Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (52), 2014
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Тарасевич А. А.
аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Комплексная система налоговых показателей для налоговой кластеризации Российских регионов
В статье показана востребованность налоговой кластеризации регионов России. Приведена методика расчета комплексной системы налоговых показателей для налоговой кластеризации субъектов РФ. Приведена интерпретация результатов налоговой кластеризации на субфедеральном уровне за 2010–2012 годы и сформулированы перспективы развития кластер процедур
Ключевые слова: налог, налоговый показатель, налоговая кластеризация субъектов РФ, налоговый кластер
УДК 330.145; ББК 65.291.572   Стр: 418 - 421

В настоящее время крайне актуально обоснованное добавление новых слоев налоговой информации на теоретическом и практическом уровнях, что позволит существенно расширить круг исследуемых проблем налогообложения и углубить степень их познания.
Сегодня существует большое количество программных продуктов, позволяющих расширить горизонты изучения налоговых явлений. Новые возможности для пополнения доходов бюджета может создать налоговая кластеризация субъектов РФ, осуществляемая с использованием передовых информационных технологий. Налоговая кластеризация призвана обнаружить в официальных налоговых данных нетривиальных, практически полезных новаторских интерпретаций экономических явлений, необходимых для принятия решений в сфере налогообложения. В настоящее время в силу огромности имеющегося массива налоговой информации сложные закономерности не являются очевидными, хотя они объективны и крайне полезны на практике.
Налоговая кластеризация регионов призвана исследовать и моделировать большие объемы ретроспективных данных, делая их явными и структурированными, для обнаружения неизвестных до настоящего времени структур (налоговых кластеров) с целью увеличения достижений в совершенствовании региональной налоговой политики, обнаружения новых тенденций ее развития в будущем.
О востребованности таких процессов как кластеризация свидетельствует утверждение одного из известных ученых и практиков в налоговой сфере — Т.И. Ефименко, что «надо конкретизировать углубление фискальных концепций в соответствии с обновленным характером общественных отношений» [4, с 26–27].
В настоящее время в экономических публикациях, как правило, осуществляется систематизация информации в сфере регионального налогообложения применительно либо к одному показателю (индикатору) [2, с. 25–120], либо к одной группе однотипных показателей [3, с. 40–42]. Исследователи при этом по видам налоговой политики, по показателю или группе показателей налогового потенциала территории РФ, как правило, классифицируются, группируются, ранжируются. По регионам анализируется также дифференциация, дисбаланс, поляризация и ассиметрия и т.п. Кластеризация для этого до последнего времени практически не применяется.
Автор предлагает понимать под кластеризацией разновидность классификации фиксирующей систематизацию объектов в соответствии с определенными закономерностями признаков по кластерам, в которой классификационной характеристикой (единицей) выступает та или иная группа единиц, объединяющая совокупность объектов сообразно с выбранными признаками. Налоговая кластеризация регионов РФ — разновидность классификации фиксирующей систематизацию субъектов РФ в соответствии с определенными закономерностями признаков по кластерам.
Можно выделить два основных подхода к формированию перечня (состава) показателей-параметров для осуществления налоговой кластеризации субъектов РФ:
1. Комплексный. При таком подходе выбирается совокупность показателей, наиболее полно раскрывающая налоговое состояние региона, результаты налогового администрирования и налоговой политики. Данный подход представляет наибольший интерес, как позволяющий наиболее всесторонне рассмотреть всю палитру налоговых отношений на соответствующих территориях. Именно данный подход автор раскрывает в данной статье.
2. Ориентированные на оценку того или иного аспекта налогового состояния, налогового администрирования, налоговой политики. Такие подходы целесообразно, например, использовать для налоговой кластеризации регионов в целях более предметного исследования формирования налоговой базы по тому или иному налогу — налогу на прибыль организаций, НДС и т.д.
Для целей впервые осуществляемой в соответствии с первым подходом налоговой кластеризации субъектов РФ следует предлагать систему показателей-параметров, которая должна отвечать следующим основным требованиям:
— основываться на теоретических налоговых изысканиях и направлениях их развития в среднесрочной перспективе;
— быть адаптированной к изменяющейся окружающей среде;
— опираться на доступные, достаточные и значимые базы данных;
— быть достаточной для оптимально всесторонней характеристики уровня налогового развития регионов РФ.
Кроме того, при разработке комплексной системы налоговых показателей для налоговой кластеризации на субфедеральном уровне следует исходить из того, что предлагаемая система показателей должна:
1. иметь концептуально-содержательное и логическое комплексное наполнение;
2. позволять задействовать возможности компьютерных программ, производящих обработку статистической информации с применением кластерного анализа.
Предложения по составу налоговых показателей для кластерного анализа субъектов РФ есть в публикациях Г.П. Борисова, Е.С. Вылковой, И.В. Горского, О.А. Лях, Л.С. Гринкевич, В.В. Рощупкиной, В.Г. Панскова, Е.С. Вылковой и И.А. Позова [1, с. 107–211] и др.
Показатели эффективности налоговой политики и оценки налогового потенциала, предлагаемые в экономической литературе, повторяются, дублируются и не связываются с этимологическим содержанием и различием понятий «политика» и «потенциал». Такие же показатели содержатся в публикациях, говорящих об эффективности налогового администрирования, налогового контроля и т.п. таких налоговедов как Ф.Ф. Ханафеев, О.А. Миронова и др.
В издании «Doing Business» в последнее время предлагается термин Taxation, который переводится во многих отечественных публикациях как «индикатор (совокупный показатель) «налогообложение». Например, такова точка зрения Е.Ф. Киреевой [5, с. 98–100]. Taxation представляет собой совокупность таких показателей как выплаты (количество); время на подготовку и сдачу налоговой отчетности; налог на прибыль в процентах от прибыли; налоги и выплаты на зарплату в процентах от прибыли; другие налоги в процентах от прибыли; общая налоговая ставка в процентах от прибыли [6]. Это свидетельствует об осознании западными исследователями смысловой неточности в обозначении налоговым потенциалом или налоговой политикой рассматриваемых в экономической литературе показателей, о поиске новых терминов для обозначения фактически достигнутого уровня налогового развития территорий (это могут быть как страны, так и регионы). При этом, по нашему мнению, термин «налогообложение» или «индикатор (совокупный показатель) «налогообложение» является не очень удачной интерпретацией смыслового содержания понятия Taxation. Правомернее использовать для обозначения такой совокупности понятие «налоговое состояние».
Автор согласен с позицией, изложенной в монографии Е.С. Вылковой и И.А. Позова, различающими не только по экономическому содержанию, но и по перечню показателей такие налоговые явления как налоговый потенциал, налоговое состояние и налоговая политика субъектов РФ.
Автор полагает, что исходя из этимологического значения слова «потенциал», налоговый потенциал, как и любой другой потенциал, представляет собой:
— совокупность абсолютных показателей;
— возможную для достижения (корректно также применение словосочетаний: максимально возможную и т.п.).
Отметим, что попытка автора использовать для налоговой кластеризации субъектов РФ абсолютные показатели (те, которые задействованы в расчете относительных: суммы налоговых поступлений, численность занятого населения и т.д.) не увенчалась успехом. Получилось выделить 2, максимум 3 кластера, причем один из них включал подавляющее большинство (более 70) субъектов РФ.
Налоговое состояние — это совокупность относительных показателей. При этом, базируясь на показателях, предлагаемых Е.С. Вылковой и И.А. Позовым [1, с. 138–216], автор для целей налоговой кластеризации российских регионов, во-первых, эти показатели критически осмысливает, выбирая лишь отдельные из них, используя свой подход к группировке показателей; во-вторых, добавляет ряд дополнительных показателей налогового состояния субъектов РФ.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Вылкова Е.С., Позов И.А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики. Монография. — СПб.: Изд-во «КультИнформПресс, 2014. — 264 с
2. Ермакова Е.А., Нестеренко Е.А. Налоговая нагрузка в России: диспропорциональность развития. — Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013. — 132 с.
3. Налетов А.Ю., Чимитдоржиева Е.Ц. Эконометрическое моделирование налогового потенциала муниципальных образований с помощью кластер-процедур (на примере Республики Бурятия) // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2009. — № 6. — С. 40–42.
4. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б, Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014, — 375 с.
5. Экономика налоговых реформ: Монография / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, Л.Л. Тарангул. — К.: Алерта, 2013. — 432 с.
6. World development indicators / The World Bank. — Washington, 2011 — 564 p.
7. www.nalog.ru
8. www.gks.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия