Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (51), 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Шелег Е. В.
ассистент кафедры логистики и организации перевозок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Обоснование эффективности создания объектов региональной транспортно–логистической системы
В статье анализируются программы создания региональных транспортно-логистических систем и показатели для обоснования эффективности региональных распределительных центров
Ключевые слова: региональная транспортно-логистическая система, региональный логистический центр, транспортно-логистический центр
УДК 656.078; ББК 65.050   Стр: 380 - 382

Одним из эффективных путей экономического и социального развития регионов Российской Федерации является формирование опорной сети региональных транспортно-логистических систем (РТЛЦ). Под Региональной транспортно-логистической системой понимается «совокупность элементов грузо- и товаропроводящей сети региона, состоящей из взаимодействующих и взаимосвязанных объектов логистической инфраструктуры общесетевых транспортных узлов, оптовой торговой сети и других субъектов системы, расположенных на территории региона»1.
При создании объектов региональной транспортно-логистической системы учитывается не только состояние инфраструктуры региона, но и возможности экономики в целом, а также мировая практика развития РТЛС. При реализации проекта по созданию РТЛС может быть использован механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП является механизмом взаимодействия между государственным сектором и частным сектором в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры региона. Таким образом, это долгосрочное партнерство и эффективный способ привлечения инвестиций.
Управляющая подсистема РТЛС представляет собой трехуровневую структуру: федеральный, региональный и местный. Данная система потребует четкого разграничения функций и полномочий между органами управления разных уровней, а также согласованного принятия решений в сфере взаимных интересов.
На рис. 1 представлена организационно-функциональная структура РТЛЦ.
Рис. 1. Организационно-функциональная структура РТЛЦ

В ТЛС региона условно можно выделить управляемую и управляющую подсистемы. Управляемая подсистема включает организации, функциональных субъектов и исполнителей, предоставляющих транспортно-логистические услуги.
Управляющая подсистема на данный момент включает множество субъектов управления — посредников (ТЛЦ) и транспортно-логистических управленческих подразделений функциональных субъектов, действующих на территории региона.
Следовательно, в РТЛС будут работать различные типы субъектов, относящихся к предприятиям данного региона, которые могут быть учреждены любой транспортной или логистической организацией, государственным органом или являться подразделениями фирм, предоставлять разные услуги. Данные субъекты являются взаимозаменяемыми элементами РТЛС, выполняют параллельные функции и конкурируют между собой. Деятельность системы и субъектов управления направлена на достижение двух целей, в чем-то противоположных — на снижение транспортно-логистических издержек и, с другой стороны, на ускорение обращения грузопотоков.
На рис. 2 представлена предполагаемая организационная структура управления региональной транспортно-логистической системой (РТЛС) на примере Псковской области.
Рис. 2. Организационная структура управления региональной транспортно-логистической системой (РТЛС) на примере Псковской области

Разрабатывая основу организационного и финансового обеспечения создания региональной транспортно-логистической системы (РТЛС), мы предполагаем координацию органов управления по развитию экономики региона путем достижения экономических компромиссов и перераспределения управления разного уровня. Это позволит эффективно работать всем звеньям и элементам, в частности конкретным организациям, которые развивают инфраструктуру данной отрасли в регионе.
Обоснованием эффективности создания объектов региональной транспортно–логистической системы на территории Псковской области являются:
— обеспечение конкурентоспособности предприятий и организаций транспортного комплекса региона на основе внедрения в практику методов логистического менеджмента, а также максимальное удовлетворение количественных и качественных требований клиентуры на основе развития транспортно-логистического сервиса;
— лицензирование в сферах деятельности транспортно-экспедиционных и логистических услуг, влияющих на повышение качества транспортно-экспедиционного и логистического обслуживания в регионе с применением прогрессивной терминальной технологии по организации и управлению системой грузо- и товародвижения. Это механизм прямого государственного регулирования и четкого контроля;
— обеспечение долевого финансирования с привлечением бюджетных и внебюджетных источников на развитие транспортной и логистической инфраструктуры, расположенной на территории региона, позволит развивать и расширять коммерческую структуру крупного и малого бизнеса;
— обеспечение необходимых организационно-экономических и производственно-технических условий для создания в регионе системы информационного обеспечения региональной логистической транспортно-распределительной инфраструктуры;
— организация профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере транспортно-экспедиционной, перевозочной, складской, распределительной, сервисной и других видов логистической деятельности, обучение управлению товарно-материальными и сопутствующими сервисными, информационными и финансовыми потоками;
— льготное кредитование инвестиций в объекты логистической инфраструктуры и льготное налогообложение, которое позволит обеспечить наиболее благоприятные условия для участников региональной логистической транспортно-распределительной системы;
— обеспечение нормативно-правового регулирования, направленного на предоставление участникам региональной транспортно-распределительной системы одинаково выгодных условий работы.
Для ускорения создания РТЛС на территории региона и повышения экономической заинтересованности в результатах ее функционирования необходимо создать в регионе на корпоративной основе холдинговую компанию с участием всех заинтересованных структур.
Для эффективного функционирования и развития РТЛС на территории региона не­обходима организация стратегического взаимодействия с международными, федеральными и региональными логистическими программами и системами.
Создание механизма управления развитием региональных транспортно-логистических систем основано на формировании единого организационно-экономического, информационного, нормативно-правового, научно-технического и кадрового обеспечения функционирования и развития РТЛС. Это длительный процесс, требующий разумного поэтапного подхода, обеспечивающего за счет высокой прибыльности быструю окупаемость первоначальных вложений и последующее развитие объектов транспортно-логистической инфраструктуры на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Это требует целенаправленной и продуманной инвестиционной политики.
В реализации проектов создания опорной сети терминалов и логистических центров очень важна государственная поддержка и стимулирование первых этапов создания транспортно-логистических комплексов и других элементов системы. Стратегия инвестиционного развития транспортной и логистической отрасли предполагает, что транспортно-логистический комплекс регионов будет формироваться с максимальным использованием всех конкурентных преимуществ отрасли и с учетом долгосрочного прогноза развития экономики Российской Федерации.


Литература
1. Прокофьева Т.А. Методологические проблемы оценки эффективности функционирования и развития транспорта как важнейшего элемента производственной инфраструктуры региональных народнохозяйственных комплексов // Сб. тез. докл. всесоюзн. конф. «Проблемы функционирования и развития производственной инфраструктуры в условиях интенсификации»
2. Прокофьева ТА. Региональные аспекты логистики и проблемы формирования интегрированных транспортно-распределительных систем // Тез. док. на междунар. семинаре «Логистика в современном бизнесе» в рамках выставки «ТРАНСРОССИЯ-2001». — М: ГУ ВШЭ Международный Центр Логистики, 2001.
3. Концепция переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров на места, приближенные к государственной границе Российской Федерации // http://www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi?table_code=12&action=show&id=21833
4. Постановление Правительства Самарской области от 23.09.2010 № 422 «Концепция развития региональной транспортно-логистической системы Самарской области на 2011–2015 годы» // http://www.garant.ru/hotlaw/samara/280880/

Сноски 
1 Постановление Правительства Самарской области от 23.09.2010 № 422 «Концепция развития региональной транспортно- логистической системы Самарской области на 2011–2015 годы».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия