Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Жалбэ С. В.
аспирант кафедры экономической теории
Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева — КАИ


Движение иностранного капитала как форма инноватизации региональной экономической системы
(на примере Республики Татарстан)
В статье рассматривается вопрос о процессе движения, функциональности и эффективности иностранного капитала в Республике Татарстан. Обосновывается тезис, что движение иностранного капитала, его функционирование приводит к инноватизации условий и процессов в местной экономике, повышает ее инвестиционную привлекательность и способствует увеличению потока иностранных инвестиций. Рассматриваются положительные и отрицательные стороны данного процесса и предлагаются меры для улучшения инвестиционного климата в Республике Татарстан
Ключевые слова: движение иностранного капитала, региональная экономика, инноватизация, инвестиционный климат, иностранные инвестиции
УДК 338.12   Стр: 241 - 244

Инноватизация представляет собой процесс накопления, функционирования и развития инновационного потенциала в экономических системах. Достоверность данного определения категории «инноватизация» предопределено теорией инноваций Й. Шумпетера. Характеризуя инновацию как полиформенное явление, он утверждал, что перемещение капитала в любой форме из одного локального пространства в другое, ранее ему неизвестное, или в новой форме, можно считать инновацией, инновационной деятельностью или инновационным процессом. Следовательно, движение иностранного капитала в конкретной форме из одной национальной экономической системы в другую можно считать инновационным процессом, инновационной деятельностью. А организационно-экономические формы, в которых осуществляется это движение и формы управления этим движением являются инновационными формами [2].
Доказательность этой теоретико-методологической позиции можно обеспечить анализом движения, функционирования и результативности иностранного капитала в региональной экономике Республики Татарстан. Движение и функционирование иностранного капитала в экономике Татарстана имеет свои следствия, в результате которых происходит инноватизация условий и процессов региональной экономики, характеризующаяся позитивными количественными и качественными изменениями.
В 2011 году решением наблюдательного совета Агентства Стратегических Инициатив России был одобрен «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Республика Татарстан стала одним из шести (Пермский край, Калужская, Липецкая, Свердловская и Ульяновская области) пилотных регионов по применению указанных в нём требований. Стандарт описывает нормативные и иные документы и организационные решения, которые должны быть приняты в субъекте Российской Федерации, в целях улучшения инновационно-инвестиционного климата региона [4]. Для выполнения данного Стандарта Республика Татарстан сделала несколько шагов на встречу к реализации установленной инвестиционной стратегии.
Одним из них является создание интернет-портала «Инвестиционный портал Республики Татарстан», которому поставлены следующие задачи:
— предоставлять для заинтересованного лица всю необходимую информацию об инвестиционном климате в регионе;
— стать главным информационным ресурсом республики в инновационно-инвестиционной сфере;
— знакомить с информацией обо всех инвестиционных объектах на территории региона (технопарки, инвестиционные и индустриальные площадки, особые экономические зоны);
— отображать удобный механизм выбора объекта вложений, его картографические данные и окружающую инфраструктуру;
— стать площадкой знакомства представителей власти, потенциальных инвесторов и инициаторов инвестиционных проектов.
В данный момент сайт позволяет выполнять следующие положения из вышеназванного Стандарта:
— показывает личные гарантии инвесторам от главы региона;
— дает исчерпывающий перечень видов и форм господдержки инвестиций;
— обеспечивает канал прямой связи инвесторов с руководством субъекта;
— осуществляет размещение всей необходимой информации на одном сайте;
— публикует отчет главы субъекта о достижениях и планах по привлечению инвестиций.
Благодаря параметрам, указанным в вышеназванном документе, можно определить уровень инвестиционной привлекательности региона и обозначить дальнейшие цели для его улучшения.
5 июля 2012 года был образован «Инвестиционный совет Республики Татарстан», где рассматриваются следующие виды вопросов:
— софинансирование инвестиционных проектов;
— предоставление налоговых льгот;
— разрешение административных барьеров;
— разработка мер государственного стимулирования в виде льготного выделения земельных участков;
— установление единых требований и критериев для инвестиционных проектов при выделении средств из федерального бюджета и т.д.
Благодаря целевой инновационно-инвестиционной политике в Татарстане были достигнуты успешные результаты в улучшении регионального инвестиционного климата. Для этого 15 сентября 2011 года был принят закон «Об инвестиционном налоговом кредите в Республике Татарстан». В нем устанавливаются основания и условия предоставления инвестиционного займа, его сроки (до 7 лет) и процентные ставки (порядка 4%) [6]. Это позволит значительно расширить инвестиционные возможности предприятий региона.
Для координации инновационного взаимодействия региональной экономической системы с другими регионами и странами, для сопровождения и реализации инвестиционных проектов, направленных на привлечение инвестиций, для участия в формировании благоприятного инвестиционного климата, а также для повышения инвестиционной привлекательности региона в июне 2011 года было создано Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.
К положительным примерам работы ведомства, можно отнести подписание 14 февраля 2014 года приказа «Об образовании совещательного органа — Совета внешних инвесторов при Агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан, «Клуба инвесторов Республики Татарстан». Данный совет ставит перед собой цели по налаживанию обратной связи властей и бизнеса и поддержанию комфортных условий для ведения предпринимательской деятельности, т.к. в данный момент реакция государственных органов на запросы со стороны иностранных инвесторов порой не соответствуют ожиданиям последних. Поэтому не все усилия, которые предпринимают власти Татарстана сейчас, приносят ожидаемый вклад в обеспечение инноватизации экономических процессов.
Вышеназванные меры призваны простимулировать дополнительный приток зарубежных инноваций и инвестиций, что в итоге повысит общий уровень инноватизации экономической системы Татарстана.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Посталюк М.П. Венчурное финансирование региональных инновационных систем // Финансы и кредит. — 2012. — №36 (177). — С.38–45.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, — 2007. — 864 с.
3. Посталюк М.П. Функциональная роль инновационных отношений в экономической системе // Проблемы современной экономики. — 2006. — № 1/2 (17/18).
4. Агентство стратегических инициатив. «Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе». Режим доступа: [http://investstandart.ru];
5. Ассоциация инновационных регионов России. Режим доступа: [http://www.i-regions.org/];
6. Официальный сервер Республики Татарстан. Режим доступа: [http://tatarstan.ru]
7. Инвестиционный портал Республики Татарстан. Режим доступа: [http://www.invest.tatar.ru]
8. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. Режим доступа: [http://tatstat.gks.ru]
9. Фонд «Общественное мнение». Режим доступа: [http://fom.ru]
10. Информационный портал «Forbes». Режим доступа: [http:// forbes.ru]
11. Президент Республики Татарстан. Режим доступа: [http://president.tatarstan.ru]
12. Полномочное представительство Республики Татарстан в Турецкой Республике. Режим доступа: [http://tatturk.tatarstan.ru]

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия