Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (2), 2002
ЕДИНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ ЕврАзЭС: ЗАДАЧИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СООБЩЕСТВЕ

Анализ таможенного законодательства и правоприменительной практики в сфере таможенной и внешнеторговой деятельности современных государств - участников Евразийского экономического сообщества показывает, что реализация их межгосударственных договоров и соглашений во многих случаях неоправданно затягивается, не все страны своевременно выполняют соответствующее внутригосударственные процедуры (в том числе по Соглашению о создании зоны свободной торговли), национальные правовые нормы подчас имеют слишком общий характер, противоречат друг другу, нормам других стран - партнеров, совместно разрабатываемым нормам, нормам ВТО и других международных организаций или просто не исполняются.
По причине недостаточной открытости экономики нет полной информации о национальной тарифной политике, а таможенные тарифы и процедуры слишком часто изменяются. Стремление сбалансировать государственные бюджеты за счет высоких таможенных пошлин оказывается в серьезном противоречии с требованиями о снижении таможенных барьеров. Таможенные тарифы и акцизы чрезмерно высоки.
Государства - члены ЕврАзЭС пока не имеют обоснованной концепции промышленной политики, составными частями которой должны быть и концепция развития взаимной торговли, и концепция развития их производственной и научно-технической интеграции. В их экспорте до сих пор основными партнерами являются не участники Евразийского экономического сообщества, а третьи страны. Доля экспорта, идущего за пределы Сообщества, в общем объеме экспортных операций у России в 2001 году составляла 92 %, у Таджикистана - 82,9 %, у Казахстана - 78.1 %, Кыргызстана - 76,2 % и только у Беларуси она была равна 46,4 %.
По нашему мнению, в соответствии с Соглашением об общем таможенном тарифе от 17 февраля 2000 года необходимо:
- ускорить разработку методологических основ формирования единой тарифной политики для согласованного использования тарифных льгот и преференций во взаимной торговле, в торговле с третьими странами и для создания общего таможенного тарифа ЕврАзЭС;
- интенсифицировать процесс создания единой законодательной базы - для развития таможенной деятельности с учетом стратегических решений участников ЕврАзЭС по углублению экономической интеграции и согласованному присоединению к ВТО;
- разработать с учетом положений ГАТТ - ВТО общую методику расчетов таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенные границы государств - членов ЕврАзЭС, и унифицировать таможенную статистику их внешней торговли;
- заключить соглашение об едином порядке регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе о порядке внесения изменений в согласованные списки товаров, подпадающих под экспортный контроль, правилах транзита, согласовании действий органов экспортного и таможенного контроля, единых правилах определения страны происхождения товара;
- в Программе мероприятий Интеграционного Комитета до 2005 года предусмотреть разработку: проектов развития инвестиционного сотрудничества предпринимателей государств - участников ЕврАзЭС в различных сферах, в том числе в сфере высоких технологий; программ международной кооперации промышленного производства; международных программ поддержки малого бизнеса, в том числе с участием Союза производителей и импортеров, объединяющего компании малого и среднего бизнеса (образованного в РФ в 2001 году); предложения по созданию совместных фондов страхования инвестиций и инновационной деятельности;
- с учетом первостепенного значения энергообеспечения при решении проблем международной производственной кооперации и с целью поэтапного создания общего оптового рынка электроэнергии ЕврАзЭС доработать и реализовать единую методику расчетов тарифа за передачу электроэнергии и Протокол о таможенном контроле за ее передачей и транзитом;
- разработать комплексную концепцию присоединения стран ЕврАзЭС к ВТО, которая обосновала бы: сроки присоединения; выбор наиболее перспективных (по параметрам конкурентоспособности) производств и направления их ускоренной интеграции; использование в законотворческом процессе норм и правил ВТО; формы защиты неконкурентоспособных отраслей экономики; пути ускорения реформирования банковской системы; условия развития информационных сетей и использования информационных технологий на основе реализации совместных программ.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия