Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (11), 2004
ЭКОНОМИКА И ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ
Абдильдина Р. Ж.
заведующий кафедрой философии ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

ФИЛОСОФСКО-ЭТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА-ТРУЖЕНИКА В ТВОРЧЕСТВЕ АБАЯ

Казахское просвещение в истории казахской культуры в сущности сыграло ту же роль, что и европейское просвещение в борьбе со средневековым мировоззрением: боролось и разоблачало старые, закостеневшие взгляды на мир, место человека в обществе, традиционный образ жизни казахов, пропагандировало нового человека - активного, просвещенного, соответствующего новым общественным отношениям. Такие просветители, как Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Чокан Валиканов и др., тесно связывали с развитием просвещения и развитие казахского народа, его самосознания.
Большое место оценка места человека в обществе занимает в творчестве Абая. Поэт-просветитель не принимал в соотечественниках такие качества, как невежество, бахвальство, леность, злословие, зависть, связывая их и с неразвитостью людей мыслящих по-старинке и не желающих что-либо изменять в жизни. Он говорил, что знание, наука есть главные условия формирования нравственного человека, что только на их основе человек может с достоинством выдержать жизненные испытания и принимать верные решения. Поэтому в стихах и размышлениях поэта так много уделено идее просвещения и знания:
"В книгах всей науки ширь, -
Так читай же, не ленись!...
Просвещенный нужен ум
Чтобы знать куда идти"1

В словах назидания" Абай пишет: "Если хочешь жить достойно, живи трезво, опираясь на свою силу, трудись и земля принесет свои плоды и не оставит тебя в ничтожестве". "Вот это и есть потребность души, стремление все видеть, все знать, всему научиться. Если пропадет это стремление, если не захочешь полностью знать все или узнавать хоть часть, то ты уже человек".2 "Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его и сделаешь тем благо ему и своему народу"3 .
Для Абая знания - не средство для достижения каких-либо благ, а фундаментальная основа развития человека - труженика. Они просвещают душу человека, обогащают его духовно.
Формируя свою концепцию человека, Абай особое внимание уделяет труду, отмечая две его стороны. С одной стороны, труд - это средство формирования личности (посредством труда достигаются знания, развивается ум, наука и культура). "...Ум и знания - это уже плоды труда... Труд развивает чувство познания"4 , - пишет Абай. С другой стороны, труд - средство к жизни, основа самостоятельного существования. Абай прославляет такой труд и осуждает иждивенчество. Человек, занимающийся трудом, - самостоятельный человек. "Юноша, продающий свой труд, достойнее старика, торгующего своей бородой"5 . Лень, безделье, паразитизм - пороки, которые требуют разоблачения. "Человек...бежит от труда и получает славу лентяя, становясь врагом всего хорошего"6 .
"Коль ты слишком сыт,
Труд тобой забыт, -
Развращен такой человек"7
Абай выступал против сложившихся в казахской среде традиционных представлений "Бедность и богатство - все от Бога", за выработку нового мировоззрения, нового мироощущения. Старые мировоззренческие установки, когда причину и цель своих поступков человек ищет вовне, мешают ему жить достойно. Если казахи хотят жить на уровне просвещенных народов, - писал Абай, - они должны пересмотреть свой образ жизни, избрать новые мировоззренческие ориентиры.
Концепция Абая - это концепция нового человека - трудолюбивого, активного, просвещенного, надеющегося в жизни только на свои силы и на свои знания. Трудолюбие, просвещенность, добро, долг - вот основные его нравственные принципы. "Худший человек из числа людей - это человек без стремления"8 . "Стремление есть у каждого, но его надо развивать"9 .
Вместе с тем, человек должен быть милосердным, творить добро: "Будь милосердным, считай другого человека своим братом, желай ему того, чего желаешь себе. Вот хорошие правила для сердца, для того, чтобы воспитать в себе правдивое сердце"1 0. Когда спорят воля, разум и сердце, главным должно быть сердце: "Пусть человек послушается сердца... Если сердце честно и безупречно, то нет обиды между людьми... Все доброе - скромность, справедливость, милосердие, отзывчивость - все исходит от сердца"1 1.
Эти понятия составляют основы человеческой нравственности.
Чтоб человеком ты был,
И вровень с веком ты был,
Ты пятерых побори
И пятерых избери.
Злословье, ложь, хвастовство,
Безделье и мотовство -
Вот пять врагов твоих, знай.
А разум и доброта,
Упорство, скромность и труд -
Вот пять друзей, согласись.1 2
Абай рассматривает нравственность как сущность человека, доказывая необходимость формирования новых этических принципов и критикуя старый образ жизни, традиционное мировоззрение.
Новый человек - это творческий человек. "Бог-творец добра и зла, - подчеркивает мыслитель, - но не он заставляет их совершать... Бог создал богатство и бедность, но не Бог сделал тебя богатым и бедным"1 3.
Во времена Абая подобные мысли были абсолютно неприемлемы для традиционного казахского мировоззрения, согласно которому судьба каждого человека изначально предопределена, все в его жизни совершается под влиянием внешних сил. Абай критикует своих выдающихся предшественников - Бухара-жирау, Шортанбая, не признавая такие мировоззренческие принципы.
В связи с этим он в казахской культуре представляет собой и трагическую фигуру. Поэт, мыслитель, глашатай нового мировоззрения, нового понимания человека, его места в мире во многом не был понят и принят своими современниками, далеко опередив их в своих представлениях и о труде, и о роли науки. Ему было невыносимо отчуждение людей в казахском обществе - обществе, в котором, как он считал, все ценности извращены, человек - только средство, науки, знания нужны только для того, чтобы приумножать богатства, нет милосердия, сострадания, духовности, господствует лицемерие и зависть.
Абай предупреждает о возможности страшной нравственной катастрофы, деградации общества, поскольку исчезает грань между добром и злом, происходит смешение этих понятий, в общественном сознании царит крайний релятивизм.
В "39 слове", разоблачая раздвоенное сознание, непонимание добра и зла, он спрашивает: "Почему не верят добру казахи и не хотят слушать правдивое слово, не находят для слушания такого слова времени, но любят слушать ложные и коварные речи, от которых даже молоко скисает в юрте, а они слушают и не могут оторваться, хоть бы их хозяйство снесло половодье?"14. И отвечает: необходимо изменить старые, отжившие взгляды и представления о мире, человеке и создать новый идеал человека. Только просвещение, знания, труд, активность, стремления. Разум, милосердие способны вывести казахов из нравственного кризиса, который Абай как просветитель не уставал критиковать.


1 Кунанбаев Абай. Собр. соч. - М., 1954. -С.69-70.
2 Там же. - С. 327.
3 Там же. - С. 364.
4 Там же. - С. 398.
5 Там же. - С. 388.
6 Там же. - С. 330.
7 Там же. - С. 110.
8 Там же. - С. 401.
9 Там же. - С. 399.
10 Там же. - С. 346.
11 Там же. - С.352.
12 Там же. - С. 63.
13 Там же. - С. 372.
14 Там же. - С.393.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия