Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Масюк Н. Н.
профессор кафедры экономики и менеджмента
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса,
доктор экономических наук

Маркин Д. Н.
аспирант кафедры экономики и менеджмента
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса


Формирование и становление института саморегулирования предпринимательской деятельности в России
В статье исследуется вопрос исторического развития института саморегулирования предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Выделены и проанализированы основные этапы и особенности этого процесса в России и в мире, этапы институционализации саморегулирования в современной России, а также ключевые направления его развития
Ключевые слова: саморегулирование предпринимательской деятельности, саморегулируемые организации, предпринимательская деятельность
УДК 338.2; ББК 65   Стр: 147 - 149

В современных рыночных условиях саморегулирование является одним из наиболее динамично развивающихся институтов. Саморегулирование — это одно из тех направлений государственной политики, где наиболее четко прослеживается связь государственных и частных институтов, а также их влияние друг на друга. Саморегулирование, в отличие от государственного регулирования, позволяет более мобильно реагировать на изменения окружающей обстановки в стране.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 01.12.2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» под саморегулированием понимается «самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. При этом саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в так называемые саморегулируемые организации» [1].
В свою очередь, под саморегулируемыми организациями следует понимать некоммерческие организации, основанные на членстве субъектов предпринимательской или иной профессиональной деятельности, исходя из вида профессиональной деятельности, единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг).
На сегодняшний день в России саморегулирование развивается довольно активно — уже достаточно большой объем сфер жизнедеятельности охвачен данным явлением, где саморегулирование является обязательным требованием для осуществления деятельности (например, арбитражное управление, аудит, оценочная деятельность, деятельность строителей, проектировщиков, теплоснабжение, энергетическое обследование и др.).
В этой связи весьма важным является исследование вопроса относительно сущности института саморегулирования, его особенностей и возможностей его дальнейшего развития и функционирования в России. Для решения указанных вопросов представляется возможным исследовать исторические аспекты института саморегулирования, порядка его становления и формирования в России и за рубежом, изучение основных этапов развития саморегулирования в России, которые способствовали оформлению указанного института в таком виде, в котором он существует сейчас.
В настоящее время саморегулирование в его исторических аспектах является одной из наиболее исследуемых тем в научных кругах. В частности, проблемами исторического развития саморегулируемых организаций в России занимаются И.А. Заворотченко, И.Г. Морозова, А.Г. Чернявский, Р.ы Чикулаев, и др.
Стоит отметить, что при анализе ретроспективы российского саморегулирования целесообразно исследовать, прежде всего, зарубежный опыт в данном вопросе. Опыт других государств может быть полезен для отечественной экономики и права при построении собственной системы саморегулирования.
Рассматривая вопрос мирового опыта саморегулирования в предпринимательской и иной деятельности, необходимо отметить, что стремление профессионалов, субъектов той или иной деятельности к объединению зачастую продиктовано не простым желанием создать очередную социальную или профессиональную группу, но и общечеловеческим стремлением к объединению, к совместному осуществлению деятельности. Поэтому история профессиональных сообществ насчитывает уже много столетий не только в России, но и во всем мире.
Одним из классических примеров в данном случае является Древний Рим. Уже во времена существования римского сообщества (в VI в. до н.э.) создавались союзы булочников, ремесленников, швейников и др., т.е. объединения по профессиональному признаку [2, с. 95]. Однако, согласно позиции некоторых авторов, вышеуказанные римские объединения ремесленников были направлены не столько на саморегулирование собственной деятельности, сколько на облегчение государ­ственного влияния на объединения профессионалов [3].
Примерно такие же задачи стояли и перед цеховыми объединениями во времена средневековья. Так, Дж. Г. Бергман отмечает, что система гильдий и цехов в городах XI — XII вв. происходила от ранней германской гильдии, являвшейся военным и религиозным братством. Указанные гильдии и цеха представляли собой организации добровольцев для взаимной защиты и осуществления своих прав.
В свою очередь, ремесленные, купеческие и иные гильдии получили свое распространение только в конце XI столетия. Типичная гильдия стремилась поддерживать высокие нравственные стандарты поведения, наказывая своих членов за богохульство, азартные игры, ростовщичество и др. В ремесленных цехах устанавливались правила производителей шерсти, шелка, кожи, серебра, иных продуктов, в корпорациях лиц свободных профессий — правила врачей, судей, нотариусов, ряда других профессий [4, с. 366].
Таким образом, объединения предпринимателей и субъектов иной профессиональной деятельности существовали задолго до того, как в обществе закрепился сам термин «саморегулируемые организации». В равной степени не является новой и идея о возможности передачи государством некоторых своих публичных полномочий частным субъектам профессиональной деятельности. Широко известным примером в указанной области является британская Ост-Индская компания, созданная указом Елизаветы I от 31 декабря 1600 года. Компания начинала свою деятельность под наименованием «Компания купцов Лондона, торгующих в Ост-Индиях» и представляла собой акционерное общество, осуществляющее, преимущественно, торговую деятельность. При создании Компания фактически получила монополию на торговлю в Индии и право на управление некоторыми государственными делами Индии, в том числе, право чеканить монету, управлять войсками и т.д. [5, с. 97].
Впервые термины «саморегулирование» (self-regulation) и «саморегулируемая организация» (self-regulatory organization) появились в США и Великобритании в начале XX века в сфере оборота ценных бумаг.
Прототипом современной саморегулируемой организации принято считать Нью-Йоркскую фондовую биржу, образованную 17 мая 1792 года посредством подписания 24 брокерами соглашения, которым устанавливался фиксированный размер комиссионного вознаграждения и предоставлялись иные льготы при проведении переговоров в сделках по продаже ценных бумаг [6, с. 42; 7].
Активное развитие саморегулирования в США в современном понимании этого слова началось около 80 лет назад, с принятием Закона о ценных бумагах и биржах (Securities Exchange Act of 1934), на основании которого была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities Exchange Commission) [7, с. 90]. Указанная комиссия получила право регистрировать и регулировать деятельность всех саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг в США.
В настоящее время рынок ценных бумаг в США практически полностью функционирует под воздействием всевозможных саморегулируемых организаций. При этом среди саморегулируемых организаций с обязательным членством, прежде всего, выделяют Управление по регулированию финансовой индустрии (Financial Industry Regulation Authority — FINRA), созданное в 2007 году [8, с. 80].
В России саморегулирование развивалось не так активно, как за рубежом. Это может быть связано, прежде всего, с особенностями исторического развития нашего государства и с обилием тех задач, которые должно было решать государство помимо экономических проблем.
Исследование истории саморегулирования в России целесообразно начинать со второй половины XIX века, т.к. именно в указанный период начинают появляться прототипы современных саморегулируемых организаций [9, с. 21]. Самое первое предпринимательское (по своей сути — монополистическое) объединение в России возникло в страховом деле — в 1875 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия [10, с. 157]. Аналогичным образом возникло и первое промышленное объединение предпринимателей (1882 год), когда пять заводов по производству стальных рельсов образовали Союз рельсовых фабрикантов сроком на пять лет.
Необходимо отметить, что в России начала XX века также существовали особые профессиональные объединения, определявшие порядок членства, устанавливавшие для своих членов общеобязательные правила работы. Примером могут служить коллегии адвокатов, выполнявшие функции оказания юридической помощи населению и предприятиям, по сути, входившие в государственную систему юстиции, а также (в какой-то мере) профессиональные союзы, кому предоставлялось право выражать и защищать интересы своих членов, контролировать их деятельность и деятельность иных лиц (например, работодателей, собственных органов) [9].
В новейшей истории саморегулирования в РФ можно выделить два ключевых этапа, на которых и законодательство, и общественное сознание были направлены на институционализацию саморегулирования как отдельного инструмента экономики.
1) Первый этап (с 1994 по 2002 гг.). Указанный временной период характеризуется зарождением законодательного регулирования саморегулирования в отдельных сферах и направлениях предпринимательской и иной профессиональной деятельности, возникновением и развитием отдельных саморегулируемых организаций. Начало этапа обусловлено принятием указа Президента РФ от 4 ноября 1994 года № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации».
Помимо положений, устанавливающих, что деятельность на рынке ценных бумаг могут осуществлять только профессиональные квалифицированные участники, имеющие соответствующие лицензии, данный документ создал Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку. Комиссия была наделена полномочиями принимать обязательные для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и участников рынка ценных бумаг постановления и распоряжения по вопросам регулирования этого рынка, деятельности его профессиональных участников и их объединений (в т.ч. саморегулируемых организаций) и контроля над соблюдением законодательных и нормативных актов [11]. Впоследствии на замену Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку пришла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (1996 год), Федеральная служба по финансовым рынкам (2004 год), Центральный банк России (с 2013 года).
Стоит отметить, что указ Президента РФ от 4 ноября 1994 года № 2063 косвенно допускал существование на рынке ценных бумаг саморегулируемых организаций, однако порядка создания и функционирования подобных структур на тот момент еще не было.
После принятия 22 апреля 1996 года Федерального закона «О рынке ценных бумаг» были созданы первые в России саморегулируемые организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка — НАУФОР (1996 год) и Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев — ПАРТАД (1997 год). Факт создания в сфере рынка ценных бумаг профессиональных саморегулируемых организаций стал важным шагом на пути полномасштабного развития саморегулирования в России.ы
Постепенно саморегулирование начало внедряться и в иные сферы социальной и профессиональной деятельности. Например, в 2002 г. был принят Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому право назначать арбитражных управляющих и контролировать их деятельность, было передано саморегулируемым организациям, участниками которой арбитражные управляющие и являлись [12]. Предприятия стали прибегать к процедурам организационно-экономической экспресс-диагностики, позволяющим заблаговременно распознать угрозы банкротства и своевременно принять превентивные меры [13, c.124].
2) Второй этап — с 2003 года по настоящее время. Указанный период ознаменован преимущественно работой государства над полноценным внедрением в экономику страны механизмов саморегулирования. Примечательным является тот факт, что с момента создания первых саморегулируемых организаций прошло уже несколько лет, а государство до сих пор не имело четкого плана по внедрению в российскую экономику механизмов саморегулирования.
В 2003 году Президентом РФ принимается указ, которым утверждаются меры по проведению административной реформы в России с 2003 по 2004 гг. Одним из приоритетных направлений проводимой административной реформы, согласно данному указу, является развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики [14]. Важность данного направления, впоследствии, неоднократно подчеркивалась в других государственных программах. Так в распоряжении Правительства РФ от 10.06.2011 года № 1021-р «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 гг. и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» указывается на некоторые проблемы развития саморегулирования в РФ, а также возможные законодательные пути их решения [15].
Безусловно, ключевым событием на данном этапе развития саморегулирования в России является принятие самого закона «О саморегулируемых организациях». Данный нормативный законодательный акт обеспечивает терминологическое единообразие сферы саморегулирования, определяет основные требования к саморегулируемым организациям, что создает правовую основу для формирования таких организаций в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.
С принятием названного акта возросло число регистрируемых саморегулируемых организаций на территории России в различных сферах жизнедеятельности. Согласно уже упомянутому распоряжению Правительства от 10.06.2011 года № 1021-р всего в России по состоянию на апрель 2011 года создано более 750 саморегулируемых организаций, охватывающих более 20 видов предпринимательской и профессиональной деятельности [15]. Согласно другим источникам, число саморегулируемых организаций только в сфере строительства (включая само строительство, а также проектирование и инженерные изыскания) по состоянию на март 2012 года составляло 442 [16, с. 7], а по состоянию на октябрь 2013 год их число составляло уже 454 [17].
Таким образом, развитие института саморегулирования в России имеет свои особенности, связанные, прежде всего с тем, что само осознание необходимости передачи части государственных полномочий саморегулируемым организациям, пришло довольно поздно. Несмотря на это, принятие ФЗ «О саморегулировании» стало отправной точкой для стремительного развития саморегулируемых организаций в самых различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности, а также широкого распространения саморегулирования в регионах России. Это в очередной раз подчеркивает важность и значимость скорейшей институционализации саморегулирования в России для современного экономического и торгового оборота.


Литература
1. О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 01.12.2007 года № 315-ФЗ (в ред. 07.06.2013 года № 113-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
2. Новицкий И.Б. Римское право: учебник для студентов вузов / Моск. гос. ун-т им. — М.В. Ломоносова. — М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. — 298 с.
3. Морозова И.Г. Некоторые вопросы исторического развития саморегулируемых организаций // Законодательство и экономика. — 2012. — № 11 [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
4. Бергман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. — М.: Инфра-М-Норма, 1998. — 624 с.
5. Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: сб. статей /Отв. ред. М.А. Рожкова. — М: Статут, 2007.
6. Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2006. — Вып.3. — 157 с.
7. Заворотченко И.А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал Российского права. — 2007. — № 8. — 131 с.
8. Чернявский А.Г. Развитие саморегулируемых организаций в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. — 224 с.
9. Чикулаев Р.В. Развитие деятельности и перспективы саморегулируемых организаций на финансовых рынках в современных условиях //Законодательство и экономика. — 2005. — № 2.
10. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Чепурина. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. — 424 с.
11. О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 4 ноября 1994 года № 2063 [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
12. О несостоятельности (банкротстве): федеральный закон от 26.10.2002 года № 127-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 года № 33-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
13. Масюк Н.Н., Проворов А.В. Предпринимательство: угрозы и возможности. — Иваново: ИГТА, 2008. — 192 с.
14. О мерах по проведению Административной реформы в 2003–2004 годах: указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года №  824 [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
15. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции: распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 года № 1021-р (ред. от 28.08.2012) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
16. Развитие саморегулирования в России: исследуем регионы // Саморегулирование и бизнес. — 2012. — № 6. — С. 6–9.
17. СРО России — обзор саморегулируемых организаций // РЕЕСТР СРО. Информационно-консультационный портал саморегулируемых организаций. 29 октября 2013 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.reestr-sro.ru/articles/id/8/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия