Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Кулбатыров Н. Н.
директор Центра развития предпринимательства
АО «Институт экономических исследований» (г. Астана),
магистр экономики

Асенова А. Е.
старший эксперт Центра развития предпринимательства
АО «Институт экономических исследований» (г. Астана),
кандидат экономических наук


О некоторых особенностях развития инновационного предпринимательства в Казахстане
В статье исследуется роль и значение субъектов малого и среднего бизнеса в развитии инновационной экономики Казахстана. Показана динамика инновационного развития Казахстана. Рассмотрены инструменты государственной поддержки инноваций. Выявлены некоторые проблемы инновационного развития и предложены пути их решения. В качестве примера развития инновационного предпринимательства приводится государство Израиль, где особую роль сыграли инновационные кластеры
Ключевые слова: Республика Казахстан, инновационное предпринимательство, господдержка инноваций, проблемы развития инноваций, технологический инкубатор, Израиль
ББК У 9(2)-55(2К)   Стр: 276 - 281

На сегодняшний день в мире еще не существует конкретной модели инновационного развития экономики, строго следуя которой в стране обязательно наступит социально-экономическое благополучие. Согласно методикам различных международных рейтингов, основополагающими факторами экономического развития являются человеческие ресурсы, конкурентный малый и средний бизнес, инфраструктурная база и эффективная институциональная среда, которые помогут достичь практических результатов в области технологий и инноваций.
За последние десять лет Казахстан прошел нелегкий путь по формированию основ инновационной системы. По результатам исследования, проведенным 18 июля 2014 года Университетом Корнелл и Всемирной организацией интеллектуальной собственности совместно с Международной бизнес-школой INSEAD, Республика Казахстан заняла 79 место в рейтинге «Глобальный индекс инноваций», улучшив позицию на 5 пунктов по сравнению с прошлым годом. По региональной классификации среди стран Центральной и Южной Азии Казахстан занимает 2 место, находясь между Индией и Бутаном. Исследование охватило 143 страны, которые в совокупности производят 98,3% мирового ВВП и в которых проживает 92,9% населения планеты. Так, наиболее инновационными странами, согласно результатам исследования, признаны Швейцария, Великобритания, Израиль и Швеция. Улучшив в 2014 году свои позиции по основным показателям, Казахстан демонстрирует положительную динамику по отдельным составляющим показателям индекса. Так, по показателю «развитости бизнеса» страна поднялась на 16 позиций, заняв 103 место, по развитости рынка — на 9 позиций, по институтам — на 3 позиции1.
В целях создания культуры инновационного предпринимательства в Казахстане требуется интеграция лучших мировых форматов edutainment, развитие системы трансферта технологий, коммерциализация разработок и технологий, популяризация инновационной деятельности и изобретательства, побуждение к генерации идей. Основными инструментами при реализации новой стратегии развития инноваций в Казахстане должны стать технологическое прогнозирование, целевые технологические программы, база данных международных экспертов, международные центры трансферта технологий, парк инновационных технологий, отраслевые конструкторские бюро, офисы и центры коммерциализации.
Государственная поддержка развития инновационного предпринимательства осуществляется Министерством индустрии и новых технологий и АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек». В целях развития инноваций в стране Правительством РК были приняты Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010–2014 гг. и Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010–2014 гг., а также Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 гг. В 2003 г. был создан АО «Национальный инновационный фонд», с помощью которого началось финансирование первых проектов. В 2004–2010 гг. были созданы первый отечественный венчурный фонд, первый технопарк, запущен первый технологический бизнес-инкубатор, создано первое конструкторское бюро. Далее, в 2011–2012 гг. были созданы два международных центра трансферта технологий и первые офисы коммерциализации. В целом за 10 лет удалось идентифицировать более 3000 инновационных разработок или проектов, 600 из них оказана практическая помощь в реализации. За прошедший период рассмотрено 1 300 заявок, из которых предоставлены 194 инновационных грантов, на общую сумму 9,5 млрд тенге. На базе 21 НИИ и ВУЗов на конкурсной основе созданы офисы по коммерциализации их разработок. Рассмотрено 436 заявок, из которых для технологического бизнес-инкубирования отобраны 96 инноваторов, на общую сумму 681 млн тенге. Управленческие технологии внедрены на 28 отечественных предприятиях. С помощью Отраслевых конструкторских бюро машиностроительными предприятиями освоено 184 наименования востребованной продукции2.
Рис 1. Основные показатели инновационного развития в РК за 2003–2012 гг.

В настоящее время в Казахстане действуют восемь технопарков, основной задачей которых является поддержка трансферта инновационных технологий:
— АО «Технопарк КазНТУ им. К.И. Сатпаева»;
— ТОО «Алматинский региональный технопарк»;
— ТОО «Восточно-Казахстанский Региональный технопарк «Алтай»;
— ТОО «Региональный технопарк г.Астаны»;
— ТОО « Региональный технопарк в ЮКО»;
— ТОО «Технопарк «Алгоритм»;
— ТОО «Технопарк «Сары-Арка»;
— ТОО»AlatauIT City management».
Программа технологического бизнес-инкубирования начала реализовываться в 2010 году. Под технологическим бизнес-инкубированием следует понимать не только оказание технопарками субъектам предпринимательской деятельности на начальном этапе их функционирования услуг по предоставлению помещений, оборудования, ведению бухгалтерского учета, юридическому, информационному и консультационному сопровождению, привлечению инвестиций, управлению проектами, а также за счет финансовой поддержки государства, которая способствует превращению идеи в успешное предприятие.
Рис 2. Структура отобранных в 2011 г. проектов в разрезе технопарков-участников программы технологического инкубирования
Источник: http://www.natd.gov.kz/our_activities/tools_to_support_innovation/TECH-BUSINESS-INCUB/

В разрезе технопарков, участвующих в программе, наибольшее количество отобранных проектов заявлены при поддержке ТОО «Региональный технопарк г. Астаны».
Посубъектно, наибольшее количество проектов, отобранных для технологического бизнес-инкубирования в 2011 г., были поданы индивидуальными изобретателями — предпринимателями (38%). Также значительная доля проектов была заявлена субъектами малого и среднего бизнеса (27%)3.
Рис 3. Посубъектная структура заявителей отобранных проектов в 2011 г.
Источник: http://www.natd.gov.kz/our_activities/tools_to_support_innovation/TECH-BUSINESS-INCUB/

Правительством Казахстана для обеспечения устойчивых темпов роста и модернизации экономики принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года № 1092 «Об утверждении Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года».
В Концепции предусматривается реализация следующих задач4:
1) формирование благоприятных условий для развития национальных кластеров в традиционных секторах экономики с учетом мирового технологического развития;
2) создание кластеров нового поколения, способных обеспечить «умный рост»;
3) формирование инновационной среды для формирования основ современной экономики.
В мировой практике имеются различные модели кластерной политики, каждая из которых имеет свои особенности, объективные предпосылки и формы реализации. Так, в большинстве европейских стран кластерная политика стала частью инновационной политики5.
Основной тренд в мировой практике — трансформация индустриальных кластеров в инновационные кластеры, направленных от локализации производственных цепочек на локализацию компетенций.
Важными элементами кластеров нового поколения являются университеты предпринимательского типа и технопарки третьего поколения.
В Казахстане кластеры начинали формироваться с 2005 года, когда были определены 7 пилотных кластеров.
Для запуска кластерных инициатив были созданы основные институты, инфраструктура и инструменты поддержки.
Основными проблемами реализации пилотных кластеров стали:
1) Недостаточная активность бизнеса воспринимать кластерные модели, отсутствие мотивов компаний к кооперации и локализации.
2) Недостаточная проработанность институциональной и методологической поддержки. Так, не были определены отраслевые координаторы и интеграторы.
3) Дефицит спроса и предложения на отечественную инновацию и низкий уровень генерации новых знаний.
Кластерный подход был заменен в последующем традиционным отраслевым подходом с поддержкой отдельных индустриальных проектов и точек прорывного развития на основе СЭЗ и ИЗ (инновационных зон).
На современном этапе, с учетом мирового опыта, в целом, кластерная политика должна быть тесно интегрирована в экономическую политику страны.
Кластерная политика должна стать важнейшим инструментом реализации второго этапа программы индустриально-инновационного развития.
Формирование кластеров предлагается по двум направлениям: в традиционных секторах экономики и в секторах «экономики будущего». При этом деление условное, так как речь идет о модернизации существующих и зарождающихся секторов на новой технологической основе6.
Важнейшим условием формирования инновационных кластеров является выявление перспективных идей, прединкубация и инкубация инновационных бизнес старт-апов, развитие инжиниринга, венчурного финансирования и «мягкой» инфраструктуры кластеров — то, что сегодня практически отсутствует в Казахстане.
В целом, для развития секторов экономики будущего необходимо обеспечить формирование современной экосистемы кластеров.
Для финансовой поддержки кластеров предусматривается переход на «пакетный» подход предоставления мер государственной поддержки кластерных инициатив. При этом в традиционных отраслях будет обеспечиваться постепенный переход от прямой поддержки к инструментам косвенной поддержки, регулирования, привлечения ПИИ, инструментов ГЧП.
Несмотря на разработанные государством Казахстана многочисленные программы развития инноваций, существующие проблемы носят системный характер. В Концепции инновационного развития Республики Казахстан до 2020 года от 4.06.2013г. были определены следующие проблемы:
1. Недостаточное понимание составляющих инноваций и того, как развивать инновации в промышленности, университетах и государственном секторе.
2. Неготовность отечественной системы образования к вызовам ускоренной индустриализации и выполнению задач по развитию высокотехнологических секторов экономики. Исследования продолжают держаться на старом кадровом потенциале, созданном в прошлую эпоху. Планирование подготовки кадров новой генерации проводилось некачественно, в связи с чем проблемы трудоустройства возникли даже у выпускников программы «Болашак».
3. Административные барьеры на пути инноваций оказались слишком велики. Созданная система институтов развития не стала надежным механизмом продвижения инновационных проектов, не была достигнута необходимая координация между ними. Процедуры приема заявок инноваторов чрезмерно бюрократизированы. Информирование инноваторов также носило ограниченный характер. Только с недавних пор в сфере науки запущен новый механизм утверждения заявок, позволяющий подавать заявки индивидуальным ученым. Не получил развития механизм венчурных фондов из-за ограниченности рисковых инвестиций.
4. Изолированность инновационной политики от регионального развития. Попытки создания региональных технопарков как ядра инновационных систем на местах привели к минимальным результатам из-за неверной модели финансирования. Расходы технопарков 4-кратно превысили доходы, из 240 проектов получили дальнейшее развитие только 5%. Основная деятельность технопарков была сведена к аренде помещений, большинство из них стали дополнительным бременем для акиматов. Можно сделать вывод, что местные инкубационные центры и организаторы индустриальных кластеров все еще находятся на ранних стадиях своего развития и нуждаются в большей поддержке. Эта поддержка могла бы улучшить появление малого и среднего бизнеса, ориентированного на науку и инновации. Местные технические высшие учебные заведения также не сумели возглавить работу технопарков и стать ядром местных инновационных систем.
5. Нарастание глобальной конкуренции. Региональные участники должны осознавать факт того, что с усилением интеграционных процессов Единого экономического пространства, скорым вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию иностранные компании могут стать сильными конкурентами на инновационном пространстве.
Остается все меньше времени для того, чтобы найти надежных стратегических партнеров и построить доверительные отношения с ведущими отечественными и иностранными компаниями. Необходимо связать казахстанский малый и средний бизнес с глобальными цепочками добавленных стоимостей и помочь усилиям местных компаний в развитии индустриальных кластеров.
6. Отсутствуют эффективные механизмы обеспечения спроса на инновации. Соответствующие критерии не предусмотрены в системе государственных закупок. Объем государ­ственных закупок достигает ежегодно 1,8 трлн тенге, что составляет около трети государственного бюджета. Для сравнения, объем финансирования инновационных грантов в 2012 году составил 3,5 млрд тенге. Не были предприняты меры по развитию механизмов государственно-частного партнерства. Инновационная политика остается не сфокусированной и обобщенной для соответствия требованиям отраслей промышленности, что удерживает частные компании вне основных процессов создания инноваций. Основные государственные программы и правила по развитию инноваций на сегодняшний день еще не приспособлены к реальным рисковым инновационным проектам. Местная культура предпринимательства находится в зародышевом состоянии, а венчурная среда для начинающих компаний и малого и среднего бизнеса не сформирована.
7. Слабое участие частного сектора в инновациях. Механизмы защиты интеллектуальной собственности не обеспечивают должной заинтересованности рынка в инновациях. Частный сектор не рассматривает проекты, требующие длительные вложения. Патенты, как правило, не дают прибыли. Процесс коммерциализации идет с трудом. Банковский сектор не склонен к выделению «длинных» кредитов. Частный бизнес преимущественно оттеснен в сервисные сектора экономики (более 80%), такие как торговля и операции с недвижимостью. Ведущую роль в инновациях продолжают играть крупные компании, преимущественно с государственным участием7.
Теория и практика формирования инновационных экономик в различных странах свидетельствуют о том, что без целенаправленного государственного регулирования их по­ступательное развитие весьма проблематично. Анализ функционирования, целей и принципов, а также перспектив развития инновационного предпринимательства в развитых странах дает возможность сделать следующие выводы:
— в разрабатываемых национальных программах инновационного развития обычно выделяются государственный (институциональные структуры) и предпринимательский (бизнес-структуры) аспекты;
— в процессе развития инновационного бизнеса различных стран наблюдаются характерные особенности, связанные, с одной стороны, с национальными экономиками, а с другой — с глобализацией инновационных процессов;
— роль государства в развитии инновационных систем заключается в поддержке инновационных проектов в сфере национальной безопасности, социальной политики; интересы же бизнес-структур сосредоточены в области научных исследований, производства и коммерческого использования результатов нововведений;
— финансирование инновационных проектов может осуществляться из бюджетных средств, собственных средств предпринимателей и венчурных капиталистов, и т.п.
Израиль прошел долгий и непростой путь в формировании инновационной экономики. В развитии инновационного предпринимательства в Израиле особую роль сыграли инновационные кластеры.
История независимого государства Израиль начинается с 1948 года. Страна площадью 22 072 кв. км. и населением 8,08 млн чел., не имеющая природных ресурсов, смогла за короткий период времени стать одной из развитых стран мира. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет 45%. Количество предприятий МСБ — 500 000, что составляет 99% от общего количества действующих компаний в Израиле. По секторам экономики: medical devices — 37%, IST — 25%, biotech&pharma — 15%, cleantech — 14%, electronics — 9%. 50% рабочих мест в стране создают предприятия малого и среднего бизнеса. Количество занятых в малом бизнесе (количество сотрудников в компании от 1 до 29 чел) — 1 202 443 чел., в среднем бизнесе (количество сотрудников в компании от 30 до 99 чел.) — 439 677 чел., в крупном бизнесе (количество сотрудников в компании 100 +) — 527 040 чел.
Основными возможностями для развития МСБ в Израиле являются:
— большой потенциал роста;
— гибкость и адаптивность к рынку;
— создание новых рабочих мест.
Барьерами являются недостаток знаний и делового опыта, а также трудности с финансированием. Уровень банкротства предприятий малого и среднего бизнеса в стране высокий. В первый год-полтора с момента открытия закрываются до 80–90% предприятий МСБ. Лишь 10% компаний преодолевают «долину смерти». Но, тем не менее, опыт израильских предпринимателей показывает, что «неудачи» являются еще более сильной мотивацией для начала нового бизнеса.
Израиль можно рассматривать в целом как один из успешных start-up в мире. Start-up — это бизнес-проект в условиях неопределенности. Израиль занимает первое место в мире по объему start-ups компаний на душу населения. В целях поддержки малого бизнеса в стране была разработана Национальная программа, основная цель которой состоит в усилении израильской экономики за счет использования человеческого интеллектуального ресурса. Программа направлена на поддержку приоритетных технологических направлений, поддержку новых эмигрантов, периферийных районов, нацменьшинств, а также на организацию творческой и предпринимательской культуры, подготовку студентов к предпринимательству. Программа была открыта в 1991 году для абсорбции ученых, приехавших из бывших республик Советского Союза. Согласно программе были открыты технологические инкубаторы за счет финансовой поддержки государства, основной задачей которых было превращение идеи в успешное предприятие. В 2002 году была проведена приватизация инкубаторов. В 2005 году был учрежден и создан биотехнологический инкубатор в Иерусалиме. В Хайфе и Араде в 2008 году были созданы два инкубатора промышленного назначения. Всего в Израиле на сегодняшний день 26 технологических инкубаторов.
Инкубаторы проходят два этапа развития. На первом этапе инкубатор финансируется государством. Второй этап — приватизация инкубатора и возможность дополнительного финансирования проектов из собственных средств инкубатора.
В среднем один проект финансируется в размере 600 тыс. долл. на 2–3 года. Объем финансирования одного проекта инкубатором составляет 15% и государством — 85%. На этапе продажи готовой технологии начинается процедура возврата денег государству в размере 3% от объема продаж в год. Если инновационная компания, зародившаяся и выросшая в инкубаторе, решила продать свою технологию международной компании, то в этом случае, эта компания должна вернуть в 6 раз больше государству, чем было выделено на проект на начальном этапе.
Структура инкубатора: квалифицированный и опытный генеральный директор, Совет директоров, состоящий из специалистов промышленности, бизнеса и R&D.
Инкубатор предлагает предпринимателю:
— соответствующее оборудование и инфраструктуру для выполнения R&D;
— финансирование;
— централизованное административное обслуживание (секретариат, бухгалтерия, юридическая поддержка);
— руководство и техническая поддержка;
— профессиональное общее сопровождение.
Критериями отбора проектов для их дальнейшей разработки являются:
— ориентация на конечный продукт;
— проект должен быть основан на R&D;
— наличие технологического новшества и уникальность;
— очень ранняя стадия разработки и высокая степень риска;
— большой потенциальный мировой рынок;
— выполняемость в рамках данной программы;
— личные качества разработчика.
В среднем в год одним инкубатором рассматриваются до 200 проектов. На первом этапе отсеиваются до 40% проектов. В итоге к разработке принимаются 3–5 проектов.
Система государственной поддержки инновационных инкубаторов Израиля основана на предоставлении 50% первых рисковых денег для начала start-up. Долевое соотношение участников и инкубатора представлено следующим образом:
— на начальном этапе start-up: 50% — предприниматель и 50% — инкубатор;
— на этапе достижения уровня привлекательности проекта для инвесторов: 35% — предприниматель, 35% — инкубатор, 30% — инвестор.
Немаловажную роль в становлении инновационного предпринимателя в Израиле сыграли институты поддержки малого и среднего бизнеса. Одним из крупных центров поддержки предпринимательства в Иерусалиме является MATI JERUSALEM. MATI JERUSALEM — это некоммерческая организация, целью которой является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в этом регионе. Численность населения в регионе составляет 1 млн 177 тыс. чел., в том числе 801 тыс. чел. в Иерусалиме (68%).
К основным услугам MATI JERUSALEM относятся:
● курс предпринимательства и управления бизнесом по субсидированной цене;
● составление бизнес-плана по субсидированной цене;
● анализ рентабельности бизнеса;
● кредит под особо низкий процент на расходы при открытии бизнеса;
● специальные проекты для ортодоксальных и арабских женщин;
● менторинг;
● множество дополнительных источников финансирования для поддержки в создании бизнеса;
● до 25 часов консультации в различных сферах ведения бизнеса при полном финансировании Министерства абсорбции (менеджмент, финансы, маркетинг и т.д.)
Результатом работы MATI JERUSALEM за период с 1991г по 2012 г. является:
● 216 млн шеек утвержденных кредитов;
● 32 422 новых рабочих мест (11% от числа занятых в бизнес-секторе), из них 7 293 репатриантов;
● 43287 предпринимателей обратились в MATI JERUSALEM;
● 13 093 предпринимателей воспользовались услугами MATI JERUSALEM.
Доля бизнес — неудач предпринимателей, обратившихся в MATI JERUSALEM составляет 13%, что намного ниже доли бизнес — неудач предпринимателей, не воспользовавшихся услугами Центра (50%).
Доля женщин, получивших поддержку в MATI JERUSALEM, около 50% от общего числа обращавшихся.
Несомненно, опыт израильских предпринимателей малого и среднего бизнеса интересен. Но, следует отметить, что базой израильской предпринимательской инициативы является воспитание и национальные черты характера.
Следует отметить, что показателем эффективности системы технологических инкубаторов в Израиле является соотношение уровня финансирования инвесторами к уровню финансирования государством. Анализ показателя эффективности системы технологических инкубаторов в Израиле за период с 1991 года по 2012 год показывает, что эффект был достигнут через 7 лет с начала внедрения программы, когда объем финансирования инвесторами (1998 г. — 248,729 тыс. долл.) превысил объем финансирования государством (1998 г. — 192,790 тыс. долл.).
Государственные программа инкубаторов в Израиле являются генератором создания start-ups компаний и важным источником для вклада венчурного капитала.
Грамотное использование инструментов ИКТ способствует успешной реализации start-up (напр. «плоский» дизайн сайтов, публикации в Forbes, поиск инвесторов, поиск специалистов, монетизация сайта и т.д.).
По мнению международных экспертов, в целях активизации инновационного предпринимательства в Казахстане, следует создать следующие условия для бизнеса:
— обеспечить востребованность инноваций в экономике Казахстана. Это общегосударственная задача для законодательной и исполнительной ветвей власти.
— привлечь частный бизнес в структуру управления национальным технопарком: пригласить международную управляющую компанию, имеющую успешный опыт такой работы (хорошим примером может служить финский Technopolis в Российской Федерации).
— привлечь частный бизнес в технологические инкубаторы. Участие государства необходимо в качестве страхующего элемента для высокорисковой части деятельности инкубаторов. Бизнес-деятельностью, управлением и администрированием государство заниматься не должно.
— создать в Казахстане соответствующую современному международному уровню систему отбора проектов для коммерциализации, в том числе, через ТБИ.
— создать систему поиска и отбора проектов за рубежом по двум направлениям:
(а) проектных разработок и IP для последующего бизнес-инкубирования в РК и коммерциализации в РК и за рубежом;
(б) готовых современных технологий, имея ввиду, что адаптация высокоуровневой зарубежной технологии в РК — это серьезная инновация, не меньшая, чем обычный инновационный проект;
— организовать полноценную открытую научную, технологическую, экономическую, маркетинговую экспертизу проектов;
— обеспечить современную патентную экспертизу и поддержку принятых проектов;
— обеспечить современный уровень финансирования проектов, возможно, за счет сокращения их количества;
— обеспечить современный менеджмент каждого инновационного проекта;
— оплачивать работу инициаторов проекта на достаточном уровне. При этом инициатор должен полностью посвятить себя реализации проекта;
— организовать цикл семинаров для руководящих работников НАТР, экспертов, патентных поверенных, финансовых аудиторов по всем аспектам инновационной деятельности. Такие семинары в Израиле с большой выгодой используются слушателями из России и других стран8;
— в период экономического кризиса деятельность инкубаторов должна быть направлена на создание портфеля start-ups компаний, которые в последующем создадут благоприятные условия для входа инвесторов;
— поиск инвесторов необходим в процессе роста бизнеса, для его масштабирования, посредством участия в выставках, конкурсах, освещение СМИ;
— для успешного start-up необходимо применять правило 3F- founders, friends and fools;
— разработка программ для предпринимателей в целях обучения эффективному использованию инструментов поисковых систем Google, Яндекс и др., инструментов Networking для продвижения их бизнеса.
Для реализации сформулированных задач необходимо создать в Казахстане современный технологический инкубатор, функционирующий на проверенной западной методической и организационной основе, с привлечением команды западных специалистов. Цель и содержание деятельности технологического инкубатора — создание и инкубирование стартап-компаний и вывод их на мировой рынок. Инструментом вывода компаний на мировой рынок является привлечение частных инвесторов. Концепция деятельности такого технологического инкубатора была разработана международными экспертами. Команда специалистов может быть сформирована.
Результатами успешной реализация конкретных технологических бизнес-проектов на казахстанском и мировом рынках с понятными позитивными последствиями будут:
— рост экономики на базе инновационных решений;
— продвижение бренда «Казахстан» в мире;
— создание новых рабочих мест;
— приобретение реального международного опыта учеными, патентными адвокатами и менеджерами РК, т.е., создание нового поколения специалистов в области инновационного развития;
— создание «ядра» коммерциализации технологических решений в РК;
— выход на мировой рынок с новыми для РК прогрессивными продуктами: технологии, патенты, ноу-хау –IP-продукты.
Эффективность инновационной деятельности зависит от общей экономической ситуации в стране и государственной научно-технической стратегии, от полноценного ресурсного обеспечения, конъюнктуры рынка, наличия профессиональных кадров и эффективного менеджмента.


Литература
1. Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010–2014 годы/ http://www.mint.gov.kz/?id=116/ (дата обращения 29.05.2014)
2. Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015–2019 гг/ http://kazenergy.com/ru/2012-09-05-04-11-04/2011-05-13-18-19-52/12023-2015-2019-.html/(дата обращения 19.06.2014)
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 октября 2013 года № 1092 «Об утверждении Концепции формирования перспективных национальных кластеров Республики Казахстан до 2020 года» http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31459344 (дата обращения 25.06.2014)
4. Перспективные кластеры РК. Доклад к Стратегической сессии / Ин-т экономических исследований, Центр стратегических разработок — СПб, 2012.
5. Кулбатыров Н., Тулепбекова А. Интеграция науки, образования и бизнеса новый вектор инновационного развития Казахстана // Экономика. Финансы. Исследования. — 2013. — №13. — С. 97–102.
6. http://www.natd.gov.kz/pdf/oren.pdf (дата обращения 9.07.2014)
7. http://www.natd.gov.kz/our_activities/tools_to_support_innovation/TECH-BUSINESS-INCUB/ (дата обращения 19.07.2014)
8. http://mtc.gov.kz/index.php/ru/gpfiir-na-2010-2014 (дата обращения 20.07.2014)
9. http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000579#z9 (дата обращения 26.07.2014)
10. http://www.natd.gov.kz/pdf/%5Bforum%5D_1.pdf (дата обращения 2.08.2014)

1 http://www.zakon.kz/4640805-kazakhstan-podnjalsja-na-5-punktov-v.html
2 http://www.natd.gov.kz/pdf/%5Bforum%5D_1.pdf
3 http://www.natd.gov.kz/our_activities/tools_to_support_innovation/TECH-BUSINESS-INCUB/
4 http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31459344
5 Доклад «Перспективные кластеры РК», Институт экономических исследований, ЦРП.
6 Кулбатыров Н., Тулепбекова А. Интеграция науки, образования и бизнеса новый вектор инновационного развития Казахстана. Журнал «ЭФИ», 97–102 с., Астана.
7 http://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000579#z9
8 http://www.natd.gov.kz/pdf/oren.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия