Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бахтеев И. А.
аспирант кафедры экономической теории, истории и политики
Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского


Особенности функционирования предпринимательского ресурса в экономике
В статье уточняется экономическое содержание категорий «бизнес-ресурс» и «предпринимательский ресурс», выделяются его сущностные черты, предопределяющие специфику его функционирования в экономике. Проанализированы и систематизированы функции предпринимательского ресурса в социально-экономической системе, обосновано ключевое значение его инновационной функции, представлена структура предпринимательского ресурса по уровням его реализации. Обозначены направления анализа рынка предпринимательского ресурса
Ключевые слова: предпринимательский ресурс, инновационная функция предпринимательства, малое предпринимательство, спрос на предпринимательский ресурс, предложение предпринимательского ресурса, государственное регулирование предпринимательства
ББК У9(2)-13(2Р-4Ст-6К)   Стр: 150 - 152

Для современной экономики перспективная траектория развития обозначилась как инновационная экономика. Как следствие возрастает и роль предпринимательства, сущность которого заключается в инновационном характере деятельности. Необходимость анализа возможностей использования фактора предпринимательства для подъема отечественной экономики требует разработки соответствующих аспектов теории предпринимательства.
Принципиально важная идея о различии воздействия предпринимательского и бизнес ресурсов на экономику высказана О.Л. Фрейдкиным. Рассматривая функционирование предпринимательского ресурса через призму экономического цикла, он показал, что выход из депрессии и оживление в рыночной экономике характеризуется переходом предпринимательских структур «в режим непредпринимательских, в режим обычного... хозяйствования» [5]. Им введено понятие «предпринимательский импульс» — накопление предпринимательского потенциала в период устойчивого (статического) развития экономики с последующей его реализацией в соответствующих инвестиционных условиях, что и обеспечивает мощный толчок в развитии экономики [5]. В то же время, кризис экономики в эволюции предпринимательского ресурса имеет важнейшее значение, поскольку, по мнению автора, именно в этот период происходит качественное совершенствование ресурса: многие предприниматели уходят, а остаются и вновь появляются те, кто не исчерпал свой творческий потенциал и способен использовать накопленный фонд технико-технологических изобретений. Таким образом, функциональное различие понятий бизнес и предпринимательство в экономике связано с инновационной составляющей предпринимательского ресурса.
Предпринимательский ресурс может быть представлен как совокупность функций, выполняемых им в социально-экономической системе. Это один из дискуссионных аспектов теории предпринимательства, где мнения исследователей расходятся. Так, С.Э. Жилинский, выделяет три функции:
— ресурсную, заключающуюся в нетрадиционном соединении факторов производства — земли, капитала, труда, способствующую росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики;
— организаторскую, состоящую в таком соединении и комбинировании факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокого дохода;
— творческую, связанную с новациями [1].
М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай считают, что предпринимательство выполняет общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую функции. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей [3, 31–34].
С нашей точки зрения инновационную функцию следует считать определяющей в характеристике предпринимательского ресурса. Все прочие функции могут быть выделены как предпринимательские, только если они основаны на соответствующих инновациях. В противном случае эти функции соответствуют бизнесу, имеют иное содержание (без инновационной составляющей) и определяют количественное статичное (устойчивое) развитие экономики, тогда как реализация функций предпринимательского ресурса приводит к динамическим изменениям [5] и качественных и количественных параметров экономики. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями. Она обусловлена уровнем экономической свободы предпринимателей, условиями осуществления предпринимательской деятельности. Анализ позволяет убедиться, что инновационная функция лежит в основе любого направления предпринимательской деятельности. Она проявляет себя не только в продуцировании или привлечении новых идей, но и в выработке новых средств и факторов для достижения поставленных целей.
Производственная функция заключается в новаторском соединении факторов в процессе производства и осуществлении воспроизводственного процесса. Как отмечал Ф. Найт «определяющим фактором организации промышленности является способность разума одного человека давать общее направление рутинной физической и умственной работе других» [4]. Динамическая функция трактуется нами как придание динамики всем экономическим процессам вследствие внедрения инноваций в производство, организацию, управление, реализацию и изменение самих благ. Информационная функция неизбежно сопутствует инновациям: создается новый экономический климат для предпринимательства, растет рынок научно-технических разработок, или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий. Развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники. Опосредующая функция понимается как возможность достижения поставленных целей предпринимателем только на основе деятельности, учитывающей настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. При этом предприниматель и сам может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.
Организационно-управленческая функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Данная функция особенно четко проявляется в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.
В процессе развития рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию. С нашей точки зрения она проявляется, во-первых, как элемент социального лифта, обеспечивая возможности любого хозяйствующего субъекта быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Во-вторых, она проявляет себя в формировании широкого среднего класса общества, обеспечивающего социальную и экономическую стабильность развития общества. В-третьих, эффективное функционирование предпринимательских структур обеспечивает существенные поступления средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды.
Стабилизационная функция, по нашему мнению, заключается в том, что развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения работников. В периоды кризисов экономики предпринимательство способно амортизировать сокращение рабочих мест.
Общая структура предпринимательского ресурса также может быть представлена по-разному: количеством носителей предпринимательских способностей (интегрированной совокупностью предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций); количеством реализуемых ими (или предъявленных к реализации) инновационных идей. Другие типы структуры могут быть представлены по половозрастному или образовательному цензу субъектов предпринимательства. Но более важно, как мы считаем, представить структуру предпринимательского ресурса по уровням его реализации: микро и мелкий предпринимательский ресурс, средний, крупный предпринимательский ресурс (схема на рис. 1).
Рис. 1. Структура предпринимательского ресурса по уровню реализации

Данная структура отражает направление развития предпринимательского ресурса, показывает взаимосвязь уровней предпринимательства (движение может быть как к верхушке пирамиды, так и к ее основанию), указывает на основу предпринимательского ресурса: микро- и мелкое предпринимательство.
Предпринимательский ресурс, осуществляя свои функции, инициируя процессы производства или обмена тем самым реализует себя в экономике. Поэтому существенным отличием его от других ресурсов является свойство самореализации. Для всех других ресурсов: земли, капитала, труда, — требуется воздействие внешней по отношению к ним силы — инициативы предпринимателя-организатора, чтобы они оказались включенными в производственный процесс в качестве постоянных и переменных факторов. Полагаем, что при этом сам предпринимательский ресурс в производстве не может относиться к категории переменного. По нашему мнению, исходя из того, что главным, сущностным содержанием этого ресурса выступает внедрение новой идеи (собственного изобретения или инновации) в экономический процесс (производство или обмен), его следует отнести к категории основного ресурса.
К такому пониманию подводит, в частности, анализ Ф. Найта зависимости дохода предпринимателя от реализации результата его инновации (продукта или услуги) на рынке. «Цены производственных услуг «фиксируются» на рынке в ходе конкурентной борьбы предпринимателей, но доход предпринимателя не фиксирован: в него входит все, что остается после выплаты фиксированных доходов. Таким образом, исследовать его приходится косвенным путем, вникая в те силы, которыми определяются фиксированные доходы и соотнося их со всем продуктом предприятия или общества» [4]. Новация (идея), положенная в основу продукта или услуги, будет приносить доход не одномоментно, окупаясь за один оборот, а достаточно долгий период времени, соответственно жизненному циклу продукта. Возникает аналогия с постепенным расходованием основного капитала. Инновационность идеи, примененной предпринимателем, постепенно уменьшается — она должна быть заменена новой. Способность генерировать идеи или способы их применения, обеспечивающая самовозобновляемость предпринимательского ресурса, — основная часть человеческого капитала предпринимателя. За счет этого предприниматель получает доход. С другой стороны, способность генерировать идеи сближает предпринимательский ресурс с интеллектуальным ресурсом. Как и любой другой вид человеческого капитала, творческие способности, приложимые к сфере экономики, могут быть развиты соответствующим образованием, дополнены практическими навыками, что соответственно отразится на доходе. Поэтому сложная структура предпринимательского дохода, с нашей точки зрения, должна отражать и этот аспект.
При определении характера дохода предпринимателя Ф. Найт конкретизировал утверждение Й. Шумпетера, обозначившего его как плату за риск. Найт считал, что доход предпринимателя, в том числе, связан «с выполнением его специфической двоякой функции: осуществление ответственного контроля и страхование собственников производственных услуг от неопределенности и случайных колебаний их доходов». Он подчеркивал, что «после того как индивид становится предпринимателем, размер его дохода зависит от того, достигает ли он успеха в производстве ожидаемого излишка продукции, т.е. от того, насколько правильным было его суждение относительно реализации своей идеи» [4]. Найт считал неразрывной связь ответственности и контроля в производственной функции предпринимателя, организующего все другие факторы в процесс производства.
Указанные сущностные черты предпринимательского ресурса — самореализация, самовозобновляемость, специализация на функции ответственного контроля и страхования всех прочих участников производственного процесса, — во многом предопределяют специфику функционирования этого ресурса в экономике. Механизмом вовлечения ресурсов в производство является рынок, который при помощи спроса, предложения, конкуренции и цены регулирует их распределение по отраслям. Подчиняется ли предпринимательский ресурс такому воздействию рынка? Означают ли выявленные свойства предпринимательского ресурса его подчинение внерыночным механизмам вовлечения в экономику?
С нашей точки зрения, в условиях рыночной экономики все ресурсы распределяются рынком. Очевидно, что механизм спроса на предпринимательский ресурс сформировался в период становления рынка, с чем и связана идея возникновения предпринимательства именно в этот период, хотя в действительности этот ресурс сложился изначально вместе с человеческим обществом [2, 367]. Но, очевидно, вследствие его особого свойства самореализации в экономической литературе рынок предпринимательского ресурса как самостоятельный экономический феномен не изучался.
Однако анализу спроса на предпринимательский ресурс и его предложению посвящен фрагмент работы Ф. Найта «Риск, неопределенность и прибыль». В ней он указывал, что одна из важнейших проблем эффективности экономической организации заключается в том, чтобы найти людей, способных квалифицированно управлять бизнесом на инновационной основе: находить нестандартные решения в постоянно изменяющейся экономической среде и осуществлять ответственный контроль. Исследователь подчеркивал, что остаточный характер предпринимательского дохода определяет его зависимость от спроса на готовность предпринимателей рисковать, а не от непосредственного спроса на услуги предпринимателей. Принятие предпринимателем риска означает принятие им функции контроля и ответственности в процессе реализации своей экономической идеи — т.е. страхование доходов других ресурсов при неопределенной доле дохода предпринимательского ресурса. При этом Найт отмечал, что «предприниматели, как класс, вполне могут понести чистые убытки, которые придется компенсировать доходами от какой-то иной (не предпринимательской) деятельности. Таков был бы естественный результат там, где низкий уровень способностей сочетается с большой “отвагой”» [4].
Найт рассматривал спрос со стороны фирм на предпринимательские услуги, подчеркивая его вторичный характер и подчиненность закону уменьшающейся отдачи, а также зависимость от сопряженности с другими факторами производства: «Чем масштабнее операции, которыми пытается руководить любой индивид в одиночку, тем ниже его эффективность в целом (как и в других вариантах закона уменьшающейся отдачи, «начиная с некоторого момента»). Опять же спрос на предпринимателей, как и на любой вид производственных ресурсов, напрямую зависит от предложения других средств» [4]. Очевидно, что такими средствами, увеличивающими спрос на предпринимательские услуги в экономике, выступают изобретения и научные идеи, готовые к коммерциализации, достаточно высокий уровень инвестиционной активности в экономике, обеспечиваемый соответствующими инвестиционной политикой и климатом.
Ф. Найт проанализировал спрос на наемный предпринимательский ресурс, выявив отличие от найма труда, заключающееся в цене ресурса. Он указывал: «Редко бывает, что заинтересованность наемного предпринимателя в бизнесе исчерпывается его доходом по контракту. Обычно он либо совладелец, либо, по крайней мере, его жалованье регулируется таким образом, что становится очевидной зависимость продолжительности его пребывания в должности от процветания предприятия под его руководством» [4]. Дополним, что спрос со стороны фирм определяется также и свойством самовозобновления предпринимательского ресурса — способностью генерировать производственные и управленческие идеи, не переходя в позиции бизнес-менеджмента с его рутинными функциями.
С другой стороны, способность генерировать идеи сближает предпринимательский ресурс с интеллектуальным ресурсом. А увеличение знаниеёмких видов хозяйственной деятельности в современной экономике расширяет спрос на интеллектуальный труд, в т.ч. предпринимательский, со значительной ёмкостью человеческого капитала: знаний, аналитических, коммуникационных и организационных способностей и навыков [6, 3].
При анализе спроса на предпринимательский ресурс с учетом его отличительного свойства самореализации, становится очевидным, что спрос на предпринимательский ресурс предъявляется не столько со стороны фирм, корпораций, сколько со стороны национальной экономики в целом, интересы которой представляет государство. Именно включение предпринимательского ресурса в экономику, считал Найт, определяет количество и размер производственных единиц в обществе. Собственно, создавая условия для предпринимательства в период становления рыночной экономики, государство предъявляло спрос на данный ресурс. Благодаря этому предпринимательский ресурс оказался востребованным, что в соединении с капиталом обеспечило развитие индустриальной экономики.
Предложение предпринимательского ресурса определяется, по мнению Найта, такими факторами как наличие способностей, готовностью применить их на практике, возможность предоставления удовлетворительных гарантий, сочетанием перечисленных факторов в одном лице. Очевидно, что первый и четвертый факторы носят объективный характер, определяемый численностью людей, обладающих предпринимательскими способностями в той или иной степени и возможностью развивать и совершенствовать эти способности путем инвестирования в знания и квалификацию. Тем важнее рассмотреть 2 и 3 факторы, которые, по нашему мнению, общество может изменять.
Некоторые пути указал сам Ф. Найт: «Коль скоро общество в целом стремится обеспечить высокое качество управления предприятиями, этого можно достичь сочетанием “способностей” с “готовностью” ... равно как и путем массового предложения данных элементов по отдельности» [4]. Подобно тому как капитал раздваивается за счет отделения капитала-собственности от капитала-функции, предпринимательский ресурс увеличивается за счет возможности отделить предпринимательство-организацию, контроль от предпринимательства-гарантии.
Готовность предпринимателей применить на практике свои способности (решение об организации дела) зависит и от множества внешних факторов. Но определяющими, с нашей точки зрения, являются институциональные: развитость рыночных институтов, состояние формальных (законодательных, административных) и неформальных (традиции, деловая этика и т.п.).
Важнейшим фактором предложения предпринимательского ресурса является конкуренция, определяющая величину прибыли. Найт указывал: «необходимым условием больших прибылей является жестко ограниченное предложение первоклассных способностей при низком общем уровне способностей и инициативы». С этим связана инновационная природа современного предпринимательства, особенно мелкого, ощущающего нехватку ресурсов для прочих форм конкурентной борьбы. С другой стороны, увеличение числа предпринимателей неизбежно приведет к установлению конкурентоспособных цен на рынке. Поэтому доля прибыли в доходе растет, когда предложения предпринимательских способностей мало [4], при прочих равных условиях. Поскольку прибыль — определяющий фактор развития предприятия и экономики в целом, основным направлением государственного регулирования предпринимательства и выступает воздействие на спрос и предложение предпринимательского ресурса в рыночной экономике.
Таким образом, предпринимательский ресурс, подчиняясь механизмам спроса, предложения, конкуренции и цены, имеет определенную специфику своего функционирования на рынке ресурсов (также, как и все другие ресурсы имеют свои особенности). Государственная политика регулирования предпринимательского ресурса неизбежно должна основываться на действии рыночных сил: если же предпринимаемые меры не дают искомого результата, значит, они не учитывают действия объективных законов рынка ресурсов или даже идут вразрез с ними.


Литература
1. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности: Учебник для вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL http://www.bibliotekar.ru/predprinimatelskoe-pravo/index.htm (Дата обращения:12.04.13)
2. Карамышева Н.Р., Новосельцева Г.Б., Отражение эволюции предпринимательского ресурса в экономической историографии // Известия Пензенского гос. ун-та им. В.Г.Белинского. Общественные науки. — 2012. — № 28. — С.366–371.
3. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Малое предпринимательство — М.: Инфра-М, 2007.
4. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль /Пер. с англ, Россия-Будапешт. –М.: «Дело», 2003. Гл. Х. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.bibliotekar.ru/biznes-47/11.htm (Дата обращения 20.03.13.)
5. Фрейдкин О.Л. Закономерности развития предпринимательского ресурса экономики // Российское предприниматель­ство. — 2008. — №4. — Вып. 1(108).
6. Цапенко И. Человеческие ресурсы в сфере науки и технологий: состояние и эффективность использования // МЭиМО. — 2014. — №4. — С.3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия