Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Рубинов А. Н.
Председатель Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь

Евразийский экономический союз: закономерная веха эволюции межгосударственных отношений постсоветского периода
В статье рассмотрены последовательные этапы евразийской интеграции и сделан вывод о закономерном характере формирования Евразийского экономического союза. Обоснована стабилизирующая роль интеграции для развития экономики и повышения конкурентоспособности в мире. Определены основные условия перехода интеграции на качественно новый уровень: кооперация родственных субъектов хозяйствования; баланс представительства в институциональных структурах экономического союза; вовлеченность общественных организаций и граждан в укрепление общеинтеграционной структуры
Ключевые слова: Республика Беларусь, СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ЕврАзЭС, Таможенный союз, Евразийский экономический союз, Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
ББК У9(2)80,3   Стр: 10 - 11



Международный форум «Евразийская экономическая перспектива», несмотря на непродолжительную историю своего существования, уже зарекомендовал себя как весьма эффективная площадка для конструктивных дискуссий по вопросам экономической интеграции на евразийском пространстве. Мы можем здесь говорить открыто о любых проблемах, с которыми приходится сталкиваться на пути интеграции, обсуждать пути их решения, предлагать новые идеи — всё, что способствует дальнейшему углублению сотрудничества наших стран.
Не будет преувеличением сказать, что благодаря предшествующему периоду работы, мы находимся сегодня на пороге знаменательного исторического события для всего евразийского пространства — на пороге создания Евразийского экономического союза.
Сегодня идея экономической интеграции обретает плоть и кровь. Мы все помним, как родилась эта идея. Она родилась давно, предложил её Нурсултан Абишевич Назарбаев. Идея оказалась очень плодотворной. Тем не менее, она не сразу была встречена и понята всеми — и сколько было скептицизма!
Всё-таки Беларусь, Казахстан и Россия, взяв на себя какой-то риск, высочайшую ответственность, своим примером продемонстрировали достоинства интеграционного пути развития наших государств. Образно говоря, как бы ледоколом прошли через море скептицизма и вышли, в конечном счёте, уже на создание интеграционной структуры весьма высокого уровня — Евразийского экономического союза.
Твёрдо убеждён, что образование Евразийского экономического союза является закономерной вехой эволюции межгосударственных отношений постсоветского периода. Эта эволюция прошла и проходит через целый ряд этапов, форм, ступеней. Содружество Независимых Государств — Союзное государство Беларуси и России — Евразийское экономическое сообщество — Таможенный союз — Единое экономическое пространство. Сегодня мы ожидаем создание ор­ганизации ещё более высокой степени интеграции.
В этой аудитории нет необходимости доказывать, что в современном гло­бализирующемся мире ни одно государство, даже самое крупное, такое как США или Россия, не может успешно развиваться в одиночку — без тесных кооперационных связей с другими странами. Ярким примером тому является Евросоюз. Возьмите, скажем, такого члена Евросоюза как Германия. Сильная, бурно развивающаяся страна, которую называют локомотивом Евросоюза. Казалось бы, зачем ей этот союз? Но посмотрите, как упорно и заинтересованно отстаивает Германия интересы европейской интеграции. Потому что даже для неё это выгодно! Интеграция стабилизирует экономику, позволяет осуществлять более эффективное разделение труда, обеспечивает стабильный рынок сбыта, делает более устойчивой финансовую систему.
Конечно, после распада Советского Союза все бывшие республики охватила эйфория самостоятельности, независимости. Но прошли годы, и всё в большей мере приходит понимание того, что каждый из нас нуждается в тесном сотрудничестве и кооперации друг с другом.
Только в сотрудничестве и в союзе мы сможем обеспечить необходимый уровень, стабильность, конкурентоспособность наших экономик в мире. Об этом свидетельствует и наш собственный практический опыт.
Уже сегодня Беларусь, Казахстан и Россия, благодаря образованию Таможенного союза и Единого экономического пространства, получают весьма ощутимые дивиденды. На завтра стоит ещё более амбициозная задача — создание мощного единого рынка не только товаров, но и труда, капитала, услуг. Одним словом, создание единой экономической системы с серьёзнейшим производственным, ресурсным и интеллектуальным потенциалом.
Но процесс этот, в общем-то, непростой. Как подчёркивал наш президент Александр Григорьевич Лукашенко, от того какой Договор будет создан, станет зависеть и успех нового экономического образования, его привлекательность для других стран. Это также напрямую повлияет на развитие взаимоотношений между государствами огромного региона. С этим нельзя не согласиться. Ведь залогом создания эффективного союза является полное воплощение в жизнь уже имеющихся договорённостей по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. А они, в частности, предусматривают полную свободу передвижения в пределах наших стран всех товаров, без изъятий и ограничений по каким бы то ни было позициям.
Полноценный Таможенный союз со стопроцентной свободой движения товаров должен стать основой для реализации других свобод. Ведь односторонние изъятия, ограничения, какими бы соображениями они ни оправдывались, подрывают саму идею, сам принцип экономической интеграции, в какой-то мере порождая недоверие между партнёрами, нивелируя имеющиеся достижения. Понятно, что всё это непростые решения, и в первые моменты они могут быть связаны с определёнными издержками для той или другой стороны. Однако если мы хотим построить надёжный Евразийский экономический союз, имеющий перспективу, то должны руководствоваться не столько сиюминутными интересами по отдельным позициям, сколько теми преимуществами, которые экономика каждой из стран получит благодаря интеграции.
Но даже при достижении согласия по этим достаточно сложным вопросам, переход на качественно новый уровень интеграции потребует немалых усилий.
Первое. Необходимо будет наладить более тесное взаимодействие и кооперацию между родственными субъектами хозяйства наших стран. Унифицировать торговый режим в отношениях с остальным миром.
Второе. Обеспечить необходимый баланс представительства в институциональных структурах экономического союза в целом.
Третье. Повысить вовлеченность и заинтересованность и общественных организаций, и граждан в укреплении нашей общеинтеграционной структуры.
В ближайшем будущем нас ожидает напряжённая работа, требующая полной консолидации сил, максимального использования всех имеющихся интеллектуальных ресурсов. И здесь большая роль отводится парламентариям.
Создание единого правового поля, гармонизация национального законодательства, синхронизация внутригосударственных процедур — это те первостепенные задачи, которые стоят перед законодательными органами наших стран. Решению этих задач посвящена часть повестки наших межпарламентских контактов, в том числе и в рамках участия в мероприятиях Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Необходимо отметить ещё один важный момент.
Создание Евразийского экономического союза означает появление в мировой архитектуре нового сильного геополитического игрока. Это не может не тревожить наших западных партнёров. Именно поэтому оттуда раздаются голоса, ставящие под сомнение экономическую и политическую целесообразность Евразийского экономического союза и возможности достижения успеха на этом пути.
Это вполне естественно. Никто никогда не радуется появлению сильного конкурента. Но отсюда следует, что нам надо проводить активную работу среди граждан по разъяснению выгод от интеграционного сотрудничества, популяризации идеи интеграции, особенно среди молодого поколения. Это тоже зона ответственности парламентариев.
При этом надо понимать, что люди нуждаются не в абстрактных лозунгах, призывах, а в понятных, убедительных ответах на вопросы, ради чего проводится интеграция, что от этого получат простые граждане.
В завершение я хочу выразить уверенность в том, что Евразийскому экономическому союзу под силу стать новым центром притяжения, экономическим ядром Европы, Евразии, который будет на равных взаимодействовать с ведущими мировыми экономическими структурами. Интерес, проявляемый со стороны других стран к вопросу об интеграции в рамках «тройки», лишь подтверждает, что мы находимся на верном пути. Это понятно. Все видят и понимают, что у нас ясные, честные, простые и в то же время очень важные для всех наших людей цели — рост благосостояния, улучшение качества жизни наших граждан.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия