014–2016 гг. Целью данного документа является реализация социально-ориентированной экономической политики, направленной на создание благоприятных условий для устойчивого развития производства товаров и услуг, предпринимательства и обеспечения на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения Республики Башкортостан [3].
В 2008 г. Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан были организованы семь профсоюзных округов. В настоящее время реализуется трехстороннее территориальное соглашение, подписанное на 2012–2014 годы.
Сегодня деятельность трехсторонней территориальной комиссии (ТТК) становится важнейшим рычагом становления социально-ориентированной рыночной экономики и оптимальной площадкой в поиске конструктивных решений и взаимовыгодных отношений. Приоритетами работы данной комиссии являются вопросы рынка труда, включая регулирование миграционных процессов, повышение уровня жизни работников региона, соблюдение трудового законодательства, охраны труда, а также организация летнего отдыха детей и оздоровление работников и пр.
Именно эти задачи легли в основу Республиканского соглашения, заключенного на 2014–2016 гг., основные положения, которого были интегрированы в отраслевые, территориальные соглашения, а также более чем в шесть тысяч коллективных договоров (более 97% республиканских предприятий), имеющих первичные профсоюзные организации.
Республиканское трехстороннее соглашение включает обязательства практически по всем ключевым вопросам социальной политики. В первую очередь, это создание условий труда, повышение уровня жизни работников и членов их семей, гарантия и доступность социальных услуг, обеспечение социальной защиты работников. Таким образом, этот документ, закрепляемый коллективными договорами и территориальными соглашениями должен являться гарантом обеспечения трудовых прав и повышения социального статуса работников региона.
При этом все виды соглашений реализуются в организациях через коллективные договоры, заключенные работодателями и представителями работников. Именно в них конкретизируются обязательства сторон, направленные на социальную защиту работников, направленную на обеспечение права работников на труд и достойную оплату труда, предоставление работникам дополнительных льгот и гарантий, обеспечение стабильной и эффективной работы организаций.
Нужно отметить, что проводимая в России в последнее двадцатилетие государственная политика обусловила повышение уровня самостоятельности муниципальных образований, которые в свою очередь активизировали развитие социального партнерства на территориальном уровне. В этой связи разработка и заключение территориальных соглашений стало значимым элементом республиканской системы социального партнерства, а значит стабилизации социально-экономической жизни страны в целом.
Сегодня роль территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на региональном и муниципальном уровне значительна, однако уровень эффективности их деятельности сегодня не отвечает тем масштабам задач, которые стоят перед ними.
Известно, что основными задачами территориальных комиссий являются: ведение коллективных переговоров по подготовке и заключению территориального соглашения; осуществление контроля над его выполнением; содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на территории муниципального образования; оказание практической и методической помощи в заключение коллективных договоров и отраслевых соглашений; подготовка предложений по принятию и проведение предварительных обсуждений проектов муниципальных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений, а также по вопросам, включенным в территориальное соглашение; согласование позиций сторон по отдельным направлениям социальной политики.
С инициативой по заключению территориального соглашения может выступить любая из полномочных сторон (представители органов власти, работодателей, профсоюзов), где выступившая с инициативой сторона обращается к другим участникам с письменным уведомлением, направляет каждой стороне свои предложения по проекту территориального соглашения. Стороны, получившие письменное уведомление, в течение семи дней начинают переговоры, которые должны завершиться в сроки, оговоренные сторонами.
Для ведения переговоров по заключению территориального соглашения, образуется рабочая группа из равного количества представителей сторон, предложенных координаторами сторон. Работу рабочей группы возглавляет Секретарь территориальной трехсторонней комиссии.
Практика показывает, что переговоры идут быстрее и успешнее при условии, когда представителями сторон составлен график переговорного процесса и спланирована повестка дня заседаний рабочей группы. Ведение протоколов является еще одним важным фактором, дисциплинирующим участников переговоров.
Такой порядок переговоров действует на уровне Республиканской трехсторонней комиссии, причем постоянно действующая рабочая группа РТК не только ведет переговоры по заключению Республиканского соглашения, но и рассматривает вопросы повестки дня заседаний РТК и вырабатывает согласованные проекты решений комиссии оперативно и конструктивно.
Что касается практики подготовки проекта территориального соглашения, то текст действующего соглашения принимается за основу и стороны предлагают свои предложения по дополнениям, изменениям или же исключению обязательств, потерявших свою актуальность. Предметом обсуждения на заседании рабочей группы являются только предложения сторон. Предложения, по которым на заседании рабочей группы стороны пришли к согласию считаются согласованными и в дальнейшем больше не обсуждаются. Несогласованные предложения выносятся на рассмотрение следующего заседания. По итогам заседания рабочей группы обязательно составляется протокол.
Если стороны не могут достичь согласия по какому-либо положению соглашения, то оно подписывается с протоколом разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров или даже трудового спора.
Важным моментом является информационное обеспечение работы комиссии. Текст соглашения должен быть непременно опубликован в местных СМИ. Работа комиссии в ходе выполнения соглашения в целом и отдельных обязательств должна регулярно освещаться в СМИ и доводиться до населения.
Однако проведенный в конце декабря 2013 года анализ сайтов администраций муниципальных образований показал, что на двадцати трех сайтах территориальных образований республики полностью отсутствует информация о социальном партнерстве, а на двенадцати сайтах имеется информация о социальном партнерстве, но размещена она в таких разделах, как «администрация», «социальная сфера», «о районе», «социальная защита» и других.
Это существенно снижает значимость проводимой работы по формированию и укреплению системы социального партнерства и его институтов на территориальном уровне. Учитывая, что информационно-коммуникационные технологии обеспечивают качественно новый уровень оперативности получения населением и организациями региона необходимой информации сегодня остро стоит вопрос актуализации интернет — ресурсов муниципалитетов и округов с целью полноценного освещения проводимой работы в рамках социального партнерства. Так, например, необходимо на главной странице сайта муниципального района, городского округа, создать отдельный раздел «социальное партнерство», дополнив его нормативными правовыми актами, информационно-аналитическими материалами статистикой и научной аналитикой. При этом важно подчеркнуть, что материалы должны постоянно обновляться и дополняться, поддерживая актуальность информационного поля территориального уровня системы социального партнерства в республике.
Отметим, что в системе социального партнерства республики Башкортостан территориальный уровень традиционно считался наиболее слабым звеном. Так, например, 5–6 лет тому назад территориальные трехсторонние соглашения действовали только в шести городах. А сегодня практически во всех муниципальных районах и городских округах республики имеются территориальные соглашения, заключенные между администрациями муниципальных образований, объединениями работодателей данной территории и территориальными объединениями профсоюзов. Эти соглашения представляют собой форму социального партнерства, учитывающую особенности и специфику территорий республики.
В этой связи формирование содержания территориальных соглашений начинается, прежде всего, с учета, анализа, изучения предложений и проблем социального положения работников организаций, учреждений, предприятий города и района, которые в дальнейшем должны стать предметом трехсторонних переговоров. Также в тексте территориального соглашения должны найти отражение договоренностей и обязательств Республиканского соглашения, а также отраслевых и территориально-отраслевых договоров.
Сегодня во всех 62 муниципальных районах и городских округах республики сформированы территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако они далеко не все эффективно функционируют, проблем достаточно много. Это и отсутствие четких планов работы, регулярности заседаний комиссий, несвоевременность подачи соглашений на экспертизу и регистрацию в Федерацию профсоюзов, легитимность и полномочность координаторов и представителей сторон ТТК.
Также важно подчеркнуть, что работа с содержанием этого социального документа требует динамичности, поскольку меняется экономическая ситуация, меняются приоритеты и задачи, что требует своевременного обновления трехсторонних соглашений, так как он заключается сравнительно на длительный период (3 года). В этой связи необходимо постоянное обновление и анализ проделанной работы с включением в нее новых эффективных подходов и механизмов на каждый последующий период.
В соглашения муниципальных образований включен нормативный параметр — прожиточный минимум, как целевой ориентир роста минимальной заработной платы, также практически все соглашения предусматривают обязательства сторон (Приложение № 3 к Республиканскому соглашению) по индексации заработной платы в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги [2].
Сегодня, несмотря на трудности становления системы социального партнерства есть положительные примеры, когда в территориальных соглашениях предусматриваются конкретные обязательства сторон, сформированные с учетом развития экономики муниципального образования. В качестве примера, можно привести территориальные соглашения городов республики — Агидель и Нефтекамск, где предусмотрено обязательство администрации города по созданию условий занятости молодежи, в том числе по установлению квот на рабочие места для выпускников учреждений профессионального образования в размере 5% от общей численности работников. В этом документе также прописано обязательство работодателей по их обеспечению. Администрацией города предусматривается выделение финансовых средств из бюджета муниципального образования на реализацию мероприятий по охране труда, проведение профилактических медосмотров в учреждениях бюджетной сферы.
В территориальном соглашении г. Салавата администрация города обязуется принимать меры по улучшению работы муниципального общественного транспорта, обеспечивать ее своевременное финансирования, обеспечивать регулирование цен и тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования. Также стороны соглашения взяли на себя обязательства по разработке программы оказания санаторно-курортных услуг работникам муниципальных учреждений. Подчеркнем, что аналогичные обязательства имеются также в соглашениях Стерлитамака и Уфы и реализуются на практике [3].
Однако наиболее реальным и практичным является соглашение Чишминского района, в котором имеется большое количество обязательств, улучшающих условия Республиканского соглашения, разработанных с учетом развития экономики района. Обозначены четкие параметры изменения уровня заработной платы и безработицы, предусмотрено обязательство работодателей по установлению в коллективных договорах соотношения в уровнях оплаты труда 10% работников с наименее низкой заработной платой и 10% работников с наиболее высокой заработной платой в пределах один к трем [4].
Что касается недостатков в вышеназванных соглашениях, то это, прежде всего, касается дополнительного финансирования тех разделов соглашения, в которых работодатели участвуют индивидуально, исходя из их финансового положения, а это зачастую означает, что не все обязательства работодателей, указанные в соглашении будут выполняться в срок и полностью. Также в этом соглашении предусмотрена оплата времени приостановки работником работы по вине работодателя в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, что является нарушением трудового законодательства и обязательств республиканского соглашения.
В некоторых соглашениях обеспечение новогодними подарками и организация новогодних утренников проводится на добровольных началах, что также противоречит Республиканскому соглашению, в котором ясно указано, что это является обязательством.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года установлен в сумме 5554 рублей в месяц и действует на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Республике Башкортостан. Так, например, в территориальном соглашении Стерлитамака указано, что работодатели обеспечивают минимальную заработную плату в пределах суммы МРОТ и прожиточного минимума [5].
То есть при минимальной зарплате в республике в размере 5554 рублей и обязательствах работодателей в Республиканском соглашении обеспечивать минимальную заработную плату не ниже прожиточного минимума, работодатели обязуются выплачивать минимум 6446 руб.
Однако как мы наблюдаем на практике это, зачастую не выполняется. Также анализ заключенных соглашений показывает, что в основной массе трехсторонние соглашения в муниципальных образованиях формируются на базе республиканского соглашения, даже полностью повторяют его. Хотя трехстороннее соглашение должно формироваться с участием профсоюзного актива, бизнес групп и администрации района или города, т.е. учитывать мнения и предложения всех заинтересованных участников.
Очень важно, чтобы в соглашении учитывалось социально-экономическое положение каждого муниципального образования. Чем больше внесено конкретных обоснованных обязательств сторон и учтены особенности территории, тем легче реализовать такие договоренности. При этом большинство положений соглашения требует финансирования, поэтому вносимые изменения и дополнения необходимо сформулировать до принятия бюджета муниципального образования на соответствующий период, а не после, как это часто происходит.
Важным условием эффективности и реализации территориального соглашения является проведение экспертизы проекта данного документа и порядок согласования в вышестоящем профсоюзном органе.
Совсем недавно республиканская федерация профсоюзов начала осуществлять экспертизу проектов и предварительное согласование территориальных соглашений. Сегодня это стало обязательной процедурой для всех территориальных соглашений. Процедура экспертизы проекта, которая проводится до его подписания сторонами, предусматривает анализ содержания проекта на соответствие трудовому законодательству, республиканскому соглашению и на предмет выявления условий, ухудшающих положение работников. В случае выявления данных несоответствий муниципальным образованиям направлялись замечания и рекомендации для внесения их на рассмотрение сторон территориальных трехсторонних комиссий.
Процедура предварительного согласования предусматривает анализ содержания представленного соглашения на предмет устранения ранее выявленных замечаний. Для проведения предварительного согласования представляется оригинал соглашения после его подписания сторонами. И только после согласования с Федерацией профсоюзов РБ Соглашение регистрируется в территориальном органе Министерства труда и социальной защиты населения.
Нужно отметить, что уже 21 проект территориальных трехсторонних соглашений прошли экспертизу и предварительное согласование в Федерации профсоюзов РБ.
Однако комиссия по социальному партнерству обнаружила серьезные нарушения, например, в Зианчуринском районе республики в мае 2013 года было пролонгировано территориальное соглашение на 4 года, заключенное на 2012–2016 гг., что противоречит ТК РБ. При пролонгации в него не было внесено никаких изменений, однако в органах по труду соглашение было зарегистрировано без замечаний. В итоге в соглашении сохранены ссылки на недействующие нормативно-правовые акты.
На сегодняшний день в девяти муниципальных образованиях Республики Башкортостан заканчивается срок действия соглашений. В этой связи Федерации профсоюзов и соответствующих отделов необходимо проконтролировать этот процесс в целях недопустимости заключения фиктивных соглашений вплоть до применения санкций нерадивым профсоюзным руководителям.
В работе территориальных трехсторонних комиссий имеется немало проблем, которые требуют своевременного решения. Так, например, зачастую работа над формированием нового проекта соглашения начинается только после окончания срока действия старого территориального соглашения и в этой связи регистрация соглашения в Федерации профсоюзов задерживается порой на длительные сроки.
Среди традиционных недостатков в работе ТТК необходимо отметить следующие: формальный подход к включенным в соглашение обязательствам и гарантиям; отсутствие системной и продуманной работы трехсторонней территориальной комиссии; формальный подход к проблемам, рассматриваемым на заседаниях без серьезного анализа ситуации; безинициативность, а порой не заинтересованность в активном сотрудничестве сторон; низкая социальная ответственность предпринимательства и чиновничества; недостаток профессионализма у профсоюзных представителей; отсутствие полновесного контроля и проверки выполнения соглашений; отсутствие санкций за невыполнение решений ТТК. В этой связи необходимо работу территориальной трехсторонней комиссии приводить в соответствие с положениями и регламентами.
Сегодня важно понимать, что заключаемые территориальные соглашения это не документ о намерениях сторон, а реальная практика и основа для активных действий представителей в сфере социально-трудовых отношений. Администрации, работодатели, профсоюзы на территории муниципальных образований как заинтересованные стороны несут полную ответственность в деле становления в регионе социально ориентированной рыночной экономики.


Литература
1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года // http://garant.ru/hotlaw/federal/436087 (дата обращения 9.06.2014)
2. Социальное партнерство. Методические и статистические материалы. ФП РБ — Уфа, 2014.
3. Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан на 2014–2016 годы» от 1. ноября 2013 г. // http://fprb.ru копия (дата обращения 9.06.2014).
4. Левчук И. Наша сила — в единстве // Действие / ФП РБ. — Уфа, 2014. — № 20. — С.3.
5. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 19.11.2013 г. № 55 // http://klerk.ru/buh/news/227440 копия (дата обращения 9.06.2014)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия