Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ритман Н. А.
ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Целевые направления и источники развития фармацевтического производства РФ
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем развития экономики страны — целевым направлениям и источникам финансирования российской промышленности, в частности, фармацевтического производства. Раскрыты факторы, которые определяют необходимость разработки комплекса мер государственного стимулирования импортозамещения в сфере лекарственных средств и медицинских изделий. Обоснованы стратегические задачи развития фармацевтического производства
Ключевые слова: основные производственные фонды, оценка эффективности, фармацевтическое производство
УДК 615.1/.4; ББК 52.8   Стр: 351 - 353

Разработка, испытания и организация выпуска новых инновационных конкурентоспособных видов отечественной лекарственной продукции требует привлечения инвестиционных ресурсов и снижения административных барьеров. Во многом меры государственного стимулирования развития российских фармпроизводителей являются определяющими при выполнении указанных задач.
В последнее десятилетие функционированию отраслей фармацевтической и медицинской промышленности в России уделялось большое внимание со стороны законодательной и исполнительной власти. В зависимости от стратегических целей и задач, на которые были направлены стимулирующие меры, государственную политику, как совокупность методов и инструментов регулирования исследуемой сферы, следует разделить на два этапа. Первый — это период до 2008 года, который предшествовал осуществлению комплекса мер по разработке, одобрению и введению в действие Государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы» (далее — Программа развития отрасли). Второй — период формирования, совершенствования и реализации компонентов этого целеполагающего документа.
По мнению ведущих экономистов и специалистов отрасли, таких как Е.А. Тельнова, А.А. Лин, А.М. Потапов, Б.И. Соколов Б.И., Д.М. Слепнев [5,6], тенденции развития отрасли в период до 2008 г. определялись потребностями текущего заполнения потребностей отдельных сегментов рынка лекарственных средств, в которых возник дефицит вследствие структурных изменений предыдущих лет в экономике в процессе реформирования системы хозяйствования. Разбалансированность отрасли фармацевтического производства, возникшая в этот период, повлекла за собой снижение уровня обеспеченности рынка лекарственными средствами отечественного производства и, как следствие, усиление процессов импортирования фармацевтической продукции и медицинской техники. Помимо этого, сырьевая зависимость предприятий фармацевтической промышленности от импортных поставок также расширялась.
Указанные факторы определили необходимость разработки комплекса мер государственного стимулирования импортозамещения в сфере лекарственных средств и медицинских изделий. Как результат, в 2010 году была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и в 2014 году в окончательном виде была одобрена Программа развития отрасли. Выполнение показателей Программы развития отрасли в период 2013 года характеризуют данные таблицы 1.

Таблица 1
Анализ уровня выполнения целевых значений показателей Программы развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ в 2013 году
Показатели выполнения программыБазовое значениеФактическое значениеДоля выполнения базового уровня, %
Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, %6365103,2
Доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемая российскими производителями, %10,820,6190,7
Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции, млрд руб.17,521,2121,1
Объем привлеченных внебюджетных средств, млрд руб.10,6910,5598,7
Количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, ед.2020100
Количество предприятий медицинской промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства, ед.513260
Количество специалистов, прошедших переподготовку, чел.650743114,3
Объем бюджетных расходов, тыс. рублей139284641299660093,3
Коэффициент бюджетной эффективности, %*25250
Источник: [3].
* Рассчитан по методике Программы развития отрасли как отношение дисконтированной суммы налоговых и иных поступлений в бюджет к дисконтированной сумме бюджетного финансирования.

Как видно из представленных сведений по целевым показателям, информация по которым систематизирована и опубликована официальными источниками [3,4], бюджетное финансирование мероприятий Программы развития фармацевтической и медицинской промышленности в 2013 г. выполнено в значительном объеме, что обеспечило превышение программных целевых значений степени технического перевооружения и модернизации предприятий, переподготовки персонала, финансирования научных исследований и инноваций, а также заданного уровня выпуска лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства. При этом важно подчеркнуть, что рассмотренные целевые значения достигнуты при неполном бюджетном финансировании мероприятий Программы. Так, уровень привлеченных внебюджетных средств в 2013 г. незначительно отставал от базовых (запланированных) целевых показателей и составил 98,7%, а уровень бюджетных расходов составил 93,3%.
В связи с бюджетным недофинансированием мероприятий программы интересными представляются результаты анализа соотношения уровня бюджетных и внебюджетных источников финансирования Программы в части осуществления целевых инновационных и научно-исследовательских разработок. Как видно из данных таблицы 2, значительную долю инвестиций в период 2011–2020 гг. предполагается привлечь за счет внебюджетных источников. В части покрытия финансовых потребностей планируемых к реализации в фармацевтической промышленности работ на развитие научно-технического потенциала выделено 66% средств бюджетного финансирования, а на развитие инновационного потенциала — только 32%. Целесообразно особо подчеркнуть, что Программой развития предусмотрено, что все мероприятия по организации производств предполагается осуществить только за счет внебюджетных источников финансирования в рамках выполнения следующих групп НИОКР: «Развитие научно-технического потенциала фармацевтической промышленности», «Развитие научно-технического потенциала медицинской промышленности» и «Развитие инновационного потенциала медицинской промышленности». Это означает, что государство предполагает обеспечить источниками средств только мероприятия по разработке технологического обеспечения программных направлений. Следовательно, планирование и реализация организации фармацевтического производства, оптимизация состава затрат на эти цели, обеспечения требований к качеству выпуска — это задачи конкретных предприятий фармацевтической и медицинской производственных отраслей, которые должны будут самостоятельно осуществить поиск и привлечение инвестиционных ресурсов для организации производства
В части обеспечения бюджетного финансирования мероприятий Программы на период 2015–2017 гг., исходя из законодательно установленных показателей, предполагается обеспечить выделение бюджетных средств в соотношениях, представленных в табл.3.

Таблица 2
Соотношение источников финансирования НИОКР Федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»
Группы работВнебюджетные средст­ва, млн руб.Общая стоимость, млн руб.Доля внебюджетного финансирования, %
Группа 1 «Развитие научно-технического потенциала фармацевтической промышленности» (в части разработки технологии и организации производства ЛС)96602190044
Группа 2 «Развитие инновационного потенциала фармацевтической промышленности» (в части доклинических, клинических исследований, создания технологических платформ по производству)570008335068
Группа 3 «Развитие научно-технического потенциала медицинской промышленности» (в части разработки технологии и организации производства оборудования и техники)149152983050
Группа 4 «Развитие инновационного потенциала медицинской промышленности» (в части разработки технологии, организации производства и НИОКР инновационных материалов, оборудования и техники для диагностики)116521942060
Группа 5 «Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности» (НИОКР — прогнозирование, методическое обеспечение)9472415599761
Источник: Приложение № 2 к Федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Таблица 3
Анализ бюджетного финансирования выполнения мероприятий Программы развития фармацевтической и медицинской промышленности на 2015–2017 гг. в соответствии с показателями бюджетного законодательства на 2015 и плановый период 2016–2017 гг
2015, базовое значение, тыс. руб.16 598 770
2015, значение по бюджету на 2015г., тыс. руб.16 598 770
доля выполнения показателей ЦФП,%100
2016 базовое значение, тыс. руб.18 777 661,1
2016 значение по бюджету на 2015г, тыс. руб.18 402 107,9
доля выполнения показателей ЦФП,%98
2017 базовое значение, тыс. руб.16 690 500
2017значение по бюджету на 2015г, тыс. руб.16 365 118,6
доля выполнения показателей ЦФП,%98
Источник: [3]

Факт незначительного планового снижения финансирования государственных целевых программ на 2015 год, риски, связанные с невыполнением плановых бюджетных показателей в связи с текущими экономическими тенденциями, а также предусмотренные потребности внебюджетного финансирования определяют целесообразность разработки мероприятий в области инвестиционной активности предприятий фармацевтической отрасли.
Как показывают статистические данные, уровень использования основных средств предприятиями составляет немного ниже 65%, из состава привлеченных источников следует выделить банковские кредитные ресурсы — 23%, бюджетное финансирование — 4%, займы, поступления от эмиссии ценных бумаг и прочие источники — составили до 7%. Тенденцией является повышение доли собственных средств предприятий, направляемых на инвестиции, и их существенный уровень — от 53% в 2011 до 65% в 2013 году, доля привлеченных кредитных ресурсов в 2011, 2012 годах оставалась стабильной на уровне 6–7% и показала значительный рост в 2013 г. — до 23%, величина бюджетного финансирования незначительна, она также удвоилась за исследуемый период. Таким образом, основными источниками инвестиций фармпроизводителей являются собственные средства и кредитные ресурсы.
Как следует из статистических данных более 91% средств предприятия направили на строительство и приобретение машин, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений, то есть инвестировали в основной капитал. При этом доля затрат на здания и сооружения составила для этого вида инвестиций около 46%, оборудования — 53,54%, 44% затрат были направлены на приобретение импортного оборудования.
Немного менее 4% всего объема инвестиций направлено на выполнение НИОКР, около 3,5% всего объема составили инвестиции в интеллектуальную собственность. Если анализировать только структуру финансирования приобретения и создания объектов интеллектуальной собственности, то она относительно равномерна — чуть более 43% направлено на выполнение НИОКР, немногим менее 40% — на создание патентов, изобретений, промышленных образцов.
Таким образом, инвестирование предприятиями отрасли в существенной части направлено на техническое перевооружение и обеспечение материальной основы производственной активности. При этом технологические разработки и исследования составляют в объеме финансирования незначительную часть — около 7,5% общего объема вложений.
На наш взгляд целесообразно принять во внимание тот факт, что одной из причин усиления инвестирования в техническое перевооружение предприятий фармацевтической производственной отрасли в 2013 г. явилась подготовка к выполнению законодательно введенных с начала 2014 г. требований к качеству производства лекарственных средств.
Требования к качеству производства лекарств в России ужесточались последовательно. Так, в 1991 г. был опубликован и введен в действие первый российский государственный стандарт, определяющий нормативные требования к организации производства и контролю качества лекарств. Результатом применения указанного документа, как считает ряд авторов, явились рост стоимости производства лекарств и необоснованное усложнение технологий выпуска. На следующем этапе в 2005 г. планировалось введение в действие документа, соответствующего европейским подходам к обеспечению качества производства, которое было отложено до 2010 г., когда в действие был введен стандарт ГОСТ Р 52249–2009. Однако обязательность применения его установлена законодательно в статье 71 Закона «Об обращении лекарственных средств» только c 2014 года. Указанный документ сферой своего регулирования имеет всю совокупность вопросов, связанных с условиями всех этапов и условий производства (помещения и оборудование, документация, технологии производства, хранение и маркировка, перемещение, анализы, рекламации, уровень привлекаемого персонала и т.п) и контроля качества лекарств и фармацевтических субстанций. Требования документа направлены на полное обеспечение соответствия отечественных лекарственных средств и субстанций мировым стандартам и повышение их конкурентоспособности.
Обобщая результаты проведенного анализа, стратегиче­скими целевыми направлениями развития фармацевтического производства в России, взаимосогласованными и выраженными в Программе развития отрасли, являются увеличение доли рынка отечественных лекарственных средств, повышение конкурентоспособности российских лекарств путем внедрения инноваций как в процессы разработки продукции, так и в технологии их производства, техническое и технологическое обновление производственных предприятий, повышение уровня кадрового обеспечения производств. Отдельной проблемой для российских фармацевтических производителей в настоящее время является обеспечение соблюдения обновленных законодательно установленных с 2014 г. качественных требований и к процессу производства, и к самой продукции.
В целях обеспечения решения указанных стратегических задач развития производства следует принять во внимание уровень и структуру источников инвестиционных ресурсов предприятий отрасли. Как показывает проведенное исследование, основой развития предприятий являются их собственные средства, а также банковские кредиты. Бюджетное финансирование, как отражено в законодательных актах, гарантировано для приоритетных задач, однако составляет в общем объеме источников инвестиций, как показывают данные статистики, незначительную величину.


Литература
1. Постановление Правительства РФ № 305 от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70544070/
2. Распоряжение Правительства РФ от 01 октября 2010 года № 1660-р «Концепция федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» // http://www.rg.ru/2010/10/19/farm-koncepcia-dok.html
3. Ход реализации Государственной программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы», утвержденной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 305) // www.programs.gov.ru
4. Государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Описание // www.minpromtorg.gov.ru
5. Е.А.Тельнова. Определение потребности как условие совершенствования программы ДЛО // Ремедиум. — 2008. — № 11. — С. 17–23.
6. Лин А.А., Соколов Б.И., Слепнев Д.М. Фармацевтический рынок: производство лекарственных средств в России. // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 2 — С. 372–376; № 3. — С. 322–325; № 4. — С. 336–341; 2013. — №1. — С. 191–195.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия