Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Щербак А. А.
аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Формирование конкурентной среды в сфере естественных монополий
В статье анализируется проблема формирования конкурентной среды в сфере естественных монополий. Она заключается в наличии внутреннего противодействия субъектов естественных монополий этому процессу, с одновременным усложнением их работы в условиях глобализации. В этой связи усиливаются требования к деятельности государства, как регулирующего центра, и его ответственности за проведение реформ
Ключевые слова: естественные монополии, государство, управленческая система, хозяйственная система, глобализация, конкуренция
УДК 330.32; ББК 65.01   Стр: 109 - 112

Монополию и конкуренцию часто рассматривают как взаимоисключающие институты, когда наличие конкуренции означает отсутствие монополии — и наоборот. Поиск баланса между монополией и конкуренцией очень сложен. При этом сегодня наблюдается конвергенция подходов к организации хозяйственной системы, и в мире доминируют смешанные экономики. Преимущества и недостатки конкуренции и монополии также исследуются в смысле их стремления к некоему усредненному сочетанию. Анализировать это невозможно без учета глобализации, под эгидой которой протекают сегодня практически все социальные, экономические, политические и иные процессы, как внутри национального хозяйства, так и за его пределами. Не являются здесь исключением и естественные монополии. Напротив: их функционирование и развитие сегодня следует рассматривать как фактор вхождения страны в глобальную экономику и адаптации ее хозяйственной системы к новым условиям функционирования мировой экономики.
При этом необходимо учитывать определенную сферу функционирования и влияния естественной монополии на ту или иную территорию. Эта территория, как правило, определяется, исходя из технических особенностей производимой продукции и технологических параметров ее производства и доставки конечному потребителю. Поскольку географические границы различаются, так же, как и связанные с ними условия потребления, снижение затрат на транспортировку продукции, по отношению к затратам на производство, расширяет границы рынков потребления.
Границы природных естественных монополий распространяются практически на весь национальный рынок, в силу чего географический фактор здесь четко соответствует критерию естественности, и вне данной территории (как правило — месторождения) конкуренцию становится невозможной.
В то же время, технологические монополии, действующие на региональном и местном уровне, часто формируют свою деятельность, исходя из имеющихся географических барьеров, не позволяющих проникать конкуренции. В таких случаях местный рынок становится наиболее релевантным и предпочтительным.
Вместе с тем, и в том, и в другом случае географический фактор не является исчерпывающим для естественного сохранения монополии в существующих границах региона или месторождения. Иными словами, соответствие требованию устойчивости отсутствует в том случае, если в указанных границах могут сосуществовать несколько конкурирующих субъектов, исходя из технологических условий производства.
Это позволяет заключить, что существует высокая степень сходства между природными и технологическими естественными монополиями, т.к. конкуренция становится неэффективной, или даже невозможной, именно в силу технологических особенностей разработки, в том числе — и для уникальных месторождений.
Однако географический фактор, действующий в тесной взаимосвязи с технологическим, оказывает существенное влияние на издержки производства, исходя из важности преодоления пространственных барьеров. Это формирует основу для возникновения технологических естественных монополий в транспортной сфере. Нередко речь идет о столь значительных расстояниях для перемещения продукции (к примеру, если месторождение удалено от рынка сбыта), что эффективный бизнес в отрасли может осуществить только одна компания. Это подчеркивает важность учета национальных условий, определяющих функционирование той или иной отрасли. В странах, различных по размеру, влияние географического фактора на деятельность естественных технологических монополий заметно различается. Так, наиболее важную роль указанный фактор играет в крупных странах, поскольку им определяется высокая концентрация капитала при осуществлении транспортировки продукции [7, c. 6–7]. Не следует забывать, однако, что перемещаемая продукция может быть произведена как естественными монополиями, так и конкурентными фирмами, что позволяет рассматривать сферу транспортировки отдельно от процесса производства, особенно — в условиях глобализации.
Под действием геополитических факторов формируется взаимосвязь и взаимозависимость между экономико-политической системой федерального и международного уровня и естественными монополиями. Так, в случае, если добыча конкретного сырья носит стратегический характер, определяя национальную безопасность, это способствует введению монополии государства на его экспорт. Таким образом, экспорт стратегического сырья, полностью контролируемый государством и свободный от конкуренции, становится мощным инструментом правительства. При этом действия правительства при обмене поставок сырья за рубеж, как правило, ориентированы на приобретение тех или иных выгод и преимуществ [5, c. 53].
В странах, которым принадлежит существенная доля международного рынка определенного стратегического сырья, полный контроль экспорта, осуществляемый государством, обеспечивает влияние на мировые цены, а значит, и на дополнительные доходы для национальной экономики (так называемая, «мировая рента»). Если же экспортерами становятся несколько конкурирующих производителей, мировые цены снижаются и, вслед за ними, падает экспортная выручка государства. Здесь мы имеем дело с эффективностью в масштабах мировой экономики и одновременно — с ущербом, наносимым национальной экономике, тем более сильным, чем больше развита ее сырьевая направленность [4, c. 103].
Это показывает, что процессы естественной монополизации осуществляются под действием геополитического фактора. Даже в ситуации потерь из-за увеличения средних издержек они многократно компенсируются при получении экономических и политических выгод, а также в силу сохранения международного влияния. Вместе с тем, действие геополитического фактора на формирование естественных монополий не всегда однозначно. Проблемы здесь могут быть связаны с тем, что при изменении экономического порядка предприятия, сформированные при прежнем порядке, вынуждены действовать уже в новых условиях.
При выходе естественных монополий за пределы национальной экономической системы формируются тенденции естественной интернационализации, что означает более высокий уровень естественного монополизма, основанного на кооперации и глобальном разделении труда. Традиционно это приводит к образованию ТНК. Таким образом, сегодня естественные монополии можно рассматривать как крупные структуры, формирующие основу конкурентоспособности экономики страны, сохранения целостности ее хозяйственной системы и реализации ее геоэкономических интересов. В совокупности это обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики.
По нашему мнению, здесь, наряду с процессами глобализации, следует рассматривать и формирование информационного общества, или информационной экономики, в рамках которой организуются информационные консорциумы и создаются глобальные виртуальные рынки. В этой связи к ключевым направлениям государственной политики Российской Федерации следует отнести:
● создание благоприятной среды для развития информационной экономики;
● интеграцию России в глобальное информационное пространство;
● широкое распространение информационных технологий;
● поддержку научных исследований в сфере информатизации и др.
Тем не менее, на наш взгляд, основой развития хозяйственной системы остается реальный сектор экономики. Однако важнейшую роль играют сегодня инфраструктурные отрасли, которые функционируют в формате естественных монополий, как, например, сфера телекоммуникаций. Проводимой по отношению к ним государственной политикой определяется уровень конкурентоспособности страны на глобальном рынке, что в очередной раз подтверждает важность роли естественных монополий и их ориентированность на глобальные экономические отношения.
Основу для возникновения конкуренции в рассматриваемой сфере формируют географические и прочие объективные условия функционирования естественных монополий.
Сегодня для всех экономически развитых и развивающихся стран, включая нашу страну, характерно усиление административных методов регулирования национального хозяйства в целом. Это предполагает влияние, оказываемое различными институциональными структурами на рыночные механизмы, что усиливает значимость институционального направления в экономической теории.
Как методологическую основу, институционализм использует междисциплинарный подход, связанный с институтами, как объектом исследования. В рамках данного подхода рамки экономической теории расширяются, что увязывает ее с рядом обществоведческих и управленческих дисциплин.
Согласно теории институционализма, инновации в любой экономической системе осуществляются на базе предшествующих достижений, благодаря чему реализуется принцип преемственности. Это показывает, что в рамках институционального развития формируется связь между прошлым и будущим и строится основа взаимоотношений между экономикой и обществом, оказывающим большое влияние на деятельность всех хозяйствующих субъектов. Принимая это во внимание, институционализм понимают шире — как институционально-эволюционную теорию.
Определяя границы действий и их структуру на основе формальных и неформальных ограничений, институты снижают уровень неопределенности и обеспечивают необходимую результативность принятия управленческих решений.
Поскольку естественные монополии занимают специфическое положение в национальной экономике любой страны (и Россия здесь — не исключение), государство становится силой, способной оказывать наибольшее воздействие на деятельность субъектов монопольного рынка. Это определяет приоритетную роль формальных институтов, которые взаимодействуют с естественными монополиями. При этом государство выступает и в качестве субъекта, определяющего и контролирующего институциональную среду, и в качестве субъекта экономических отношений [6, c. 32].
Институциональным подходом определяются расходы, связанные с учетом и поддержанием институциональных правил и норм — трансакционные издержки. В настоящее время предприятия — естественные монополии содержат специальные штаты юристов, финансистов, аналитиков для организации правильного взаимодействия с государственными регулирующими и контролирующими органами. Это требует рациональных действий при определении количества государственных органов, контролирующих деятельность естественных монополий, для устранения дублирования выполняемых ими функций и организации обмена информацией и снижения, в конечном счете, трансакционных издержек субъектов хозяйствования.
Наряду с формальными, на деятельность естественных монополий оказывают влияние и неформальные институты, прежде всего — добровольные некоммерческие ассоциации, партнерства и союзы. Их целью является координация действий участников рынка, информационное обеспечение и мониторинг процессов развития рынков и технологий, выполнение технических, технологических и маркетинговых работ, защита интересов и прав членов ассоциаций, а также представление их интересов в соответствующих национальных и международных организациях.
Исходя из мирового опыта, следует подчеркнуть, что приоритетом государственного воздействия в отношении фирм — естественных монополистов должен стать не тотальный контроль, а ограничительные и регулирующие меры. Это может выражаться в установлении справедливых и обоснованных тарифов, обеспечении равных условий потребителей и плательщиков, предоставлении услуг надежным контрагентам.
Государственное регулирование деятельности естественных монополий строится на таких принципах, как баланс интересов субъектов естественных монополий и потребителей их продукции; удовлетворение потребностей потребителей продукции естественных монополий; обеспечение эффективного функционирования естественных монополий; взаимная ответственность руководителей хозяйствующих субъектов и регулирующих органов.
Исследователями неоднократно отмечалась возможность конкуренции на монопольных рынках. По нашему мнению, наиболее объективной моделью конкуренции следует считать модель М. Портера. Она отражает следующие формы проявления конкуренции: угрозу появления новых конкурентов, угрозу появления товаров-заменителей или услуг-заменителей, способность поставщиков к торгу, способность покупателей к торгу, соперничество между собой уже существующих конкурентов [3, c. 85].
Несмотря на то, что в разных странах порядок регулирования различается, он может быть сведен к двум вариантам: прямое регулирование, осуществляемое специально созданными управляющими органами, и косвенное регулирование, осуществляемое государством путем реализации его права собственника при создании государственных и муниципальных предприятий, а также при реформировании и инициировании налоговой и денежно-кредитной политики [2].
Имеющийся зарубежный опыт не всегда можно использовать в полном объеме, исходя из имеющихся различий — не только в экономике, но и в политике, социальной сфере, масштабах государства, и даже природно-климатических особенностей. При рассмотрении естественных монополий следует понимать, что использование тех или иных моделей, методов и инструментов регулирования должно быть направлено на развитие конкуренции. Это обусловливает следующие требования:
Первое. Максимальное увеличение технологической эффективности в рамках краткосрочного и долгосрочного снижения средних отраслевых издержек. На изменение уровня издержек при развитии конкуренции оказывают влияние факторы краткосрочного и долгосрочного воздействия:
В краткосрочном периоде может рассматриваться:
● рациональная организация и координирование производства и распределения ресурсов;
● отказ от эксплуатации избыточных и неэффективных производств;
● тщательный контроль издержек;
● совершенствование системы управления;
● увеличение издержек координации при разрыве организационных и технологических связей.
В долгосрочном периоде следует принимать во внимание:
● стимулирование инвестиций, в том числе внешних, в продуктовые, технологические и организационные инновации;
● осуществление модернизации неэффективных производств;
● повышение производительности труда;
● осуществление масштабных инвестиций с большим сроком окупаемости.
При реализации комплекса мер в рамках данного требования следует, прежде всего, опираться на краткосрочные изменения, поскольку снижение издержек в долгосрочном периоде может достигаться за счет мер эффективного государственного регулирования, в условиях централизованного управления развитием отрасли.
Второе. Снижение давления на потребителей и отказ (там, где это возможно) от практики монопольного ценообразования.
Третье. Повышение уровня технической и экологической безопасности и надежности функционирования отраслей и обеспечение высокого качества продукции и услуг. Это требует усиления государственного контроля над соблюдением стандартов, вплоть до сохранения жесткого централизованного государственного управления.
Четвертое. Обеспечение государственной безопасности по тем ее составляющим, которые связаны с деятельностью естественных монополий.
Пятое. Эффективное управление государственной финансовой системой. Существует достаточно много резервов снижения государственных расходов и увеличения доходов бюджета при реформировании и развитии конкурентных отношений в сфере естественных монополий. К ним можно отнести:
● сокращение государственных субсидий;
● снижение расходов на содержание управленческого аппарата;
● снижение затрат на функционирование регулирующей системы;
● увеличение объема средств от приватизации;
● продажу эксклюзивных прав, лицензий и пр.
Говоря об этих желательных мерах управления естественными монополиями, нельзя не принимать во внимание существенный износ основных фондов в ряде отраслей, где созданы естественные монополии, а также недостаток капитальных ресурсов. В этих условиях наиболее оправданная политика предполагает осуществление реинвестирования части доходов, получаемых от деятельности естественных монополий.
Кроме того, некоторые институциональные и юридические изменения, сопутствующие процессу реформирования, могут привести к перераспределению базы налогообложения между регионами. Это требует соблюдения принципа привязки налоговых поступлений к месту их возникновения.
Необходимо обеспечивать и сохранение преимуществ государства от монополизации в процессе экспортирования продукции и услуг естественных монополий. С этой целью в том случае, если конкуренция снижает для государства эффективность внешнеэкономической деятельности, предпочтение отдается монополизации (без ухудшения положения отечественных потребителей).
Шестое. Обеспечение эффективности системы государственного регулирования. Здесь на базе развития конкуренции может быть сокращена область прямого регулирования, что обеспечит прозрачность деятельности естественных монополий для регулирующих органов. Их функции будут определяться масштабами реорганизации в отраслях естественных монополий. Важнейшей задачей регулирующих органов должна стать выработка определенных «правил игры», направленных на развитие и поддержание конкуренции. Нельзя забывать и о необходимости реструктурирования, в отсутствие которого государственное регулирование может сводиться к дорогостоящему и навязчивому контролю над издержками и порядком действий предприятий, что представляет собой серьезную угрозу развитию.
Седьмое. Наращивание капитализации, расширение инвестиционных возможностей и улучшение финансового состояния предприятий соответствующих отраслей.
Восьмое. Постепенное выравнивание уровня экономического развития регионов. Это позволит развивать систему конкурентных отношений таким образом, чтобы обеспечивалось единство отраслевых рынков на всей территории страны [1, c. 199–200].
Рассматривая данные требования, необходимо отметить и различия в порядке регулирования при использовании ценовых и неценовых методов. Так, в рамках ценового метода устанавливается фиксированная цена или ее предельный уровень, а также норма прибыли. В отличие от него, неценовой метод основывается на приоритете удовлетворения потребностей. В его рамках определяется состав потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень обеспечения при невозможности полного удовлетворения спроса.
Очевидно, наиболее приемлемые варианты, которые дополняют друг друга, здесь связаны с либерализацией внешнеэкономических связей и созданием конкурентной среды. Своеобразным индикатором, демонстрирующим эффективность государственного регулирования функционирования естественных монополий с целью усиления конкурентной среды, является переход от монополии к олигополии. В этих условиях, при сохранении значительной доли рынка в руках одного субъекта, появляются и другие хозяйствующие субъекты, производящие аналогичные товары или оказывающие аналогичные услуги. В такой ситуации возникновение услуг-субститутов становится фактором, стимулирующим появление новых производителей.
Это позволяет сделать вывод о том, что организация внутриотраслевой конкуренции является важнейшим направлением в процессе преобразования естественных монополий и их реструктуризации. В этой связи развитие механизмов конкуренции в регулируемой государством хозяйственной среде становится эффективным методом реформирования национальной экономики.


Литература
1. Дюбанов М.А. Реформирование естественных монополий: железнодорожный транспорт // Федерализм. — 2009. — №  2. — С. 196–202.
2. Митрошин А.А. Особенности регулирования естественных монополий [Электронный ресурс] // http://www.regec.ru/articles/2009/vol3/3.pdf Дата обращения 17.01.2015.
3. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. — 496 с.
4. Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор. — М.: РУДН, 2010. — 606 с.
5. Харламов А.В. Проблема перехода к качеству в государственном регулировании // Вестник национальной академии туризма — 2013. — № 2(26). — С. 53–55.
6. Харламова Т.Л. Управление процессом региональной модернизации: институциональный аспект // Экономика и управления. — 2014. — №  12(110) — С. 31–35.
7. Шмырова Н.В., Абросимова О.Ю. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности // Российское предпринимательство. — 2012. — № 5 (203) — С. 4–10.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия