Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Сунтеев А. Н.
преподаватель кафедры экономики и менеджмента Башкирского государственного университета (г. Уфа),
аспирант Самарского государственного технического университета

Трофимов И. В.
преподаватель кафедры экономики Оренбургского государственного института менеджмента
Севостьянова Н. С.
преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Московского технологического института, филиала в г. Оренбурге,
аспирант Самарского государственного технического университета


Проблемы и перспективы машиностроительного комплекса Оренбургской области
Рассматривается машиностроительный комплекс Оренбургской области, показана тенденция развития предприятий машиностроения за последние пять лет. Раскрываются положительные и отрицательные стороны развития отрасли
Ключевые слова: Оренбургская область, машиностроение, машиностроительный комплекс, статистический анализ, экономические показатели
УДК 338; ББК 65.05   Стр: 416 - 417

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно развитие отраслей машиностроения определяет уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России, а также отражает перспективы индустрии в мире в целом.
В свою очередь машиностроительный комплекс представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей машиностроения, специализирующихся на производстве средств транспорта, военной техники и оружия, средств производства и различных предметов потребления. Машиностроительный комплекс сложен по своей структуре и состоит более чем из 70 отраслей, которые выделяются в зависимости от назначения производимой продукции, но сходны по технологии и используемому сырью [4].
Необходимо отметить, что машиностроительный комплекс Оренбургской области — один из важнейших секторов экономики Оренбуржья. Доля его в структуре производства обрабатывающих отраслей Оренбургской области составляет 13%.
На предприятиях отрасли занято более 26,7 тыс. человек (26% от общей численности работающих в обрабатывающих отраслях и более 16% — от численности занятых в промышленности области), что оказывает существенное влияние на рынок труда региона [6].
Машиностроение занимает четвертое место по стоимости основных фондов. Машиностроительный комплекс оказывает существенное влияние на развитие других отраслей промышленности и экономики области. Предприятия машиностроения и металлообработки являются крупными потребителями продукции химической промышленности, металлургии, энергетики, транспорта и связи. Кадровые потребности предприятий отрасли обеспечивают многие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования области.
Машиностроительная продукция Оренбуржья имеет широкую область применения: металлургическое оборудование (для черной и цветной металлургии), горнодобывающее, нефтегазохимическое, электротехническое оборудование, оборудование для стройиндустрии, сельского хозяйства, кузнечно-прессовые машины, бытовая техника и другая продукция.
Происходящие процессы структурной перестройки промышленности в направлении увеличения значимости обрабатывающих производств требуют освоения новых технологий, появления новых эффективных производств, что невозможно без динамичного развития машиностроения.
Финансово-экономические показатели машиностроительного комплекса приведены в табл.1.
С 2005 по 2007 гг. в машиностроительном комплексе отмечалось некоторое улучшение финансового состояния. В 2007 г. сальдированный финансовый результат составил 605,9 млн рублей при отрицательном значении в 2004 г. (-789,2 млн руб.) [7].

Таблица 1
Финансово-экономические показатели машиностроительного комплекса Оренбургской области [2]
Финансово-экономические показатели20042005200720082009 2011
Сальдированный финансовый результат, млн рублей-789,2+85,8+605,9+0,2-389,8-4,5
Рентабельность проданных товаров, %, в производстве:
● машин и оборудования5,76,28,811,412,3-12,7
● электрооборудования, электронного и оптиче­ского оборудования7,28,52,85,43,212,2
● транспортных средств и оборудования5,18,33,93,9-0,42,9

Сложная финансовая ситуация на предприятиях машиностроения и металлообработки при ограниченных возможностях использования кредитных средств не позволила реализовать многие из намеченных мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства в рамках областной целевой программы «Развитие машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2008–2010 годы».
Отдельные предприятия отрасли приостановили реализацию инвестиционных программ. В большинстве случаев такой шаг обрекает предприятие на долгий период адаптации и восстановления прежних мощностей. Сравнивая с машиностроительным комплексом Свердловской области, важно отметить, что в случае с этим регионом произошли схожие изменения, в частности снизилось производство продукции машиностроения и металлообработки за аналогичный период (на 3,8%). Так как основными потребителями продукции предприятий машиностроения Свердловской области выступают добывающие предприятия, то это говорит о росте добычи и экспорта нефти, который не сопровождается соответствующим развитием геологоразведки, бурения и обновлением установленного оборудования. Среди основных поставщиков оборудования со Среднего Урала — Уралмаш, Уралтрансмаш, Уралвагонзавод, Уральский оптико-механический завод, Первоуральский новотрубный завод, ЗАО «Машиностроительный завод им. В.В. Воровского», Буланашский машиностроительный завод, Уральский компрессорный завод и др. Экономическое состояние заводов разное, проблемы у большинства общие. Это изношенность станочного парка, особенно металлорежущего, дефицит капитальных средств на реконструкцию, отсутствие инвестиций [5].
Но вместе с тем, на предприятиях машиностроения Свердловской области идет активное обновление производства. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий и заемные средства, полученные через финансово-кредитные учреждения. Причиной недостаточной привлекательности инвестиционных проектов предприятий машиностроения области для крупных инвесторов являются длительные сроки окупаемости вложений. Отсюда низкая рентабельность и высокий инвестиционный риск, отсутствие у предприятий машиностроения достойных, полноценных, грамотных инвестиционных проектов для крупных инвесторов. Машиностроительные предприятия на рынке банковских услуг столкнулись с отсутствием «длинных дешевых денег». Банковскую ставку в 12–15% можно считать нормальной для трехлетнего инвестиционного проекта, но для десятилетнего она убийственна. Эту проблему может решить создание венчурного фонда. Пока венчурное финансирование инвестиционных проектов в области практически отсутствует.
Возвращаясь к анализу развития машиностроения Оренбургской области, важно выделить основные проблемы:
1. Техническая и технологическая отсталость предприятий отрасли.
В отрасли остается высокий моральный и физический износ основных фондов, особенно их активной части. Степень износа основных фондов в большинстве предприятий достигает 45–50%, а на отдельных предприятиях доходит до 70–85%.
Коэффициент обновления составляет 9,0–9,5% в год, тогда как в зарубежных фирмах этот показатель в два раза выше;
2. Высокий уровень затрат на производство и реализацию продукции, низкая эффективность [3].
В большинстве предприятий по-прежнему высоки затраты на производство продукции (сырьевые, топливно-энергетические, трудовые), низкий уровень производительности труда, невысокая эффективность. При опережающем росте цен на сырье, услуги и продукцию естественных монополий — высокие затраты на производство и реализацию продукции (на 1 рубль продукции они составляют по отрасли 94–99 копеек) существенно ослабляют конкурентные позиции производителей машиностроительной продукции области;
3. Низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности в машиностроительной отрасли.
Недостаточный для модернизации и реструктуризации производства уровень инвестиций (5,4% от общего объема капитальных вложений, вкладываемых в основной капитал отраслей промышленности), невысокий уровень освоения прогрессивных технологий не позволяют увеличивать долю инновационной продукции на рынке, снизить зависимость от импорта продукции. Технологические инновации осуществляют только 32% предприятий машиностроения, затраты на них составляют 4,7% от затрат на эти цели в промышленности области. Доля отгруженной инновационной продукции предприятиями отрасли составляет 8,8% от общего объема отгруженной продукции, что существенно снижает конкурентоспособность машиностроительного комплекса;
4. Кадровая проблема.
Невысокая оплата труда работающих на машиностроительных предприятиях, а также низкие возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения молодых высококвалифицированных специалистов и профессиональных рабочих кадров, препятствуют успешному решению кадровых вопросов. Кроме того, проблему обеспечения квалифицированными рабочими и специалистами усугубил финансовый кризис;
5. Недостаток собственных финансовых ресурсов.
Масштабы существующих проблем во многом обусловлены недостатком собственных финансовых средств предприятий машиностроительного комплекса, что связано с низкой инвестиционной привлекательностью, невысокой эффективностью их деятельности, ослаблением взаимодействия с финансово-кредитными организациями в кризисный период.
Необходимо отметить, что в настоящее время областная целевая программа «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011–2015 годы» разработана согласно принятому в Российской Федерации курсу на модернизацию и инновационный характер развития экономики страны, а также в соответствии со стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года.
Финансирование областных программ, направленных на развитие Оренбургской области в стратегической перспективе, охватывает 47 программ, которые затрагивают все аспекты жизни населения области, в том числе и машиностроительный комплекс. Всего на данные программы планируется выделить 39 483 835,8 тыс. рублей. На Областную целевую программу «Модернизация машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2011–2015 годы» из данных средств выделяется 12 092 218,3 тыс. рублей, то есть 30,6% от общей суммы. Причем финансирование данной программы в перспективе планируется из двух источников:
● за счет областного бюджета и прочих источников — 1 290 900 тыс. рублей;
● из областного бюджета — 5 000 тыс. рублей.
При разработке Программы учитывались результаты реализации утвержденной ранее областной целевой программы «Развитие машиностроительного комплекса Оренбургской области на 2008–2010 годы», а также сложившаяся ситуация в отрасли в настоящий период.
Резюмируя все вышесказанное необходимо отметить, что на сегодняшний день машиностроительный комплекс Оренбургской области находится в состоянии выхода из кризиса, но пока, развиваясь низкими темпами, он не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентоспособную технику.
Выход из создавшегося в машиностроении кризиса возможен только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального потенциала с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства, всего потенциала развития. Основными направлениями развития машиностроительной отрасли должны стать:
● повышение производственно-экономической эффективности на основе ускорения инновационного развития и реализации задач технологической модернизации и технического перевооружения;
● развитие наукоемких производств;
● повышение качества выпускаемой продукции, что позволит повысить конкурентоспособность, как на собственном, так и на мировом рынке.


Литература
1. Машиностроение: тенденции и прогнозы: Аналитический бюллетень. Вып.1. Итоги 2010 года [Электронный ресурс] / Российское агентство международной информации «РИА Новости». — М. — Режим доступа:, http://vid1.rian.ru/ig/ratings/b_mash1.pdf
2. Машиностроение: тенденции и прогнозы: Аналитический бюллетень. Вып.3. Итоги I полугодия 2011 года [Электронный ресурс] / Российское агентство международной информации «РИА Новости». — М. — Режим доступа:, http://vid1.rian.ru/ig/ratings/b_mash3.pdf
3. Гуреева М.А. Основы экономики машиностроения: учебник для нач. проф. образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 208 с.
4. Сайфиева С.Н. Машиностроительный комплекс в структуре российской экономики // Вестн. ун-та. Сер. Развитие отраслевого и регионального управления. — 2008. — № 6 (16). — С.108–114; 2008. — № 7 (17). — С. 94–100.
5. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб. / Росстат. — М., 2010. — 813 с.
6. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2012: стат. сб. / Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Оренб. обл.; редкол. А.П. Мартынов и др. — Оренбург, 2012. — 558 с.
7. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2010: Стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. — Оренбург, 2010.
8. Отрасли машиностроения http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/ mashinostroitelnyy-kompleks.html
9. Экономический словарь www.ekoslovar.ru/186.html

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия