Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Пашигорева Г. И.
профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Интеллектуальная собственность на рынке инноваций
В статье раскрываются особенности создания интеллектуальной собственности и ее роли на рынке. Исследуются элементы инновационной деятельности в области логистики, принципы управления объектами ИС для обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, инновационная деятельность
ББК Х833 Х623.4   Стр: 37 - 40

Результаты научно-технических и опытно-конструкторских разработок в современных условиях функционирования бизнеса являются одними из наиболее конкурентоспособных товаров на рынке. Именно за счет разработки инновационных научных знаний, используемых в технологических решениях организации производства, создании оборудования, достижении соответствия продукта производства требуемым потребительским характеристикам в развитых странах получена подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта. Научно-исследовательские разработки становятся основным средством увеличения прибыли во всем мире. При этом особое значение имеет коммерциализация полученных результатов.
Однако в Российской Федерации создание перспективных технологий компаниями не всегда своевременно сопровождается регистрацией патентов или товарных знаков на них, как объектов интеллектуальной собственности. Поэтому в последние годы проблемам идентификации, моделирования и оценки объектов интеллектуальной собственности среди ученых и специалистов уделяется все больше внимания.
Вопросам определения стоимости объектов интеллектуальной собственности посвящены работы С.С. Алексеева, В.И. Мухопада, Е.М. Сорокиной, А.А. Фадеевой, Х.А. Мамаджанова, А.Б Уралова, В.Д. Шалынина.
Учету объектов интеллектуальной собственности, как нематериальных активов организации, посвящены работы таких авторов как О. Тепляшина, Г.В. Фокина, В.Р. Захарьина. Данная тема, также нашла отражение в научных и учебно-методических трудах П.Я. Папковской, А.С. Федоркевича, Н.С. Тонкошкуровой, где приведен порядок отражения хозяйственных операций в учете и отчетности. Также необходимо отметить комплексное научное исследование объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов Б. Лева. В целом, большое количество работ посвящено экономической оценке нематериальных активов в реальном секторе экономики.
Интеллектуальная собственность, в настоящее время, представляет собой экономический ресурс с неограниченным потенциалом, способствующий расширению возможностей организации, укреплению текущих и завоеванию новых позиций на рынке высоких технологий, повышению уровня деловой репутации компании и т.д.
М.В. Архипова отмечает, что «еще недавно интеллектуальная собственность не рассматривалась как самостоятельная ценность, способная приносить выгоду. Сегодня наше законодательство позволяет считать ее долгосрочным и перспективным видом капиталовложений» [1].
В современной международной практике понятие «интеллектуальная собственность» объединяет в одну общую группу объекты авторского права, патентного права и средства индивидуализации. Связано это с заключением Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), принятой 14 июля 1967 года в Стокгольме, в соответствии с которой интеллектуальная собственность включает права, связанные с:
— научными, литературными и художественными произведениями,
— исполнительской деятельностью артистов, звукозаписью, радио, а также с телевизионными передачами,
— изобретениями во всех сферах человеческой деятельности,
— научными открытиями,
— промышленными образцами,
— товарными знаками, знаками обслуживания, фирменными наименованиями, лейблами и другими коммерческими обозначениями,
— защитой против недобросовестной конкуренции, а также всеми другими правами, относящимися к интеллектуальной деятельности в литературной, производственной, научной, и художественной областях [2].
Российская Федерация является членом WIPO, вслед­ствие чего в законодательстве нашей страны для обозначения «закреплённого законом временного исключительного права, а также личных, не имеющих имущественной подкрепленности, прав автора на результат интеллектуальной работы и средства индивидуализации» [3] также применяется общее понятие «интеллектуальная собственность».
Однако Гражданский кодекс РФ дает более подробный перечень результатов интеллектуальной деятельности, рассматриваемых в качестве интеллектуальной собственности, а именно:
произведения литературы, науки и искусства;
компьютерные программы;
базы данных;
топологии интегральных микросхем;
исполнения;
фонограммы;
промышленные образцы;
изобретения;
полезные модели;
селекционные достижения;
радио- или телепередачи (эфирное или кабельное вещание);
товарные знаки, а также знаки обслуживания;
фирменные наименования организаций и их продукции;
секреты производства (ноу-хау);
наименования мест происхождения товаров;
коммерческие обозначения [3].
Современные законодательные акты, определяющие права на результат интеллектуальной работы, устанавливают и исключительные права авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, вследствие чего они могут использоваться другими лицами только лишь с разрешения первых. Таким образом, одной из основополагающих характеристик интеллектуальной собственности является исключительность прав на ее использование.
В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование интеллектуальной собственности, имеет возможность распоряжаться ею и определять цену реализации.
Итак, объектами интеллектуальной собственности принято называть конечный продукт интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации хозяйствующих субъектов. При этом главным критерием при отнесении результатов интеллектуальной деятельности к объектам ИС является наличие их правовой охраны.
Традиционно основными элементами системы правоотношений, связанных с объектами интеллектуальной собственности считаются две сферы прав: промышленная собственность и авторское право (схема 1).
Схема 1. Классификация интеллектуальной собственности по правовому признаку
Эта классификация обусловлена отличиями в режиме правовой защиты объектов интеллектуальной собственности. Так, право промышленной собственности занимается охраной содержания результата интеллектуальной работы, авторское же право направлено на охрану формы произведения (изобразительные формы, слова и др.)
Объекты интеллектуальной собственности имеют различное функциональное значение: одни — для удовлетворения потребностей общественного производства, другие — для личного потребления. В зависимости от этого виды интеллектуальной собственности классифицируются следующим образом (схема 2):
Схема 2. Классификация объектов интеллектуальной собственности
Организация может разработать объекты интеллектуальной собственности своими силами или приобрести у других компаний, в зависимости от этого у неё появляются исключительные или неисключительные права на конкретный результат интеллектуальной деятельности.
Исключительные права обеспечивают организации закрепление за ней правообладателя объекта интеллектуальной собственности, и, как результат, она становится единственной, кто может использовать, распоряжаться и запрещать использование ИС другим лицам. Неисключительные права дают возможность на основании лицензионного договора с организацией использовать вышеуказанные объекты с разрешения правообладателя.
Гуренкова О.В. обращает внимание на то, что «в современном обществе достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста государств, уровень конкурентоспособности продукции и услуг, степень обеспечения национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику» [4].
Сегодня мировой рынок развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур, характеризующегося увеличением объема потребления и существенным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и оказания услуг. Общемировые тенденции рождают необходимость инновационного использования производственных возможностей компаний, повышения технологичности и эффективности бизнес-процессов хозяйствующих субъектов страны, а также разработки способов их правовой защиты.
Успех в условиях новой экономики зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее взаимосвязи с партнерами — поставщиками, дилерами, дистрибьюторами, перевозчиками, экспедиторами и т.п.
Это хорошо просматривается в сфере оказания логи­стических услуг, где для обеспечения реализации принципов логистики требуется комплексный, универсальный и интегрированный подход к решению поставленных задач.
Ведущими специалистами в данной области сделаны выводы, о том, что внедрение логистических процессов в управление материальными потоками организации позволяет достичь 30–50% снижения уровня запасов, а также сократить время движения товарно-материальных ценностей на 25–45%.
Однако на пути развития логистики в России имеется ряд трудностей, основными из которых являются:
— иррациональное управление системами распределения услуг и товарно-материальных ценностей (отсутствие стратегии развития систем распределения, недостаток существующих товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);
— низкий уровень внедрения современных электронных систем связи и телекоммуникаций;
— отсталая инфраструктура транспорта, недостаток грузовых терминалов и низкий технико-технологический уровень;
— высокая степень морального и физического износа транспорта;
— низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;
— слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т.п.
Инновационные интеллектуальные продукты в области логистики представляют собой самые современные методы и модели, предназначенные для оптимального управления материальными и информационными потоками, которые помогают достигнуть более высокого уровня управления организацией.
Полезный эффект от использования таких объектов интеллектуальной собственности логистической организацией может быть увеличен в случае, если их потребление сопровождается предоставлением дополнительных услуг. Положительный эффект, возникающий от совместного использования продуктов интеллектуального труда и дополнительных услуг, превышает обычную сумму их полезных эффектов. Однако возникает проблема, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности при создании и использовании объектов ИС.
В настоящий момент к продуктовому ряду объектов интеллектуальной собственности применяемых в логистической сфере экономики можно отнести следующие элементы:
— комплекты учебно-методической, научно-методической и научной литературы, а также научно-исследовательские работы;
— мультимедийные обучающие и научно-методические программы;
— локальные программные продукты;
— комплексные компьютерные программы;
— автоматизированные системы управления подразделениями организации (системы управления зданием, системы электроснабжения, системы кондиционирования и т.д.);
— структурированные кабельные системы;
— системы связи и телекоммуникации;
— системы аудио- и видеоконференцсвязи, конгресс-системы;
— диспетчерские и ситуационные центры;
— инженерная инфраструктура центров обработки данных (ЦОД);
— системы безопасности здания и т.д.;
Интеллектуальные продукты, созданные для применения в сфере логистики, попадают под действие авторского, патентного и других видов прав. Правильное определение правовой основы результатов интеллектуальной деятельности будет способствовать корректному и эффективному их использованию в будущем.
Это является немаловажным фактором, поскольку развитие логистики в виде научно-практического направления экономики неразрывно связано с возможностью оптимального управления экономическими потоками (информационными, товарно-материальными, финансовыми и т.д.) и основано в первую очередь на эволюции технологических и инновационных систем.
Для согласованной работы всех элементов логистической цепи является необходимым наличие слаженных информационных систем, которые могут эффективно и своевременно подвести нужный сигнал к нужному звену.
По этому пути идет большинство ведущих компаний мира, создавая ценности, отвечающие постоянно изменяющемуся потребительскому спросу на основе системы сотрудничества между всеми элементами сети сервисного обслуживания. При этом происходит взаимная интеграция логистики материальных потоков и виртуального сервиса, что способствует непрерывности инновационного процесса, учету мнения потенциальных клиентов, а также увеличению частоты появления новаций.
В настоящее время инновационный сервис представляет собой создание единого сервис -пространства, ориентированного на клиента, где общими задачами становятся:
— креативность предприятия при производстве продукта (услуги);
— развитие сетей логистического сбыта;
Формирование правовой основы единого информационного пространства российскими специалистами тесно связано с международной практикой в этой сфере и осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Таким образом, ориентированность на рынок порождает необходимость выработки стратегии, основанной на предвидении новых возможностей их использования раньше других, а также адекватной правовой защиты созданных результатов интеллектуальной деятельности.
В настоящее время одним из основных элементов инновационной деятельности в сфере логистики является виртуальное объединение организации с внешней средой, создание интеллектуальных продуктов, представляющих собой системы производящих потребителей или производителей-потребителей [5].
Основу данной стратегии составляют принципы управления объектами интеллектуальной собственности, которые обеспечивают с одной стороны конкурентоспособность продукции, а с другой, наибольший учет требований потребителей. В подобных случаях ноу-хау, активы, научные разработки и технологии партнеров носят взаимодополняющий характер и позволяют предоставить новые виды услуг. Сотрудничество может ограничиться проведением совместных исследовательских разработок, обменом управленческими ноу-хау или предусмотреть совместное производство. Стратегическое партнерство определяется, как наиболее высокий уровень вовлеченности потребителя в деятельность организации. Именно в такой форме взаимоотношений компании и клиента заключен огромный потенциал развития не только отдельной организации, но и всей сервисной экосистемы корпорации [5].
Одно из инновационных решений в области оказания логистических услуг является использование таких объектов интеллектуальной собственности, как специализированные информационные системы, позволяющие осуществлять логистические операции быстро и слаженно.
Система управления складом (Warehouse Management System — WMS система) позволяет автоматизировать все складские операции, а также оптимизировать бизнес-процессы, сделав их более управляемыми и понятными для выстраивания эффективной модели бизнеса. К примеру, целью использования данной системы является повышение скорости и точности выполнения складских операций, оптимизация работы складских сотрудников, эффективность использования площади складских помещений. Данная система управления предполагает деление склада на зоны для приема товара, его хранения и обработки, а также отгрузки. При этом благодаря WMS системе обученный персонал может легко определить местонахождение того или иного товара и совершить с ним необходимые действия (отобрать, перевезти, погрузить), а клиент может в реальном времени отслеживать остатки товара на складе и их движение. Таким образом, работа с товаром становится более упорядоченной и организованной.
Благодаря внедрению логистики, производство и система запасов приобретают комплексный характер, основанный на последовательной взаимосвязи нескольких предприятий. В данной ситуации, при анализе системы управления материальными потоками, необходимо исходить из системного регулирования, которое позволило бы гармонично соединить все звенья цепочки и рационализировать объемы сбыта и запасов. Следовательно, для эффективного управления товарно-материальными ценностями на предприятии необходима разработка стратегии управления запасами, которая заключается в создании четкого формализованного алгоритма бизнес-процессов по планированию, закупке и распределению товарных потоков организации.
Все больше внимания также уделяется защите прав инвесторов и авторов объектов интеллектуальной собственности. Как только результат интеллектуальной деятельности приобретает объективную форму, в действие вступают правовые нормы, нацеленные на обеспечение общественного признания объекта интеллектуальной собственности, установление соответствующего правового режима и охраны прав и законных интересов автора. Таким образом, определение правовых аспектов при создании и использовании тех или иных объектов интеллектуальной собственности становятся одним из наиболее важных вопросов для их функционирования.
Использование инновационной конкурентоспособной наукоемкой продукции способствует освоению новых рынков, в том числе мировых, поскольку, как свидетельствует анализ отечественного и международного опыта, на международной арене постоянно возрастает востребованность результатов интеллектуальной творческой деятельности научных организаций и научно-исследовательских инновационных комплексов.
К сожалению, на сегодняшний день место России на рынках мировых наукоемких технологий пока не столь высоко. Одной из основных причин этого является недостаточное вовлечение в хозяйственный оборот результатов научных исследований, что, в свою очередь, объясняется отсутствием строго-скоординированного механизма управления использованием объектов интеллектуальной собственности и связанными с ними экономическими отношениями, складывающимися и развивающимися между субъектами рынка — предприятиями с различными организационно-правовыми формами. В этой связи необходимо найти механизм управления интеллектуальной собственностью, как особым видом нематериальных активов.


Литература
1. Архипова М.В. Интеллектуальная собственность: учет и налогообложение // Самарский бухгалтер: Региональный специализированный журнал. — 2012.
2. Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO), прин. 14 июля 1967 года (с изм. от 2 октября 1979 года) Режим доступа: http://www.wipo.int/treaties/ru/ convention/trtdocs_wo029.html. — Дата обращения: 04.01.2014.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом № 230-ФЗ от 18.12.2006 (с изменениями от 23.07.2013 № 222-ФЗ).
4. Гуренкова О.В. Формирование комплекса интеллектуальных продуктов по логистике на рынке инноваций: Дисс... канд. экон. наук / Самарский госуд. экон. ун-т. — Самара, 2010.
5. Миротин Л., Карташев А., Некрасов А., Соколов Б. Логистическая система обслуживания потребителей нового поколения: интеграция, безопасность и устойчивость // Логистика. — 2011. — № 4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия