Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Хныкина Т. С.
доцент кафедры менеджмента
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук

Фомиченко И. А.
доцент кафедры менеджмента
Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета,
кандидат экономических наук


Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки
В статье проведено исследование взаимосвязи форм контроля успеваемости и мотивации учебной деятельности студентов на этапе обучения. Разработана новая система контроля успеваемости студентов, которая направлена на построение новой системы взаимодействия студентов с преподавателем, в первую очередь, а также на взаимоотношения между студентами. Проведенный анализ мотивации к учебной деятельности, после внедрения данной методики, показал более высокие показатели внутренней мотивации студентов к учению, удовлетворенности студентов выбранной профессией и учебным процессом
Ключевые слова: учебная деятельность, учебная мотивация, студенты
ББК Ч481ю28я7   Стр: 378 - 382

Важность решения проблемы мотивации учебной деятельности определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Известно, что именно отрицательное или безразличное отношение к учению может стать причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента.
В то же время одной из главных проблем в дидактике является эффективный контроль, и неправильная организация этой существенной части учебного процесса негативно сказывается на успешности обучения. Решению данной проблемы посвящены многочисленные исследования.
Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:
● они должны быть «валидными» (четко соответствовать программам преподавания);
● жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);
● «доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).
Контроль является эффективным средством формирования учебной мотивации студентов, если в его организации и проведении нашли отражение основные пути формирования учебной мотивации, учтена мотивационная специфика различных видов контроля при изучении отдельной темы и созданы условия, способствующие выбору студентами стратегии достижения успеха.
В связи с этим автор считает особенно важным аспектом разработку новых форм и методов контроля успеваемости, позволяющих решить проблемы учебной мотивации студентов.
Целью настоящего исследования явилось определение взаимосвязи форм контроля успеваемости и мотивации учебной деятельности студентов на этапе обучения.
В связи с поставленной целью, необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научную литературу по проблемам изучении учебной мотивации студентов и формам и функциям контроля успеваемости в образовательной организации.
2. Разработать систему контроля успеваемости для студентов по дисциплинам.
3. Подобрать пакет методик для исследования мотивации учебной деятельности студентов.
4. Эмпирически выявить и описать особенности мотивации учебной деятельности студентов в начале обучения, и после использования различных форм контроля успеваемости.
Объектом данного исследования является использование контроля успеваемости в процессе обучения в образовательной организации. Предметом исследования — выявление связи между применяемыми формами контроля успеваемости и мотивацией учебной деятельности студентов. Гипотеза исследования: применение разных форм контроля успеваемости связано с формированием разного уровня познавательной мотивации в составе учебной мотивации студентов.
Выборку составили студенты Санкт-Петербургского образовательного учреждения.
В исследовании приняли участие два курса студентов, а каждом курсе по 4 учебных группы.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Даринская Л.А. Педагогика. Дидактика высшей школы. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПГУ, 2011.
2. Кравченко А.И. Психология и педагогика. — М.: Инфра-М, 2013.
3. Курочкина О.В. Формирование условий реализации модели государственного заказа на подготовку кадров для приоритетных экономических кластеров // Экономика и управление. — 2011. — № 12 (74)
4. Мищенко Л.В. Методика диагностики удовлетворенности учебной деятельностью // Вестник ПГЛУ. Психология. — 2007. — №1–2.
5. Пакулина С.А., Кетько С.М. Методика диагностики мотивации учения студентов. — СПб., 2011.
6. Преподаватель ВУЗа: технологии и организация деятельности: Учеб. пособие / Под ред. С.Д. Резника. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2011.
7. Методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой // Электронный ресурс www.gurutestov.ru
8. Методика «мотивация обучения вузе» Т.И. Ильиной // Электронный ресурс www.elib.me

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия