| | Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Бахтеев И. А. аспирант кафедры экономической теории, истории и политики
Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского
| |
| | В статье уточняется экономическое содержание категорий «бизнес-ресурс» и «предпринимательский ресурс», выделяются его сущностные черты, предопределяющие специфику его функционирования в экономике. Проанализированы и систематизированы функции предпринимательского ресурса в социально-экономической системе, обосновано ключевое значение его инновационной функции, представлена структура предпринимательского ресурса по уровням его реализации. Обозначены направления анализа рынка предпринимательского ресурса | Ключевые слова: предпринимательский ресурс, инновационная функция предпринимательства, малое предпринимательство, спрос на предпринимательский ресурс, предложение предпринимательского ресурса, государственное регулирование предпринимательства | ББК У9(2)-13(2Р-4Ст-6К) Стр: 150 - 152 | Для современной экономики перспективная траектория развития обозначилась как инновационная экономика. Как следствие возрастает и роль предпринимательства, сущность которого заключается в инновационном характере деятельности. Необходимость анализа возможностей использования фактора предпринимательства для подъема отечественной экономики требует разработки соответствующих аспектов теории предпринимательства.
Принципиально важная идея о различии воздействия предпринимательского и бизнес ресурсов на экономику высказана О.Л. Фрейдкиным. Рассматривая функционирование предпринимательского ресурса через призму экономического цикла, он показал, что выход из депрессии и оживление в рыночной экономике характеризуется переходом предпринимательских структур «в режим непредпринимательских, в режим обычного... хозяйствования» [5]. Им введено понятие «предпринимательский импульс» — накопление предпринимательского потенциала в период устойчивого (статического) развития экономики с последующей его реализацией в соответствующих инвестиционных условиях, что и обеспечивает мощный толчок в развитии экономики [5]. В то же время, кризис экономики в эволюции предпринимательского ресурса имеет важнейшее значение, поскольку, по мнению автора, именно в этот период происходит качественное совершенствование ресурса: многие предприниматели уходят, а остаются и вновь появляются те, кто не исчерпал свой творческий потенциал и способен использовать накопленный фонд технико-технологических изобретений. Таким образом, функциональное различие понятий бизнес и предпринимательство в экономике связано с инновационной составляющей предпринимательского ресурса.
Предпринимательский ресурс может быть представлен как совокупность функций, выполняемых им в социально-экономической системе. Это один из дискуссионных аспектов теории предпринимательства, где мнения исследователей расходятся. Так, С.Э. Жилинский, выделяет три функции:
— ресурсную, заключающуюся в нетрадиционном соединении факторов производства — земли, капитала, труда, способствующую росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики;
— организаторскую, состоящую в таком соединении и комбинировании факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода;
— творческую, связанную с новациями [1].
М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай считают, что предпринимательство выполняет общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую функции. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей [3, 31–34].
С нашей точки зрения инновационную функцию следует считать определяющей в характеристике предпринимательского ресурса. Все прочие функции могут быть выделены как предпринимательские, только если они основаны на соответствующих инновациях. В противном случае эти функции соответствуют бизнесу, имеют иное содержание (без инновационной составляющей) и определяют количественное статичное (устойчивое) развитие экономики, тогда как реализация функций предпринимательского ресурса приводит к динамическим изменениям [5] и качественных и количественных параметров экономики. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями. Она обусловлена уровнем экономической свободы предпринимателей, условиями осуществления предпринимательской деятельности. Анализ позволяет убедиться, что инновационная функция лежит в основе любого направления предпринимательской деятельности. Она проявляет себя не только в продуцировании или привлечении новых идей, но и в выработке новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
Производственная функция заключается в новаторском соединении факторов в процессе производства и осуществлении воспроизводственного процесса. Как отмечал Ф. Найт «определяющим фактором организации промышленности является способность разума одного человека давать общее направление рутинной физической и умственной работе других» [4]. Динамическая функция трактуется нами как придание динамики всем экономическим процессам вследствие внедрения инноваций в производство, организацию, управление, реализацию и изменение самих благ. Информационная функция неизбежно сопутствует инновациям: создается новый экономический климат для предпринимательства, растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. Опосредующая функция понимается как возможность достижения поставленных целей предпринимателем только на основе деятельности, учитывающей настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. При этом предприниматель и сам может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Организационно-управленческая функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Данная функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
В процессе развития рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию. С нашей точки зрения она проявляется, во-первых, как элемент социального лифта, обеспечивая возможности любого хозяйствующего субъекта быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Во-вторых, она проявляет себя в формировании широкого среднего класса общества, обеспечивающего социальную и экономическую стабильность развития общества. В-третьих, эффективное функционирование предпринимательских структур обеспечивает существенные поступления средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды.
Стабилизационная функция, по нашему мнению, заключается в том, что развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения работников. В периоды кризисов экономики предпринимательство способно амортизировать сокращение рабочих мест.
Общая структура предпринимательского ресурса также может быть представлена по-разному: количеством носителей предпринимательских способностей (интегрированной совокупностью предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций); количеством реализуемых ими (или предъявленных к реализации) инновационных идей. Другие типы структуры могут быть представлены по половозрастному или образовательному цензу субъектов предпринимательства. Но более важно, как мы считаем, представить структуру предпринимательского ресурса по уровням его реализации: микро и мелкий предпринимательский ресурс, средний, крупный предпринимательский ресурс (схема на рис. 1). | | | Рис. 1. Структура предпринимательского ресурса по уровню реализации | Данная структура отражает направление развития предпринимательского ресурса, показывает взаимосвязь уровней предпринимательства (движение может быть как к верхушке пирамиды, так и к ее основанию), указывает на основу предпринимательского ресурса: микро- и мелкое предпринимательство.
Предпринимательский ресурс, осуществляя свои функции, инициируя процессы производства или обмена тем самым реализует себя в экономике. Поэтому существенным отличием его от других ресурсов является свойство самореализации. Для всех других ресурсов: земли, капитала, труда, — требуется воздействие внешней по отношению к ним силы — инициативы предпринимателя-организатора, чтобы они оказались включенными в производственный процесс в качестве постоянных и переменных факторов. Полагаем, что при этом сам предпринимательский ресурс в производстве не может относиться к категории переменного. По нашему мнению, исходя из того, что главным, сущностным содержанием этого ресурса выступает внедрение новой идеи (собственного изобретения или инновации) в экономический процесс (производство или обмен), его следует отнести к категории основного ресурса.
К такому пониманию подводит, в частности, анализ Ф. Найта зависимости дохода предпринимателя от реализации результата его инновации (продукта или услуги) на рынке. «Цены производственных услуг «фиксируются» на рынке в ходе конкурентной борьбы предпринимателей, но доход предпринимателя не фиксирован: в него входит все, что остается после выплаты фиксированных доходов. Таким образом, исследовать его приходится косвенным путем, вникая в те силы, которыми определяются фиксированные доходы и соотнося их со всем продуктом предприятия или общества» [4]. Новация (идея), положенная в основу продукта или услуги, будет приносить доход не одномоментно, окупаясь за один оборот, а достаточно долгий период времени, соответственно жизненному циклу продукта. Возникает аналогия с постепенным расходованием основного капитала. Инновационность идеи, примененной предпринимателем, постепенно уменьшается — она должна быть заменена новой. Способность генерировать идеи или способы их применения, обеспечивающая самовозобновляемость предпринимательского ресурса, — основная часть человеческого капитала предпринимателя. За счет этого предприниматель получает доход. С другой стороны, способность генерировать идеи сближает предпринимательский ресурс с интеллектуальным ресурсом. Как и любой другой вид человеческого капитала, творческие способности, приложимые к сфере экономики, могут быть развиты соответствующим образованием, дополнены практическими навыками, что соответственно отразится на доходе. Поэтому сложная структура предпринимательского дохода, с нашей точки зрения, должна отражать и этот аспект.
При определении характера дохода предпринимателя Ф. Найт конкретизировал утверждение Й. Шумпетера, обозначившего его как плату за риск. Найт считал, что доход предпринимателя, в том числе, связан «с выполнением его специфической двоякой функции: осуществление ответственного контроля и страхование собственников производственных услуг от неопределенности и случайных колебаний их доходов». Он подчеркивал, что «после того как индивид становится предпринимателем, размер его дохода зависит от того, достигает ли он успеха в производстве ожидаемого излишка продукции, т.е. от того, насколько правильным было его суждение относительно реализации своей идеи» [4]. Найт считал неразрывной связь ответственности и контроля в производственной функции предпринимателя, организующего все другие факторы в процесс производства.
Указанные сущностные черты предпринимательского ресурса — самореализация, самовозобновляемость, специализация на функции ответственного контроля и страхования всех прочих участников производственного процесса, — во многом предопределяют специфику функционирования этого ресурса в экономике. Механизмом вовлечения ресурсов в производство является рынок, который при помощи спроса, предложения, конкуренции и цены регулирует их распределение по отраслям. Подчиняется ли предпринимательский ресурс такому воздействию рынка? Означают ли выявленные свойства предпринимательского ресурса его подчинение внерыночным механизмам вовлечения в экономику?
С нашей точки зрения, в условиях рыночной экономики все ресурсы распределяются рынком. Очевидно, что механизм спроса на предпринимательский ресурс сформировался в период становления рынка, с чем и связана идея возникновения предпринимательства именно в этот период, хотя в действительности этот ресурс сложился изначально вместе с человеческим обществом [2, 367]. Но, очевидно, вследствие его особого свойства самореализации в экономической литературе рынок предпринимательского ресурса как самостоятельный экономический феномен не изучался.
Однако анализу спроса на предпринимательский ресурс и его предложению посвящен фрагмент работы Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль». В ней он указывал, что одна из важнейших проблем эффективности экономической организации заключается в том, чтобы найти людей, способных квалифицированно управлять бизнесом на инновационной основе: находить нестандартные решения в постоянно изменяющейся экономической среде и осуществлять ответственный контроль. Исследователь подчеркивал, что остаточный характер предпринимательского дохода определяет его зависимость от спроса на готовность предпринимателей рисковать, а не от непосредственного спроса на услуги предпринимателей. Принятие предпринимателем риска означает принятие им функции контроля и ответственности в процессе реализации своей экономической идеи — т.е. страхование доходов других ресурсов при неопределенной доле дохода предпринимательского ресурса. При этом Найт отмечал, что «предприниматели, как класс, вполне могут понести чистые убытки, которые придется компенсировать доходами от какой-то иной (не предпринимательской) деятельности. Таков был бы естественный результат там, где низкий уровень способностей сочетается с большой “отвагой”» [4].
Найт рассматривал спрос со стороны фирм на предпринимательские услуги, подчеркивая его вторичный характер и подчиненность закону уменьшающейся отдачи, а также зависимость от сопряженности с другими факторами производства: «Чем масштабнее операции, которыми пытается руководить любой индивид в одиночку, тем ниже его эффективность в целом (как и в других вариантах закона уменьшающейся отдачи, «начиная с некоторого момента»). Опять же спрос на предпринимателей, как и на любой вид производственных ресурсов, напрямую зависит от предложения других средств» [4]. Очевидно, что такими средствами, увеличивающими спрос на предпринимательские услуги в экономике, выступают изобретения и научные идеи, готовые к коммерциализации, достаточно высокий уровень инвестиционной активности в экономике, обеспечиваемый соответствующими инвестиционной политикой и климатом.
Ф. Найт проанализировал спрос на наемный предпринимательский ресурс, выявив отличие от найма труда, заключающееся в цене ресурса. Он указывал: «Редко бывает, что заинтересованность наемного предпринимателя в бизнесе исчерпывается его доходом по контракту. Обычно он либо совладелец, либо, по крайней мере, его жалованье регулируется таким образом, что становится очевидной зависимость продолжительности его пребывания в должности от процветания предприятия под его руководством» [4]. Дополним, что спрос со стороны фирм определяется также и свойством самовозобновления предпринимательского ресурса — способностью генерировать производственные и управленческие идеи, не переходя в позиции бизнес-менеджмента с его рутинными функциями.
С другой стороны, способность генерировать идеи сближает предпринимательский ресурс с интеллектуальным ресурсом. А увеличение знаниеёмких видов хозяйственной деятельности в современной экономике расширяет спрос на интеллектуальный труд, в т.ч. предпринимательский, со значительной ёмкостью человеческого капитала: знаний, аналитических, коммуникационных и организационных способностей и навыков [6, 3].
При анализе спроса на предпринимательский ресурс с учетом его отличительного свойства самореализации, становится очевидным, что спрос на предпринимательский ресурс предъявляется не столько со стороны фирм, корпораций, сколько со стороны национальной экономики в целом, интересы которой представляет государство. Именно включение предпринимательского ресурса в экономику, считал Найт, определяет количество и размер производственных единиц в обществе. Собственно, создавая условия для предпринимательства в период становления рыночной экономики, государство предъявляло спрос на данный ресурс. Благодаря этому предпринимательский ресурс оказался востребованным, что в соединении с капиталом обеспечило развитие индустриальной экономики.
Предложение предпринимательского ресурса определяется, по мнению Найта, такими факторами как наличие способностей, готовностью применить их на практике, возможность предоставления удовлетворительных гарантий, сочетанием перечисленных факторов в одном лице. Очевидно, что первый и четвертый факторы носят объективный характер, определяемый численностью людей, обладающих предпринимательскими способностями в той или иной степени и возможностью развивать и совершенствовать эти способности путем инвестирования в знания и квалификацию. Тем важнее рассмотреть 2 и 3 факторы, которые, по нашему мнению, общество может изменять.
Некоторые пути указал сам Ф. Найт: «Коль скоро общество в целом стремится обеспечить высокое качество управления предприятиями, этого можно достичь сочетанием “способностей” с “готовностью” ... равно как и путем массового предложения данных элементов по отдельности» [4]. Подобно тому как капитал раздваивается за счет отделения капитала-собственности от капитала-функции, предпринимательский ресурс увеличивается за счет возможности отделить предпринимательство-организацию, контроль от предпринимательства-гарантии.
Готовность предпринимателей применить на практике свои способности (решение об организации дела) зависит и от множества внешних факторов. Но определяющими, с нашей точки зрения, являются институциональные: развитость рыночных институтов, состояние формальных (законодательных, административных) и неформальных (традиции, деловая этика и т.п.).
Важнейшим фактором предложения предпринимательского ресурса является конкуренция, определяющая величину прибыли. Найт указывал: «необходимым условием больших прибылей является жестко ограниченное предложение первоклассных способностей при низком общем уровне способностей и инициативы». С этим связана инновационная природа современного предпринимательства, особенно мелкого, ощущающего нехватку ресурсов для прочих форм конкурентной борьбы. С другой стороны, увеличение числа предпринимателей неизбежно приведет к установлению конкурентоспособных цен на рынке. Поэтому доля прибыли в доходе растет, когда предложения предпринимательских способностей мало [4], при прочих равных условиях. Поскольку прибыль — определяющий фактор развития предприятия и экономики в целом, основным направлением государственного регулирования предпринимательства и выступает воздействие на спрос и предложение предпринимательского ресурса в рыночной экономике.
Таким образом, предпринимательский ресурс, подчиняясь механизмам спроса, предложения, конкуренции и цены, имеет определенную специфику своего функционирования на рынке ресурсов (также, как и все другие ресурсы имеют свои особенности). Государственная политика регулирования предпринимательского ресурса неизбежно должна основываться на действии рыночных сил: если же предпринимаемые меры не дают искомого результата, значит, они не учитывают действия объективных законов рынка ресурсов или даже идут вразрез с ними. |
| |
|
|