Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (54), 2015
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Лесохин В. З.
профессор кафедры систем технологий и товароведения
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук.


Маркетинг и экономика кластерной информатизации
В статье исследуется экономическая природа формирования конкурентной среды путем кластеризации, как основы инновационного развития в условиях монополизации рынка, в т.ч. естественными монополиями. Предлагается экономическая модель для обоснования эффективности инновационного кластерного развития, включая кластерную информатизацию, связывающая форму кривой отраслевого спроса, плотность распределения вероятностей для времени достижения доверия покупателей и затраты на маркетинг
Ключевые слова: маркетинг, кластеризация, экономическая эффективность, кривая спроса, информатизация, затраты на маркетинг
УДК 330.88; ББК У65.01   Стр: 186 - 190

Как показывает практика, одним из инструментариев, с которым связывается инновационное развитие российской экономики, является кластерный механизм. В то же время, экономическая природа эффективности кластерных инноваций, включая информатизацию, недостаточно изучена. В настоящей работе предлагаются материалы, включая разработки автора, направленные на решение данной проблемы, предполагающие, наряду с государственным регулированием, формирование конкурентной среды в условиях монополизации рынка, в т.ч. естественными монополиями. В настоящей работе, которая является дальнейшим развитием работ [3, 4], предлагается подход, который может быть положен в основу оценки экономической эффективности кластерной информатизации. Под «кластером» понимается совокупность взаимосвязанных конкурирующих фирм, которые обеспечивают их конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках. Кластер в экономической литературе [2, 6] определяется как комплекс, сформированный на базе поставщиков, производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Под кластером понимается также объединение взаимосвязанных предприятий и учреждений, направляющих свою деятельность на производство конкурентоспособной продукции мирового уровня. Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры — наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежит два принципа — конкуренция и сотрудничество. Конкурентоспособность все чаще стала рассматриваться как результат способности к инновациям стимулирующей обмен знаниями и взаимодействие между предприятиями. В настоящей работе предлагается экономическая модель, связывающая форму кривой отраслевого спроса, плотность распределения вероятностей для времени достижения доверия покупателей и затраты на маркетинг. Суть ее состоит в том, что за счет автоматизации бизнес-процессов, включая маркетинг, на основе новых сетевых информационных технологий продавец уменьшает время достижения дополнительного взаимного доверия, опережая конкурентов, и расширяет свою долю на рынке вплоть до монополии. Далее конкуренция может обостриться, поскольку конкуренты предпримут аналогичные действия по автоматизации своего маркетинга. Достигнув одинакового уровня автоматизации, производители вынуждены сотрудничать для совместного выхода на новые рынки для того, чтобы покрыть издержки. Поскольку затраты на маркетинг осуществляют все конкурирующие фирмы, то для восстановления прибыли они начинают сотрудничать по совместной конкуренции на новых рынках, согласуя маркетинговые мероприятия. Это и является экономической основой эффективности кластеров. В настоящей статье исследуется связь между моделями спроса и предложения [1, 5] и маркетинговой экономической вероятностной моделью [3, 4]. Предположим что емкость рынка в денежном выражении величина постоянная и равна Bi. Например, если продукта предлагается меньше, то цена на него растет, и покупатели с этой ценой соглашаются. Пусть имеется 4 продавца, каждый из которых продает q единиц продукции по цене p. При уменьшении количества продавцов увеличивается цена продукции. В результате получим вогнутую кривую рыночного отраслевого спроса, график которой представлен на рис.1.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. — СПб.: Ин-т «Экономическая школа», 2004. — 1026 с.
2. Еремин А.В. Использование кластерной операционной модели транснациональными компаниями: следующий шаг в развитии международного бизнеса // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: Матер. междунар. науч.-практ. конф. (10 декабря 2007 г.). — Саратов, 2008. — С.205–211.
3. Лесохин В.З. Инновационное развитие экономики в контексте экономической итологии и маркетинговые ожидания // Проблемы современной экономики. — 2013. — №4(48). — 14 с.
4.Лесохин В.З. Кластерная психология оценки экономической эффективности производства и потребления продукции промышленного предприятия. Четырнадцатая международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития». 25–28 ноября 2014 г: Матер. конф.- СПб: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб, 2014. — С. 107–109.
5. Миропольский Д.Ю., Максимцев И.А., Тарасевич Л.С. Основы теоретической экономики: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб: Питер, 2014. — 512 с
6. Porter M.E. Clusters and the new economics of competition (Кластеры и конкуренция новых экономик) // Harvard Business Review, vol. 76, no. 6, 1998, pp.77–90.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия