Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Гейдт А. В.
соискатель кафедры социально-экономического планирования
Сибирского федерального университета (г. Красноярск)

Зандер Е. В.
заведующий кафедрой социально-экономического планирования
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
доктор экономических наук, профессор


Модель управления электроэнергетикой как естественной монополией
В статье рассмотрены методологические основы управления электроэнергетикой как естественной монополией. Предложена методология определения комплексной оценки эффективности с использованием введенных автором экзогенного и эндогенного коэффициентов эффективности естественных монополий. На основе разработанной методики выделены четыре базовые стратегии госрегулирования естественных монополий. Предложена долгосрочная модель перехода между базовыми стратегиями. Обозначены критерии для проведения оценки эффективности проводимых реформ естественных монополий в России и за рубежом
Ключевые слова: эндогенная эффективность электроэнергетических монополий, экзогенная эффективность естественных электроэнергетических монополий, неэкономические аспекты критерия оптимальности
УДК 332.145; ББК 65.23   Стр: 266 - 270

Концепция оценки эффективности деятельности естественной монополии требует определения трех основных параметров:
● эндогенной эффективности естественных электроэнергетических монополий;
● экзогенной эффективности естественных электроэнергетических монополий;
● неэкономических аспектов критерия оптимальности [1, 3].
Эндогенная эффективность электроэнергетической отрасли характеризуется долей эффективных издержек в общих издержках на производство. К эффективным относятся издержки, необходимые для выполнения основной цели функционирования электроэнергетики в национальном хозяйстве и являющиеся одновременно неэкономическими критериями оптимальности деятельности отрасли.
Оптимальная деятельность отрасли должна обеспечить:
удовлетворение предъявляемого спроса на электрическую энергию;
обеспечение бесперебойного и надежного функционирования отрасли (энергетической безопасности);
содействие развитию национального хозяйства (возможность удовлетворить рост спроса на электроэнергию в целях развития национальной экономики);
обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;
соответствие характера деятельности отрасли требованиям государственной политики (протекционизм, закрытая экономика и пр.) [2].
К параметрам экзогенной эффективности электроэнергетики относятся два основных критерия:
● электроемкость ВРП либо ВВП (доля затрат на электроэнергию в интегральной цене произведенной в рамках региона либо государства продукции);
● эластичность спроса на ВРП/ВВП.
Первый критерий является, как правило, исторически предопределенным и может быть изменен в результате смены технологий производства в других отраслях экономики на менее электроемкие, а также в результате изменения самой структуры ВВП по отраслям как следствие проводимой государственной политики.
Второй критерий связан с уровнем жизни в регионе (стране), т.к. при росте цен на продукцию ВРП (ВВП), потребление может снижаться в большей или меньшей степени за счет имеющихся сбережений домашних хозяйств. Также этот критерий может быть управляем государством с помощью проведения протекционистской политики в отношении местных производителей, но такие меры требуют значительных государственных расходов [4].
Эндогенный коэффициент эффективности естественных монополий (ЭнКэфем) определяем как долю эффективных издержек в структуре конечной цены естественного монополиста. Чем ниже эндогенная эффективность естественной монополии, тем больший потенциальный экзогенный эффект на национальную экономику может быть получен при ее повышении.
Максимальный потенциальный относительный прирост ВВП (∂Qввп max) на национальную экономику равен произведению экзогенного коэффициента эффективности естественных монополий (ЭкКэфем) на относительный прирост эндогенной эффективности естественной монополии (∂ЭнКэфем) до максимального уровня, равного единице, и составляет:
∂Qввп max = ЭкКэфем · ∂ЭнКэфем , (1)
∂ЭнКэфем=1/ЭнКэфем , (2)
∂Qввп max = ЭкКэфем/ЭнКэфем (3)
ЭкКэфем = dQввп/dPеm, 0 < |ЭкКэфем| < 1, (4)
где dPеm — прирост цены за продукцию естественной монополии;
dQввп — прирост ВВП.
Очевидно, что ЭнКэфем является своеобразным «мультипликатором» воздействия ЭкКэфем на прирост ВВП dQввп, т.к. при первоначально низком уровне этого показателя итоговое изменение объема ВВП может отличаться от ЭкКэфем в разы.
В предложенной модели взаимодействия двух факторов эффективности естественных монополий — экзогенного и эндогенного — наименьшие трудности вызывает проведение расчетов по определению экзогенного коэффициента эффективности деятельности естественной монополии как произведения коэффициента эластичности спроса на продукцию ВВП и доли издержек на продукцию естественных монополий в общих издержках на производство ВВП. Существенную сложность представляет проблема определения коэффициента эндогенной эффективности естественной монополи, а точнее, уровня эффективных издержек предприятия — естественного монополиста. Для достижения этой цели необходимо анализировать фактически сложившуюся (постфактум) себестоимость продукции естественных монополий на предмет вычленения «неэффективных» издержек на: рекламу, повышение заработной платы сотрудникам сверх среднего значения по региону, рост штата и фонда оплаты труда управленцев, строительство объектов непроизводственной сферы и т.п. [4].
Регулирующие органы в России занимаются таким анализом при согласовании тарифов на следующие периоды регулирования, но возникает проблема несоответствия информации и временных лагов. Как правило, анализу при формировании тарифов на следующий год подвергаются отчетные данные предыдущего года по отношению к текущему. Также имеют место определенные установки менталитета и трудового законодательства, не позволяющие снижать даже неэффективно понесенные затраты по сравнению с предыдущими периодами. Все это приводит к тому, что на предприятиях естественных монополистах в России при относительно невысокой инвестиционной привлекательности и огромном износе производственных мощностей наблюдаются, так называемые, «неэффективные издержки», проявляющиеся в непомерно завышенном уровне оплаты труда высшего руководства и высоких зарплат вообще по предприятиям — естественным монополистам, высоких издержках на возведение объектов непроизводственной сферы, наибольшем, чем в среднем по региону, уровне социальных затрат и т.д. При этом производительность труда на одного работающего в отраслях естественных монополий зачастую не растет одновременно с ростом выплат [1, 2].
Решение задачи определения коэффициента эндогенной эффективности естественных монополий рекомендуется проводить в каждой конкретной отрасли, конкретном регионе и конкретном предприятии естественных монополий на основе фактических данных о понесенных затратах за прошедшие периоды.
Задачей государственного регулирования естественных монополий является установление таких правил рынка естественных монополий, при которых совокупный эффект на национальную экономику будет максимальным, т.е. будет выполняться условие максимизации объема ВВП (dQввп):
dQввп = ЭкКэфем · dЭнКэфем
dQввп → max , (5)
где ЭкКэфем — экзогенный коэффициент эффективности естественных монополий,
ЭнКэфем — эндогенный коэффициент эффективности естественных монополий.
Соответственно, задача повышения эффективности воздействия естественно-монопольного сектора на рост национальной экономики в части госрегулирования сводится к следующему алгоритму действий (рис.1).
Рис. 1. Алгоритм выбора направления госрегулирования в зависимости от экзогенной и эндогенной эффективности естественных монополий

Четыре альтернативные сочетания уровней экзогенного и эндогенного коэффициента эффективности естественной монополии дают возможность определить наиболее перспективное направление (базовую стратегию) государственного регулирования в том или ином конкретном случае:
1. Высокая экзогенная эффективность естественных монополий в сочетании с высоким коэффициентом эндогенной эффективности. В данном случае целью государственного регулирования будет недопущение роста цены на продукцию естественной монополии (ограничение прибыли монополиста и недопущение роста неэффективных издержек) в связи с тем, что итоговый рост цены значительно повлияет на снижение ВВП в связи с высоким ЭкКэфем. Дальнейшее увеличение эндогенной эффективности проблематично в связи с высоким его начальным уровнем. Дополнительным направлением регулирования будет управление экзогенной эффективностью естественных монополий в целях снижения влияния возможного в будущем роста цены естественных монополий на национальную экономику.
2. Высокая экзогенная эффективность естественных монополий в сочетании с низким коэффициентом эндогенной эффективности. В данном случае эффективным направлением государственного регулирования будет стимулирование повышения эндогенной эффективности естественной монополии с последующим снижением тарифа. При высоком ЭкКэфем снижение цены монополиста окажется существенное благоприятное влияние на рост ВВП.
3. Низкая экзогенная эффективность естественных монополий в сочетании с высоким коэффициентом эндогенной эффективности. В данном случае задачей государственного регулирования будет минимальное вмешательство в деятельность естественных монополий в связи с уже достигнутой высокой эффективностью ее деятельности. Основной целью будет являться поддержание столь высокого уровня эффективности на текущем уровне.
4. Низкая экзогенная эффективность естественных монополий в сочетании с низким коэффициентом эндогенной эффективности. В данном случае задачей государственного регулирования будет стимулирование повышения эндогенной эффективности естественных монополий, но не обязательно сопровождающееся понижением цены на продукцию естественных монополий. В случае наличия проблем в отрасли, связанных с недостаточностью прибыли монополиста или инвестиций, эффективным будет вмешательство, нацеленное на замену «неэффективных издержек» «эффективными затратами» за счет увеличения инвестиций естественных монополий, повышение рентабельности отрасли с целью привлечения внешних инвесторов и пр. Даже при повышении итоговой цены естественных монополий отрицательный эффект на национальную экономику в связи с низким ЭкКэфем будет незначительным.
Можно выделить четыре базовые долгосрочные стратегии госрегулирования (рис.2), характеризующиеся постепенными переходами между вышеописанными альтернативными сочетаниями экзогенных и эндогенных факторов эффективности естественной монополии.
Успешная реализация стратегии приводит к переходу на следующий этап по зеленой стрелке, неуспешное регулирование обуславливает переход по красной стрелке.
Итак, после вычисления эндогенного и экзогенного коэффициентов эффективности естественной монополии, отнесения их по уровням к высоким или низким значениям и определения стратегии государственного вмешательства нам необходимо понимать, какие именно способы из имеющихся в мировой практике могут привести к достижению поставленных целей.
Необходимо провести детальный анализ описанных в теории и используемых в практике способов и методов государственного регулирования с точки зрения их влияния на экзогенную и эндогенную эффективность естественной монополии, а также рассмотреть существующие проблемы и ограничения каждого из методов с позиции затрат на их проведение и конечную эффективность. Итогом проделанной работы станет определение портфеля методов госрегулирования для каждой из четырех базовых стратегий, приведенных на рис.2.
Рис. 2. Стратегии перехода между альтернативами сочетаний экзогенной и эндогенной эффективности естественных монополий

Авторская модель [3] влияния естественных монополий на рост национальной экономики с целью определения возможных сфер влияния государства как регулирующего органа показана на рис.3.
Dем — агрегированный спрос на продукцию естественной монополии. Наклон кривой спроса характеризуется низким коэффициентом эластичности на продукцию естественной монополии.
Sем — функция предложения естественного монополиста. Как правило, изменение цен в результате тарифного регулирования происходит дискретно на величину изменения тарифа:
S2ем = S1ем + ΔP (6)
Наклон кривой предложения характеризуется наличием экономии от масштаба производственной функции естественного монополиста;
Pввп/Pем — функция зависимости агрегированной цены продукции прочих отраслей ВВП от цены на продукцию естественных монополий. Наклон кривой этой функции является следствием доли издержек на продукцию естественных монополий в агрегированных издержках продукции прочих отраслей (например, в случае электроэнергетики — энергоемкость ВВП);
Sввп — функция агрегированного предложения прочих отраслей. Изменение тарифа естественной монополии приводит к изменению производственной функции прочих отраслей;
Qввп — агрегированный объем выпуска ВВП;
Qем — агрегированный объем выпуска естественных монополий.
Рис.3. Схема возможных направлений государственного регулирования с целью повышения эффекта от деятельности естественных монополий на национальную экономику

Итак, все методы повышения эффекта от деятельности естественных монополий относятся к двум основным сферам государственного регулирования: управление экзогенной и эндогенной эффективностью естественных монополий.
Как следует из схемы (рис.3), лишь одно из трех возможных направлений государственного регулирования в области повышения эффективности от деятельности естественных монополий связано с управлением эндогенной эффективностью естественной монополии — направление № 1 изменение тарифов (ΔPем). Такое регулирование перспективно при изначально низком коэффициенте эндогенной эффективности и характерно для базовых стратегий госрегулирования № 1 и № 4 (рис.2). Целью воздействия является изменение конфигурации кривой предложения естественного монополиста в направлении «вниз» для снижения издержек до уровня эффективных (чтобы ЭнКэфем => 1).
При достижении ситуации высокой эндогенной эффективности естественной монополии задачей государства становится управление экзогенной эффективностью естественных монополий для минимизации возможных исков от повышения цены на продукцию естественных монополий, т.е. для базовой стратегии госрегулирования № 2 (рис.3). Регулирование возможно в двух направлениях:
Направление № 2 (Δd) — изменение конфигурации кривой доли цены на продукцию естественных монополий в агрегированной цене ВВП (Pввп). Как правило, оно направлено в сторону ее снижения с целью минимизации возможных убытков от повышения цены на продукцию естественных монополий.
Возможные методы госрегулирования в этом направлении:
● изменение структуры ВВП (поддержка отраслей, использующих продукцию естественных монополий в меньшей степени);
● проведение политики экономии ресурсов естественных монополий (допустим, для отрасли электроэнергетики — проведение политики энергоэффективности и энергосбережения).
Направление № 3 (Δc) — изменение конфигурации кривой внутреннего спроса на продукцию национальных производителей с целью изменения коэффициента ценовой эластичности внутреннего спроса на продукцию ВВП (в основном с целью снижения эластичности), в том числе:
● проведение протекционистской политики внутренних производителей по отношению к импортным субститутам (таможенная, фискальная политика);
● стимулирование внутреннего спроса (проведение соответствующей кредитно-денежной политики) и пр.
Таким образом, регулируя три параметра: цену естественной монополии, долю издержек на продукцию естественных монополий в объеме ВВП и ценовую эластичность внутреннего спроса на ВВП, государство может осуществлять эффективную политику по максимизации положительного эффекта от деятельности естественных монополий на национальную экономику. Выбор оптимального направления госрегулирования, очевидно, должен осуществляться исходя из сложившейся ситуации в естественно-монопольном секторе и национальной экономике (табл. 1).

Таблица 1
Выбор оптимального направления госрегулирования в зависимости от избранной базовой стратегии
Базовые стратегии госрегулирования (рис. 3)Оптимальное направление госрегулирования
Стратегия № 1
Стратегия № 4
Управление эндогенной эффективностью (снижение Рем до Рэф)
Стратегия № 2Управление экзогенной эффективностью (снижение эластичности спроса на продукцию ВВП либо снижение доли естественных монополий в объеме ВВП)
Стратегия № 3Поддержание эндогенной и экзогенной эффективности естественных монополий на сложившемся уровне


Важным моментом в проведении государственного регулирования деятельности естественных монополий является оценка их эффективности, т.е. соотношения затрат на проведение соответствующих мероприятий и ожидаемого (постфактум и реально полученного) экономического и социального эффекта.
КэфГР = Эффект от ГР/Затраты на ГР = ΔQввп /Затраты на ГР (7)
Таким образом, авторская методология определения комплексной оценки эффективности с использованием экзогенного и эндогенного показателей (коэффициентов) эффективности естественных монополий позволяет максимизировать положительный экономический эффект от регулирования с помощью долгосрочной модели своевременного перехода между базовыми стратегиями.


Литература
1. Астапов К. Реформирование электроэнергетики в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 6. — С. 45–46.
2. Бутыркин А. Проблемы реформирования естественных монополий // МЭиМО. — 2003. — № 12. — С. 9.
3. Гейдт А.В. Модель эффективного функционирования естественных монополий. Оптимизация деятельности электроэнергетического сектора. — М.: Креативная экономика, 2013. — 92 с.
4. Питтмен Р. Вертикальная реструктуризация инфраструктурных отраслей в странах с переходной экономикой / Московский центр Карнеги // Working Papers. — 2003. — № 1. — P. 7.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия