Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ахметова Г. З.
ассистент кафедры банковского дела
Института управления, экономики и финансов
Казанского (Приволжского) федерального университета


Кластеры как форма инноватизации структур капитала локальных экономических систем
В статье рассматриваются вопросы формирования организационной структуры инновационного локального трансграничного строительного кластера. Рассмотрен пример кластерной модели строительных предприятий в Приволжском федеральном округе. Определена роль данного кластера в экономике Поволжья как инновационного механизма межрегиональной интеграции. Анализируются возможности взаимодействия локальных экономических систем в строительной отрасли Поволжья
Ключевые слова: кластер, инноватизация, структура капитала, локальная экономическая система, трансграничный региональный кластер, организационная структура трансграничного кластера
УДК 336.71   Стр: 237 - 241

В современной мирохозяйственной системе процессы кластеризации стали весьма ощутимой тенденцией, проявляющейся во все большем числе стран и регионов. В силу этого возникает высокая потребность в глубоком и всестороннем изучении кластеров в интересах развития региональной экономики. Серьезным препятствием в решении этой задачи выступает разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями познания кластеров предприятий как объекта управления, его сущности, качества, возможных направлений развития. Поэтому дальнейшее их исследование является насущной необходимостью. Тем более что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предполагается создание сети локальных территориально-производственных структур, реализующих конкурентный потенциал территорий [1].
Практическое значение в этом направлении имеет исследование проблемы формирования организационной структуры инновационного трансграничного строительного кластера на примере кластерной модели строительных предприятий в Приволжском федеральном округе.
В результате изучения и осмысления успешности кластерных форм локальной организации производства возникли три научные школы, выдвинувшие свои теории: американская, британская и скандинавская.
Основоположниками американской теории кластерной организации производства выступили М. Портер, М. Сторпер, М. Энрайт, С. Резенфельд, П. Маскелл, М. Лоренцен.
Основателем кластерной экономической концепции М. Портером была выдвинута теория промышленных кластеров, где кластер представлен как «группа географически сосед­ствующих и сотрудничающих компаний и организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [6].
М. Сторпер выдвинул теорию «идеального» регионального кластера, развитие которого происходит в шесть стадий: 1 — образование фирм-пионеров на основе местных специфических навыков производства; 2 — создание системы поставщиков и специализированного рынка рабочей силы; 3 — образование новых организаций для оказания поддержки фирмам; 4 — привлечение в кластер внешних отечественных и иностранных фирм, высококвалифицированной рабочей силы как стимулов для организации кластерных фирм; 5 — создание неявных активов между фирмами, которые стимулируют диффузию инноваций, информации и знаний; 6 — период упадка кластера из-за исчерпания своего инновационного потенциала и/или закрытости внешних инноваций.
М. Энрайт в рамках своей теории региональных кластеров определил, что конкурентные преимущества создаются не на наднациональном или национальном, а на региональном уровне, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов. Так, региональный кластер по его определению — это географическая англомерация фирм, работающих в родственных отраслях производства [11].
Группа ученых С. Резенфельд, П. Маскелл, М. Лоренцен в своей теории региональных кластеров как существенный элемент выделяют каналы связей в кластере.
Основоположниками британской теории кластерной организации производства стали Дж. Даннинг, К. Фримэн, Х. Шмитц, Дж. Хамфри.
Основоположниками скандинавской теории кластерной организации производства выступили:
Б-О. Лундваль и Б. Йонсон с теорией экономики обучения и национальной системы инноваций, основанной на положении, что изобретение инноваций и генерирование новых знаний является единственным вариантом повышения конкурентоспособности страны, особенно малой;
Б. Асхайм и А. Изаксен с теорией региональной системы инноваций, которая доказывает, что для конкурентоспособного развития практически любой отрасли специализации региона и устойчивого повышения жизненных стандартов населения необходимо найти оптимальное соотношение локальных и повсеместных знаний в рамках развивающегося в регионе промышленного района или регионально-локального кластера.
Среди современных ученых, занимающихся кластерными формами организации производства, можно выделить таких, как В.И. Вагизова, С.И. Рекорд, Е.З. Зелинская, М.П. Посталюк, В.Я. Погорецкая, Н.Н. Внукова, А.А. Сытник и других.
В русле нашего исследования интерес представляют подходы к решению кластерной проблемы М.П. Посталюка [11] и В.И. Вагизовой [4]. Они характеризуют кластер как конкретную форму инноватизации структур капитала локальных экономических систем. По их мнению, именно инноватизация структур капитала хозяйствующих субъектов в кластерных образованиях сегодня является наиболее эффективной формой создания, накопления, сохранения, использования и развития инновационного потенциала локальных экономических систем.
Авторы исследования рассматривают бизнес-кластер, как инновационное объединение хозяйствующих субъектов, их поставщиков, научно-исследовательских и образовательных организаций, банковских структур, государственных гарантий, связанных отношениями функциональной зависимости, территориальной и производственной общностью в сфере производства и реализации благ, обеспечивающее максимальный синергетический эффект и, соответственно, создающее максимальную добавленную стоимость.
При выборе возможной модели организации кластера следует учитывать особенности размещения производительных сил и институционального развития региональной экономики, специфику отрасли или направления деятельности, степень развития малого и среднего бизнеса, степень согласования экономических интересов ветвей власти и бизнеса, состояние инвестиционно-инновационного климата региона [7].
Применение кластерного подхода наиболее актуально на региональном уровне. Поэтому актуальным является исследование трансграничного кластера Приволжского федерального округа как перспективного механизма устойчивого развития и повышения инновационной конкурентоспособности Поволжья. Точками роста, на наш взгляд, могут являться исторически сложившиеся отрасли и виды деятельности, обусловленные ресурсно-природным потенциалом территории Поволжского региона. При формировании трансграничного кластера Поволжья, целесообразно также учитывать научное и промышленное наследие развития территориально-производственных комплексов и промышленных сочетаний, а также сложившуюся систему размещения производительных сил (см. табл.1).
Опыт регионов России, основанный на успехах в кластерной политике, указывает на то, что кластер дает возможность улучшить материально-экономическое положение хозяйствующих субъектов и региона в целом. Однако в целях обеспечения результативности «экономический интерес органов управления региона должен быть направлен на инновационное развитие промышленности территории и реально опираться на интеграцию науки, образования, бизнеса и власти. Соответственно, непременными участниками такого кластера должны стать высокотехнологичное производство, научные Центры, банковский сектор и государство» [7].

Таблица 1
Перечень инновационных территориальных кластеров1 Приволжского федерального округа, утвержденный Правительством Российской Федерации [12]
Субъект РФНаименование кластераСпециализация
Нижегородская областьНижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимииНефтегазопереработка и нефтегазохимия.
Автомобилестроение
Нижегородская областьСаратовский инновационный кластерЯдерные, лазерные, суперкомпьютерные технологии
Пермский крайИнновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения «Технополис «Новый Звездный»Производство летательных и космических аппаратов, двигателестроение, новые материалы
Республика БашкортостанНефтехимический территориальный кластерНефтегазопереработка и нефтегазохимия
Республика МордовияЭнергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещениемПриборостроение
Республика ТатарстанКамский инновационный территориально-производственный кластер Республики ТатарстанНефтегазопереработка и нефтегазохимия.
Автомобилестроение
Самарская областьИнновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской областиПроизводство летательных и космических аппаратов
Ульяновская областьКонсорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа»Производство летательных и космических аппаратов, новые материалы
Ульяновская областьЯдерно-инновационный кластер города Димитровграда Ульяновской областиЯдерные и радиационные технологии, новые материалы

Что касается субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития кластеров, то они предоставляются регионам, в которых уже располагаются пилотные инновационные кластеры, входящие в первую группу утвержденного Правительством Российской Федерации перечня.
Таким образом, бизнес-сектор Приволжского федерального округа будет характеризоваться низкой степенью прямого участия в научных исследованиях и разработках до тех пор, пока существует преобладание низкотехнологичных отраслей добывающей промышленности в структуре экономики или отсутствуют высокотехнологичные отрасли промышленности, государственный контроль над основными технологически сложными отраслями, недостаточное количество малых инновационных компаний и высокотехнологичных «стартапов» [5].
Предметом нашего исследования являются кластерные инициативы взаимодействия банковского и реального секторов Поволжья. Для этого необходимым становится построение структуры инновационного трансграничного строительного кластера Приволжского федерального округа и определение характера взаимосвязей его элементов.
В целом, формирование кластера начинается с его организационной структуры. Под структурой кластера нами подразумевается состав отдельных кластеров и их взаимное расположение в многомерном пространстве.
В практике региональной кластеризации сложились три подхода к моделированию кластеров:
1) «сверху вниз», который предполагает первоначальное формирование органов совещательной координации и мониторинга, определение стратегии кластера в целом и его ресурсной поддержки;
2) «снизу вверх», который предусматривает выстраивание программ, интегрирующих участников кластера;
3) смешанный, который характеризуется параллельным во времени сочетанием первых двух указанных подходов [2].
Для строительного кластера Приволжского федерального округа, в частности производства и реализации строительной продукции наиболее близкий подход для моделирования — линейный, который включает в себя объективные предпосылки возникновения кластера (историко-географические) и конкретные действия, проводимые органами, заинтересованными в его формировании.
При этом мы нашли существование многих предпосылок (факторов) создания трансграничного кластера хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей, обогащением и реализацией кварцевого песка в Приволжском Федеральном Округе для строительной, металлургической, промышленной и смежных отраслей.
Во-первых, это наличие конкурентоспособных организаций, что является существенным условием для развития данного кластера.
Песочное бизнес-сообщество региона Поволжья, являющееся группой поставщиков кварцевого песка объединено территориально и представлено на данный период десятью основными хозяйствующими субъектами Ульяновской, Новгородской, Самарской и Нижегородской областей.
Во-вторых, наличие конкурентных преимуществ для развития кластера, в том, что сочетается благоприятное географическое положение, наличие ресурсов, наличие трудовых ресурсов, поставщиков и потребителей материальных ресурсов (см. табл. 2), уровень развития инфраструктуры.
В-третьих, географическая концентрация и близость организаций-участников кластера, необходимые для осуществления их активного взаимодействия.
В-четвертых, количество и состав участников: кластер включает как организации, производящие продукт, так и вспомогательные организации и организации-контрагенты, создающие условия для производства и реализации продукта.
И, наконец, в-пятых, наличие устойчивых экономических связей и взаимодействия между участниками кластера.
В связи с этим, можно представить на рис.1 общую структуру строительного кластера по производству и потреблению кварцевого песка в Приволжском федеральном округе следующим образом.
Основными элементами кластерной модели строительного предприятия Приволжского федерального округа на сегодняшний день, на наш взгляд, являются: высокотехнологичное производство; бизнес-сектор или сами хозяйствующие субъекты; научно-исследовательский сектор или научные Центры; банковская структура; государство в лице государственного частного партнерства.

Таблица 2
Преимущественные направления поставок стекольных песков Приволжского федерального округа
ПотребительРегионОбласть
применения
ОАО «Саратовстройстекло»Саратовская обл.1
ООО «Русджам-Уфа»Респ. Башкортостан2
ОАО «Свет»Удмуртская обл.2
ООО «Завод строительных материалов»Московская обл.4
ОАО «Салаватстекло»Респ. Башкортостан1, 2
ООО «Керамика»Чувашская Респ.3
ОАО «Завод «Экран»Новосибирская обл.2
ГУП Респ. Мордовия «Лисма»Респ. Мордовия4
ОАО «Южноуральский арматурно-изоляторный завод»Челябинская обл.3, 4
ЗАО «Балахнинское стекло»Нижегородская обл.2
ООО «Самарский Стройфарфор»Самарская обл.3
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»Респ. Башкортостан4
Условные обозначения: 1 — производство листового стекла; 2 — производство стеклотары; 3 — производство керамики; 4 — прочее

Цель функционирования кластера может быть достигнута только в том случае, когда каждый элемент системы будет стремиться к достижению собственных динамически изменяющихся подцелей.
Рис. 1. Структура инновационного трансграничного строительного кластера на примере кластерной модели строительных предприятий в Приволжском федеральном округе
Первым и наиболее важным элементом трансграничного кластера строительных предприятий в Приволжском федеральном округе является: высокотехнологичное и инновационное производство кварцевого песка, стекольных изделий (технического, лабораторного, медицинского, парфюмерного стекла, консервной тары и бутылок); керамических изделий (керамической плитки); стекловолокна и стеклопластиков (включая теплоизоляционные материалы); строительных материалов и др.
Новизна нашей структуры строительного кластера заключается в том, что появляется иная модель набора элементов кластера.
Необходимым, на наш взгляд, является участие государственного частного партнерства (далее ГЧП), поскольку для каждого из участников существуют выгоды от их участия в реализации проектов ГЧП. Среди основных положительных экстерналий автором выделяются: финансовые, бюджетные, социально-экономические, экологические, политические, технологические и прочие выгоды.
Основными задачами государственного частного партнер­ства, на наш взгляд, должны стать:
1. Содействие эффективному развитию хозяйствующих субъектов (техническое, технологическое, производственное, сбытовое);
2. Установление контактов между предприятиями, занимающимися добычей, обогащением, реализацией кварцевого песка;
3. Продвижение и координация предложений, выдвигаемых членами партнерства;
4. Создание единой информационной базы данных предприятий, занимающихся добычей, обогащением, реализацией кварцевого песка. Издание каталога инвестиционных проектов;
5. Представление и защита интересов членов партнерства в федеральных и региональных органах власти;
6. Правовая защита членов партнерства и помощь при решении споров по налогообложению.
В результате участия в проекте ГЧП положительный эффект получает каждый участник. Государство уменьшает бремя финансовых расходов на бюджет проекта, предоставляет возможность подчиненным органам и организациям самостоятельно реализовывать имеющийся потенциал и желание. Для государства расширяется поле налогоплательщиков и соответственно новые поступления в бюджет государства. Частный инвестор извлекает максимальную прибыль из альянса с государством в виде снижения налоговых процентных ставок, либо кредитных процентных ставок через субсидирование проектов государством. Таким образом, в существующем правовом поле обеспечивается стабильный доход, политическая поддержка реализуемого проекта, а также социальная ответственность перед обществом.
Обязательным звеном в структуре строительного кластера, на наш взгляд, является банковский сектор, поскольку существует проблема отсутствия тесного взаимодействия банковского и реального секторов экономики.
Полноценное функционирование и решение задач в части консолидации денежных средств участников ГЧП, решение вопросов инвестиционного характера, требует создания в структуре кластера специализированного кредитного института, который будет выступать в качестве финансово-расчетного центра, обслуживающего участников кластера. Идея организации кластерно-инвестиционной НКО принадлежит Минэкономразвитию России и заключается в возможности предоставления им права привлекать денежные средства инвесторов на текущие счета, размещать привлеченные средства в конкретные долгосрочные инвестиционные проекты и, что самое главное, права осуществления всех расчетов, связанных с реализацией инвестиционных проектов. При этом, следует учитывать, что кластерно-инвестиционная небанковская кредитная организация (КИНКО) будет решать следующие задачи:
1. Повысит прозрачность и управляемость всех финансовых потоков кластера;
2. Обеспечит контроль целевого использования средств при кластерном кредитовании;
3. Через непосредственное участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов будет осуществлять контроль рентабельности проектов;
4. Обеспечит увеличение объемов фондового рынка посредством выхода хозяйствующих субъектов на IPO;
5. Увеличит скорость расчетов между субъектами сделок, поскольку не будет посредников, все сделки будут осуществляться в КИНКО;
6. Обеспечит безопасность банковских расчетов;
7. Повысит эффективность инвестиционных решений;
8. Снизит риски финансирования инвестиционных проектов.
Наличие противоречий в интересах деятельности банковского и реального секторов экономики будет решаться длительными сроками управления проектами (проектное финансирование), поскольку сами банки будут брать функции управления в свою компетенцию. А недополучение банками прибыли на начальных этапах проектов будет нивелироваться привлечением иностранных инвестиций благодаря сетевому сотрудничеству субъектов кластера с зарубежными поставщиками, потребителями и инвесторами, а также благодаря механизмам государственно-частного партнерства в трансграничной кластеризации.
На сегодняшний момент объемы кредитования реального сектора экономики банками превышают собственные средства кредитных организаций в России. Но кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям-резидентам, составляют всего 14,6% от объема ВВП. Причиной этой является, помимо прочего, низкая капитализация банков (собственные средства банковского сектора к ВВП составляют 5,4%), что не позволяет финансировать растущую промышленность.
Трансграничное сотрудничество банков будет стимулировать их партнерские отношения посредством синдицированного кредитования. В настоящее время этот механизм используется редко, поскольку банки не заинтересованы в сотрудничестве между собой, нет соответствующих инструментов, способствующих их вовлечению. При трансграничном кластерном взаимодействии банков посредством синдицированного кредитования будет соблюдаться единовременный интерес всех сторон. Для хозяйствующих субъектов же возникнет возможность единовременной выдачи крупных сумм одному заемщику с одновременным увеличением сроков выдачи ссуд.
Развитие рынка синдицированных кредитов будет стимулировать развитие фондового рынка, посредством выставления банками части своих долей в синдицированных кредитах в виде деривативов, что повысит ликвидность долговых обязательств и даст банкам возможность принимать участие в новых кредитных сделках.
Не стоит упускать из виду тот факт, что вместе с увеличением объема банковских операций возрастает и банковский доход. Таким образом, стабильный рост экономики, основанный на инновационном развитии, будет способствовать укреплению и развитию кредитно-банковской системы, что в свою очередь на фазе подъема будет сокращать экономические риски, а соответственно деятельность банковской системы будет приобретать стабильный характер.
Следующим элементом в представленной кластерной системе являются органы управления субъекта РФ.
Как правило, региональные органы власти не в состоянии непосредственно воздействовать на предпринимателей, но в то же время они могут создать условия, которые повысят их деловую активность. Мы придерживаемся мнения А.Ю. Яковлевой-Чернышевой, которая отмечает, что реализация полномочий органов регионального управления в области управления предпринимательскими структурами предполагает соблюдение ряда требований [8]. Что касается органов управления Приволжского региона относительно представленного нами трансграничного кластера хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей, обогащением и реализацией кварцевого песка в Приволжском Федеральном Округе, то они, на наш взгляд, должны выполнять следующие требования:
– рассматривать песочное бизнес-сообщество как самостоятельно функционирующий и развивающийся открытый объект, действующий в системе региона;
– соответствовать заданным извне условиям функционирования;
– соответствовать специфическим условиям;
– взаимодействовать с системой управления более высокого уровня;
– обеспечивать разработку всех элементов процесса управления большими системами (определение целей, задач, методов, приоритетов развития, структур управления);
– обладать свойствами адаптивности к изменениям в объекте управления.
Специализация и сотрудничество в трансграничном кластере приводят к росту уровня концентрации и конкуренции, что обусловливает повышение качества выпускаемой продукции, применение новых технологий и оборудования, повышение квалификации работников, внедрение инноваций и так далее. В целом, объединение усилий регионов в трансграничном кластере приводит к синергетическому эффекту.
Целесообразность организации подобного трансграничного кластера Поволжья обусловлена тем, что он более эффективно будет обеспечивать инноватизацию структур капитала его локальных экономических систем: совместное использование научных исследований и разработок, интеллектуального потенциала, резервов экономического роста, инфраструктуры и так далее.
Однако развитие кластерной формы организации в Приволжском федеральном округе сдерживается: низким уровнем инициативы, ответственности и реальных действий региональных и муниципальных органов управления по формированию благоприятного инвестиционно-инновационного климата; несовершенством организационно-экономического механизма взаимодействия и согласования интересов участников кластера; недостаточным уровнем инновационной активности бизнеса и спроса на инновационную продукцию; недостаточной заинтересованностью органов власти муниципальных образований и регионов в проведении модернизации; отсутствием в России опыта создания трансграничных кластеров.
Исходя из вышеизложенного, можно определить, что статус кластера имеет большое значение, как для входящих в него предпринимательских структур (облегчает привлечение дополнительных ресурсов, содействует формированию позитивного имиджа, раскручиванию бренда), так и для региональных органов управления (содействует усилению конкурентных позиций, стимулирует экономический рост, создает условия для более успешного решения социальных проблем).
Поэтому в существующих условиях в России постепенно складывается понимание того, что кластеры являются продуктивной формой синергетического объединения образовательных, научных, промышленных организаций. Практика показывает, что функционирование и развитие кластеров при грамотном управлении и достаточном количестве ресурсов, в том числе и финансовых, существенно повышает уровень инноватизации структур капитала локальных экономических систем, повышая, тем самым, их конкурентоспособность.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Академии наук Республики Татарстан, в рамках проекта проведения научных исследований «Формирование трансграничного регионального банковского кластера: исторические особенности и современный вклад в экономику Поволжья», проект № 13-12-16008 а/В.

Литература
1. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] — Официальный сайт Консультант Плюс, 2013.
2. Авагян Г.Л., Саитова М.Ю. Региональный банковский кластер / Г.Л. Авагян, М.Ю. Саитова. — М.: Магистр: ИНФРА-М — 2012. — 224 с.
3. Боуш Г.Д. Бизнес-кластеры: категориально-системное представление. — Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та. — 2011. — 244 с.
4. Вагизова В.И. Кластеризация как инновационная форма диверсификации хозяйственных систем и фактор повышения конкурентоспособности экономики Татарстана // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 4.
5. Направления повышения конкурентоспособности экономических субъектов в условиях интеграции России в систему мирохозяйственных связей: монография / Под ред. Ю.П. Дусь, Г.Д. Боуш — Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2008. 532 с.
6. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2005. — 608 с.
7. Чернобродова Л.А. Развитие предпринимательства на основе региональных промышленных кластеров // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. — 2011 — №6.
8. Яковлева-Чернышева А.Ю. Кластерный подход к управлению развитием предпринимательских структур в рекреационной системе. — М.: ИНФРА-М. — 2010. — 208 с.
9. Электронный ресурс — Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/327/67135.php
10. V.I. Vagizova, J.A. Klaas, A.F. Batorshina Financial stability assessment of regional banking sector under modern conditions by means of operating procedures of its determination / V.I. Vagizova, J.A. Klaas, A.F. Batorshina // Investment Management and Financial Innovations. — 2013. — №3.
11. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. — 2014. — №3. — С. 31–39.
12. Postalyuk M., Akhmetshina A. Innovatization of the sustainable development structures of economic systems // Problems and perspectives in Management, Special issue — 2014. — №4.

Сноски 
1 Под инновационным территориальным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием: объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности); механизма координации деятельности и кооперации участников кластера; синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия