Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Панкова Н. В.
ректор Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Курочкина О. В.
ассистент кафедры менеджмента
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Сравнительный анализ международных практик интернационализации профессионального образования
В статье проведено исследование европейского опыта интернационализации образования, выявлены факторы, определяющие процесс интернационализации университетов, рассмотрены формы осуществления интернационализации, его участники и результаты. Проанализированы основные документы, регулирующие процесс интернационализации на межгосударственном уровне. Сделаны выводы о результатах интернационализации в сфере образования и изменениях, оказывающих влияние на конкурентоспособность образовательного пространства стран — участников этого процесса
Ключевые слова: интернационализация образования, международное образовательное пространство, интеграция, профессиональное образование, международная мобильность
ББК 74.58   Стр: 360 - 364

Важнейшими тенденциями реформирования национальных систем образования в большинстве развитых стран являются интернационализация системы образования и интеграция образовательного пространства.
Интернационализация — это процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных образовательных систем на основе общих целей и принципов, который отражает передовые тенденции XXI века и отвечает потребностям мирового сообщества. В условиях развития глобализации и изменения требований мирового рынка труда национальные системы образования должны учитывать передовой опыт внедрения практик интернационализации в сфере образования.
В современной литературе приводятся различные определения понятия «интернационализация образования». На наш взгляд, наиболее удачным является определение Дж. Кнайта: «Интернационализация — это процесс внедрения международной составляющей в исследовательскую, образовательную и административную функции высшего образования» [11]. Автор в данном определении рассматривает интернационализацию как комплексный процесс, связывающий функции высшего образования и влияние интернационализации на эти функции.
К формам международного сотрудничества, которые неразрывно связаны с интернационализацией образования относят:
● интеграцию международных образовательных стандартов в национальные учебные программы;
● международную мобильность: для студентов путем перезачета зачетных единиц трудоемкости, для профессорско-преподавательского состава путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе;
● формирование единых международных стандартов, сопоставимых критериев и методологий в обеспечении качества образовательных программ;
● межинституциональное сотрудничество, формирование схем мобильности на основе совместных программ обучения и проведения научных исследований;
● институциональное партнёрство: создание стратегических образовательных альянсов.
В научной литературе интернационализация в сфере высшего образования рассматривается как «внутренняя» интернационализация (internationalization at home) и «внешняя» интернационализация или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование (education abroad, across borders, cross-border education) [11]. К главным преимуществам интернационализации относятся: международные стандарты качества, повышение инновационности образования, рост доступности высшего образования, универсализация знаний, расширение и укрепление международного сотрудничества, активизация академической и студенческой мобильности.
Следует отметить, что мировой рынок образовательных услуг оценивается в 35 млрд американских долларов в год. Австралия, Франция, Германия, Великобритания и США являются основными странами-поставщиками образовательных услуг. На их долю приходится 73% всех иностранных студентов. В последние годы наметилась тенденция роста иностранных студентов, обучающихся в развитых странах, что связано, в первую очередь, с государственной поддержкой.
По данным статистики, число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, в настоящее время составляет около 3 млн человек, а к 2025 году увеличится до 4,9 миллионов [9]. Так в Германии количество иностранцев составляет 12 % от общего числа студентов, во Франции — 11%, в Австралии — уже 17%. В Китае за последние 4 года наблюдалось увеличение количества иностранных студентов с 8 до 200 тыс. чел. Однако доля России составляет всего 0,3% мирового рынка [1].
Появление в последнее время значительного числа публикаций на данную тему обусловлено необходимостью углубленного исследования данного процесса. По данным ряда авторов [7, 8, 10, 12, 13], именно глобализация является той движущей силой, которая оказала наибольшее влияние на трансформацию международного аспекта высшего образования. Чтобы понять, как и почему произошла эта трансформация, необходимо проанализировать еще одно явление, которое тесно связано с процессом глобализации, а именно процесс регионализации в сфере высшего образования. После начала Болонского процесса в 1999 г. Европа представляет собой один из наиболее интересных примеров региональной интеграции и сегодня на европейскую систему высшего образования оказывает существенное влияние, как Болонский процесс, так и глобализация.
Согласно Дж. Кнайту, процесс интернационализации университетов определяется четырьмя главными факторами: политическим, экономическим, научным и культурно-cоциальным [8, 10]).
Политическое обоснование связано с понятием независимости и суверенитета национального государства и той ролью, которую государство играет на международной арене. В соответствии с этим обоснованием государство определяет свои интересы, которые реализуются правящей властью государства как внутри страны, так и на международной арене.
Второе обоснование — экономическое, оно связано с долгосрочными преимуществами, которые образование может принести экономике страны. Эта логика основана на принципе экономики знаний, в соответствии с которым образование и знания тесно связаны с экономическим развитием [8].
Согласно экономическому обоснованию, на национальном уровне образование может быть важным фактором для содействия инновациям и экономическому развитию для самого государства. На международном уровне такие преимущества можно увеличить посредством стратегического партнерства и различных форм сотрудничества между университетами или другими заинтересованными сторонами (т.е. предприятиями, центрами исследований и т.д.) из других стран. В связи с этим можно определить успешные стратегии некоторых стран (Великобритании, Австралии и США), привлекающих иностранных студентов и готовых оплачивать дорогое обучение в их университетах, занимающих высокие позиции в международных рейтингах. Кроме того, привлечение и удержание наиболее талантливых студентов рассматривается как успешная стратегия для достижения положительных экономических результатов в среднесрочный и долгосрочный периоды.
Интернационализация стимулирует развитие международных экономических отношений, что в свою очередь способствует расширению рынка квалифицированных человеческих ресурсов, финансовой инициативы, повышению конкурентоспособности национального производства, становясь, таким образом, существенными факторами экономического роста страны.
Третье обоснование является академическим и относится к целям и функциям университетов. Одна из основных задач образования — преподавание местной культуры, традиций и истории той страны, где университет находится. Когда университеты начинают процесс интернационализации, их академическая составляющая может улучшиться, но при этом она должна отвечать и на новые вызовы. Преимуществом можно считать процесс интернационализации учебного аспекта, включающий улучшение академических стандартов для того, чтобы добиться международного уровня преподавания и исследований.
Четвертое обоснование — культурное и социальное, относящееся к собственной культуре и языку страны. Под социальными целями интернационализации высшего образования подразумевается развитие культурного самосознания и межкультурного понимания общества.
Как политическое, экономическое и научное обоснование, оно влияет на интернациональность университетов. Знание иностранных языков и развивающиеся мультикультурные отношения — ключевой фактор, определяющий успех интернационализации в оценке университета. Однако этот процесс не исключает риски и, вероятно, наиболее очевидна опасность языковой и культурной гомогенизации [5].
Развитию процесса интернационализации способствовали различные программы ЕС (например, ERASMUS, SOCRATES, TEMPUS), а также проекты, инициированные национальными организациями стран-членов ОЭСР (USAID, IREX, British Council, DAAD, CIDA, EduFrance и др.). Данные проекты были направлены на развитие мобильности и позволили превратить основные тенденции интернационализации в управляемый процесс.
Некоторые страны, в том числе и Россия, в настоящее время не могут не учитывать сложившуюся в мире ситуацию глобализации и в этой связи должны развивать интернационализацию образования, позволяющую найти свою нишу в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Однако не все страны активно сотрудничают с целью интернационализации образования (взаимообогащения в сфере образования). Нельзя игнорировать необходимость учета «стирания» национальных границ и вхождения в мировое образовательное пространство.
В большинстве стран интернационализация образования стала предметом государственной политики, которая ориентирована на решение национальных политических, экономических и социальных проблем. Поэтому опыт стран, всесторонне использующих преимущества интернационализации, должен позволить остальным странам выработать собственную стратегию и политику в этой области.
Процесс интернационализации высшего образования в европейских странах вышел на стадию интеграции единого образовательного пространства, что обусловлено региональной экономической интеграцией европейских государств. Во многих европейских странах государственная политика в сфере высшего образования опирается на центральную роль государства в регулировании, финансировании и осуществлении мониторинга, при этом государственное финансирование университетов сокращается, и учреждения все больше вынуждены зарабатывать сами на рынке образования, исследования и консультирования [4].
В России, к сожалению, пока отсутствует национальная стратегия интернационализации образования, вследствие чего невысоки темпы развития международных образовательных программ, интеграция российского высшего образования в общемировое образовательное пространство и объем экспорта образовательных услуг. Опыт стран ОЭСР представляется чрезвычайно актуальным для России. Развитие мирового образовательного пространства регулируется международными институтами и организациями (ООН, ЮНЕСКО, ОЭСР, «Большая восьмерка», Всемирный банк и др.), которые вырабатывают нормы и правила функционирования системы образования стран, желающих участвовать в глобальном рынке образовательных услуг.
Регионализация в сфере образования позволяет развивать кооперацию стран, объединенных в партнерство по какому-либо признаку для достижения целей экономической интеграции. К наиболее успешным можно отнести программы Европейского союза и Совета Европы, процессы формирования общеевропейского образовательного пространства в рамках Болонского процесса, программы Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, создание Североамериканского образовательного пространства, и др.
Рассмотрим феномен регионализации как одной из главных движущих сил трансформации высшего образования в последние десятилетия.
Если глобализация выступает внешней силой, которая не находится полностью под контролем национальных государств, то феномен регионализации, будучи аналогичным процессом, но меньшего масштаба (только на региональном уровне), находится под большим контролем правительства. Процесс европейской интеграции является лишь примером региональной интеграции, которая постепенно расширила сферу своих компетенций, в том числе и в области образования.
Анализируя процесс европеизации в области высшего образования, У. Тайхлер выделяет два основных направления: с одной стороны, деятельность, связанную с сотрудничеством и мобильностью, с другой стороны, инициативы, направленные на создание более тесной интеграции и сближение различных секторов европейского высшего образования [14].
Первое направление связано с программами ЕС (т.е. программы Эрасмус или Темпус), второе относится к целям создания европейского пространства высшего образования. Оба направления оказали большое влияние на международное измерение европейских университетов и их основных особенностей.
В последние годы произошел переход от вертикального типа мобильности и сотрудничества к горизонтальному типу [14]. Согласно У. Тайхлеру, традиционно европейские страны, особенно те, у которых были колонии, имели тенденцию к экспорту своих университетских систем в другие страны под влиянием этих стран или принимали их студентов. Такая модель, строящаяся на неравноправной основе, называется вертикальной. В 1987 г., когда была запущена программа «Эрасмус», европейские университеты начали более активно сотрудничать между собой, и их сотрудничество консолидировалось постепенно. Сотрудничество, основанное на подобных стандартах, У. Тайхлер назвал горизонтальным.
Оба вида сотрудничества являются систематическими и интегрированными [14]. Это означает, что европейские проекты сотрудничества и мобильности — не отдельные и разрозненные формы сотрудничества, они включены в определенную политику Европейского союза, которая способствует достижению долгосрочных целей (т.е. Лиссабонская стратегия, или стратегия «Европа-2020»). Кроме того, Болонский процесс характеризуется регулярными встречами министров образования стран-участниц и других заинтересованных сторон, созданием специальных органов и рабочих групп для установления контроля над осуществлением мер, согласованных на межведомственном уровне (т.е. Наблюдательная группа по Болонскому процессу) [5].
Анализ международных практик развития интеграции национальных образовательных систем стран, активно участвующих в данном процессе показал, что реализация государственных интересов, в первую очередь экономических, является определяющим фактором принятия решения в пользу интернационализации. Интернационализация способствует развитию научного потенциала страны, распространению ее политического и культурного влияния в мире. Большинство развитых стран для реализации национальных стратегических интересов создает условия для интернационализации своей образовательной системы и стимулирует этот процесс [2].
Так, например, страны-члены ЕЭС для обеспечения свободы движения граждан и услуг в рамках Европейского Экономического Сообщества, роста конкурентоспособности и предпринимательской активности в мире всесторонне способствовали интернационализации мегарегиональной образовательной политики. Для формирования общего рынка труда и обеспечения профессиональной мобильности в ЕС была создана система взаимного признания профессиональных компетенций, квалификаций, разработана нормативная и методическая база в сфере профессионального образования. Вторым этапом развития интернационализации в сфере высшего образования стала разработка документов Совета Европы: нормативная база академической мобильности, взаимное признание периодов обучения и академических квалификаций.
К основным направлениям деятельности международных организаций по созданию единого образовательного пространства в настоящее время можно отнести программы обеспечения качества образовательных услуг посредством разработки принципов и стандартов системы обеспечения и контроля качества образования. Координация усилий осуществляется как на региональном уровне (разработка Министрами образования стран-членов Болонского процесса в сотрудничестве с Европейской ассоциацией по обеспечению качества в высшем образовании, членами Европейской ассоциации высших учебных заведений и Европейской комиссии стандартов и принципов по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования), так и на глобальном уровне (совместная разработка ЮНЕСКО и ОЭСР Принципов по обеспечению качества трансграничного высшего образования) [3].
Одной из самых быстрорастущих экономик в мире в последние годы стал Китай, чему в немалой степени способствовал процесс интернационализации образования. Интернационализация в Китае выражалась некоторое время в импорте информации (например, переводе иностранных учебников) в основном в сфере естественных наук, техники, юриспруденции и менеджмента, а также в открытии программ обмена для студентов и преподавателей. (В 2000 году в Китае обучалось 45 тыс. иностранных студентов из 164 стран мира.) Ключевым элементом в попытке интернационализации, направленной на подготовку китайских студентов для работы в мировой экономике, было поощрение образования за рубежом, особенно в сфере естественных наук и техники. К 2000 году китайские студенты учились в университетах более чем 100 стран по всему миру.
В Соединенных Штатах китайские студенты представляют самую многочисленную группу. Ведущие университеты и исследовательские учреждения Китая (отобранная правительством группа «100 лучших», имеющая право на специальное финансирование и исследовательские проекты) получили поддержку многих многонациональных компаний, стремившихся продемонстрировать добрую волю в подготовке квалифицированных кадров, которые они смогут использовать. Значение такого сотрудничества для страны, начавшей свою университетскую реформу таким же образом, как и промышленное возрождение, — оптовым ввозом учебников, по которым учатся в лучших учебных заведениях Америки, — трудно переоценить. Многонациональные компании не только предоставляют современные учебные программы и финансируют покупку нового оборудования, самое главное — они создают связи между исследованием и применением его на практике, что является самым слабым местом китайской системы и требует улучшения даже в Соединенных Штатах.
Глобализация и европеизация являются двумя ключевыми факторами, которые значительно преобразовали итальянскую систему высшего образования. Они оказали влияние не только на международное направление деятельности итальянских университетов, но и на продвижение некоторых структурных реформ итальянской системы высшего образования. Изменение управления университетов в 1990‑х гг., давшее им больше автономии, было первым шагом, который приравнял итальянские университеты к европейским высшим учебным заведениям.
Болонский процесс дал дальнейший толчок к трансформации итальянских университетов по пути сближения с высшими учебными заведениями Европы. Например, введение трех циклов, ECTS или приложения к диплому — это элементы, производные от процесса европеизации в области высшего образования. Реформы, осуществляемые в рамках Болонского процесса, способствовали интернационализации итальянской системы высшего образования.
Не только итальянские университеты расширяют свое сотрудничество с неевропейскими вузами, но и итальянское Министерство образования вместе с Министерством иностранных дел и Министерством экономического развития подписало соглашение об академическом сотрудничестве с глобальными партнерами, которые считаются стратегическими для Италии. Программы «Марко Поло» и «Турандот», реализуемые совместно с Китаем, или программа «Инвестируй свой талант в Италии» — примеры недавнего сотрудничества Италии со стратегическими партнерами [5].
Однако на мировом рынке итальянская система высшего образования остается недостаточно привлекательной для студентов, о чем свидетельствует небольшое количество иностранных студентов. Итальянское Министерство образования по примеру других стран пытается централизовать продвижение итальянской системы высшего образования. Одна из принятых мер — создание портала на нескольких языках, который призван поддерживать иностранных студентов, желающих продолжить свое образование в Италии. Тем не менее, отсутствие итальянских университетов в топ-позициях основных международных рейтингов университетов и высокий уровень безработицы среди итальянских молодых людей, которые, как правило, отказываются от учебы в университете или продолжают образование за рубежом, — это те вопросы, которые должны решаться для того, чтобы итальянская университетская система стала более привлекательной и релевантной на международном уровне [5].
В результате проведения анализа европейской интернационализации высшего образования можно выделить четыре уровня протекания этого процесса: межгосударственные соглашения, объединения высших учебных заведений, университеты, администраторы, преподаватели и студенты. Наибольшая конкретизация действий по интернационализации высшего образования достигается на уровне сотрудничества и мобильности студентов и преподавателей университетов разных стран.
Документы, на основании которых осуществляется межгосударственное регулирование интернационализации высшего образования в европейских странах, это:
1) «Европейское высшее образование в глобальных условиях. Стратегия для внешней стороны Болонского процесса»;
2) Постановление форума Болонской политики (Вена, 12 марта 2010 г.);
3) Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования (12 марта 2010 г.);
4) Коммюнике конференции Европейских министров образования, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28–29 апреля 2009 г. («Болонский процесс 2020 — Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии») [6].
Анализ основных документов по европейской интернационализации высшего образования позволил сделать следующие выводы:
● интернационализация высшего образования является одной из ключевых задач для развития Европейского пространства высшего образования на следующее десятилетие (до 2025 года);
● интернационализация высшего образования, активизировавшаяся в течение последних 5 лет, особую актуальность приобрела в 2010–2013 годах;
● основной акцент в интернационализации высшего образования сейчас делается на реальное общение (мобильность, обучение за рубежом);
● получает развитие online обучение (Е-Learning);
● стратегические документы по европейской интернационализации высшего образования носят общий характер;
● конкретизация форм, методов и инструментов интернационализации проявляется на уровне вузов и преподавателей;
● университеты продолжают самостоятельно искать удобные для себя формы и методы интернационализации.
Одним из приоритетных направлений современного высшего образования России является развитие моделей совместных образовательных программ вузов. В условиях глобализации и интернационализации университеты одной или нескольких стран объединяют усилия по разработке и реализации совместных образовательных программ. Наибольшей популярностью пользуются программы двойных дипломов, и множество факторов являются тому подтверждением. Во-первых, заинтересованность у студентов вызывает престижность диплома зарубежного университета. Во-вторых, учащимся предлагается познакомиться с уникальными образовательными дисциплинами, которые не представлены на местном рынке образовательных услуг. В-третьих, подобные программы способствуют не только развитию сотрудничества государств в научной, образовательной, информационной и других областях, но и расширению связей для решения комплекса научно-региональных задач, содержащих научно-образовательные, экономические и политические аспекты.
Таким образом, с учетом интересов и стратегий развития университетов процесс интернационализации в сфере образования приобретает новые черты и претерпевает некоторые изменения.
1. Мотивы интернационализации в последние годы претерпели изменения в плане возрастания значения экономической мотивации в деятельности национальных образовательных систем.
2. Укрепляется и развивается конкурентный международный рынок образовательных услуг; рост спроса на отдельные образовательные услуги высокого уровня и качества определяет направленность образовательных программ в странах активно участвующих в экспорте образовательных услуг.
3. Влияние процессов глобализации и регионализации на высшее образование способствует мобильности профессиональных образовательных услуг и квалифицированных кадров через национальные границы.
4. Изменяется подход к оценке качества образовательных услуг, к разработке критериев оценки образования в направлении создания международных систем лицензирования.
5. По причине ослабления в последние годы регулирующей роли государства в европейском высшем образовании увеличивается автономия и хозяйственная независимость вузов, растет значение применения рыночных механизмов регулирования. Сокращение государственного финансирования, обострение конкуренции требует от вузов внедрения новых механизмов хозяйствования, основой которого стало расширение своей деятельности за национальные границы.
6. Информатизация и перспективы непрерывного образования изменили социальный профиль и увеличили возраст потенциальных студентов, что приводит к росту разнообразия образовательных программ, гибкости сроков и целей образования для потребителей образовательных услуг, включая оценку предшествующего образования, использования зачетных единиц, перевод кредитов.
7. Несмотря на увеличение мобильности студентов в странах ЕПВО, поскольку учащиеся могут продолжать второй или третий цикл образования в других странах ЕПВО, требуется дальнейшая доработка нормативной базы полностью прозрачного образовательного пространства.
8. Увеличение мобильности персонала, как внутри, так и за пределами ЕПВО требует разработки стратегии поддержки в области социального обеспечения, пенсионных фондов и разрешений на работу.
Все перечисленные изменения вызывают необходимость международных мер, направленных не только на постоянное укрепление конкурентоспособности высшего образования стран и регионов, но и непосредственное содействие преподавателям и студентам, стремящимся воспользоваться на практике открывающимися в связи с этим новыми возможностями.


Литература
1. Дударева Н.А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009) // Вестник ИГЭУ. Вып. 1. — 2010. — Режим доступа: http://ispu.ru/files/%2081-84_0.pdf
2. Елкина A.C. Интернационализация образовательных услуг вуза в современных условиях // Вестник ВолГУ. Сер. 3. Экономика. Экология. — 2009. — № 1 (14). — С. 192–199.
3. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР. Центр ОЭСР — ВШЭ, 2005. — Режим доступа: http://bookfi.org/book/804155
4. Курочкина О.В., Панкова Н.В. Исследование результатов управленческих реформ системы высшего образования в Европе // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Сер. Экономические науки. — № 3 (149). — 2012. — С.180–188.
5. Мартино М. Глобализация, Европеизация и интернационализация в системе высшего образования: пример Италии // Человек. Сообщество. Управление. — 2014. — № 3. — С. 83–95. — Режим доступа: http://chsu.kubsu.ru/arhiv/2014_3/2014_3_DeMartino.pdf
6. Обзор европейского опыта интернационализации высшего образования. — The review of European experience of internationalization of higher education / Education, Audiovisual & Culture Executive Agency, European Commission TEMPUS. [Нар. укр. акад.]. — Харьков: Изд-во НУА, 2010. — 56 с. — (E-internationalization for collaborative learning).
7. Bourn D. (2011). From internationalization to global perspectives. Journal of Higher Education Research & Development, 30 (5), 559–571.
8. Jiang X. (2008). Towards the internationalization of higher education from a critical perspective. Journal of Further and Higher Education, 32 (4), 347–358.
9. Knight J. Internationalization brings important benefits as well as risks // International education. 2007. № 46. P.8–10.
10. Knight J. (2013). The changing landscape of higher education internationalisation — for better or worse? Perspectives: Policy and Practice in Higher Education, 17 (3), 84–90.
11. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003. № 33.
12. Leask B.&Bridge, C. (2013). Comparing internationalization of the curriculum in action across disciplines: theoretical and practical perspectives. Journal of Comparative and International Education, 43 (1), 79–101.
13. Luijten-Lub, A. On Cooperation and Competition: A Comparative Analysis of National Poli- cies for Internationalization of Higher Education in Seven Western European Countries / A. Luijten-Lub, M. van der Wende, J. Huisman // Journal of Studies in International Education. 2005. Vol. 9.
14. Teichler U. (2009). Internationalization of higher education: European experiences. Asia Pacific Education Review, 10 (1), 93–106.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия