Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО. ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Владимирова Е. Ю.
К.э.н., советник-секретарь Постоянной комиссии
по социальной политике и правам человека
Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ


СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РЕГИОНАХ СНГ
В статье рассматриваются важнейшие характеристики социальной ситуации в СНГ, позволяющие делать вывод об их критическом значении, в том числе в связи с депопуляцией населения и увеличением масштабов бедности. Определены параметры систем социальной безопасности и социальной защиты населения и основные экономические и правовые предпосылки обеспечения такой защиты в регионах Содружества Независимых Государств.

К началу XXI века создались новые условия для взаимовыгодной экономической интеграции государств СНГ. Начался рост промышленного производства, развивается и кооперация негосударственных фирм на рыночной основе. Однако условия для устойчивого социально-экономического развития еще не созданы. Не преодолена и опасность остаться на обочине процессов экономической глобализации.
Демографическую ситуацию в странах Содружества Независимых Государств можно оценивать как кризисную.
Усиливается социальный стресс, обусловленный снижением жизненного уровня значительной части населения, утратой чувства безопасности, ростом уголовной преступности, крахом привычных социальных и экономических укладов, которыми определялась жизнь на протяжении нескольких десятков лет.
Численность постоянного населения стран Содружества в 2001 году составила около 280 млн. человек. При этом в Грузии, Молдове, Казахстане, России, Украине и Беларуси численность населения сокращается, а в странах, традиционно имевших высокий прирост населения, наблюдается снижение темпов прироста. За вторую половину 90-х годов численность населения стран СНГ в целом сократилась более чем на 3 миллиона человек.
Увеличивается количество стран, в которых число смертей превышает число рождений. Падение рождаемости с 4,5 до 3,0 миллионов рождений в год привело к существенному постарению населения.
Ряд факторов (нестабильность социально-экономической ситуации, межнациональные и военные конфликты, вызвавшие появление беженцев и вынужденных переселенцев, изменение взглядов молодежи на брачные отношения и институт семьи и др.) привел в большинстве стран к снижению суммарного коэффициента рождаемости.
Рост числа смертей во многом объясняется ухудшением состояния здоровья населения, о чем свидетельствует рост заболеваемости отдельными хроническими, инфекционными и социально обусловленными болезнями, а также увеличение числа лиц, впервые признанных инвалидами. Так, число больных с впервые установленным диагнозом активного туберкулеза, приходящихся на 100 тысяч населения, в Казахстане, Кыргызстане, России превысило показатель 1991 года более чем в 2 раза.
Почти во всех странах снижаются показатели обеспеченности населения медицинскими учреждениями. Число больничных коек в расчете на 10 тысяч населения в Грузии, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане уменьшилось в среднем в 2 раза.
Значительное влияние на изменение численности и структуры населения стран Содружества на протяжении десятилетия оказывала миграция.
Для стран, принимающих мигрантов, эти процессы в определенной мере компенсировали естественную убыль населения. В России миграционный прирост компенсировал потери населения от естественной убыли в 1996 году примерно на 42%, в 1997 году - на 47, в 1998 году - на 41, в 1999 году - на 17, в 2000 году - на 22%. В странах с оттоком трудоспособного населения, ухудшается половозрастная структура, изменяются показатели рождаемости, сокращается численность квалифицированных кадров.
Критическое состояние социальной сферы характеризуют:
-депопуляция населения в виде снижения средней продолжительности жизни, повышения уровня смертности, омоложение ряда болезней, распространение пьянства, алкоголизма, наркомании;
-изменения в структуре потребления геннопривычных продуктов питания, снижение его калорийности;
-снижение доступности услуг социальной инфраструктуры при ограниченности бюджетного финансирования и широкомасштабной коммерсализации его объектов;
-чрезмерное расслоение общества по уровню доходов, при котором 10% наиболее обеспеченных слоев населения получают доходы более чем в 15 раз превосходящие доходы 10 % наименее обеспеченных;
-увеличение масштабов бедности и обнищания (абсолютной и относительной).
- расширение критической зоны рынка труда, охватывающей занятых (полностью или частично), получающих доход ниже прожиточного минимума, не работающих, но не имеющих статуса безработного. Потенциал безработицы оценивается в 25-30 млн. человек с учетом процесса банкротств (пока искусственно сдерживаемых).
-низкая результативность адресной социальной помощи.
Рост ассигнований на социальные нужды "съедается" инфляцией, в том числе ростом цен на жизненно важные продукты питания - хлеб, мясо, картофель.
В рамках законодательно не оформленного стихийного рынка труда страны - экспортеры рабочей силы в Россию (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Узбекистан) в то же время не рассматривают российский капитал в качестве стратегического инвестора. Правовые системы стран СНГ, в том числе и стран - участниц Евразийского экономического сообщества, не стимулируют создания общего рынка труда и строгого соблюдения трудового и социального законодательства и т.д.
В данной ситуации одной из важных стратегических задач становится разработка концепции и механизма социальной защиты населения как элемента системы социальной безопасности общества.
Социальная безопасность - это возможность и способность экономической системы обеспечить общественно-нормальные условия жизнедеятельности населения страны, конвергентный уровень жизни индивида, семьи, территориальной общности, социальный мир и спокойствие.
Создание концепции социальной защиты населения с учетом социальной цены рыночных преобразований предполагает, на наш взгляд следующие этапы:
-- выявление общих и частных тенденций, противоречий и различий в уровне жизни населения в странах СНГ;
-- обоснование системы социальных целей (уровневых, динамических и структурных) и ранжирование их по приоритетности;
-- разработка системы нормативов, определяющих общественно необходимые параметры жизнедеятельности населения;
-- оценка ресурсного потенциала, необходимого для проведения преобразований и снятия возможного социального напряжения;
-- проведение бюджетных и балансовых расчетов для корректировки цены преобразований;
-- прогнозирование уровня жизни населения;
-- формирование механизма социальной защиты с учетом особенностей национального территориального устройства, специфики структуры управления и самоуправления, особенностей ценностной ориентации, интересов и потребностей населения, глубины изменений в уровне жизни и уровне развития производительных сил территории.
Система социальной защиты населения должна представлять собой целостный комплекс законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий и обеспечивать коренные жизненные интересы человека во всех сферах его жизнедеятельности.
Социальную защиту необходимо рассматривать как систему социальных отношений, при которых: а) человек способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия жизнедеятельности для себя и своей семьи; б) обеспечивается субсидарная ответственность граждан и государства.
В Конвенции МОТ 1962 года "Об основных целях и нормах социальной политики" подчеркивается, что должны быть приняты все возможные меры, чтобы действительно "заинтересовать население и привлечь его к участию в выработке и осуществлении мероприятий, способствующих социальному прогрессу", а также чтобы государство создало условия, "которые дадут населению возможность повысить жизненный уровень собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума".
Объективная потребность в новых механизмах социальной защиты обусловила разработку и принятие в 1995 году в Российской Федерации законов: "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", а в 2000 году в Республике Беларусь закона "О социальном обслуживании". Эти законы послужили базой для разработки модельного закона государств-участников СНГ "Об основах социального обслуживания населения", принятого Межпарламентской Ассамблеей СНГ 26 марта 2002 года.
Развитию сферы социального обслуживания способствует начавшийся процесс создания инфраструктуры социальных служб, учреждений нового типа, оказывающих социальные услуги семьям, женщинам и детям. К ним относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальной реабилитации, районные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, кризисные центры для женщин и т.д.
В России за шесть лет численность учреждений социального обслуживания семьи и детей выросла в 21 раз. На начало 2000 года - это уже 2 240 учреждений, функционирующих в 87 субъектах Российской Федерации. Уже в 1999 году услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей воспользовались более 5,4 млн. человек (доля повторных обращений составила 42,6 % от всех обращений), специалистами учреждений социального обслуживания проведен социальный патронаж более 321 тыс. семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке. Численность всех работников государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей на начало 2000 года составила 73 тыс. чел., в том числе специалистов - около 37 тыс.
Для укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания, создания условий для внедрения новых социальных технологий, совершенствования системы профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания реализуется ряд федеральных целевых программ ("Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), в рамках которых оказывается помощь социальным службам в оснащении медицинским оборудованием, компьютерной и аудиовизуальной техникой, средствами связи и транспортом.
Разработана Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы. Этот концептуальный межведомственный документ предусматривает создание эффективной системы охраны репродуктивного здоровья: осуществление единой государственной политики в этой области; повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию; совершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны репродуктивного здоровья; реформирование системы подготовки кадров; меры профилактики с целью охраны репродуктивного здоровья работающих; развитие социального страхования; социальное обслуживание подростков и населения детородного возраста; разработку приоритетных целевых программ.
С учетом этого опыта одним из важнейших направлений деятельности Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека стала разработка проекта модельного закона "Об обязательном медицинском страховании для граждан государств - участников СНГ", создание которого позволяет на законодательном уровне урегулировать вопросы оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению на всей территории Содружества и определить направления финансирования плановой медицинской помощи.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия