Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Пардаев У. У.
старший научный сотрудник, соискатель Ташкентского финансового института

Подходы к повышению эффективности исполнения расходов государственного бюджета в Узбекистане
В статье дается оценка определению направлений расходования государственного бюджета на этапах развития бюджетной системы в Узбекистане в годы независимости, динамики структурных изменений бюджетных расходов, основных направлений расходования. Также изложены подходы к вопросу обеспечения эффективности расходов бюджета в перспективе
Ключевые слова: расходы бюджета, бюджетное планирование, экономический рост, бюджетная система, структурные изменения расхода
УДК 36.1/5; ББК 65.261.3   Стр: 327 - 331

В условиях модернизации экономики и структурных изменений важным вопросом является правильное планирование государственного бюджета, являющегося основным рычагом реализации функций и задач государства. Оптимальная организация планирования государственного бюджета служит достижению экономического роста путем более полного финансового обеспечения функционирования государства. В Узбекистане в последние годы наблюдается стабильный экономический рост, и в связи с этим важное значение приобретают вопросы определения реального положения дел посредством установления степени влияния такого роста на расходы бюджета страны с тем, чтобы планирование государственного бюджета на будущий период проводилось с учетом этого влияния. Однако, как показывают наши наблюдения, данное направление до сих пор остается вне поля исследований.
На сегодняшний день в Республике Узбекистан осуществляются широкомасштабные реформы в системе государственных финансов, в частности бюджетной системе государства. Основной задачей проводимых реформ считается постатейное осуществление расходов, имеющих децентрализованную специфику и переход к осуществлению расходов ориентированных на результат.
В республике была разработана концепция реформирования системы государственных финансов, в соответствии с которой предполагался переход к среднесрочному планированию бюджета. Исходя из этого, учитывая сложившуюся ситуацию, разработка направлений применения новой системы бюджетных расходов, а также создание соответствующих методов и методики имеет важное значение. Поэтому тема данной научной статьи является актуальной.

Исторические аспекты этапов развития бюджетной системы Республики Узбекистан
Для более подробного раскрытия специфики расходов хотелось бы вначале обратиться к вопросам формирования бюджетной системы Республики Узбекистан. Развитие бюджетной системы страны можно условно разделить на три этапа: (см. рис.1):
Первый этап — 1992–1999 гг. На данном этапе произошли следующие изменения в расходной части государственного бюджета:
1) создана нормативно-правовая база по регулированию доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, межбюджетных отношений;
2) в результате усложнения процесса исполнения государственного бюджета, роста бюджетного дефицита, усовершенствования финансирования первостепенных расходов были введены ограничения в финансирование расходов государственной власти на местах, а в случае возникновения особо важных расходов разрешалось их финансирование с условием секвестрования по другим статьям расходов или нахождением новых источников доходов. А также в случаях выявления нецелевого и неадресного использования бюджетных средств расходы сокращались до 10% на будущий период.[1]
Рис 1. Этапы развития бюджетной системы Республики Узбекистан

3) начиная с 1993 года детям старше 1,5 лет, а также детям от 1,5 до 6 лет стали выплачиваться ежемесячные социальные пособия за счёт средств местного бюджета, исходя из поступлений доходов началось осуществление расходов по выплате заработной платы, стипендий, продуктов питания и медикаментов в стопроцентном объёме (расходы по выплате зарплаты, стипендий, дотаций на продукты питания и медикаментов в полном объеме (100%) были привязаны к доходной части местных бюджетов). Усилился контроль над финансированием расходов, был установлен порядок сокращения бюджетных средств на сумму средств, выявленных в случае их нецелевого и неадресного использования на будущий период.[2]
4) расходы на финансирование средних и средне-профессиональных технических образовательных учреждений, обеспечение центральным отоплением и горячей водой, электроэнергией, расходы по обеспечению детскими товарами в размере 50% их стоимости осуществлялись за счёт государственного бюджета, а затем начиная с 1994 г. эти расходы были возложены на органы государственной власти на местах;[3]
5) на данном этапе правительством были предприняты ряд мер по упорядочению расходных статей бюджета, а именно:
— значительно сокращены потребительские субсидии, дотируемые из бюджета;
— начато реформирование системы социальной защиты населения за счет достижения их адресности в сторону наиболее уязвимых слоев населения и т.д.
Бюджет республики имел ярко выраженную социальную направленность (указанные расходы составляли в общем объеме бюджета более 60%). Поэтому основным направлением политики государственных расходов на ближайшую перспективу было повышение эффективности использования выделяемых средств. Каждое предложение об увеличении бюджетных расходов сопровождались предложениями об увеличении доходов или сокращении расходов по другим статьям.
В рамках такого подхода содержание политики расходов на данном этапе заключалось в следующем:
— реформирование сектора социальных услуг, включая жилищно-коммунальное хозяйство, при котором предполагалась постепенная замена бюджетных дотаций на оплату услуг населением, имея ввиду постепенность этого процесса и недопущение падения качества оказываемых услуг;
— усиление контроля за эффективным расходованием предприятиями, организациями и учреждениями выделяемых бюджетных ассигнований.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов государства важную роль играет принцип целевой ориентации и адресности, достижение максимальной эффективности расходов бюджета. Министерство финансов Республики Узбекистан приняло решение о консолидации всех расходов государства с 1994 года. Только таким образом можно было обеспечить должный контроль за государственными расходами, оценить их целесообразность и эффективность;
6) В состав единого оборонного бюджета, формируемого для финансирования вооруженных сил государств Содружества, включались следующие виды затрат в расчете на год: содержание армии и флота (денежное довольствие военнослужащих, заработная плата штатных рабочих и служащих, продовольственное обеспечение вещевого имущества), оплата и хранение специального топлива и горючего, ремонт и изготовление вооружения, военной техники и имущества, транспортные расходы, аренда средств электросвязи, содержание космодромов, специальных полигонов, баз и складов, рублевое покрытие расходов в иностранной валюте на содержание войск за границей, оперативные, хозяйственные и другие расходы, связанные с жизнеобеспечением войск; оплата вооружений, военной техники и имущества, в том числе закупка ядерных боеприпасов; оплата научно-технической продукции; капитальное строительство и капитальный ремонт, в том числе специальное и жилищное строительство; пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей.[4]
Второй этап — 2000–2005 гг. Учитывая специфику периода либерализации экономики, началось усовершен­ствование расходов государственного бюджета. В отличие от первого этапа, началась политика целенаправленности и адресности использования расходов государственного бюджета. Политика предполагала:
1) ежемесячную выплату материальной помощи малообеспеченным семьям, производимую за счет средств местного бюджета, различных внебюджетных источников (общественные благотворительные фонды, средства организаций, добровольные пожертвования граждан и другие), зачисление на спецсчета органов самоуправления граждан в отделениях Народного банка;[5]
2) в адресных списках капитального ремонта зданий и сооружений, составленных в пределах средств, предусмотренных сметой расходов на содержание бюджетной организации, учитывалось:
— погашение кредиторской задолженности за выполненные работы и услуги, поставленные строительные материалы и оборудование по объектам, предусмотренным в адресных списках капитального ремонта зданий и сооружений прошлого года;
— завершение объектов капитального ремонта, учтенных в адресных списках прошлого года;
— объекты капитального ремонта, по которым имелись технические паспорта и проектная документация, включая ресурсную смету (для объектов со стартовой стоимостью капитального ремонта, эквивалентной свыше 10 тыс. долл. США по курсу Центрального банка на день утверждения проекта) или опись работ по капитальному ремонту, составленную на основании дефектных актов (для объектов со стартовой стоимостью капитального ремонта, эквивалентной не более 10 тыс. долл. США по курсу Центрального банка на день утверждения проекта), утвержденные в установленном порядке;
— разработка проектной документации, включая ресурсную смету объектов, подлежащих капитальному ремонту согласно дефектным актам по ним.
При формировании адресных списков капитального ремонта потребность в бюджетных средствах отражалась за вычетом дебиторской задолженности по неотработанным авансам и стоимости приобретенных заказчиком материально-технических ресурсов в истекшем году;[6]
3) установление порядка, предельных сроков предоставления и возврата бюджетных ссуд;[7]
4) принятие положения о регулиривании вопросов разработки, утверждения и применения ежегодных базовых нормативов бюджетного финансирования по организациям социальной сферы;[8]
В 2002 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №144 начался процесс подготовки проекта «Реформа управления государственными финансами», предполагающего реформирование системы государственных финансов, переход к казначейской системе исполнения бюджета, к среднесрочному планированию и бюджету ориентированному на результат. В качестве пилотных регионов для перехода к казначейской системе исполнения бюджета по четвёртой группе расходов были выбраны Самаркандская область и город Ташкент.
Третий этап: с 2006 года — по настоящее время.
На данном этапе осуществляется дальнейшее совершен­ствование системы государственных финансов в рамках реформы государственных финансов, в частности:
1) Cозданы Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные подразделения на базе Управления методологии и внедрения казначейского исполнения Государственного бюджета Министерства финансов и казначейских подразделений местных финансовых органов в пределах установленной по финансовым органам численности управленческого персонала [9];
2) Введён порядок содержания и ремонта городских улиц и других населенных пунктов, а также межхозяйственных сельских автомобильных дорог, осуществляемых соответствующими районными и городскими Управлениями благоустройства или другими организациями — балансодержателями автодорог за счет средств местного бюджета [10];
3) Установлен порядок финансирования из Государственного бюджета программы геологоразведочных работ [11];
4) Предоставлено право руководителям бюджетных организаций в пределах фонда оплаты труда устанавливать бухгалтерам, экономистам и юрисконсультам (юристам) надбавки в размере до 10% от должностного оклада (тарифной ставки), исходя из непрерывного стажа работы на данных должностях, а также своевременного и качественного выполнения возложенных функциональных обязанностей [12];
5) Принят Бюджетный Кодекс, регулирующий отношения в области формирования, составления, рассмотрения, принятия, утверждения, исполнения бюджетов бюджетной системы Республики Узбекистан, государственных заимствований и контроля за исполнением бюджетного законодательства [13].

Анализ обеспечения устойчивого экономического роста в Узбекистане путем структурных преобразований и соотношения в расходах бюджета.
В последние годы наблюдается стабильный экономический рост, однако до сегодняшнего дня нет единого подхода к вопросу о влиянии расходов бюджета на экономический рост, поэтому определение фактического состояния и бюджетного планирования на перспективу имеет важное значение. В частности, в планировании и прогнозировании бюджета на перспективу широко применяются традиционные нормативные методы, в которых не учитываются экономический рост и другие индикаторные факторы. По-нашему мнению, в условиях обеспечения стабильного роста экономики государства целесообразным считается поэтапный переход от традиционных методов бюджетного планирования к планированию на основе экономико-математических моделей.
По расчётам «Правила 70» [14] показатели ВВП на душу населения за последние 23 года независимости составили в среднем 4.24%, здесь можно увидеть, что дальнейшее повышение темпов экономического роста в последующие годы приведет к существенному сокращению этого срока. За анализируемый период наблюдается увеличение ВВП в текущих и сопоставимых ценах и его удельного веса в мировом ВВП (см.табл 1).

Таблица 1
Показатели роста ВВП Республики Узбекистан за 1990–2013 гг.
ГодыВВП, млрд долл.ВВП на душу населения, доллар*ВВП, млрд долл.Уровень роста ВВП, %Удельный вес ВВП, %
В текущих ценахВ сопоставимых ценах по отношению к 1990 г.В миреВ АзииВ Центральной Азии
199014.771514.7 0.0650.2727.7
199115.172014.6-0.680.0640.2529.7
199213.860013-110.0540.2129.1
199313.860012.7-2.30.0530.1830.7
199413.358012-5.50.0480.1732.7
199513.558011.9-0.830.0440.1534.4
19961460012.11.70.0450.1634.5
199715.561012.85.80.050.1835.9
19981562013.33.90.0490.1934.8
199917.165013.94.50.0530.242.4
200013.863014.54.30.0420.1534.9
20019.356015.14.10.0290.1122.7
20029.945015.740.0290.1121.4
200310.242016.44.50.0270.118.2
200412.146017.77.90.0280.1116.8
200514.453018.96.80.0310.1215.8
200617.460020.37.40.0340.1314.4
200722.476022.39.90.0390.1514.5
200827.996024.390.0480.1715.1
200932.8113026.27.80.0570.1918.8
201039.5130028.58.80.0610.1917.8
201145.3151030.88.10.0640.1916.6
201251.17170033.17.50.0710.2117
201356.8190034.06,40.0710.2217.1
Источник: www.worldbank.org — расчеты автора на основе данных официального сайта Всемирного банка.
* Данные получены из следующего Интернет-ресурса на основе сведений программы Всемирного банка: http://www.indexmundi.com/facts/uzbekistan/gni-per-capita#NY.GNP.PCAP.CD. По методу Атлас.

В Республике Узбекистан доля расходов государственного бюджета в ВВП за период с 2007–2013 гг. составила соответственно 20.7–21.7%, а в расходах консолидированного бюджета в 2013 г. — 35%. Как было отмечено выше, благодаря социальной направленности государственного бюджета страны, динамика изменения доли бюджетных расходов на социальную сферу в ВВП имеет тенденцию роста и в 2007 г. составила 10,3%, а в 2013 г. этот показатель повысился на 2,4 пунктов и составил 12,7% (диаграмма 1).
Результаты анализа структуры расходов государственного бюджета Республики Узбекистан в 2004–2013 гг. показали следующее:
— Самая большая доля бюджетных расходов приходится на социальную сферу и на обеспечение социальной защиты населения, в анализируемом периоде она имела тенденцию роста (в 2007 г. — 49,9%, в 2013 г. — 58,7%). Это обусловлено тем, что модель экономического развития Узбекистана имеет социальную направленность. Это также является ярким проявлением того, что нашим правительством проводится политика дальнейшего улучшения социально-экономического состояния населения и увеличения расходов на социальную сферу, в том числе на социальную поддержку населения;
— Основная часть расходов на социальную сферу включает в себя расходы, связанные с реализацией государственных гарантий социального значения, в том числе на образование (в 2007 г. — 29,5%, в 2013 г. — 34,1%), здравоохранение (в 2007 г. — 11,2%, в 2013 г. — 14,4%).
— В Узбекистане в условиях перехода к рыночным отношениям социальная поддержка населения осуществляется путем компенсации разницы цен на социально значимые услуги за счёт бюджета, а также выплаты семьям (в том числе многодетным) социальных пособий. В анализируемом периоде покрытие разницы между стоимостью и ценой за счёт бюджета сократилось, между тем, доля социальных пособий семьям в расходной части бюджета с каждым годом снижается. Основная причина заключается в том, что в системе социальной защиты населения произошел переход от государственных дотаций к адресной социальной защите населения, что соответствует принципу социальной справедливости и свидетельствует о росте среднего уровня благосостояния людей и сокращении количества семей, нуждающихся в социальной защите;
— В анализируемом периоде налюдалось сокращение доли инвестиций в экономику и централизованных инвестиций в бюджетных расходах, что отчасти обусловлено завершением в системе образования и здравоохранения внедрения основных социальных программ, строительства и капитального ремонта в регионах крупных зданий и сооружений социально-экономического значения.
— В качестве еще одного нового параграфа Государственного бюджета республики с 2013 года можно назвать Кредитную линию на софинансирование Программы строительства индивидуального жилья в сельской местности, что является результатом реализации одноименной государственной программы.
— В структуре бюджетных расходов большую долю имеют и другие расходы, в их числе: расходы на оборону, внешнеэкономическую деятельность, на покрытие НДС экспортёров, на государственные заказы на реализацию статистических работ, управление текущей государственной задолженности и др. В анализируемом периоде наблюдалось снижение доли этих расходов (в 2007 г. — 27,6%, в 2013 г. — 20,7%). Следует отметить, что в период 2007–2013 гг. максимальное значение дефицита государственного бюджета было запланировано в объеме 1% к ВВП, предусматривалось его покрытие за счет остатков свободных средств республиканского бюджета на начало бюджетного года и других неинфляционных источников. Благодаря последовательному проведению в стране бюджетно-налоговой политики, начиная с 2013 г. в государственном бюджете наблюдается положительное сальдо, которое в 2013 г. составило 0,3% к ВВП. [15]
Диаграмма 1.Расходы государственного бюджета Республики Узбекистан по отношению к ВВП (в процентах)
Источник: Узбекистан в цифрах. Статистический сборник — Т: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2013 г. — 186 стр. www.mf.uz — Расчеты автора на основе данных официального сайта Министерства финансов Республики Узбекистан.

Таблица 2
Состав и структура расходов государственного бюджета (в процентах)
 Показатели2007200820092010201120122013
 Расходы (без средств целевых фондов) — Всего100100100100100100100
1.Расходы на социальную сферу и социальную поддержку населения — всего49,951,854,858,558,058,958,7
1.1Просвещение29,530,131,033,433,434,234,1
1.2Здравоохранение11,211,411,712,813,314,514,4
1.3Культура и спорт1,31,21,11,21,11,11,1
1.4Наука0,50,40,60,60,70,70,6
1.5Социальное обеспечение0,50,40,40,40,40,40,4
1.6Социальные пособия семьям, включая имеющим детей6,27,89,69,88,27,76,2
1.7Кредитная линия на софинансирование Программы строительства индивидуального жилья в сельской местности0,00,00,00,00,00,01,5
2.Средства и гранты на развитие ННО, НПО и институтов гражданского общества0,040,040,040,030,030,030,03
3.Расходы на экономику11,224,811,711,311,611,110,7
4.Расходы на финансирование централизованных инвестиций8,37,57,86,46,65,45,6
5.Содержание органов государственной власти, управления и судебных органов и органов самоуправления граждан3,03,33,33,73,84,14,5
6.Прочие расходы27,625,922,420,020,120,520,7
 Дефицит (-), профицит (+) Государственного бюджета+0,1+1,5+0,2+0,3+0,4+0,4+0,3
Источник: www.mf.uz — Расчеты автора на основе данных официального сайта Министерства финансов Республики Узбекистан.

Заключение
В заключение можно отметить, что государственный бюджет, наряду с другими экономическими инструментами государства, играет важную роль и выполняет определенные функции в управлении и регулировании национальной экономики, обеспечении социально-экономического роста, успешном выполнении приоритетных задач каждого этапа развития. Следует особо отметить, что в анализируемый в настоящей статье период — 2008–2010 гг., когда глобальный мировой финансово-экономический кризис достиг своего апогея, расходы государственного бюджета Узбекистана, особенно расходы на социальную сферу, увеличивались в соответствии с доходами бюджета. Как известно, в период мирового финансового кризиса во многих странах тенденцию снижения показали не только доходы, но и расходы бюджета, а это, конечно же, происходило за счет сокращения социальных расходов. Как показывают наши исследования, государства, развивающиеся высокими темпами, предусматривают эффективное влияние на экономический рост путем обеспечения положительного сальдо за счёт сокращения бюджетных расходов. По нашему мнению, стабильный экономический рост нужно обеспечивать не за счёт сокращения бюджетных расходов, а путем оптимизации их структуры.
Думается, что данная проблема многогранна и нельзя оценивать уровень благосостояния населения только через выявление доли расходов государственного бюджета в ВВП. Изучение таких индикаторов как уровень экономического роста государства в определенный период, инфляция, безработица позволит реально оценить степень экономического прогресса страны. По нашему мнению, в Узбекистане высокие темпы экономического роста обеспечиваются за счет эффективного расходования средств государственного бюджета.


Литература
1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июля 1992 года №350. “О дополнительных мерах по сокращению дефицита бюджета республики Узбекистан на второе полугодие 1992 года” http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=481715
2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 1992 года №601. “О бюджетном финансировании экономического и социального развития народного хозяйства Республики Узбекистан в 1 квартале 1993 г.” http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2320279
3. “Об основных параметрах бюджета Республики Узбекистан на 1994 год” от 31 декабря 1993г №615. http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=991968
4. Соглашение между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о формировании единого оборонного бюджета и порядке финансирования Вооруженных Сил государств Содружества Минск, 14 февраля 1992 г. http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_39834.html
5. Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан “Об утверждении положения о порядке выделения бюджетных и внебюджетных средств для осуществления органами самоуправления граждан выплат материальной помощи малообеспеченным семьям и контроля за их целевым использованием” // Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан. — 2002. — № 13. http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=390937
6. Приказ Министерства финансов Республики Узбекистан от 19.09.2001 г. N 107“Об утверждении положения о порядке формирования адресных списков и финансирования капитального ремонта зданий и сооружений, осуществляемого за счет средств государственного бюджета” зарегистрированным МЮ 03.10.2001 г. N 1073 // Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан. — 2001. — № 19; Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2004. — № 1–2. — ст. 23. http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=537397
7. Приказ министерства финансов Республики Узбекистан от 28.06.2001 г. N 58 «об утверждении положения о порядке предоставления бюджетных ссуд бюджету Республики Каракалпакстан, местным бюджетам и погашения полученных бюджетных ссуд», зарегистрированным МЮ 19.07.2001 г. N 1052 // Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан. — 2001. — № 14; Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2006. — № 46–47. — ст. 465. http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=528766
8. Приказ министерства финансов Республики Узбекистан от 18.01.2001 г. N 15, «Об утверждении положения об установлении ежегодных базовых нормативов бюджетного финансирования по организациям социальной сферы зарегистрированному» МЮ 14.02.2001 г. N 1006 // Бюллетень нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан. — 2001. — № 3–4. http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=467819
9. Постановление Президента Республики Узбекистан 28.02.2007 г. ПП-594. «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения государственного бюджета» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2007. — № 9–10. — ст. 82; № 52. — ст. 534; 2008. — № 52. — ст. 515; 2009. — № 7. — ст. 68; 2010. — № 52. — ст. 513; 2011. — № 52. — ст. 561; 2014. — № 29. — ст. 356. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=1139943
10. Приказ министерства финансов Республики Узбекистан от 07.05.2008 г. № 49, «Об утверждении положения о порядке формирования адресных списков и финансирования (оплаты) расходов на ремонт улиц городов и иных населенных пунктов, а также межхозяйственных сельских автомобильных дорог за счет средств местного бюджета» зарегистрированным МЮ 16.05.2008 г. № 1808 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2008. — № 20–21. — ст. 181; 2012. — № 11. — ст. 123. http://www.lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=1353948
11. Постановлению от 05.09.2011 г. МФ № 59 и МЭ № 10, «Положение о порядке финансирования из государственного бюджета ежегодных программ геологоразведочных работ» зарегистрированному МЮ 18.10.2011 г. № 2278 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2011. — № 42. — ст. 457.
http://www.lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=1883702
12. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 07.02.2013 г. № 33. «Об установлении должностных разрядов некоторых категорий работников отдельных бюджетных организаций» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2013. — № 6. — ст. 71. http://lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=2130691
13. «Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан» закон Республики Узбекистан от 26.12.2013 г. N ЗРУ-360 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2013. — № 52-I; 2014. — № 36. — ст. 452. http://lex.uz/pages/getpage.aspx?lact_id=2304140
14. Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Макроэкономика: Конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2006. — C. 46
15. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год http://www.press-service.uz/ru/news/4875/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия